Скачать 197.51 Kb.
|
Пояснительная записка Программа занятий внеурочной деятельности «Ручное творчество. Работа с бумагой» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Программа «Ручное творчество. Работа с бумагой» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность показать свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима, т.к. для работы необходим минимум инструментов, а также она легка в обработке. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Основные идеи программы Воспитание и обучение во время проведения занятий кружка осуществляется в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется косвенно, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных идей, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных и практических задач. В основе занятия лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий учащиеся начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть переделаны им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Программа организации внеурочной деятельности средних школьников предназначена для работы с детьми 6 – 7 классов. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у средних школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; системность организации учебно-воспитательного процесса; создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Деятельность учеников направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Занятия по внеурочной деятельности «Ручное творчество. Работа с бумагой» развивают творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Цели программы: 1. Развитие творческих способностей школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. 2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению. 3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного. Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач: развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида; освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по одному академическому часу. Срок реализации программы 1 год. Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы. Технологии обучения: - технология развивающего обучения; - технология проблемного обучения; - игровая технология; - здоровьесберегающие технологии; - проектная технология; - технология разноуровнего обучения; - информационные технологии. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; владеть монологической и диалогической формой речи. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); обобщать (выделять класс объектов по признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать систему универсальных учебных действий; сформировать навыки работы с информацией. Предметными результатами работы являются доступные по возрасту сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставках, конференциях, фестивалях и пр. Методическое обеспечение программы Для реализации программы «Ручное творчество. Работа с бумагой» необходимы следующие условия. Материально-технические: - рабочий кабинет со столами и стульями; - наборы бумаги для занятий. - карандаши, ножницы, канцелярский нож, скрепки, пинцет, клей, линейки, и т.п. - в качестве дополнительного оборудования - компьютер для просмотра и работы соответственно с имеющимися Internet- материалами по различным техникам работы с бумагой. Методические: - инструкционные карты сборки изделий. - образцы изделий; - пояснительные плакаты, схемы и т.п.; - тематическая литература; - интернет сайты по прикладному творчеству. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы» 1. Знание основных базовых форм оригами, квиллинга – умение делать базовые формы. - Высокий уровень – делает самостоятельно. - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей. - Низкий уровень – не может сделать. 2. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами, умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения. - Высокий уровень – делает самостоятельно. - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей. - Низкий уровень – не может сделать. 3. Развитие мелкой моторики рук и глазомера умение правильно вырезать геометрические фигуры, сгибать бумагу для формы. - Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного или согнутого контура с намеченными линиями. - Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца. - Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону. 4. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы. - Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью. - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы. - Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне. 5. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Высокий уровень – может делать самостоятельно: – организовать свое рабочее место, – использовать рационально необходимые материалы, – выполнять аккуратно работы. - Средний уровень – может делать с помощью педагога или товарищей: – организовать свое рабочее место, – использовать рационально необходимые материалы, – выполнять аккуратно работы. Низкий уровень – не может сделать: – организовать свое рабочее место, – использовать рационально необходимые материалы, – выполнять аккуратно работы. Содержание программы кружка «Ручное творчество. Работа с бумагой»
Вводная беседа. Техника безопасности.
Что можно сделать из бумаги. Бумага в современном мире. «Из истории бумаги». Бумага в Древнем мире. Изготовление бумаги в домашних условиях. Изготовление моделей из самодельной бумаги.
Техника «Оригами». Условные обозначения. Базовые формы. Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Оригами из кругов. Киригами – современный вид японского искусства. Основы техники киригами. Изготовление открыток в технике киригами. Модульное оригами. Объёмное конструирование из деталей оригами. Изготовление моделей по модульному оригами. Конструирование птиц сложной формы. Изготовление цветов на основе базовых форм. Симметричное силуэтное вырезание. Образы из треугольных модулей. Создание цветочных композиций. Объёмные изделия из треугольных модулей – нарциссы. Художественные образы из треугольных модулей - тюльпаны. Соединение различных техник в одной работе.
История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Надрезание бахромой, скручивание. Плетение из бумаги. Техника «Квиллинг». Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование моделей из основных форм квиллинга. Основные формы. «Завитки». Конструирование из полоски бумаги. Требования к оформлению коллективной работы. Разработка проекта. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Изготовление цветов на основе базовых форм. Создание цветочных композиций. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
Дополнительные материалы на выбор с сайта Страна Мастеров Изготовление моделей из старых книг. Изготовление сумки, полочки и др. Изготовление изделий из газеты. Плетение корзины. Конструирование архитектурных сооружений из цветной и журнальной бумаги. Аппликация с раздвижкой с использованием журнальной бумаги. Оформление выставочных работ. Показатели эффективности реализации программы
Список литературы Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины./ М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008 Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги. / М.:ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2008. Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97, 64 с. Афонькин С.Ю. и др. “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома», М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ). Букина С. А. «Квиллинг: мастер завитков». Быстрицкая А. «Бумажная филигрань» Быстрицкая А. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс. 2010. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010 Гончар В. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с. Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». Диана Боден "Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг" и др. Каминская Е. А. Поделки из бумаги для начинающих. Ростов-на-Дону, ООО ИД «Владис», 2010. Котаргинова Е. Квиллинг. Бумажная пластика. 2008. Лаврова Т.А. Праздник своими руками. Волгоград, «Учитель», 2009. Материалы II Сибирской конференции “Оригами в учебном процессе”, (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с. Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами», М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений) Проснякова Т. Н Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» http://stranamasterov.ru Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г. Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги./ М.:ОООО ТД «Издательство Мир книги», 2009 Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. «Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: Аким, 98, 64 с. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальной школе. – М.: Просвещение, 1990. Интернет ресурсы. http://stranamasterov.ru www.qillingshop.ru/master-class-01.htm__ |
Дополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на ... | Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации... Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68 | ||
Урок технологии Тема: Работа с бумагой Цели: формировать навыки работы с бумагой в технике оригами; учить выполнять изделие по образцу | Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | ||
Спортивно-образовательная программа ано «Оргкомитет «Сочи 2014» «Дети... Подготовка, организация и поэтапное проведение соревнований школьных команд из детей 10-14 лет | Отделение по дошкольному образованию работает в режиме 12-ти часового... Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя | ||
Конспект урока технологии Класс: 1 «А» Тема: «Работа с бумагой. Оригами»... Закрепить трудовые навыки при работе с бумагой, экономичное расходование материала | Учебника: «Человек и воздух» Тема урока: «Использование ветра. Работа... Знают приёмы работы с бумагой и картоном, правила работы с ножницами, клеем, шаблоном, умеют использовать и применять их в практической... | ||
Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе Тема : Творчество Г.... Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас» Дополнительна образовательная программа «Мир вокруг нас» реализуется для детей 9–11 лет | Детского Творчества «Хибины» г. Кировска» Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы хореографии» для детей 5-6 лет направлена на создание условий... | ||
Дополнительная образовательная программа отделения хореографии «История... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа с тканью и бумагой способствует развитию у детей, с нарушением интеллекта, координированной деятельности различных анализаторов,... | ||
Краткое содержание проекта Проект формирует представление о новом... Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость) являются составляющими списка... | Возможности образовательной области «технология» в развитии младших... Он важен для гармоничного развития всех сил и способностей ребенка, он способен уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность... |