Скачать 60.25 Kb.
|
Дорош Татьяна Станиславовна ГОУСОШ №423,г. Кронштадт Учитель технологии и рисования. Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. Китайская притча Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания Обучение – одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Мы учимся и учим, чтобы существовать и успевать за изменениями в мире. Необходимо учить с «предвосхищением», направленному не в прошлое, а в будущее. Поиск новых форм и альтернативных решений в обучении являет собой непрерывный процесс. Основы формирования общеучебных умений и навыков, становления и развития ученика как личности, закладываются в начальной школе, поэтому именно в этом возрасте необходимо сосредоточение всех усилий на воспитании творческой активности учащихся, без которой невозможно гармоничное развитие личности в дальнейшем. Особую роль в этом воспитании занимают уроки изобразительного искусства в целом и в частности уроки, на которых дети занимаются декоративно-прикладными видами творчества. Это связано с рядом взаимодействующих между собой факторов, а именно: - воспитание патриотических чувств, приобщение к миру прекрасного происходит у ребенка через ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства и побуждает в учениках первые яркие представления о Родине; - декоративно-прикладное искусство обладает познавательной, нравственной и эстетической ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, способствует глубокому воздействию на мир ребенка; - навыки и умение в творческой деятельности, путем создания образов, связанных с историей и культурой нашей Родины, ученики могут получить только на уроках изобразительного искусства. Именно поэтому родная культура, в том числе и декоративно-прикладное искусство, должны стать началом, порождающим личность гражданина нашей страны. Я работаю в «Русской культурологической школе». Концепция нашей школы определяет развитие общеобразовательного учреждения, как школы русской духовной культуры. Современная русская школа в связи с усиливающимися процессами глобализации и регионализации должна решать двуединую задачу: - с одной стороны обеспечивать представителям русского, равно как и другим народам, проживающего в России, уровень обучения, отвечающий мировым образовательным стандартам; - с другой – всемерно сохранять национальную самобытность и способствовать приобщению подрастающего поколения к историко-культурному наследию своего народа. На своих уроках я уделяю большое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры (фото 1). Фото 1. Открытый урок по теме: «Русская матрешка» Ориентиром для определения конечной цели образовательной деятельности русской этнонациональной школы может стать модель гражданина России, включающая в себя следующие основные характеристики1: - формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных начал, воспитание веры, формирование стремления к добротворчеству, нравственных качеств, присущих русскому народу; - культурный кругозор и широту мышления, поскольку для того, чтобы принести реальную пользу для развития экономики социального обустройства, науки, культуры, образования и здравоохранения гражданин должен уметь мыслить глобальными категориями; - знание о России, об общности исторических судеб народов, проживающих на его территории; глубокие представления об историческом прошлом и современном состоянии страны, роли русского и других многочисленных народов в государственном, экономическом, национальном и общекультурном строительстве Российской Федерации. Через уроки декоративно-прикладного творчества обучающиеся учатся понимать значение своих древних корней, связь времен в народном искусстве, место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества в разные времена, приобретают практические навыки (роспись, лепка и т.д.). Помимо уроков дети посещают выставки, участвуют в конкурсах рисунков, выставках «Природа и фантазия», демонстрируют свои поделки, используют возможности художественного пространства Кронштадта и Санкт-Петербурга. Современная педагогическая деятельность предъявляет новые требования к воспитанию детей - воспитывать самостоятельную личность, учитывать и разумно направлять потребности и интересы ребенка, стремиться понять его внутренний мир. Ребятам интересно работать в этих направлениях, а я в свою очередь, очень внимательно отношусь к планированию по темам народного творчества и придаю ему большое значение. Для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству я провела тщательную подготовительную работу: - изучила материалы, касающиеся истории различных народных промыслов; - методы и приемы, используемые при росписи; - изготовила практический материал; Для успешного проведения уроков по декоративно-прикладному искусству поставила перед собой основные цели и задачи: - формирование духовных качеств и эстетического вкуса у детей; - вовлечение ребят в художественно-творческий процесс; - пробуждение фантазии детей для создания собственных необычных композиций росписи; - развитие мелкой моторики рук детей; - обогащение словарного запаса. Основными направлениями в работе являются: - знакомство с работой кистью; - ознакомление с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента различных видов росписи; - знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов; - знакомство с символикой русского декоративного искусства и ее значением; - создание детьми декоративных изделий; -лепка; -изучение русского народного костюма; - изучение вышивки. Для реализации этих задач, я провожу беседы, создаю свои презентации, использую возможности современных интернет-ресурсов. Всю свою работу я строю так, чтобы развитие ребенка было гармоничным. На занятиях решаю обучающие, познавательные и творческие задачи, и направляю свои усилия на: - понимание и осознание прекрасного; - пробуждение потребности созидать и творить; - пробуждение потребности дружить; - отказ от провождения свободного времени за компьютерными играми. Обучению строю от простого к сложному и более интересному, поэтому уже с первого класса начинаю обучать детей методам кистевой росписи. Затем применяю все полученные ими навыки в таких темах, как роспись дымковской игрушки на бумаге и на игрушке из пластилина, гжельская тема, а затем роспись выбранного трафарета посуды, жостовские узоры и роспись подноса из папье-маше, но больше всего детям нравятся уроки на которых мы постепенно подходим к росписи на дереве (фото 2). Фото 2. Работы учеников Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина. Почерк ее обработки самый разный, например, резьба в Сергиевом посаде, Богородском (богородская резьба) и Хотькове, точение с раскраской в Семенове, Хохломе и Городце (фото 3). Фото 3. Работы учеников 3-х классов. Малыши-первоклассники, научившись рисовать простейшие хохломские узоры, с удовольствием расписывают фанерные трафареты. В третьем и четвертом классе мы шаг за шагом изучаем с ребятами Городецкую роспись и итогом становится роспись на доске (фото 4). Фото 4. Работы учеников 4-х классов. Весь процесс обучения предметов декоративно-прикладного искусства сопровождаю образными словами, звучанием народной музыки, песен. Объясняю и показываю детям, что сложные узоры состоят из простейших знакомых частей – прямые и волнистые линии, точки, кружки, кольца. Конечно, на уроках школьники не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми промыслами. Да этого и не требуется. Задача учителя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, научить работать, радоваться успехам других, сопереживать. В итоге я направляю свою деятельность на осуществление своей педагогической мечты. Воспитывать в школьной среде: - ученика, слышащего человека, музыку, пение птиц, дождь, море… - ученика, видящего человека, животных, небо, звезды, цветы… - ученика, мыслящего об истине, человечестве, жизни, добре, красоте… - ученика, говорящего с человеком, обществом, зверьем, миром, собою… - ученика, благодарного человечеству за свое духовное развитие. 1 Программа развития ГОУСОШ № 423 «Концепция развития школы» |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Палех, Хохлома, Жостово, а также таких изделий, как русская... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,... | ||
Содержание Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, сергиево-посадская матрёшка, павлово-посадс | Тема: «В гости к нам пришла Матрешка» Место урока в учебном плане: урок относится к разделу «Чувашское изобразительное искусство» в 5 классе средней школы | ||
Тема урока час Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века | Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема урока: Сочинение «Матрёшка» с элементами описания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» | ||
А. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Лагунова О. К. Литературная регионалистика: русская и русскоязычная проза. Учебно-методический комплекс. Программа для студентов... | ||
Краткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята... Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических... | Русская литература 18 века методические материалы для студентов фж темы рефератов Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. М.,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Каждому русскому, любящему свое отечество, небезразлична русская история. А русская история связана с историей государства Российского... | Рабочая программа по предмету русская литература для 5 класса «Русская литература: Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень / Под ред. М. Г. Ахметзянова.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:... Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник: «Русская речь» 6 класс, авт. Никитина, умк «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь», авт. В. В. Бабайцева,... | ||
Приказ №129 от 14. 08. 2012 г. Рассмотрено руководитель Методического совета Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программой для общеобразовательных учреждений 10-11... | Ахмадуллиной Рафили Рафаиловны 2 квалификационной категории по русской... Учебник: «Русская литература». Учебник-хрестоматия для 6 кл тат сред общеобразоват шк. В двух частях. Автор-составитель М. Т. Ахметзянов.... |