«Русская матрешка»





Скачать 60.25 Kb.
Название«Русская матрешка»
Дата публикации12.07.2014
Размер60.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Дорош Татьяна Станиславовна

ГОУСОШ №423,г. Кронштадт

Учитель технологии и рисования.

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Китайская притча
Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания

Обучение – одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Мы учимся и учим, чтобы существовать и успевать за изменениями в мире. Необходимо учить с «предвосхищением», направленному не в прошлое, а в будущее.

Поиск новых форм и альтернативных решений в обучении являет собой непрерывный процесс. Основы формирования общеучебных умений и навыков, становления и развития ученика как личности, закладываются в начальной школе, поэтому именно в этом возрасте необходимо сосредоточение всех усилий на воспитании творческой активности учащихся, без которой невозможно гармоничное развитие личности в дальнейшем.

Особую роль в этом воспитании занимают уроки изобразительного искусства в целом и в частности уроки, на которых дети занимаются декоративно-прикладными видами творчества.

Это связано с рядом взаимодействующих между собой факторов, а именно:

- воспитание патриотических чувств, приобщение к миру прекрасного происходит у ребенка через ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства и побуждает в учениках первые яркие представления о Родине;

- декоративно-прикладное искусство обладает познавательной, нравственной и эстетической ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, способствует глубокому воздействию на мир ребенка;

- навыки и умение в творческой деятельности, путем создания образов, связанных с историей и культурой нашей Родины, ученики могут получить только на уроках изобразительного искусства.

Именно поэтому родная культура, в том числе и декоративно-прикладное искусство, должны стать началом, порождающим личность гражданина нашей страны.

Я работаю в «Русской культурологической школе». Концепция нашей школы определяет развитие общеобразовательного учреждения, как школы русской духовной культуры. Современная русская школа в связи с усиливающимися процессами глобализации и регионализации должна решать двуединую задачу:

- с одной стороны обеспечивать представителям русского, равно как и другим народам, проживающего в России, уровень обучения, отвечающий мировым образовательным стандартам;

- с другой – всемерно сохранять национальную самобытность и способствовать приобщению подрастающего поколения к историко-культурному наследию своего народа.

На своих уроках я уделяю большое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры (фото 1).



Фото 1. Открытый урок по теме: «Русская матрешка»

Ориентиром для определения конечной цели образовательной деятельности русской этнонациональной школы может стать модель гражданина России, включающая в себя следующие основные характеристики1:

- формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных начал, воспитание веры, формирование стремления к добротворчеству, нравственных качеств, присущих русскому народу;

- культурный кругозор и широту мышления, поскольку для того, чтобы принести реальную пользу для развития экономики социального обустройства, науки, культуры, образования и здравоохранения гражданин должен уметь мыслить глобальными категориями;

- знание о России, об общности исторических судеб народов, проживающих на его территории; глубокие представления об историческом прошлом и современном состоянии страны, роли русского и других многочисленных народов в государственном, экономическом, национальном и общекультурном строительстве Российской Федерации.

Через уроки декоративно-прикладного творчества обучающиеся учатся понимать значение своих древних корней, связь времен в народном искусстве, место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества в разные времена, приобретают практические навыки (роспись, лепка и т.д.).

Помимо уроков дети посещают выставки, участвуют в конкурсах рисунков, выставках «Природа и фантазия», демонстрируют свои поделки, используют возможности художественного пространства Кронштадта и Санкт-Петербурга.

Современная педагогическая деятельность предъявляет новые требования к воспитанию детей - воспитывать самостоятельную личность, учитывать и разумно направлять потребности и интересы ребенка, стремиться понять его внутренний мир. Ребятам интересно работать в этих направлениях, а я в свою очередь, очень внимательно отношусь к планированию по темам народного творчества и придаю ему большое значение.

Для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству я провела тщательную подготовительную работу:

- изучила материалы, касающиеся истории различных народных промыслов;

- методы и приемы, используемые при росписи;

- изготовила практический материал;

Для успешного проведения уроков по декоративно-прикладному искусству поставила перед собой основные цели и задачи:

- формирование духовных качеств и эстетического вкуса у детей;

- вовлечение ребят в художественно-творческий процесс;

- пробуждение фантазии детей для создания собственных необычных композиций росписи;

- развитие мелкой моторики рук детей;

- обогащение словарного запаса.

Основными направлениями в работе являются:

- знакомство с работой кистью;

- ознакомление с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента различных видов росписи;

- знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;

- знакомство с символикой русского декоративного искусства и ее значением;

- создание детьми декоративных изделий;

-лепка;

-изучение русского народного костюма;

- изучение вышивки.

