Скачать 0.78 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ ДПО «МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ» ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации МУРМАНСК 2013 Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры Автор-составитель Т.В. Широкоград, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, оказывающих услуги дополнительного образования: Методические рекомендации / Автор-составитель Т.В. Широкоград. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2013. - 69 с. В издании представлен опыт сетевого взаимодействия в образовательных организациях Мурманской области. Адресовано руководителям и педагогам образовательных организаций Мурманской области, оказывающих услуги дополнительного образования обучающимся. © ГБОУДПО «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры», 2013 © Широкоград Т.В., 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 4 Глава I. Процесс формирования сетевого взаимодействия образовательных организаций 9 Глава II. Опыт организации сетевого взаимодействия в образовательных организациях Мурманской области 23 Литература 68 ВВЕДЕНИЕ Одной из актуальнейших проблем развития образования является формирование образовательных сетей (ОС) образовательных учреждений (организаций), цель которых – создание условий для повышения доступности и качества образования. Сетевая организация – это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети – значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы. Деятельность сетевой организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов иных учреждений. Сетевая организация – это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой. Основной принцип сетевой организации - принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. Основные свойства сетевой организации: 1. Форма. Горизонтальное взаимодействие: максимальное число связей, многоначалие, включение любого числа объектов. В основе формирования сетевой организации муниципальной методической службы может быть использован вариант матричной структуры. Матричная структура предполагает одновременное выполнение участниками сетевой организации нескольких проектов и потому включающей одновременно несколько проектных руководителей при наличии руководителя постоянного субъекта сетевой организации. Все проектные группы действуют в рамках общей среды и единого информационного поля. В результате происходит «наложение» специально созданных временных целевых групп на постоянные субъекты сетевой организации, начинает выстраиваться взаимодействие. Основополагающим принципом матричной структуры является не совершенствование деятельности отдельных постоянных субъектов сетевой организации, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы. Достоинствами матричной структуры являются: - интеграция различных видов деятельности сетевой организации в рамках реализуемых проектов; - получение высококачественных результатов по большому количеству проектов; - усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его промежуточные результаты; - достижение большей гибкости и скоординированности работы, быстрое реагирование матричной структуры на изменение внешней среды; - преодоление внутриорганизационных барьеров, не мешая при этом развитию специализации каждого постоянного субъекта сетевой организации. Главным принципом формирования матричной структуры является развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями постоянных субъектов сетевой организации. Состав сетевой организации отличается постоянным изменением количества субъектов, которое определяется в соответствии с решением конкретной проблемы. Максимальная степень структурной гибкости переводит эту гибкость из статуса количественной в статус качественной характеристики сетевой организации. Лидер в сетевой организации — любой человек или группа, являющаяся носителем интеллектуального, финансового, материального, коммуникативного, экспертного или иного ресурса, актуального и важного для работы в данное конкретное время. Другим необходимым условием лидерства является готовность субъекта сетевой организации к использованию своего ресурса для достижения общих целей работы (параллельно с реализацией собственных целей). Система лидерства в сетевой организации соответственно имеет изменяющийся характер, что определяется изменяющимся сочетанием ресурсов. 2. Процессы. Ориентированность на результат: мобильность перегруппировки, краткосрочность существования, консенсусные процедуры. 3. Управление. Использование «слабых» связей: частичное лидерство, аутсорсинг (использование внешних ресурсов). Общими положениями управления в сетевой организации, основанной на горизонтальных связях, являются: - децентрализация. В сетевой организации не один центр, а несколько равноправных центров, отличающихся лишь разным наличием ресурсов и механизмов реализации решений; - «организация без границ», т.