Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия





НазваниеСоциально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия
страница1/21
Дата публикации01.08.2015
Размер2.46 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

На правах рукописи

Никуло Екатерина Александровна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К УЧАСТНИКАМ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Специальность 19.00.05 – Социальная психология

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель

Доктор психологических наук,

Позняков Владимир Петрович

Москва - 2013

Содержание:

Введение 4

Глава 1. Теоретический анализ проблемы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия 15

1.1. Содержание понятия «психологическое отношение» 15

1.2. Проблема ответственности в психологической науке 24

1.3. Теоретические подходы к исследованию социального взаимодействия 40

1.4. Концептуальный подход к исследованию социально-психологических факторов ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия 71

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических факторов ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия 88

2.1. Программа эмпирического исследования социально-психологических факторов ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия 88

2.2.Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем ответственного отношения к участникам делового взаимодействия 94

2.3. Исследование влияния ценностных ориентаций личности на уровень ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия 106

2.4.Социально-демографические характеристики предпринимателей с разным уровнем ответственного отношения к участникам делового взаимодействия. 121

Заключение. 138

Литература 140

Приложения 163



Введение


Категория «ответственность» становится ключевой не только тогда, когда речь идет о выполнении формально закрепленных обязательств, но и в ситуации, когда на уровне индивидуального сознания стоит вопрос контроля происходящих событий перед лицом социально-экономических и политических изменений. Отечественные исследователи, специалисты в области ответственности, говоря об особенностях российской ментальности, упоминают о гипертрофированно развитой внешней ответственности. (Л.И.Дементий, 2005) В ряду основных причин представлений о своей беспомощности перед лицом изменений упоминаются высокая ценность жизни миром, умение быть частью сообщества, низкая потребность в проявлении индивидуальности. Похожую тенденцию отмечают исследователи сферы духовно-нравственных проблем, указывая на то, что воспитание в условиях, когда большая часть ответственности за различные аспекты жизни находилась в руках государства не только явилось причиной стремления к свободе, но и отучило россиян принимать ответственность на себя. (М.И.Воловикова, 2012).

Стоит признать, что, несмотря на длительный период адаптации к новым социально-экономическим условиям, нестабильность все еще присутствует в подавляющем большинстве сфер жизни общества. Особенно ярко это проявляется в сфере экономических отношений, делового взаимодействия. Для переходных периодов в обществе характерна неустойчивость. Именно в переходные периоды ответственность чаще всего размыта. Относительно нестабильные социально-экономические условия, подвергающие испытанию на прочность духовные, ценностные основы общества, вновь повышают актуальность исследования ответственности как важной нравственной составляющей регуляции отношений. Актуальность исследования ответственности в контексте делового взаимодействия обусловлена, с одной стороны, предполагаемым высоким уровнем автономности ее участников и, в тоже время, отсутствием в нашей стране сложившихся правил и норм, регулирующих его. Остается актуальной задача анализа психологических феноменов, реализующих эту функцию. (А.Б. Купрейченко, 2005). Подтверждением актуальности исследования данных феноменов выступает возрастающий интерес бизнеса к психологическим технологиям эффективного взаимодействия. Представители делового мира все больше внимания уделяют процессу «управления отношениями", нравственной составляющей бизнеса, признавая, что невнимание к этому аспекту ведения бизнеса экономически нецелесообразно, а принятие на себя ответственности в этой области, напротив, дает существенное преимущество.

Актуальность теоретическая.

Всё вышеупомянутое имеет отношение к макроуровню анализа делового взаимодействия. Направив свой взгляд на более частные моменты, можно увидеть, что кроме традиционно изучаемых психологических характеристик объектов и субъектов ответственности существуют феномены, механизмы и факторы принятия ответственности, которые до сих пор не изучены. Экономическая активность предполагает основной целью участников делового взаимодействия производство, распределение ресурсов и, как результат, получение прибыли. Эти процессы составляют основной предмет делового взаимодействия. Ожидаемо, что предприниматели принимают ответственность и сфера ее принятия в данном случае лежит в рамках реализации этих целей. Но также очевидно, что на данном этапе социально-экономического развития в деловом взаимодействии одним из важных ресурсов являются сами отношения между его участниками. Как определить, что ответственность за такой непростой объект, как сам процесс взаимодействия, принята? Что составляет структуру этого сложного, неоднозначного объекта? Эти вопросы требуют дополнительного научного осмысления.

Необходимость рассмотрения психологических факторов такого специфического объекта ответственности и психологических механизмов ее реализации, на первый взгляд, не столь очевидна. Но актуальность становится более явной, если обратить внимание на следующее противоречие. Для этого обратимся к ситуации, когда границы объекта ответственности (то, за что нужно держать ответ) четко не очерчены, имеют изменчивый характер и, несмотря на наличие формальных принципов ее распределения между участниками делового взаимодействия, остаются размытыми. При таких условиях, как правило, возникают конфликты. Как следствие, отношения между их участниками вынуждены снова и снова фокусироваться на распределении ответственности. Потребность в установлении диалога между взаимодействующими сторонами приобретает первостепенное значение. Предметом этого диалога выступает перераспределение ответственности, при этом сам диалог в равной степени является объектом ответственности его участников (за который они в свою очередь берут ответственность). Что в таком случае выступает механизмом регуляции взаимодействия? Какие психологические феномены обуславливают и сопровождают процесс реализации необходимости согласовывать и вновь распределять ответственность между собой?

На наш взгляд, в данном случае речь идет о психологическом отношении. А именно, об ответственном отношении предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия. Важной теоретической задачей является определение содержания, структуры и границ этого вида психологического отношения, а также зафиксировать особенности его изменения. Еще одной не менее актуальной проблемой выступает ответ на вопрос: «Какие факторы влияют на ответственность в случае, если ее объектом являются отношения с другими участниками делового взаимодействия?», а также эмпирическое исследование характера этих факторов.

Предмет исследования: Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.

Цель исследования: состоит - в выявлении и анализе социально-психологических факторов ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия.

Задачи исследования.

Теоретические задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ исследований делового взаимодействия как вида социального взаимодействия;

  2. Проанализировать современные теоретические подходы и состояние исследований ответственности;

  3. Определить содержание и структуру феномена «ответственное отношение к участникам делового взаимодействия»;

  4. Сформулировать концептуальный подход к исследованию социально-психологических факторов ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия.

Методическая задача:

1. Разработать программу эмпирического исследования и авторскую анкету для изучения ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия.

Эмпирические задачи:

  1. Проанализировать особенности ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия в зависимости от оценки:

  • прошлого опыта взаимодействия с ними,

  • актуальных характеристик взаимодействия,

  • ожидаемых результатов делового взаимодействия.

  1. Проанализировать различия в ответственном отношении предпринимателей к участникам делового взаимодействия - представителям различных социальных групп.

  2. Изучить влияние ценностных ориентаций на уровень ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия.

  3. Проанализировать социально-демографические характеристики групп предпринимателей с разным уровнем ответственного отношения к участникам делового взаимодействия.

Основная гипотеза исследования

Уровень ответственного отношения к участникам делового взаимодействия определяется социально-психологическими факторами, к числу которых относятся оценка опыта делового взаимодействия (в частности, представления о прошлом опыте, актуальном состоянии и ожидаемых результатах), а также ценностные ориентации личности.

Частные гипотезы

  1. Ответственное отношение к участникам делового взаимодействия определяется различными психологическими составляющими взаимодействия с ними:

  • оценками прошлого опыта делового взаимодействия;

  • оценками актуального состояния делового взаимодействия;

  • оценками ожидаемых результатов делового взаимодействия.

  1. Ответственное отношение предпринимателей к участникам делового взаимодействия, представителям различных социальных групп, определяется различными содержательными составляющими взаимодействия с ними.

  2. Ценностные ориентации обуславливают уровень ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия.

Существуют различия в выраженности ответственного отношения к участникам делового взаимодействия у предпринимателей – представителей различных социально-демографических групп.

Объект исследования. В исследовании приняли участие предприниматели - владельцы малого бизнеса, мужчины и женщины в возрасте от 23 до 54 лет. Совокупный объем выборки исследования, выполненного в период с 2009 -2012 г.г. – 203 человека. Исследование ответственного отношения предпринимателей к представителям различных ролевых групп выполнено на выборке 57 человек. Выборка исследования разнородна по своему возрасту, образовательному уровню, стажу и сферам предпринимательской деятельности.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Положения субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Л.Журавлев. С.Л. Рубинштейн, и др.), положения комплексного и системного подходов, разрабатываемые в трудах отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, В.М. Бехтерев, Б.Ф. Ломов, и др.), теория психического как процесса (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, и др.); представления о категории «психологическое отношение» (В.С. Агеев, В.А. Зобков, О.В. Зотова, А.Ф. Лазурский, Е.В. Левченко Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, К.К. Платонов, В.П. Позняков, И.Р. Сушков, Е.В. Шорохова, и др.); а также концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности, разрабатываемая В.П. Позняковым. Рассматривая ответственное отношение предпринимателей в рамках делового взаимодействия, мы опираемся на анализ подходов к исследованию социального взаимодействия (П. Блау, Г. Блумер, Д. Тибо, Г. Келли, Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс, Дж. Хоманс, Т. Шибутани, и др.) Анализировались исследования взаимодействия в различных сферах: взаимодействие в сфере совместной трудовой деятельности (А.Л. Журавлев, К.К. Платонов, Е.В. Шорохова, и др.); социальное взаимодействие в рамках экономических отношений (О.С. Дейнека, А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Т.С. Вавакина, О.И. Титова и др.). При разработке концептуальных представлений об ответственном отношении к участникам делового взаимодействия были учтены теоретические подходы к пониманию ответственности в отечественной и зарубежной психологии (Л. Берковиц, В.А. Бодров, Д.М Дарлей, Л.И. Дементий, Е.Д. Дорофеев, Б. Латане, К,Д Луттерман, А.Г. Луценко, К.Муздыбаев, М.В. Муконина и др.).

Методическая организация исследования: для сбора эмпирических данных применялись следующие методики: авторская анкета «Исследование ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия», методика диагностики внутреннего конфликта Е.Б. Фанталовой, методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда.

Математико-статистический анализ: обработка результатов проводилась с использованием всех необходимых для анализа статистических процедур в программах MS Excel и SPSS 19.0 (использованные процедуры: коэффициент Альфа Кронбаха, корреляционный анализ по Спирмену, множественный регрессионный анализ).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.

Научная новизна: данная работа включает в себя продолжение теоретического осмысления и эмпирического подтверждения положения о временном характере психологических отношений, разрабатываемого в концепции психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности в изменяющихся социально-экономических условиях (В.П. Позняков, 2012). Разработан авторский концептуальный подход к пониманию феномена ответственного отношения в деловом взаимодействии. Впервые было реализовано эмпирическое исследование ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия. Впервые проведено эмпирическое исследование, позволившее выявить социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия, к числу которых относятся оценки прошлого опыта делового взаимодействия, оценки актуального состояния делового взаимодействия, оценки ожидаемых результатов делового взаимодействия, а также ценностные ориентации личности.

Теоретическая значимость работы: сформулированные положения о содержании и структуре ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия и полученные эмпирические данные о его социально-психологических факторах дополняют существующие теоретические представления об ответственном отношении как виде психологических отношений. Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что ценностные ориентации личности выступают в качестве основания ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия, взаимосвязанного с его содержательными характеристиками.

Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в практике консультирования бизнеса в спорных ситуациях распределения ответственности и конфликтах, а также для проведения групповых дискуссий и тренингов по теме оптимизации делового взаимодействия.

Апробация и внедрение результатов: теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии Федерального Бюджетного Учреждения Российской академии наук Института психологии (2009-2012 гг.); на конференциях: «Экономическая психология: Современные проблемы и перспективы развития». (Санкт-Петербург, 2009г.), «Экономическая психология: Актуальные теоретические и прикладные проблемы». (Иркутск, 2010), «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития». (Санкт-Петербург 2011). «Психология  в системе  комплексного  человекознания:  история, современное  состояние  и перспективы  развития»  (Москва, 2012), «Экономическая психология: Современные проблемы и перспективы развития». (Санкт-Петербург, 2012), «Теория и практика интегративной психологии», (Ярославль, 2013), "Этнопсихология и практическая психология формирования межкультурной компетентности", (Иркутск, 2013),  «Социально-экономические и психологические проблемы управления». (Москва, 2013). «Человек, субъект, личность в современной психологии» (Москва, 2013) .

Положения, выносимые на защиту:

  1. Ответственное отношение предпринимателей к участникам делового взаимодействия определяется как комплекс эмоционально окрашенных представлений и оценок, характеризующихся разной степенью готовности и выражающих позицию личности относительно необходимости держать ответ за качественные характеристики отношений в деловом взаимодействии. Принятие ответственности за качественные характеристики отношений отражается в степени выраженности «ориентации на сотрудничество», «ориентации на понимание другого участника делового взаимодействия», «ориентации на толерантное, терпимое отношение» и «ориентации на ограничение доминирования в деловом взаимодействии».

  2. При ответственном отношении предпринимателей к участникам делового взаимодействия большую роль играет оценка различных характеристик взаимодействия с ними: оценка прошлого опыта делового взаимодействия, оценка актуального состояния делового взаимодействия и оценка ожидаемых результатов, что эмпирически подтверждает временной, динамический характер данного вида психологических отношений.

  3. Ответственное отношение предпринимателей к участникам делового взаимодействия, представителям различных социальных групп определяется различными составляющими взаимодействия с ними. Отношение к «партнерам» и «заказчикам» в меньшей степени взаимосвязано с оценками опыта делового взаимодействия, что дает основание предполагать устойчивость данного вида отношения во взаимодействии с этими группами. Ответственное отношение к «заказчикам» в большей степени взаимосвязано с ожиданием краткосрочных перспектив делового взаимодействия. Ответственное отношение к «партнерам» взаимосвязано с оценкой степени взаимозависимости в деловом взаимодействии.

  4. Выделены ценностные ориентации, обуславливающие ответственное отношение к участникам делового взаимодействия. Ответственное отношение в большей степени определяется ценностными ориентациями, предполагающими межличностные отношения, ориентацию на сохранение отношений с другими людьми («любовь», «счастливая семейная жизнь») и внутреннее развитие («творчество»). Ниже выраженность ответственного отношения к участникам делового взаимодействия у предпринимателей с высоким приоритетом ценностной ориентации «материально-обеспеченная жизнь».

  5. Существуют различия в степени выраженности ответственного отношения и его качественных характеристик у предпринимателей – представителей разных социально-демографических групп. Предприниматели – мужчины в большей степени, нежели женщины, характеризуются принятием ответственности за качественные характеристики отношений, отражающие сотрудничество в деловом взаимодействии. Предприниматели - женщины, в большей степени, по сравнению с мужчинами, характеризуются принятием ответственности за характеристики, отражающие ориентацию на толерантное, терпимое отношение к участникам делового взаимодействия. Предприниматели-представители старших возрастных групп склонны более ответственно относиться к участникам делового взаимодействия, ориентируясь на сотрудничество и принимая необходимость ограничивать свое доминирование, предоставляя другим большую автономность. Предприниматели, состоящие в браке, склонны более ответственно относиться к участникам делового взаимодействия по сравнению с не состоящими в браке.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы (содержащего 207 публикаций) и приложений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия icon«поведение потребителей»
Факторы внешнего окружения потребителя. Внутренние факторы: личностные и психологические. Типология потребителей. Процесс принятия...
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconТема 25. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей...
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconПсихологические и этические основы культуры делового общения. Нравственная социализация личности
Ки деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных...
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconСоциально-психологические детерминанты конфликтного взаимодействия...
Защита состоится «17» ноября 2009 г в на заседании диссертационного совета дм 212. 104. 03 при Курском государственном университете...
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconРабочая программа по дисциплине б психология делового общения
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса...
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconЦель: формирование положительного отношения к моральным ценностям...
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование ответственного отношения к учению. Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к учёбе
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия icon«Любить природу – это значит любить Родину» М. Пришвин
Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие бережного отношения к окружающей среде
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconВопросы к экзамену
...
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconI. Проблемы этики деловых отношений
Психологические и этические основы культуры делового общения. Нравственная социализация личности 4
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание ответственного отношения к информации и избирательного отношения к полученной информации. Выработка навыков применения...
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сформировать у учащихся знания по понятиям психологические аспекты делового общения
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconПлан работы Общественного формирования наркопост по профилактике...
Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным...
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей к участникам делового взаимодействия iconМодель взаимодействия участников проекта
Модель взаимодействия всех участников проекта предполагает субъект-субъектные отношения, направленные на развитие познавательно-речевых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск