Скачать 304.27 Kb.
|
На правах рукописи______________ СИДОРЕНКОВА Ирина ИвановнаОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ Специальность 19.00.05 – «Социальная психология»(психологические науки) АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата психологических наук Ростов-на-Дону2007 Работа выполнена в отделе послевузовского образования гуманитарных и социальных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Скрипкина Татьяна Петровна Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Котова Изабелла Борисовна;кандидат психологических наук, доцент Зинченко Елена Валерьевна Ведущая организация – ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Защита состоится 27 октября 2007 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростова-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан 26 сентября 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. За последние пятнадцать лет за рубежом значительно повысился интерес к изучению доверия в организациях. Доверие попало в фокус пристального внимания представителей разных дисциплин: социальная и организационная психология, экономика, социология, менеджмент. Это связано с тем, что доверие расценивается в качестве одной из форм социального капитала в организациях, одного из важных факторов эффективности внутренней и внешней деятельности организаций. В отечественной психологии и смежных с ней дисциплинах доверие в общеорганизационном и групповом контекстах изучается, к сожалению, значительно в меньшей степени, чем за рубежом. Актуальность доверия в индустриально развитых странах определяется необходимостью повышения конкурентоспособности организаций на основе предоставления полномочий командам и отдельным сотрудникам, автономии власти подразделений компании, активного сотрудничества между командами, группами и др. [Переверзева И.А., 2000; Eisenhardt K., 1989; Granovetter M.S., 1985; Hill C.L., 1990 и др.]. В литературных источниках затрагиваются разные вопросы проявления и формирования доверия в организации [Роббинз С.П., 2006; Шо Р.Б., 2000; Hazan C. & Shafer P., 1987; Holmes K., 1991 и др.]. Особое внимание уделяется рабочим группам и командам, так как они превалируют в организациях и имеют важное значение для их членов, играют ключевую роль в современной конкурентоспособности организации. Кроме того, малая группа расценивается как микромодель организации, на которой можно отрабатывать разные вопросы доверия по организации в целом. В исследованиях прямо или косвенно рассматривается доверие в связи с разными аспектами жизнедеятельности групп: с производительностью группы, кооперативным поведением членов группы, сплоченностью группы, статусными отношениями в группе, адаптацией новичков в группе, развитием группы [Балуцкий И.В., 2006; Роббинз С.П., 2006; Aubert B.A. & Kelsey B.L., 2003; Bain P.L., Mann L. & Pirola-Merlo A., 2001 и др.]. Несмотря на прогрессивно возрастающее количество публикаций, посвященных доверию, есть ряд серьезных проблем, требующих своего решения. Во-первых, исследовательская область доверия в организации характеризуется разнородностью и несогласованностью, отсутствием единого взгляда на природу доверия, что обусловлено ее сложной и многоплановой природой. Особое значение приобретает представление о доверии как многомерном конструкте, которое обычно редуцируется к двухкомпонентной структуре доверия, включающей в себя когнитивно-оценочный и аффективный компоненты. Однако такой подход к трактовке доверия не обеспечивает создание той рамки, которая позволила бы вместить в себя разные представления о сути доверия. Во-вторых, в социальной и организационной психологии феномен доверия к другим в группе исследован гораздо меньше, чем иные феномены, такие как сплоченность, совместимость и сработанность, идентификация, референтность и др. Кроме того, результаты эмпирических исследований доверия в группах иногда оказываются противоречивыми, что является следствием разной трактовки доверия и смешения разных граней этого феномена. Таким образом, одна из важных проблем заключается в отсутствии систематизированного взгляда на многогранную природу доверия к другим. В связи с этим разработка многомерных моделей доверия в группе является актуальной задачей современной психологической науки. Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и эмпирически проверить многомерную модель проявления доверия в малой группе. Объект исследования – малая группа в организации. Предмет исследования – уровни и виды проявления доверия в малой группе. Гипотезы исследования: 1. Относительно каждого субъекта групповой активности (индивид, подгруппа, группа) может существовать определенный уровень проявления доверия, а в разных сферах социальной активности субъектов (поступки, коммуникация, деятельность) могут иметь место определенные виды проявления доверия. 2. Доверие может проявляться разным образом в группе в целом и в социально-психологической структуре группы (т.е. в неформальных подгруппах и среди не включенных в них членов, в связях между ними). 3. Внутри подгрупп может существовать взаимосвязь между некоторыми уровнями проявления доверия (межличностным доверием, доверием к подгруппе и доверием к группе), а в группе в целом уровни проявления доверия могут определяться доверием между неформальными подгруппами, между отдельными представителями подгрупп и не включенными в них членами. Задачи исследования. 1. Теоретические: 1.1. Обобщить существующие точки зрения относительно природы доверия в организациях на основе анализа зарубежных и отечественных публикаций. 1.2. Проанализировать исследования в области социальной и организационной психологии, посвященные доверию в малых группах. 1.3. Определить теоретико-методологические основания и на их основе разработать многомерную модель доверия в малых группах. 2. Методические: 2.1. Разработать методики изучения уровней и видов проявления доверия в малых группах. 2.2. Апробировать исследовательские методики на практике. 2.3. Провести оценку надежности и валидности исследовательских методик. 3. Эмпирические: 3.1. Выявить характер представленности неформальных подгрупп в малых группах. 3.2. Изучить и сопоставить проявление уровней и видов доверия в малых группах. 3.3. Определить взаимосвязь уровней доверия в малых группах. Методологические и теоретические предпосылки исследования. В качестве методологической предпосылки использовался системный подход, позволяющий понять сущность, строение системы. В области этого подхода рассматривались труды известных методологов [Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В., 1998; Садовский В.Н., 1973, 2001; Титов С.А., 1991; Юдин Э.Г., 1978], раскрывающие содержание и основные принципы этого подхода (принципы целостности, структурности, иерархичности). Теоретическими предпосылками выступили зарубежные и отечественные концепции доверия и малой группы. В области доверия важными ориентирами выступили целостная концепция психологии доверительных отношений личности [Скрипкина Т.П., 1997, 2002, 2006]; концепция императивов доверия [Шо Р.Б., 2000]; исследования, посвященные разным аспектам проявления доверия в организации [Holmes K., 1991; Rousseau D.M., Sitkin S.B., Burt R.S., 1988; Kramer R.M., 1996, 1998, 1999 и др.]. В области малых групп опора делалась на микрогрупповую концепцию [Сидоренков А.В., 2003, 2004, 2006]. Важную роль для осмысления и сравнения понятий «малая группа» и «команда» сыграли работы социальных и организационных психологов [Донцов А.И., 1979, 1984, 1997; Петровский А.В., 1978, 1979; Уманский Л.И., 1975, 1977; Роббинз С.П., 2006; Devine D.J., Clayton l.D., Philips J.l., 1999; Field R.H., 1998; Kelsey B.L., 1999 и др. ]. Организация и основные этапы исследования. Изучение диссертационной темы проводилось в 3 этапа. Первый этап (2004-2005 гг.) – предварительное осмысление некоторых идей и определение общего замысла концептуальной модели доверия в группе, подбор и разработка исследовательских методик и планирование эмпирической части работы. Второй этап (2005–2006 гг.) – проведение эмпирического исследования на малых группах в организациях. Третий этап (2006–2007 гг.) – обработка и обобщение результатов эмпирического исследования, их теоретическое осмысление, окончательная разработка многофакторной модели доверия в группе, написание статей, научно-методических рекомендаций, тезисов докладов к конференциям, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации. Методы и методики исследования. Для решения эмпирических задач использовались «Формализованный метод определения неформальных подгрупп в малой группе» и авторские опросники: «Методика изучения межличностного доверия в малой группе (по количеству и направлению выборов)», «Методика изучения межличностного доверия в малой группе (по степени проявления)», «Методика изучения доверия к подгруппе/группе». Характеристика выборки. Эмпирический объект исследования – 22 малые контактные группы в организациях разных отраслей и форм собственности. Общая численность испытуемых составила 255 человек. Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Дано систематизированное описание существующих за рубежом и в нашей стране подходов к пониманию сущности доверия и аспектов его изучения в организациях и малых группах. Предложено новое видение особенностей проявления доверия в группе как многомерного конструкта. Выделены критерии и на основе их описаны разные типологии доверия: уровни доверия (межличностное доверие, доверие к подгруппам, доверие к группе) и виды доверия (конфиденциально-охранительное, информационно-инфлюативное, деятельностно-совладающее). Разработана, теоретически обоснована и эмпирически проверена девятифакторная модель проявления доверия в малой группе, включающая девять совмещенных измерений доверия. Показано, что каждая из них включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий. Выявлены закономерности проявления уровней и видов доверия по группе в целом и в социально-психологической структуре группы, т.е. внутри неформальных подгрупп и в связях между ними. Доказано, что показатели проявления доверия по группе в целом дают слишком обобщенную и не дифференцированную картину, а потому необходимо принимать во внимание показатели проявления доверия между подгруппами, а также проявления доверия внутри подгрупп и в совокупности «самостоятельных» членов группы. Установлены особенности взаимосвязи уровней доверия внутри подгрупп, а также влияния доверия между неформальными подгруппами, между отдельными представителями подгрупп и «самостоятельными» членами на проявление доверия по группе в целом. Практическая значимость исследования определяется тем, что наработанные в нем методы, полученные результаты и сделанные выводы могут быть применены в разных сферах общественной практики для более эффективного исследования доверия в малой группе и управления доверием. В области психодиагностики разработаны компактные, надежные и валидные методики изучения уровней и видов доверия в группе в целом и в социально-психологической структуре группы. Эти методики встроены в компьютеризированную систему «Комплексная социально-психологическая диагностика группы», которая обеспечивает автоматизацию процедуры диагностики, обработки результатов, постановки диагноза и интерпретации и, на этой основе, значительное повышение точности результатов и снижение трудоемкости обработки и представления данных. В области организационно-психологического воздействия появляется возможность более целенаправленно и избирательно относиться к проявлению доверия в малой группе, т.е. с учетом уровней и видов проявления доверия по группе в целом и в социально-психологической структуре группы. Установленные в диссертационном исследовании закономерности позволяют дифференцированно подходить к группам с разным профилем работы в организациях различных отраслей и форм собственности и на основе этого строить адекватные конкретной группе программы развития доверия в группе. Положения, выносимые на защиту. 1. В зависимости от субъектов групповой активности (индивид, подгруппа, группа), выступающих объектом доверия, имеются три уровня проявления доверия: межличностное доверие, доверие к подгруппе, доверие к группе. В зависимости от сфер социальной активности субъектов (поступки, коммуникация, деятельность) существует три вида проявления доверия: конфиденциально-охранительное, информационно-инфлюативное, деятельностно-совладающее. Каждый уровень доверия выражается в трех видах проявления доверия. 2. В группе в целом и внутри неформальных подгрупп наиболее сильно выражено доверие к подгруппам, а менее выражено – межличностное доверие (по группе в целом и в подгруппах) и доверие к группе (в подгруппах) по всем видам доверия. Межличностное доверие по всем видам более сильно проявляется внутри неформальных подгрупп, чем по группе в целом. 3. Внутри неформальных подгрупп сильнее выражена взаимосвязь межличностного доверия и доверия к подгруппам, менее выражена взаимосвязь между доверием к подгруппам и доверием к группе и отсутствует связь между межличностным доверием и доверием к группе. По группе в целом межличностное доверие и доверие к группе определяются доверительными отношениями между подгруппами, между представителями подгрупп и не включенными в них членами. Достоверность полученных результатов. Степень достоверности результатов проведенного исследования достигнута посредством теоретико-методологической обоснованности общего замысла исследования, высокой степенью согласованности всех составляющих частей работы. Достоверность исследования обеспечена надежными и валидными методами эмпирического исследования, достаточным объемом выборки, применением методов математической статистики. Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на Межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» (Санкт-Петербург, 2006), IV Всероссийском съезде Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, 2007). Результаты диссертационного исследования используются в ЗАО ПФК «Транш» и ОАО АКБ «Донактивбанк» (г. Ростов-на-Дону) в целях повышения групповой эффективности. Публикации. Автор имеет 11 научных работ, в том числе 6 по теме диссертации общим авторским объемом 2,3 п.л. Из них 3 статьи (1 – в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикаций материалов кандидатских диссертаций), 1 научно-методические указания и 2 тезисов. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения (включающего выводы, рекомендации к практическому использованию и перспективы дальнейшего изучения проблемы), списка литературы (154 источников, из них 60 – на иностранных языках) и 4 приложений. Основное содержание работы отражено на 152 страницах. Диссертационное исследование проиллюстрировано 14 Таблицами и 2 Рисунками. Общий объем работы – 183 страницы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во ВВЕДЕНИИ обосновываются актуальность исследования, его научная новизна, теоретическое и практическое значение; формулируются цель, объект, предмет, задачи и гипотезы исследования, положения, выносимые на защиту; представляются методологические и теоретические предпосылки исследования; характеризуются организация и основные этапы исследования, эмпирический объект и методический инструментарий, апробация и структура работы. ПЕРВАЯ ГЛАВА «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ» содержит два параграфа и посвящена существующим исследованиям доверия в организации и малых группах, пониманию природы доверия и разработке многомерной модели доверия к другим в малой группе. В первом параграфе «Зарубежные и отечественные исследования доверия в организациях и в малых группах» выделены современные тенденции в развитии и повышении конкурентоспособности организаций, которые определяют актуальность доверия, аспекты влияния доверия на деятельность организаций и их структурных подразделений, а также обозначены основные проблемные области изучения доверия в организациях [Переверзева И.А., 2000; Шо Р.Б., 2000; Eisenhardt K., 1989; Granovetter M.S., 1985; Hill C.L., 1990; McAllister D.J., 1995; Zand D.E., 1972 и др.]. Проведен обзор работ, в которых на теоретико-эмпирическом и прикладном уровнях освещаются разные аспекты доверия в организации: сущность и условия актуализации доверия, механизмы возникновения и поддержания доверия, изменения доверия, соотношения доверия и недоверия, управления доверием [Роббинз С.П., 2006; Шо Р.Б., 2000; Hazan C. & Shafer P., 1987; Holmes K., 1991; Jones G.R. & George J.M., 1998; Lewicki R.J. & Bunker B.B., 1996; Mayer R.C., Davis J.H. & Schoorman F.D., 1995; Rousseau D.M., Sitkin S.B., Burt R.S. & Camerer C., 1988 и др.]. Несмотря на стремление зарубежных специалистов интегрировать подходы к пониманию и изучению доверия, отсутствует единый взгляд на этот феномен, что обусловлено его сложностью, многоплановостью. Рассмотрены понятия «группа» и «команда» [Донцов А.И., 1984; Петровский А.В. и Шпалинский В.В., 1978; Роббинз С.П., 2006; Сидоренков А.В., 2003; Chansler P.A, Swamidass P.M. & Cammann C., 2003 и др.]. Показано, что в социальной и организационной психологии существуют отличия в определении малой группы. (В социальной психологии акцент делается на общности интересов, неформальных отношениях и личностной взаимосвязанности, а в организационной психологии – на совместном выполнении профессиональной деятельности.) В организационной психологии наряду с понятием «группа» используется термин «команда» (разница между ними в организации совместной деятельности). Рассмотрены современные зарубежные типологии команд. Проделана систематизация исследований, в которых прямо или косвенно рассматривалось доверие в связи с разными аспектами жизнедеятельности групп/команд: с производительностью группы, кооперативным поведением членов группы, сплоченностью группы, статусными отношениями в группе, адаптацией новичков в группе, развитием группы, с деятельностью группы в сложных условиях [Балуцкий И.В., 2006; Роббинз С.П., 2006; Тернер Д., 2003; Aubert B.A. & Kelsey B.L., 2003; Bain P.L., Mann L. & Pirola-Merlo A., 2001; Cohen A., Fink S., Gadon H. & Willits R., 1980 и др.]. Установлено, что, во-первых, феномен доверия к другим в малой группе изучен значительно слабее на фоне других феноменов; а, во-вторых, результаты исследований и утверждения специалистов иногда оказываются противоречивыми. Во втором параграфе «Доверие в группе как многомерный конструкт» рассмотрены представления о доверии в онтологическом аспекте и его многомерности [Платонов К.К., 1984; Сафонов В.С., 1981; Скрипкина Т.П., 1997, 2002, 2006; Эриксон Э., 1996; Jones G.R. & George J.M., 1998; McAllister D.J., 1995 и др.]. Несмотря на существующие наработки, в целом отсутствует систематизированный взгляд на многогранную природу доверия в малых группах и организациях. На основе сложившихся представлений о доверии и принципах системного подхода (принципы целостности, структурности, иерархичности) разрабатывается и излагается девятифакторная модель доверия в группе. Выделены два критерия (субъекты групповой активности и сферы социальной активности) и соответственно им два измерения доверия с тремя конструктами в каждом. Первый критерий типологии доверия – субъекты групповой активности, в качестве которых принято рассматривать индивида, подгруппу, группу. Так как каждый из них может выступать объектом доверия, то, соответственно, имеют место следующие уровни проявления доверия: межличностное доверие, доверие к неформальным подгруппам и доверие к группе. Кроме того, каждый уровень проявления доверия целесообразно рассматривать в контексте социально-психологической структуры группы. В этом случае вырисовываются две перспективные линии анализа уровней доверия: 1) внутри подгрупп; 2) сквозь призму доверительных отношений между подгруппами /см. Рисунок 1/. Второй критерий типологии доверия – сферы социальной активности субъектов, такие как поступки, коммуникация, деятельность.В каждой сфере проявляется соответствующий ей вид проявления доверия: конфиденциально-охранительный, информационно-инфлюативный и деятельностно-совладающий. Так как сферы активности часто пересекаются в жизненных ситуациях, то и виды проявления доверия переплетаются между собой и не являются абсолютно автономными по отношению друг к другу. Каждый из видов доверия включает в себя три компонента, но со своим специфическим содержанием: 1) когнитивный – убежденность в наличии-отсутствии определенных качеств у объекта доверия; 2) эмоционально-оценочный – позитивная-негативная оценка объекта доверия; 3) поведенческий – готовность определенным образом взаимодействовать с объектом доверия. В каждом конкретном случае может доминировать какой-то один компонент. Два основных измерения доверия интегрированы между собой так, что каждый уровень проявления доверия выражается в трех видах доверия /см. Рисунок 2/. Из Рисунка 2 следует, что имеют место шесть конструктов (по три в каждом измерении), которые задают девятифакторную модель проявления доверия в группе, включающую следующие совмещенные виды доверия: 1) Межличностное конфиденциально-охранительное доверие основывается на позитивной-негативной оценке индивидами морально-нравственного облика других; убежденность в порядочности других, готовность индивидов открываться другим и полагаться на других на фоне ощущения личной безопасности. 2) Межличностное информационно-инфлюативное доверие основывается на позитивной-негативной оценке индивидами позиции других; убежденность в правильности мнения других, готовность индивидов принимать информацию и влияние от других. 3) Межличностное деятельностно-совладающее доверие основывается на позитивной-негативной оценке инструментальных знаний и навыков других; убежденность в способности других эффективно выполнять деятельность и/или делать вклад в общую работу, готовность индивидов к сотрудничеству на паритетных основаниях с другими в совместной работе. 4-5) Доверие к подгруппе/группе конфиденциально-охранительное основывается на позитивной-негативной оценке индивидами морально-нравственного облика подгруппы/группы; убежденность в способности подгруппы/группы оказывать поддержку и обеспечивать безопасность своим членам в трудных ситуациях, а также готовность индивидов открыто взаимодействовать с нею. 6-7) Доверие к подгруппе/группе информационно-инфлюативное основывается на позитивной-негативной оценке индивидами мнения подгруппы/группы; убежденность в способности подгруппы/группы всесторонне оценивать обстановку, вырабатывать и отстаивать единую позицию, а также готовность индивидов прислушиваться к ее мнению и следовать ее нормативам. 8-9) Доверие к подгруппе/группе деятельностно-совладающее – позитивная-негативная оценка индивидами возможностей совместной деятельности подгруппы/группы; убежденность в способности подгруппы/группы эффективно решать задачи в любых условиях, а также готовность индивидов активно участвовать в совместной работе с подгруппой/группой. Гипотетически выделены и теоретически обоснованы закономерности проявления уровней и видов доверия по группе в целом и в социально-психологической структуре группы. Рассмотрены вопросы управления доверием в малой группе: влияние уровней и видов доверия на групповую эффективность (экономическую и социально-психологическую), возможные причины снижения каждого вида доверия в группе и способы преодоления этих причин для повышения доверия. ВТОРАЯ ГЛАВА «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ» представлена тремя параграфами. В первом параграфе «Общая характеристика объекта и процедуры исследования» дается описание процедуры проведения исследования и эмпирического объекта, который представлен 22 малыми контактными группами в организациях разных отраслей и форм собственности. Общая численность испытуемых составила 255 человек. Исследование проводилось в полевых условиях, в индивидуальной форме, в бланковом (10 групп) и компьютерном (12 групп) режимах диагностики. Исследование в компьютерном режиме и обработка данных, полученных в бланковом и компьютерном режимах обследования, осуществлялось с помощью компьютеризированной системы «Комплексная социально-психологическая диагностика группы» [Сидоренков А.В., 2007]. Во втором параграфе «Исследовательские методы» дается описание методов изучения: 1) социально-психологической структуры группы – неформальных погрупп и не включенных в них членов («Метод определения неформальных подгрупп в малой группе» [Горбатенко А.С., 1984; Горбатенко А.С. и Горбатенко Т.М., 1996]); 2) межличностного доверия по всем видам («Методика изучения межличностного доверия в малой группе (по количеству и направлению выборов)» [Сидоренков А.В. и Сидоренкова И.И., 2007], «Методика изучения межличностного доверия в малой группе (по степени проявления)» [Сидоренков А.В. и Сидоренкова И.И., 2007]); 2) доверия к подгруппе и группе по всем видам («Методика изучения доверия к подгруппе/группе» [Сидоренков А.В. и Сидоренкова И.И., 2007]). Все методики изучения доверия интегрированы с «Методом определения неформальных подгрупп в малой группе». Дается обоснование необходимости разработки методик изучения доверия, описана процедура разработки и оценки этих методик, а также обработки результатов. С помощью стандартных компьютерных программ рассчитывались средние значения, стандартные отклонения и дисперсии, коэффициенты корреляции Браве-Пирсона, сравнивались средние значения с использованием t-критерия Стьюдента. В третьем параграфе «Анализ результатов эмпирического исследования проявления доверия в малой группе» проводится анализ данных исследования в соответствии с гипотезами и положениями, выносимыми на защиту. 1. Рассмотрены вопросы, касающиеся представленности неформальных подгрупп в малой группе. Во-первых, установлено, что количество подгрупп в группах варьируется от двух до четырех. Обследованные группы чаще (59,1% групп) включают в себя две подгруппы. Во-вторых, в среднем более половины членов группы (58,8% индивидов) включены в подгруппы. В разных группах количество включенных в подгруппы людей варьирует от 38 до 91%. В-третьих, в группах преобладают диады (50,9% подгрупп) и часто встречаются триады (31,0%). Значительно реже отмечаются микрогруппы из четырех человек (14,5%) и очень редко образуются подгруппы с численностью пять (1,8%) и шесть (1,8%) человек. Таким образом полученные результаты дают основание рассматривать:
2. Изучались уровни и виды доверия с целью проверки первого положения, выносимого на защиту. Во-первых, уровни проявления доверия имеют разную меру выраженности /Таблица 1/. Все различия между их показателями, оценивавшиеся по t-критерию Стьюдента, являются статистически значимыми (на уровне р<0,001) в срезе каждого вида проявления доверия – конфиденциально-охранительного (КОД), информационно-инфлюативного (ИИД), деятельностно-совладающего (ДСД). Таблица 1 Уровни и виды проявления доверия в малой группе (средние значения показателей в баллах)
|
Тема 25. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей... | Конкурс рисунков «Телефон доверия в моей жизни» Департамент образования Ивановской области информирует Вас о том, что в рамках Международного дня детского телефона доверия организуется... | ||
Эмоции: функции и особенности их проявления. (реферат) К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все... | Акция «дети говорят телефону доверия «ДА!» Вариант информационного... Телефона доверия как вида психологической помощи, об особенностях и принципах работы службы | ||
Урока: Образовательные цели Интернета, умение целенаправленно вести обсуждение информации в малой учебной группе и успешно решать поставленную познавательную... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составить характеристику малой социальной группе; выделить динамические процессы | ||
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая История Зарубежных Стран» Особенности проявления мировых экономических кризисов в глобальной хозяйственной практике | Виды деструктивного общения подростков и особенности их проявления Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт | ||
Урок музыки по теме "Импрессионизм" Цель урока: Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: способствовать формированию представления о семье как ячейке общества, малой группе, в которой проходит основная часть... | ||
1 Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований... | Рабочая программа по дисциплине Строительные машины и средства малой механизации Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о современных строительных машинах и средств малой механизации... | ||
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе Изучить этапы Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны, показать... | Общие методические указания и задание на контрольную работу для учащихся-заочников Программой предмета «Строительные машины и средства малой механизации» предусматривается изучение основных групп строительных машин... | ||
Лекция Современные классификации опасных природных процессов Опасные явления могут быть классифицированы следующим образом: по генезису (происхождению), по площади проявления (контуру влияния),... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: обобщить знания о первобытном мире, пополнить краеведческие знания, научиться применять полученные знания для решения... |