Скачать 230.65 Kb.
|
Министерство Российской Федерации по связи и информатизацииСибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО «ПСИХОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» Программу разработала: И.В.Носова, доц. каф. философии и истории НОВОСИБИРСК – 2013 СОДЕРЖАНИЕ Стр.
1. Учебные цели Динамика развития современного общества ведет к постоянному изменению взаимоотношений между людьми, их оптимизации. Искусство делового общения становится важнейшим инструмент любого вида деятельности. Не владея им современному специалисту невозможно наладить контакт с коллективом и руководством, обеспечивая тем самым плодотворное сотрудничество направленное на продуцирование и внедрение новых идей. Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать процесс общения. В результате изучения предложенного курса Вы: Получите представление– о процессе общения, его структуре; – о факторах, влияющих на взаимодействие между людьми; – о специфике делового общения, его формах и принципах. Будете знать – о видах, функциях общения, особенностях невербальной коммуникации; – о типах людей по темпераменту, каналу восприятия информации, я-концепции; – о формировании имиджа, сипмпатий-антипатий; – о формах социального взаимодействия: сотрудничество, кооперация, конкуренция, конфликт, манипуляция, агрессия; – о культуре делового общения и правилах проведения выступления, беседы, дискуссии. Должны уметь – выявлять психологический тип собеседника; – создавать привлекательный имидж; – владеть различными формами взаимодействия; – эффективно разрешать конфликтные ситуации; – владеть культурой делового общения. 2. Пояснительная записка Уважаемы студенты! Вы приступаете к изучению курса «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ». Ваша задача ознакомиться с тематикой дисциплины, написать реферат, подобрать и выполнить психологический тест по теме реферата.Данные методические рекомендации содержат краткое содержание дисциплины «Психология делового общения», ознакомившись с которым, Вы получите представление о проблемах, изучаемых в рамках дисциплины. Список тем для написания реферата и требования к его написанию. Для выполнения реферата выберите тему из списка тем, размещенного в 5 части данных рекомендаций, в соответствии с последними двумя цифрами номера Вашей зачетной книжки. Если эти цифры больше, чем 34, разделите их пополам, например, 36:2=13. Если номер нечетный, выбираете меньшую цифру, например, 27:2=13,5, значит, выбираете 13. Если цифра, полученная при делении больше 23, то делите на два еще раз, например, 68:2=34:2=17. Формулировать темы самостоятельно нежелательно, так как они могут не соответствовать программе дисциплины. Работа должна быть выполнена строго в соответствии с прилагаемыми ниже требованиями. 3. Тематический план дисциплины Тема 1. Теория общения 1. Специфика и назначение курса социология и психология делового общения. Взаимосвязь социологических и психологических компонентов общения. Особенности объекта и предмета социологии и психологии делового общения по сравнению с другими дисциплинами, задачи и методология социологии и психологии делового общения. Проблемы повышения психологической грамотности в современных условиях. 2. Природа общения. Определение общения. Основные аспекты изучения общения:
Общение как способ духовно-этического развития индивидов субъектно-объектной взаимосвязи. Понятие и взаимосвязь основных элементов системы общения: предмета и объекта, потребностей и мотивов, целей и задач, видов и функций, содержания и организации, средств, форм и методов, конечного результата. Специфика различных видов общения:
Многофункциональность общения:
3. Структура общения.
Знак как элементарная единица информации. Интенциональные и неинтенциональные знаки. Значение и смысл: денотация и коннотация. Вербальная коммуникация: язык и речь. Специфика различных стилей общения. Культура речи в деловом общении. Невербальная коммуникация: визуальная акустическая, тактильная, ольфакторная. Значение и специфика невербальной коммуникации. Классификация и психологическая характеристика мимики лица, жестов рук, движений и поз тела. Психотехника их познания. Феномен потери и искажения информации. Информационный голод. Коммуникативные барьеры.
Основные типы взаимодействия: сотрудничество, конкуренция, конфронтация, конфликт, приспособление; избегание. Механизмы воздействия: заражение; внушение; убеждение; подражание. Формы взаимодействия: императивная; манипулятивная; диалогическая. Развитие и поддержание трех видов взаимодействия в группе: профессиональных, ценностно-мировоззренческих и межличностно-эмоциональных. 3). Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Восприятие на основе сходства. Невербальные механизмы социальной перцепции: идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция. Вербальные механизмы социальной перцепции: рефлексия, децентрация, казуальная атрибуция Понятие социального стереотипа и его роль в общении. Функции развития социальной перцепции: познание себя и партнера, организация направленной, эмоционально-оптимизирующей деятельности, установление эффективных взаимоотношений. Тема 2. Восприятие и понимание в процессе общения 1. Особенности восприятия человека человеком. Необходимость познания собеседника для эффективного общения. Человек как текст. Уровни постижения людей:
Значение обратной связи в постижении другого человека. Контекст восприятия: хронотроп, эмоционально-психологическое состояние, установки, мотивы, ожидания, стереотипы. Эффекты восприятия: эффект ореола, эффект первичности, эффект новизны, эффект стериотипизации. Значение благоприятного первого впечатления и факторы его создания. Типы людей по К.-Г. Юнгу (интеллектуалы, интуитивисты, сензитивы, эмоционалы) и особенности восприятия. Представление о приоритетные каналах восприятия информации. Типология людей по модальности (визуалы, аудиалы, кинестетики). Представление об «окнах Йогари», изменение их соотношения в процессе общения. Барьеры общения: что мешает излагать мысли и воспринимать их. 2. Личность. Темперамент. Характер. Обоснование необходимости представления о личности, темпераменте, характере в процессе общения.
3. Я-концепция. Определение я-концепции. Составляющие я-концепции: образ Я, самооценка, потенциальное поведение.
Зависимость я-концепции от культурной принадлежности: культуры независимого «Я» и культуры взаимозависимого «Я». Реализация я-концепции. Локус контроля: внешний и внутренний. Самоопределение и приобретенная беспомощность. Феномен ложного консенсуса и уникальности. 4. Саморегуляция (самоменеджмент) – основа человеческой жизни. Саморегуляция как способ управления собой. Общая проблематика саморегуляции. Основные научные, философские, религиозные представления о сущности, назначении и смысле жизни человека. Возможности самопознания. Рефлексия. Виды работы с собой: самонаблюдение, самоотчет, самоконтроль, самовнушение (суггестия), медитация и др. Самосознание и его развитие как главный фактор самосовершенствования личности. Самоактуализация. Проектирование своего будущего. Основные принципы управления временем: «ловушки» времени, установление ценностного ряда, делегирование полномочий, оценка результатов дня. Основы психофизиологической саморегуляции жизнедеятельности человека. Строение мотивационной сферы человека. Обеспечение мотивации деятельности. Правила управления мотивацией. Имидж как средство делового общения. Природа имиджа: определение, подходы, слагаемые. Факторы, влияющие на формирование позитивного имиджа (биография, внешность, психологический портрет). Технология создания имиджа. Подходы к формированию имиджа. Принципы и формула имиджа. Перестройка имиджа. Имидж фирмы. 5. Психология симпатий и антипатий. Психологическое определение симпатии и антипатии. Уровни привлекательности–непривлекательности: притяжение-отталкивание, приязнь-неприязнь, симпатия-антипатия. Мотивация и интуиция в формировании отношений симпатии-антипатии. Роль сходства и различия в формировании отношений симпатии-антипатии: иерархия потребностей, установок, ценностей и т.д. Формирование зон «согласия-несогласия». Соотношение я-концепций в формировании отношений симпатии-антипатии. Влияние типа взаимодействия (сотрудничество, конкуренция, конфликт, приспособление) на формирование отношений симпатии-антипатии. Роль симпатии-антипатии в формировании доверия-недоверия. Сознательное и бессознательное доверие. Доверие и конгруэнтность. Тема 3. Социально-психологическая характеристика взаимодействия 1. Социальные роли и ролевое взаимодействие. Уровни общения: манипулятивное, ролевое, личностное. Необходимое условие коммуникации – определение позиций взаимодействующих субъектов. Психологическое и социологическое определение социальной роли. Этимология слова. Ролевой набор, иерархия ролей. Ролевая символика. Предписанные и приобретенные роли. Типы ролей: формальная, внутригрупповая, межличностная. Особенности гендерных ролей. Проблема гендерной самоидентификации. Ролевая идентификация и дистанцирование от роли. Эффект вживания в роль. Устойчивость ролевых стереотипов. Застревание в роли. Ролевое программирование. Ролевые конфликты: внутриролевой и межролевой конфликт. Способы разрешения ролевых конфликтов. Роли и социальные нормы. Ролевые права и обязанности. Девиантное поведение. Э. Берн: трансактный анализ взаимодействия. Специфика 3-х эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок), возможности их взаимодействия. Типы трансакций: прямые, дополнительные, перекрестные. 2. Воздействие и манипулятивное взаимодействие. Понятие субъекта и объекта воздействия. Стратегии воздействия. Основные приемы. Правила «балансировки», «беспроигрышности в споре», «власти обстоятельств» и др. Понятие взаимодействия и возможности его применения в процессе делового общения. Феномены контактных ситуаций и психические барьеры. Преодоление психических барьеров. Психологическое представление о манипуляции. Позитивная манипуляция. Негативная манипуляция. Манипуляция и особенности внешней и внутренней мотивации деятельности. Причины манипуляции. Способы манипуляции. Особенности эмоциональной манипуляции. Советы Д.Карнеги в свете теории манипуляции: за и против. Манипулятивные типы по Э.Шостром: диктатор, тряпка, калькулятор, прилипала, хулиган, славные парень, судья, защитник. Представление об активных и пассивных манипуляторах. Законы манипуляции Способы нейтрализации манипуляции. Актуализация как альтернатива манипуляции. 3. Психология агрессии. Психологическое определение агрессии. Враждебная и инструментальная агрессия. Агрессия как девиантное поведение. Теории происхождения агрессии:
Факторы агрессии:
Ослабление агрессии:
Проблемы агрессивного взаимодействия. 4. Психология и социология конфликтов. Характеристика конфликта как социального явления. Сущность конфликта и его структура. Определение основных структурных компонентов конфликтов. Теории возникновения конфликтов. Классификация конфликтов. Причины конфликтов. Динамика конфликтов. Технологии управления конфликтами. Теории поведения личности в конфликте. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Типы конфликтных личностей. Стратегии поведения в конфликте. Характеристика основных стратегий поведения в конфликте. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Типология конфликтов. 1. Внутриличностные конфликты: а) понятие внутриличностного конфликта; б) основные психологические концепции внутриличностных конфликтов; в) формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов. 2. Межличностные конфликты: а) понятие межличностного конфликта и его особенности; б) сферы проявления межличностных конфликтов; в) управление межличностными конфликтами. 3. Групповые конфликты: а) понятие групповых конфликтов и их классификация; б) конфликт «личность – группа»; в) межгрупповые конфликты. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов. Основное содержание переговорного процесса. Модели поведения партнеров в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Тема 4. Деловое общение 1. Специфика делового общения. Уровни общения: ситуативный, интимно-личностный, деловой. Профессиональная культура и деловое общение. Специфические черты делового общения:
Виды делового общения. «Драматургия», сюжеты, разновидности делового общения (беседа, совещание, пресс-конференция, телефонный разговор, дискуссия, переговоры, публичная речь) и их особенности. Формы делового общения:
Культура делового общения:
2. Структура взаимодействия в рабочей группе. Структура социальной власти. Взаимосвязь и взаимообусловленность в социальной власти руководства и лидерства в условиях современного преобразования стратегического менеджмента. Классификация стилей руководства и видов лидерства. Современные модели управления. Руководство принципами деловой этики в общении: 1) согласие с действительностью в процессе развития; 2) становление и развитие личности; 3) абсолютизм утверждения добра и гуманизма, счастья и духовного богатства, сочувствия и справедливости, совести и внимания, моральной эмпатии и рефлексии, свободы и ответственности, разума и воли. Механизмы социально-психологической регуляции коллективной деятельности команды: коммуникация, адаптация, трансформация, интеграция. Методы подражания, заражения, внушения, убеждения, аттракции стереотипизации, их влияние на понятие и внесение этических мыслей и идей в сознании людей. Мотивация, гуманизация и облагораживание делового общения. Отражение функций и правил этики в предпринимательстве, бизнесе и маркетинге в условиях адаптации к рыночным нравственным отношениям. Осознанное руководство с учетом основных категорий морали, профессиональным долгом и ответственностью, совестью, честью и достоинством, принципиальностью и справедливостью, уважением и доброжелательностью, свободой действий и обязательностью, координацией, интеграцией и солидарностью, сплоченностью и совместимостью в решении насущных задач в деятельности группы, коллектив в целом. 3. Психологические особенности публичного выступления. Понятие монолога и его особенности. Виды выступлений. Подготовительный этап. Определение и уточнение темы, формулирование названия, сбор информации о слушателях, определение основной цели и идеи выступления. Требования к составлению плана выступления. Подбор материала для выступления: этапы работы с литературой, виды конспектирования, подбор вспомогательного материала (цифры, цитаты, примеры, наглядный материал). Построение выступления: структура и композиция выступления. Принципы построения введения, основной части, заключения. Выступление без текста. Оперативная подготовка к выступлению. Психологические особенности выступления. Основы риторики. История возникновения. Современная риторика, ее законы и приемы. Коммуникативные эффекты. Слагаемые успеха выступления. Установление контакта с аудиторией. Преодоление барьеров восприятия. Эффект первых фраз. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории. Особенности изложения основных структурных компонентов выступления: введения, основной части, заключения. Психологическая техника ответов на различные виды вопросов. 4. Деловая беседа как основная форма делового общения. Специфика деловой беседы как формы общения. Многофункциональная направленность деловой беседы. Этапы проведения беседы. Общая подготовка к беседе. Изучение темы беседы. Сбор информации о партнере и формирование позитивного отношения к нему. Ранжирование собеседников: вышестоящие, нижестоящие, равные по положению. Подготовка материалов и документов. Формулирование вопросов собеседникам. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Подготовка ответов на возможные вопросы собеседников. Разработка стратегии ведения беседы. Психологическая структура беседы. Психологическая значимость начала и завершения беседы. Факторы успешного проведения беседы. Виды слушания собеседника. Особенности техники активного слушания. Правила смены коммуникативных ролей в диалогической речи. Искусство парирования замечаний собеседников и нейтрализации возражений. Запрещенные приемы ведения деловой беседы. Итоги обсуждения. Резюмирование. Психологические типы собеседников Психо-этические особенности деловой беседы по телефону. Некоторые особенности этикета деловой беседы. 5. Спор. Дискуссия. Полемика. Происхождение и психологические особенности. Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Из истории происхождения спора. Классификация видов спора. Предмет спора. Позиции полемистов, их уточнение. Индивидуальные особенности и поведение участников спора. Правила отношения к оппоненту. Применение приемов эффективного слушания. Выдержка и самообладание в споре. Принципы, правила, тактика ведения спора. Порядок ведения спора. Особенности полемической убеждающей речи. Полемические и психологические приемы убеждения в споре. Вопросы в споре и виды ответов. Позволительные и непозволительные уловки. Нечестные приемы и их нейтрализация. Национальные и культурные традиции спора. 4. Контрольные вопросы по дисциплине 1. Социальная природа общения.
5. Домашнее задание Темы рефератов
Требования к выполнению реферата Титульный лист. |
«психологии делового общения» Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать... | Рабочая программа по дисциплине б психология делового общения Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса... | ||
Реферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения» Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится... | Рабочая программа «Психология делового общения» Дисциплина «Психология делового общения» относится к циклу ооп б гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть... | ||
Рабочая программа по дисциплине ф этика делового общения Задача учебного курса – на основе знания основных норм и правил делового этикета выработать у студентов навыки позитивного общения... | Вопросы для зачета по элективному курсу "Искусство делового общения" Понятие и структура общения. Роль и значение общения в жизни человека и общества | ||
Реферат по дисциплине: этика делового общения на тему: «Культура... У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета вообще, так и о правилах делового общения, которые... | Психологические и этические основы культуры делового общения. Нравственная социализация личности Ки деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных... | ||
Имидж делового человека. 3 От культуры делового общения зависит успешность презентации при приеме на работу, конкурентоспособность на рынке труда, карьерный... | Пояснительная записка > Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины... Г. В. Кухтерина Психология делового общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62... | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины:... Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических... | Программа курса содержание программы раздел 1 переговорный процесс... Отличие переговорного процесса от других форм делового общения. Исследование феноменов переговорного процесса в современной социальной... | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения.... Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо» | Реферата по культурологии на тему культура делового общения Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного... | ||
Рабочая программа дисциплины «Культура делового общения» | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» |