Для реализации этих задач, я провожу беседы, создаю свои презентации, использую возможности современных интернет-ресурсов.

Всю свою работу я строю так, чтобы развитие ребенка было гармоничным.

На занятиях решаю обучающие, познавательные и творческие задачи, и направляю свои усилия на:

- понимание и осознание прекрасного;

- пробуждение потребности созидать и творить;

- пробуждение потребности дружить;

- отказ от провождения свободного времени за компьютерными играми.

Обучению строю от простого к сложному и более интересному, поэтому уже с первого класса начинаю обучать детей методам кистевой росписи. Затем применяю все полученные ими навыки в таких темах, как роспись дымковской игрушки на бумаге и на игрушке из пластилина, гжельская тема, а затем роспись выбранного трафарета посуды, жостовские узоры и роспись подноса из папье-маше, но больше всего детям нравятся уроки на которых мы постепенно подходим к росписи на дереве (фото 2).



Фото 2. Работы учеников

Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина. Почерк ее обработки самый разный, например, резьба в Сергиевом посаде, Богородском (богородская резьба) и Хотькове, точение с раскраской в Семенове, Хохломе и Городце (фото 3).



Фото 3. Работы учеников 3-х классов.

Малыши-первоклассники, научившись рисовать простейшие хохломские узоры, с удовольствием расписывают фанерные трафареты. В третьем и четвертом классе мы шаг за шагом изучаем с ребятами Городецкую роспись и итогом становится роспись на доске (фото 4).



Фото 4. Работы учеников 4-х классов.

Весь процесс обучения предметов декоративно-прикладного искусства сопровождаю образными словами, звучанием народной музыки, песен. Объясняю и показываю детям, что сложные узоры состоят из простейших знакомых частей – прямые и волнистые линии, точки, кружки, кольца. Конечно, на уроках школьники не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми промыслами. Да этого и не требуется. Задача учителя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, научить работать, радоваться успехам других, сопереживать.

В итоге я направляю свою деятельность на осуществление своей педагогической мечты.

Воспитывать в школьной среде:

- ученика, слышащего человека, музыку, пение птиц, дождь, море…

- ученика, видящего человека, животных, небо, звезды, цветы…

- ученика, мыслящего об истине, человечестве, жизни, добре, красоте…

- ученика, говорящего с человеком, обществом, зверьем, миром, собою…

- ученика, благодарного человечеству за свое духовное развитие.



1 Программа развития ГОУСОШ № 423 «Концепция развития школы»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Русская матрешка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Палех, Хохлома, Жостово, а также таких изделий, как русская...
«Русская матрешка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,...
«Русская матрешка» iconСодержание
Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, сергиево-посадская матрёшка, павлово-посадс
«Русская матрешка» iconТема: «В гости к нам пришла Матрешка»
Место урока в учебном плане: урок относится к разделу «Чувашское изобразительное искусство» в 5 классе средней школы
«Русская матрешка» iconТема урока час
Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века
«Русская матрешка» iconКонспект урока русского языка в 3 классе. Тема урока: Сочинение «Матрёшка» с элементами описания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26»
«Русская матрешка» iconА. С. Пушкин в творчестве Ю. Н. Тынянова
В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой...
«Русская матрешка» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лагунова О. К. Литературная регионалистика: русская и русскоязычная проза. Учебно-методический комплекс. Программа для студентов...
«Русская матрешка» iconКраткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята...
Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических...
«Русская матрешка» iconРусская литература 18 века методические материалы для студентов фж темы рефератов
Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. М.,...
«Русская матрешка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждому русскому, любящему свое отечество, небезразлична русская история. А русская история связана с историей государства Российского...
«Русская матрешка» iconРабочая программа по предмету русская литература для 5 класса
«Русская литература: Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень / Под ред. М. Г. Ахметзянова....
«Русская матрешка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:...
Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии
«Русская матрешка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник: «Русская речь» 6 класс, авт. Никитина, умк «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь», авт. В. В. Бабайцева,...
«Русская матрешка» iconПриказ №129 от 14. 08. 2012 г. Рассмотрено руководитель Методического совета
Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программой для общеобразовательных учреждений 10-11...
«Русская матрешка» iconАхмадуллиной Рафили Рафаиловны 2 квалификационной категории по русской...
Учебник: «Русская литература». Учебник-хрестоматия для 6 кл тат сред общеобразоват шк. В двух частях. Автор-составитель М. Т. Ахметзянов....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск