СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел ...........................................................................................
1.1. Пояснительная записка ............................................................................
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ...................................................................................
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы .................................................................
2. Содержательный раздел .........................................................................
2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий ................................................................................................................
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов ............................
2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся .......................................................................................................
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ......................................................................................
2.5.Программа учебно-исследовательской деятельности…………………
2.6. Программа проектной деятельности учащихся начальной школы…
2.7. Программа коррекционной работы .........................................................
3. Организационный раздел ......................................................................
3.1. Базисный учебный план начального общего образования .....................
3.2. План внеурочной деятельности ................................................................
3.3. Система условий реализации основной образовательной
программы ..............................................................................................................
Пояснительная записка
Необходимость разработки основной образовательной программы (ООП) начальной школы связана с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), призванного обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Данная основная образовательная программа разработана рабочей группой педагогов начальной школы муниципального образовательного учреждения гимназии им. Н.М. Пржевальского города Смоленска в соответствии с особенностями образовательного учреждения, образовательными потребностями и запросами обучающихся, с учётом требований и рекомендаций следующих документов:
Конвенция о правах ребёнка;
Закон РФ «Об образовании» (гл.2,ст.9);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года; зарегистрирован Минюстом России № 15785 от 22 декабря 2009 года);
Рекомендации Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрауки России по использованию примерной основной образовательной программы (Письмо № 03-48 от 16 августа 2010 года);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001г., № 196);
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.; № 19993);
Письмо МО и ПО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.99., № 22/11-12;
Устав гимназии.
Цель реализации ООП начального общего образования - формирование общей культуры обучающихся, их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основными задачами реализации основной образовательной программы являются:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
изучение интересов, возможностей и способностей каждого ученика, создание условий для их проявления и развития через систему выявления, поддержки и сопровождения одарённых детей.
В основе реализации ООП начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на
основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
- проблемно-диалогическую технологию,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Реализация ООП начальной школы позволяет развивать личность учащихся младших классов, сформировать у детей систему опорных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования на следующей ступени обучения.
Данная образовательная программа будет реализовываться в муниципальном образовательном учреждении гимназии им. Н.М. Пржевальского города Смоленска (далее – Гимназии).
Местонахождение Гимназии: Российская Федерация, 214000, город Смоленск, улица Ленина, дом 4.
Основными целями деятельности Гимназии являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ, программ, обеспечивающих дополнительную углубленную подготовку по предметам гуманитарного профиля, адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. На данной ступени со второго класса начинается углубленное изучение иностранных языков.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
С 2011-2012 учебного года обучение в МБОУ гимназии №1 имени Н.М. Пржевальского основывается на концептуальных положениях развивающей системы Л.В. Занкова и Образовательной системы «Школа - 2100». Выбор УМК обусловлен тем, что концепции развивающей системы Л.В. Занкова и Образовательной системы «Школа - 2100» позволяют реализовать в полном объёме стратегическую цель ФГОС – развитие личности ребёнка и соответствуют основным образовательным целям МБОУ гимназии №1 имени Н. М. Пржевальского. Целевые ориентации системы Занкова
Развитие личности ребёнка.
Высокий уровень общего развития личности.
Развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.
Таким образом, впервые в область дидактики была включена личность ученика.
Концептуальные положения системы Занкова
Обучение должно идти впереди развития.
Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью, а не ЗУНы (знания, умения, навыки).
Дидактические принципы Л.В. Занкова
Для наибольшей эффективности процесса общего развития школьников Л.В. Занков разработал дидактические принципы РО (развивающего обучения):
целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;
ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);
обучение на высоком уровне трудности;
продвижение в изучении материала в быстром темпе;
осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности, обращённой на свою деятельность);
принцип единства эмоций и интеллекта, включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
проблематизация содержания (коллизии);
вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
Главная цель «Школы 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
В процессе обучения «Школа 2100» формирует функционально грамотную личность, то есть человека, который:
• обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;
• владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира); • привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; • усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать и сделать этот опыт своим собственным и тем самым заложил основу своей гражданской и национальной самоидентификации; • толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;
• эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;
• способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.
Содержание образования начальной школы реализуется через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира при использовании интегрированных художественно-эстетических курсов на основе деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Реализуется программа в течение четырех лет.
Режим работы Гимназии осуществляется по шестидневной учебной неделе во 2-х - 4-х классах, по пятидневной учебной неделе – в 1-х классах; начало учебных занятий и работы групп продленного дня, продолжительность уроков и перемен между ними определяется на основании решения педагогического совета и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, гигиеническими требованиями к условиям обучения в Гимназии. Учебный год в Гимназии начинается, как правило, с 1 сентября.
Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе - 33 недели. В 1 классе проводятся дополнительные каникулы.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Обучение ведётся в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, гигиеническими требованиями к условиям обучения в Гимназии. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-х классов осуществляется в Гимназии в режиме безотметочного обучения.
Со 2-го класса в Гимназии вводится 5-балльная система отметок. Система состоит из следующих отметок: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно) и «1» (очень плохо). Наполняемость классов
Средняя наполняемость классов – 25 человек, групп продлённого дня – 25 человек. Деление на группы
Со 2-го класса при изучении иностранного языка класс делится на 3 группы. Продолжительность обучения: 4 года. Организация образовательной деятельности
Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.
Количество классов в начальной школе в текущем году – 13. |