к. не имеет структурных подразделений внутри себя, представляет единую команду; преодоление рамок узких специальностей и профессиональных ролей; возможность совмещения работ в разных организациях или разных частях одной организации, частичное снятие также границ между формальными деловыми и неформальными человеческими отношениями; - менеджмент «без контроля»: менеджер «координирует, не командуя», выстраивает эффективные контакты с теми людьми и организациями, которые не может контролировать (они ему не подчинены), но на которые он способен влиять. 4. Внутренняя сущность. Владение потоками информации: широкая специализация, информация – основной актив, децентрализация информационных потоков. Новый тип отношений и организации деятельности в современных условиях - сетевая организация труда - порождает новые явления, которые пронизывают различные стороны взаимоотношений в сегодняшнем мировом сообществе, и в целом становится совершенно очевидно, что эта деформация - явление мирового масштаба. Сетевая организация обеспечивает полноту действий, необходимых для достижения поставленных целей; согласованность связей между всеми субъектами сетевого взаимодействия; реализует дифференцированный подход к работе с педагогическими и руководящими кадрами в соответствии с их информационными и профессиональными потребностями. И в этом смысле сети в образовательном пространстве выступают как механизм объединяющей, интеграционной политики. 5. Повышение профессионального уровня педагога в условиях сетевого взаимодействия. В современных условиях модернизации российского образования, которая характеризуется с одной стороны существенным обновлением содержания и методик обучения, а с другой - стандартизацией образования, невозможно обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки педагога, используя лишь потенциал муниципального методического учреждения в условиях ограниченности его ресурсов – недостаточное финансирование, небольшое количество штатных единиц. Традиционное содержание методической работы на муниципальном уровне: организация педагогических чтений, научно-практических конференций, «круглых столов» по темам, над которыми работают педагоги; представление на открытых семинарах инновационного опыта работы образовательных учреждений на настоящем этапе развития образования не может считаться достаточным для удовлетворения все возрастающих потребностей педагогической общественности. В то же время участие педагогов в реализации приоритетных задач развития образования, таких как инновационная деятельность образовательного учреждения, информатизация и профилизация образования, неизменно ведет к повышению профессиональной компетентности педагога. Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию. В соответствии с этим многие ученые уделяют внимание изучению проблемы самоактуализации педагога в условиях современной образовательной парадигмы. Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Механизмом повышения профессионального уровня педагога сегодня становится модель сетевого взаимодействия. Принцип сочетания индивидуального и коллективного, как показывает практика, позволяет обеспечить непрерывность профессионального образования педагога и как следствие повысить качество образовательной услуги муниципалитета. В свою очередь создание системы опорных школ, ресурсных центров - лидеров муниципального образования в решении приоритетных задач развития образования - позволяет одновременно разрабатывать несколько проблемных тем, в которых заинтересовано образование муниципалитета на определенном этапе развития. На базе каждой опорной площадки складывается рабочая группа из педагогов различных образовательных учреждений города. Участвуя в работе сетевой организации, педагоги разрабатывают методическую тему, заявленную опорной площадкой, и создают конкретный продукт, тем самым создаются условия для повышения квалификации педагогов, для формирования их исследовательской культуры. ГЛАВА I. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Сетевое взаимодействие - один из главных ресурсов развития муниципальной системы образования, поскольку оно позволяет выявить скрытый, или еще не востребованный, или не реализовавшийся в иных условиях инновационный потенциал, транслировать его на всю систему, активизировать процессы развития и саморазвития субъектов сети в организационном, содержательном, технологическом и управленческом аспектах. Образовательные сети могут быть представлены как совокупность взаимодействующих между собой образовательных организаций различного типа, реализующих разнообразные сетевые образовательные программы, проекты и др. При этом необходимо различать четыре, фактически параллельно, текущих процесса: 1) процесс формирования сетевого взаимодействия образовательных организаций (реального и виртуального); 2) создание систем управления сетевым взаимодействием; 3) технология коммуникации образовательных организаций, в ходе которой реализуется образовательный процесс, проекты и др.; 4) технология формирования новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников сетевого взаимодействия. Эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для выявления содержания этих технологий как алгоритмов деятельности по решению поставленной задачи мы рассмотрим их в качестве самостоятельных феноменов. Обратимся к табл. 1. Представленная таблица демонстрирует, что все указанные технологии являются частью друг друга, тесно переплетаясь между собой. Так, в рамках формирования сетей ОУ (первой технологии) наиболее значимым является создание управленческих структур (вторая технология); все это сопровождается коммуникативной деятельностью, собственно говоря, в ходе которой реализуются указанные первые технологии, кадровым обеспечением которых является технология формирования новых профессиональных стереотипов педагогов и управленцев-участников сетевого взаимодействия. Таблица 1 Содержание технологий сетевого взаимодействия ОУ
Составной частью формирования сетей образовательных учреждений является технология создания систем управления сетевым взаимодействием, которая включает следующие этапы:
На первом этапе данного алгоритма решаются задачи, связанные с вопросом выбора содержания деятельности сети (т. е. вопроса: «Какие задачи решаются сетью?»). В этом случае определяется модель будущей сети: адаптивная, модель использования внешних ресурсов, ситуационная, модель партнерских взаимоотношений, сетевого взаимодействия. Исходя из этой модели, ставятся задачи, связанные с проведением либо отдельных образовательных событий, либо поддержки авторских проектов, либо создания открытого доступа для аккумулирования и использования инновационных разработок, реализации сетевых образовательных программ, либо поддержки сетевых форм организации образования. В рамках этапа, связанного с выявлением проблем, стоящих перед сетями и постановкой задачи разработки модели управления определяется тип предполагаемой модели управления – от школьной, в чистом виде, и смешанной до ситуационной, сетевой, объединяющей лидерские внутришкольные модели управления, сетевой, в чистом виде. В этом случае формами новой организационной структуры могут быть управленческо-педагогические команды школ (школьные модели), сетевые управленческо-педагогические команды. УПК есть вид коллегиального органа управления, совмещающего административно-управленческую и профессионально-педагогическую деятельность, решающего задачи сетевого взаимодействия образовательного учреждения. В зависимости от преимущественной модели управления сетевым взаимодействием ОУ формируются различные УПК (см. табл. 2). Таблица 2 Характеристика управленческо-педагогических команд
При формировании организационной структуры управления сетью как целостной совокупности управляющей и управляемой подсистем, составляющих их звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления необходимо учитывать специфические характеристики сетевого взаимодействия: 1. Управленческие:
2. Организационные:
Рассматривая в иерархии целостную систему управления, остановимся на двух моделях управления сетевым взаимодействием: школьной и сетевой. Первая модель практически совпадает с любой из пяти ведущих моделей управления образовательным учреждением. Так, структурно-функциональная модель внутришкольного управления включает такие основные элементы: 1) цели внутришкольной сети; 2) уровни управления; 3) совокупный субъект управления каждого уровня; 4) содержание деятельности субъектов управления; 5) их взаимосвязи; 6) критерии эффективности управленческого труда. Основу данной модели могут составлять четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса, чья деятельность будет распространяться и на формируемую при ОУ сеть: членов совета школы, директора, его заместителей по учебно-воспитательной работе, учителей, общественных организаций и, главное, учащихся, а также органов ученического самоуправления. Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали. Возможен альтернативный вариант, при котором будет, в рамках проектной модели управления, создан новый орган управления – управленческо-педагогическая команда, которая бы решала вопросы сетевого взаимодействия. В этом случае по вертикали и по горизонтали возможна специализация распределения основных функций при их одновременной интеграции; четкое определение количества труда, необходимого для обеспечения сетевого учебно-воспитательного процесса. Такая модель представляет демократическую систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления; определяет баланс задач всех органов со структурой целей, оптимизацию соответствия между задачами, полномочиями и ответственностью органов управления. Система управления в реальных сетях, к примеру, сельских школ, чаще всего, в настоящее время, носит в большей степени административный характер. Руководители ОУ создают различные органы управления, иногда в которые входят члены педагогических коллективов «сетевых узлов». На наш взгляд, наиболее оптимальной является система управления сетью, которая формируется из УПК «узлов сети», т. е. школ-лидеров в определенном направлении сетевого взаимодействия, которые по согласованию делегируют представителей в совет сети, обладающий «законодательной властью», безусловно, при согласовании с руководителями участвующих в сети организаций. Реальная схема управления все же будет проще. При каждом подразделении органа управления сетью будет функционировать совет, работающий на общественных началах. В состав Советов входят представители образовательных учреждений по соответствующим направлениям. Так, при отделе (секторе) воспитания может существовать Совет руководителей воспитательных центров сети, при отделе аттестации целесообразны два подразделения: аттестационная комиссия и Совет руководителей диагностических центров. Отдел (сектор) дополнительного образования может иметь несколько общественных структур: Совет руководителей центров спортивно-массовой работы, Совет по художественному, музыкальному воспитанию и др. Большое место в деятельности отдела по работе с ДОУ может играть Совет руководителей Центров дошкольного образования. В процессе деятельности сети необходимо психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение их деятельности. Алгоритм реализации научно-методического сопровождения сетевого взаимодействия ОУ со стороны координирующего центра включают следующие этапы: 1. Создание потенциала взаимодействия:
2. Усиление влияния потенциала взаимодействия:
3. Распространение влияния эффективных форм взаимодействия на систему образования:
4. Легитимация форм и субъектов взаимодействия в системе образования:
В процессе следующего этапа формирования систем управления является задача определения функционала органов управления сетью в рамках сетевых образовательных программ, создание которых и является специфическим признаком высокой степени сформированности сети в целом, что обусловливает необходимость выделения и рассмотрения в качестве самостоятельного педагогического феномена. Специфика различных сетевых образовательных программ связана с формами их проектирования и реализации в рамках соответствующих ОС:
Таким образом, формирование и реализация сетевых образовательных программ позволяет определить специфическую черту ОС – организацию образовательных услуг для обучающихся различных ОУ с целью повышения их качества, доступности и эффективности. При формировании сетевой образовательной программы (СОП) идет реальное распределение управленческого функционала между участниками сети. Реально это возможно сделать при составлении сетевой карты образовательных услуг, где каждое ОУ определяет свои возможности в области предоставления информации, конкретных образовательных услуг, ресурсного обеспечения, а также потребностей школьников своего учреждения. На основании этой карты возможно выделение еще не проявленных потребностей детей, возможностей всех ОУ, определение потенциальных «узлов связи», а также составление сетевых образовательных маршрутов детей. Сегодня в практике сетевого взаимодействия можно выделить следующие формы:
Под сетевыми образовательными программами понимается содержательное и организационное обеспечение реализации индивидуального (группового) образовательного маршрута в соответствии с образовательным заказом. На практике сегодня сетевой подход к образовательным программам характеризуется взаимодействием разных типов учреждений и структур, обеспечивающим образовательный заказ и распределение функций и полномочий при реализации программ. Например, выделяются структуры, занимающиеся анализом образовательных потребностей, консолидацией образовательных ресурсов, разработкой нового типа услуг, их маркетингового сопровождения и т.д. Сетевой подход может быть реализован и в рамках одного учреждения. Например, «Профильные группы внутри школы». Школа, исходя из своих ресурсов, выбирает несколько профилей и формирует образовательные программы для каждого из них; эта форма предоставляет большие возможности для индивидуализации образовательных услуг, которые получает учащийся. Или вариант с привлечением ресурсов дистанционного образования. Школа, исходя из своих ресурсов, выбирает несколько профилей и формирует образовательные программы для каждого из них. При этом реализация части профильных курсов строится на основе дистантного обучения или курсов-погружений, ради освоения которых организуется разовый подвоз преподавателей или учащихся. На наш взгляд, не проработанным остается вопрос о том, какие разные по типу ресурсы могут лечь в основание для разработки содержания таких программ. Сетевые образовательные программы нашли применение в области организации профильного обучения и дополнительного профессионального образования. Сетевые проекты являются одной из распространенных форм деятельности сети. Под конкретные задачи и проблемы, возникает соорганизация держателей разнотипных ресурсов и планомерная совместная деятельность с распределением труда для достижения конкретных результатов. Задачи развития территории (решения социокультурных задач) с привлечение ресурсов системы образования могут быть решены именно за счет такой формы организации деятельности. Сетевые образовательные события – концентрированная образовательная форма, представленная в практике Школами, Академиями, Ассамблеями, конференциями, фестивалями и т.д. Такие мероприятия проводятся усилиями ряда организаций и позволяют адекватно соединять целый комплекс задач (например, задачи образовательной политики, формирования профессионального сообщества, проявления инновационного потенциала, разнопозиционной экспертизы инновационных разработок и т.д.). Сетевые экспериментальные, аналитические, мониторинговые исследовательские программы, как форма деятельности сети возникли в ответ на задачу разработки и внедрения программ изменения содержания образования на федеральном и региональном уровне. Широкомасштабные эксперименты потребовали серьезного анализа потенциала для разработок, результатов апробации. Программы возникли как «сверху», так и инициативно. Разработка и реализация такой программы удерживается за счет разработнических семинаров, наличия единых информационных каналов, мероприятий по презентации и экспертизе результатов, общей инструментальной базы. Сетевые структуры/организации. В последнее время в региональных системах образования проявились группы, начинающие решать задачи развития системы на разных уровнях:
Деятельность таких групп является многосторонней и требует специального организационного оформления. В практике общего образования в ряде регионов стали появляться сетевые организации, как правило, имеющие форму автономных некоммерческих организаций, некоммерческих ассоциаций, фондов, товариществ. В деятельности этих организаций переплетены все представленные выше, формы сетевого взаимодействия, которые реализуются за счет координации усилий членов – партнеров самой сетевой организации (например, пилотных площадок, школ-лабораторий и т.д.) и представителей других сетевых организаций или организованностей. На основании анализа опыта организации сетевых форм в образовании (прежде всего в опыте дистанционного образования) можно выделить следующие основные формы:
Ассоциация – «объединение на договорной основе нескольких предприятий с целью совершения конкретных сделок, прибыль или убытки от которых члены ассоциации делят пропорционально вложенному капиталу». В образовании форма Ассоциации используется при объединении ресурсов нескольких образовательных учреждений. Ассоциативное образование (ассоциация) позиционируется как сеть, т.е. когда группа юридических лиц предоставляет ресурсы (услуги) в рамках ассоциативного соглашения. В целом, причина такого позиционирования осознаются, прежде всего, в том, что одна организация не может удовлетворить потребности своих клиентов (членов), поэтому прибегает к соглашению, основной смысл которого – объединение ресурсов в рамках соглашения и предоставление ассоциированных ресурсов всем своим пользователям или членам. |
Методические рекомендации по разработке программ предпрофильных элективных Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры | Программа XI южно-Российской межрегиональной научно-практической... Гбоу дпо ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | ||
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» | Особенности проявления доверия в малой группе Ведущая организация – гоу дпо «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» | ||
Личностные детерминанты динамики принятия других в условиях обучения в военном вузе Гоу дпо «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» | Реферат Формирование универсальных учебных действий средствами предмета «Математика» Гбоу дпо «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» | ||
«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной... Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки... Томский областной институт повышения квалификации приглашает учителей и преподавателей предметов естественно-математического цикла... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гбоу дпо ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовка работников образования | Программа деятельности стажерской площадки повышения квалификации.... Учебно–методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми ресурсами» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным... | ||
2007 Обзор информационных ресурсов сети Интернет Государственное образовательное учреждение дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Пермский областной... | Самарская епархия русской православной церкви Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Программа курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская... Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики | Выступления Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | ||
1. Настоящее Положение об областной олимпиаде по журналистике «Информационная... Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | Образовательная программа Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования |