Скачать 294.97 Kb.
|
Тема 25. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то зачем я? Гораций Плата за конформизм - то, что ты нравишься всем, кроме самого себя. Рита Мэй Браун Понятие и признаки малой группы Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Участники малой группы объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое. Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы — три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница определяется качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5–12 человек. Таким образом, малая группа — ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей, которые: 1) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников; 2) обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы; 3) участвуют в общей системе распределения функции и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает определенную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства; 4) разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде; 5) расценивают преимущества от объединения как бóльшие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе; 6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге; 7) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями; 8) представляют себя как членов одной группы и также воспринимаются со стороны. Приведите примеры малых групп в вашей жизни и докажите, что они относятся именно к малым группам, опираясь на изложенные параметры. Групповые нормы В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами. Так, для пассажиров лифта нормой является стоять лицом к двери, избегая визуального контакта и не вступая в разговор с попутчиками. Если вы встанете спиной к двери и попытаетесь познакомиться с кем-то из попутчиков, вы нарушите это неформальное, неписаное правило. Таких неформальных групповых норм существует великое множество. Никто не предписывает нам, какую прическу или одежду предпочесть, когда и где принимать пищу, но тем не менее члены любой группы соблюдают определенные правила. Ведь вы же не появитесь в общественном месте непричесанным и в пижаме и не сядете в ресторане спиной к столу! Некоторые из групповых норм в конце концов закрепляются и прописываются в виде правил и установлений. Законы, правила уличного движения и правила поведения в транспорте — все это примеры фиксированных норм. Если человек хочет быть членом группы, он должен принимать и соблюдать ее нормы. Возможно, что вы осознаёте далеко не все нормы, которым следуете в своем поведении. Кроме того, вы одновременно можете быть членом нескольких групп. Так, одна группа ваших друзей любит учиться, другая — критиковать, третья — устраивать розыгрыши, и вы наверняка учитесь в составе первой, критикуете кого-то со второй и дурачитесь в третьей. Когда вы впервые оказываетесь в новой группе, вам, как правило, еще неизвестны ее нормы. Вы хотите быть принятым, но испытываете неловкость от того, что не знаете, как себя вести. Обычно новички держатся тихо и незаметно. На самом деле при этом они оценивают группу и пытаются понять ее нормы, потому что группа принимает тех, кто следуют ее нормам, и отвергает тех, кто не считается с ними. Какие правила существуют в тех группах, к которым вы принадлежите? Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы: повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса. Какие нарушения норм чаще всего «возмущают» группу и приводят к наложению санкций на «провинившегося»? Всегда ли человек должен принимать общественное мнение и соглашаться с большинством? Всегда ли большинство право? В ситуациях группового давления могут иметь место и самоманипуляции: «Уже поздно отказываться от выпивки, потому что истрачены деньги; потому что надо было бы сразу сказать...» и т. д. Самооправдания могут носить форму обесценивания реальной ситуации и перемещения возможности выбора в будущее: «Отказаться в этой ситуации было для меня не так важно, вот в другой раз, более серьезный, например, если будут предлагать наркотики, я ни за что не соглашусь». Такой вариант самооправдания к тому же позволяет смягчить удар по самооценке. Какой тип психологической защиты срабатывает в подобных ситуациях? Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для пего системе отношений. Перед ним встает вопрос о принятии или отвержении норм, правил, ценностей данной группы. М. Р. Битянова выделяет четыре варианта отношения к данному вопросу: сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; вынужденное принятие под угрозой санкций группы; демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «А я не такой, как все») и свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до выхода из группы. Второй и третий вариант иллюстрируют поведение, зависимое от группы: либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной группе. При этом оба вариант позволяют человеку оставаться в этой группе, играя роль «козла отпущения» или «аутсайдера» (отверженного). Таблица. Типы поведения человек с точки зрения отношения к групповым нормам
Задание 1. «Суд» Определите неформальные групповые нормы в зале суда, представленном на рисунке. Что можно посоветовать сделать обвиняемому, чтобы вызвать симпатию присяжных и судьи и рассчитывать на смягчение меры наказания? Групповые цели В группе, кроме общих норм есть групповые цели, которые могут быть кооперативными и соревновательными. Предположим, учитель дал указание вашему классу совместно работать над проектом. При этом он сообщил, что по результатам работы определит, какой оценки заслуживает класс за свои старания. В этом случае учащиеся будут работать сообща, стремясь к единой цели — отличному выполнению проекта. Каждый член группы будет чувствовать свою долю ответственности за достижение групповой цели. Для достижения успеха члены группы должны сотрудничать друг с другом. Можно сказать, что преподаватель поставил перед группой кооперативную цель – цель, достичь которую можно только при условии совместной работы. А теперь предположим, что учитель объявил контрольную работу и заявил, что только один человек из класса получит оценку «отлично». Кроме этого, будут две оценки «хорошо», три оценки «удовлетворительно» и четыре «плохо»; остальные вообще не заслужат никакой оценки. Итак, перед каждым членом группы стоит одна и та же цель — получить за контрольную высшую оценку, но при этом каждый надеется, что другого постигнет неудача. В этой ситуации — ситуации соперничества — успех одного неизбежно приводит к неуспеху другого, потому что только один человек может получить оценку «отлично». Это пример соревновательной цели – цели, достичь которую можно лишь соревнуясь друг с другом. Когда перед группой стоит кооперативная цель, люди работают сообща, сотрудничают друг с другом. Если же цель соревновательная, то неизбежно противостояние. В кооперативных группах более высокий уровень коммуникации, члены таких групп более дружелюбны по отношению друг к другу, сама группа более продуктивна в своей работе и достигает лучших результатов. В соревновательной же группе между людьми устанавливаются отношения соперничества, которые противопоставляют их друг другу и препятствуют свободному обмену мнениями. Однако в духе соревновательности есть и положительные моменты. Он бросает человеку вызов, не дает скучать, пробуждает азарт. Можно привести множество примеров кооперативных и соревновательных целей. Спортивная команда представляет собой пример группы, перед которой стоят как кооперативные, так и соревновательные цели. Члены команды должны сотрудничать друг с другом и в то же время соревноваться с другими командами. Можно ли заставить соревнующиеся команды сотрудничать друг с другом? И нужно ли это? Понятно, что кооперация между двумя разными футбольными командами, например «Спартак» и ЦСКА, не доставит радости ни игрокам, ни болельщикам и не пойдет на пользу игре. Но сотрудничество, налаженное между противостоящими державами, может уменьшить вероятность войн и конфликтов и сохранить немало человеческих жизней. Самым эффективным методом устранения враждебности между группами является работа, направленная на достижение общей цели. Люди осознают, что они необходимы друг другу для выполнения стоящей перед ними задачи, и это осознание подталкивает их к сотрудничеству, к улучшению качества взаимодействия, способствует установлению дружелюбной атмосферы. Какие мероприятия с общей целью для учащихся можно организовать в школе, чтобы уменьшить враждебность между одноклассниками или между классами одной параллели? Сплоченность Сплоченность группы – это готовность ее членов поддерживать друг друга и близкие отношения между ними. Члены сплоченной группы, как правило, держатся вместе, готовы подставить плечо и прийти на помощь друг другу, преданы интересам группы. Они охотно собираются вместе, активно обсуждают актуальные для них вопросы, эмоционально вовлечены в дела своей группы, радуются ее успехам и переживают неудачи. Атмосферу сплоченных групп отличает особый высокоморальный дух. Вы уже, наверное, догадались, что группы с общими целями более сплоченны, чем группы с соревновательными целями. Факторами внутригрупповой сплоченности служит также точное определение групповых целей и норм. Чем отчетливее члены группы осознают, какого поведения ожидает от них группа, тем с большей охотой участвуют они в ее делах. Сплоченность нужна для существования и развития группы. Члены группы, отличающейся низким уровнем сплоченности, с меньшей охотой собираются вместе. Если же им приходится встречаться, они скучают и с трудом находят общий язык. Можно ли ваш класс назвать сплоченным? Почему вы так думаете? Задание 2. Повышаем сплоченность. Составьте план по повышению сплоченности вашего класса? Какие факторы вы будете учитывать? На кого будете опираться? Какие мероприятия предложите? Продуктивность групповой работы Групповая работа имеет очевидные преимущества над индивидуальной. Информация, которой располагают отдельные члены группы, суммируется, и члены группы, используя ее, могут предлагать различные пути решения проблем. Таким образом снижается вероятность ошибок, неизбежных при индивидуальной работе Однако в групповой работе есть и свои ограничения, главное из которых — лимит времени. Для того чтобы найти решение проблемы или справиться с каким-то заданием, группе требуется больше времени, чем отдельному человеку. Важным фактором групповой продуктивности является размер группы. При изучении малых групп обнаружилось, что идеальный размер группы — пять человек. Большие группы, как правило, инертны, непродуктивны и стремятся разбиваться на фракции. В многочисленных группах молчаливые люди почти не имеют возможности высказать свое мнение. Берельсон и Штайнер, сравнивая группы с нечетным и четным количеством членов, обнаружили, что первые эффективнее в своей деятельности. Группа из четырех, шести или восьми человек, бывает не так эффективна, как группа из пяти или семи человек. Почему же именно пять является идеальным числом? В такой группе меньшинство из двух человек может быть достаточно свободным в выражении своего мнения, поскольку большинство, которое только на одного человека превосходит меньшинство, нельзя назвать подавляющим. Положительное влияние на продуктивность групповой работы может оказать и лимит времени. Четкие и реалистично ограниченные сроки, отведенные группе для решения задачи, стимулируют ее членов и повышают продуктивность работы. Есть и иные факторы, влияющие на групповую продуктивность. Чрезмерный конформизм и покорность могут мешать членам группы высказывать новые, оригинальные идеи. Член группы в угоду большинству может отказаться от своего мнения, даже если уверен в собственной правоте. Он может соблюдать принятые в группе правила и принимать роль покорного исполнителя чужой воли, даже если распоряжения идут вразрез с его собственными убеждениями. |
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей... | Программа элективного курса «германия: особенности этикета» В результате социально-политических и экономических преобразований в обществе, иностранный язык стал осознаваться как средство общения,... | ||
Особенности проявления доверия в малой группе Ведущая организация – гоу дпо «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» | Социально-психологические установки школьников и студентов относительно здорового питания Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа | ||
Влияние спорта на психологические особенности мужчин и женщин На основе проведенных исследований отмечается, что занятия спортом способствуют изменению личности, как мужчин, так и женщин. В наибольшей... | Социально-психологические детерминанты конфликтного взаимодействия... Защита состоится «17» ноября 2009 г в на заседании диссертационного совета дм 212. 104. 03 при Курском государственном университете... | ||
Высшего профессионального образования «Академия социального образования»... Цель курса: сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки, связанные с психологическими особенностями управленческого... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Положение подростков в возрастной периодизации «детство – отрочество – взрослость». Возрастные физиологические, физические, социально-психологические... | ||
Составитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М.... По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой | Тема педагогического опыта: "Особенности организации проектной деятельности... Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьями воспитанников | ||
Урока по географии Кубани в 9 классах. Тема: «Город Тимашевск. Социально-экономическая... Развивать познавательный интерес к изучению малой Родины, к чтению дополнительной литературы | Индивидуально-психологические особенности личности больных хроническим... Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки) | ||
Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине Д-212. 208. 04 по защите диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете... | Умк дисциплины «основы логопедии» Целью дисциплины является подготовка специалиста (спец психолога), имеющего представления о разнообразных речевых нарушениях, встречающихся... | ||
Умк дисциплины «основы логопедии» Целью дисциплины является подготовка специалиста (спец психолога), имеющего представления о разнообразных речевых нарушениях, встречающихся... | Психология конфликта глава 13. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... |