Программа элективного курса «германия: особенности этикета»





Скачать 177.11 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «германия: особенности этикета»
Дата публикации04.10.2014
Размер177.11 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Автор: Полозова Наталья Степановна


Программа элективного курса

«ГЕРМАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ЭТИКЕТА»

учитель иностранного языка МАОУ СОШ №23 г. Томска



Адрес школы: 634021, г. Томск, ул. Лебедева, 94
Телефон учреждения образования: (3822) 45-19-16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В результате социально-политических и экономических преобразований в обществе, иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство для развития интеллектуальных способностей школьников.

В связи с повышением роли иностранного языка в жизни общества большое значение приобрела проблема мотивации изучения немецкого языка в школе.

Предлагаемый элективный курс имеет страноведческое содержание, направленное на формирование у обучающихся представления о менталитете и культуре Германии, ориентирован на расширение и углубление познаний учащихся в немецком языке в целом и его культурологическом аспекте в частности, на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе профиля обучения гуманитарного направления, связанного с углубленным изучением иностранного языка.

Отличительной особенностью курса является:

деятельностный подход к обучению: данный курс предполагает сочетание деятельности общения на немецком языке с другими видами деятельности - учебно-трудовой, эстетической, игровой, познавательной;

проведение уроков в зале иностранной литературы Томской областной детско-юношеской библиотеки, уроков-встреч с носителями языка;

междисциплинарный подход к обучению:(межпредметнная связь немецкого языка с историей и литературой ).

Цели программы:

1.Социокультурное развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на немецком языке. Воспитание человека в духе уважения к иноязычной культуре, согласия и мира.

2.Подготовка обучающихся к продолжению образования в профильном классе гуманитарной направленности.

Задачи программы:

  1. Привить обучающимся интерес к Германии посредством знакомства с
    традициями и обычаями немецкого народа.

  1. Обучить основам этикета речевых действий в определенных типичных ситуациях

  1. Развить речемыслительные способности: умения понимать
    содержание текстов аутентичного характера, находить необходимую
    информацию в содержании текста, конспектировать, составлять план.

  2. Достичь продвинутой компетенции обучающихся в коммуникативных умениях: говорении, чтении, письме, аудировании.


Программа сочетает в себе продуктивное (лекции) и репродуктивное начало, когда обучающиеся сами решают поставленные задачи (работа с литературой, изготовление коллажей, проектов, активное использование в работе интервью, ролевых игр, инсценирование ситуаций, подготовка презентаций). Формы работы: парная, индивидуальная, групповая.

В организации учебной деятельности на занятиях используются технология проектного обучения, компьюторные технологии, интенсивный метод обучения.

Данная программа адресована учащимся 9-х классов, а также может быть использована на старшей ступени обучения, курс рассчитан на 17 занятий за год, на одно занятие отводится 1 час в неделю.
Содержание программы


Особенности немецкого этикета



Содержание раздела

Количество часов

I

Введение.

1

II

О национальном характере немцев.

3

III

Характерные манеры повседневного общения

3

IV

Формулы этикета за столом.

3

V

Формы вежливости, правила этикета в общественных местах.

5

VI

Национально-специфические жесты.

1

VII

Заключительный урок презентаций проектов

1


Учебно-тематическое планирование




Тема

Форма занятий

Контроль

I

Введение.

Экскурсия в ДЮБ

Монолог, высказывание впечатления

II

О национальном характере немцев.

1.

Что типичного в национальных чертах не-

мецкого народа.

Работа в группах, аутентичные тексты

Составление плана, тезисов

2.

. Взгляд со стороны.

Встреча с носителями языка

Подготовка презентаций

3.

Особенности национального характера жителей разных федеральных земель.

Урок-презентация слайдов

Просмотр презентаций

III

Характерные манеры повседневного общения




1.

Приветствия. Реплики, следующие за приветствием. Прощания.

Урок-инсценирование


Диалоги

2.

Представления и знакомство. Поздравления, подарки.

Ролевая игра

Монолог, диалоги

3.

Одежда и мода.

Инсценирование ситуаций «Посещение магазинов»

Коллаж,

Инсценирование типичных ситуаций по теме

IV

Формулы этикета за столом.


1.

Приглашение. Приветствие гостей. Пунктуальность немцев.


Ролевая игра

Диалоги по теме

2.

. Рассаживание гостей за столом. . Речевой этикет за столом.

Практическое занятие, групповая работа

Инсценирование типичных ситуаций

3.

. Искусство сервировки. Кухня.

Практическое занятие «В ресторане»

Рецепты немецкой кухни

V

Формы вежливости, правила этикета в общественных местах.


1.

. Вежливость по телефону.

Инсценирование ситуаций

Инсценирование типичных ситуаций

2.

. Курение в обществе. Правила вежливости в транспорте.


Традиционная

Презентацция слайдов по теме

3.

. Устройство на работу.

Ролевая игра

Анкета, автобиография, заявление на работу, диалоги

4.

Вступление в разговор. Сигналы поддержания речевого контакта со стороны слушающего.

Инсценирование ситуаций

Инсценирование типичных ситуаций

5.

Вводные реплики. Отказ в праве высказаться. Возражение.

Инсценирование ситуаций

Диалоги

VI

Национально-специфические жесты

Встреча с носителями языка

Практика

VII

Заключительный урок презентаций проектов

«Особенности речевого этикета немецкого народа»


Компьютерная презентация

Программа способствует:

  1. Развитию языковых, интеллектуальных и познавательных способностей,
    чувств и эмоций школьников, готовности к коммуникации.

  2. Воспитанию потребности в практическом использовании языка в
    различных сферах деятельности.

  3. Способности учащихся самостоятельно приобретать знания из различного
    рода источников.

Планируемый результат:

  1. Обучающиеся овладеют социокультурной компетенцией (поведенческой, включая речевой этикет народа Германии, усвоят его особенности, обусловленные культурными традициями страны).

  2. Обогатят свои коммуникативные знания по теме.

  3. Расширят общекультурный кругозор, привьют правильные манеры
    поведения.

  4. Обучающиеся смогут рассказать о реалиях немецкой и русской культуры
    на немецком языке.

  5. Научатся «преподносить себя» в различных ситуациях, овладевая техникой
    устной презентации.



Обучающиеся овладеют умениями:

в области говорения:

- вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях общения, используя соответствующие формулы речевого этикета;

- вести диалог-расспрос (интервью);

- вести диалог- обмен мнениями;

- рассуждать в связи с данной информацией;

- делать краткие сообщения о своих действиях.

в области аудирования:

- воспринимать на слух и понимать в целом аутентичные высказывания в самых распространенных стандартных ситуациях общения, используя просьбу уточнить, переспросить .

в области чтения:

-понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров, выделяя основную мысль;

- чтение про себя и вслух, расширение словаря за счет терминологии, лексики, словообразовательных моделей.
в области письма:

-заполнять анкету, формуляр, написать автобиографию/резюме, заявление на работу;

- написать план, тезисы, вести разговорник.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В качестве примера взят материал для проведения

урока по теме: «Разговор по телефону»
Цели урока:

Учить вести разговор по телефону (уметь общаться с собеседником: здороваться, представляться, четко сообщать необходимую информацию, прощаться, умение общаться при отсутствии требуемого человека)

Ход урока

I.Начало урока.

Оргмомент, объявление темы, постановка цели урока.

II.Речевая зарядка. По цепочке ученики обмениваются репликами – приветствиями, спрашивают о самочувствии, говорят, что они рады видеть друг друга. Учитель, заканчивая работу по цепочке, задает вопрос: Haben Sie einen Telefonapparat?

Wie ist dein Telefonnummer?

(Помните, что называя номер телефона, мы произносим каждую цифру отдельно)

III.Основная часть.

1.Введение новой лексики и обобщение лексики по теме.

Anrufen, telefonieren(mit D.)- звонить, (говорить) по телефону

Das Gesprach(e) - разговор

Herr N., Telefon fur Sie – ГосподинН., Вас к телефону

Das Ferngesprach – междугородний разговор

Ein Telefongesprach fuhren –разговаривать по телефону

Verbinden(mit D.) –соединять кого-л. с кем-л.

Erreichen - дозвониться по телефону

ausrichten- передавать (сообщение, привет)

Das Telefonbuch – телефонная книга

Der Telefonhorer – телефонная трубка

Den Horer abnehmen – снять(положить)трубку

Der Anrufbeantworter - автоответчик

Eine Nachricht auf den Anrufbeantworter sprechen – наговорить сообщение на автоответчик

2.Отработка новой лексики:

- повторение за учителем;

- чтение и перевод;

- перевод с немецкого языка на русский и наоборот;

- составление фраз;

Bitte

rufen

richten

hinterlassen

sprechen

buchstabieren

widerholen

Sie

zuruck

etwas aus

eine Nachricht

langsamer

Ihren Namen

die Frage


3.Каждый ученик получает раздаточные листы с речевыми клише по теме и с лингвострановедческими комментариями на типичную ситуацию по телефону ,знакомится с комментариями и отрабатывает типичные речевые клише.

Рабочий лист 1

Ответ снявшего трубку

Разговор по телефону начинается коротким приветствием и лаконичным представлением: имя, фамилия, названия фирм. Далее называется желаемый собеседник. Первый сигнал к предстоящему телефонному разговору – сам звонок телефона. Следовательно, первая реплика идет со стороны принявшего сигнал, снявшего трубку:

Алло! Hallo!

Да!

Слушаю! Ja! (Ja, bitte)

Вас слушают

В немецком речевом этикете считается невежливым, когда снявший трубку отвечает только; Hallo! Ja!, называют свой номер телефона или фамилию и здороваются: (hier) Menzel. (Guten Morgen! Guten Tag! Guten Abend!)

Вучреждении, сотрудник которого уверен, что по телефону спрсят именно его, может представиться по фамилии:

Шульце слушает Schulze am Apparat.

Шульце. (hier) Schulze.

В учреждении снявший трубку может назвать свою фамилию или данное учреждение:

Гостиница «Берлин». (Hier)Hotel “Berlin”
Справочная. (Hier)Ausrunft/

Рабочий лист 2
Уточняющие вопросы и ответы

Если же набравший номер не расслышал, он должен поздороваться, попросить извинения и затем уточнить, с кем ведет разговор.

Доброе утро.Извените, это гостиница «Берлин Guten Morgen! Entschuldigen Sie(bitte) ist dort das Hotel “Berlin”(spreche ich mit dem Hotel “Berlin”)

Это справочное бюро? Guten Morgen! Entschuldigen Sie(bitte) ist dort die Auskunft (spreche ich mit der Auskunft)

Без предварительного приветствия обращение звучит невежливо:

Это господин Краузе? Ist dort Herr Krause?

Фамильярно-дружеские обращения:

Это ты Моника? Bist du das, Monika?

Моника, это ты? Monika, bist du das?

Моника,ты? Monika, du ?

В ответ следует уточняющая реплика:

-утвердительная, как правило, оформляется выражениями:

Да. Ja.

Да,вы не ошиблись. Ja, Sie sind richtig verbunden.

Да,это я.

Это я. Ja, ich.

-отрицательная реплика:

Вы ошиблись. Sie sind falsch verbunden.

Вы ошиблись номером. Sie haben sich in der Nummer geirrt.

Вы набрали неправильный номер. Sie haben faisch gewalt/

Нет, это не Краузе. Nein, hier ist nicht Krause/

Здесь таких нет.

Вы какой номер набрали? Welche Nummer haben Sie gewalt?

Куда Вы звоните?
Если Вы ошиблись номером:

Entschuldigung, ich habe mich verwahlt. Ich habe falsch gewahlt.

Если в ответ услышали:

Herr…/ …Frau… ist nicht da (im Haus, zu erreichen). Was kann ich ihm/ ihr ausrichten?

Передайте просьбу:

Er/Sie mochte bitte zuruckrufen.

Чтобы изложить суть просьбы:

Es handelt sich um…

Рабочий лист 3
Выражения просьбы позвать к телефону

В реплике –просьбе позвать к телефону какого-либо человека называется фамилия или имя этого человека.Просьба всегда сопровождается словом «Пожалуйста»

Если звонят в учреждение, то здороваются, представляются. Вежливая форма включает слова «будьте добры», «будьте любезны»- Seien Sie so gut (nett)

Ответы говорящего по телефону

Снявший трубку и услышавший, что спрашивают его, приветствует позвонившего и представляется.

С вами говорит Вера Шульце. Hier spricht (ist)Vera Schulze.

Это Вера Шульце. Hier Vera Schulze.

При официальном представлении может быть названа должность, звание, занятие.

С вами говорит преподаватель Кунце. Hier spricht (ist) Frau Kunze, Lehrerin.

Вам звонит доцент Мюллер. Hier Dozent Muller

При общении близких людей, часто говорящих по телефону, представление может быть таким:

(Алло, Уве,) это я. (Hallo) Uwe, ich bin es (bin’s)/

Если говорящий не узнан:

Я не узнал Вас. Ich habe Sie nicht erkannt/

Я не сразу вас узнала. Ich habe Sie nicht gleich erkannt.
Ответные реплики:

Ответная реплика лицу, подзывающему к телефону, чаще содержит благодарность, либо сигнал готовности подойти.

Спасибо. Danke.

Спасибо, иду. Danke, ich komme.

Иду.

Сейчас иду. Ich komme gleich

Подзывающий к телефону может ответить в трубку:

Пожалуйста, сейчас позову! Einen Moment, (bitte)/

Пожалуйста, минутку! Ja, sofort! Er kommt gleich!
Пожалуйста, подождите минутку! Warten Sie bitte einen Moment!
Пожалуйста, не кладите трубку! Legen Sie bitte (den Horer) nicht auf!

Пожалуйста, ждите у телефона! Bleiben Sie bitte am Apparat!

Его сейчас нет. Er ist nicht da.

Он придет позже. Er kommt spater

В немецком речевом этикете после разговора по телефону используется специальная форма прощания:

До свидания! Auf Wiederhoren!
IV.Работа над диалогами.

А) Ученики читают диалоги на рабочем листе 4








Б) Ученики, закрыв правую половину листа (перевод на русский язык), восстанавливают его, глядя в немецкий текст.

В) Ученики, закрыв левую половину листа (немецкий текст), восстанавливают его, глядя в перевод.

V.Инсценирование типичных разговорных ситуаций.

  1. Ваш секретарь звонит по Вашему поручению в разные фирмы, инсценируйте действия секретаря в 3 случаях набора телефонного номера:

а) Беседа состоялась;

б) Телефонную трубку снял другой человек;

в) Абонента нет на месте.

2.Вы звоните своему деловому партнеру, но его нет. Узнайте, когда он появится.

Например:

-Ich mochte bitte Herr Schulz sprechen/

-Tut mir leid, er ist nicht im Haus.

-Wann ist er wieder da?

-Morgen .

Используйте при ответе следующие причины отсутствия: verreist sein, zu Mittag essen? Gerade telefonieren, in seiner Sitzung sein, gerade Besuch haben, in Urlaub sein, krank sein, nicht da sein/

3.Вам нужно позвонить в немецкую фирму. Как вы это сделаете?

Sekretarin: Fischer AG, Bremen, Guten Tag!

Sie: (Представьтесь и попросите к телефону господина Фишера.)

Sekretarin: Herr Fischer ist im Moment nicht zu Hause.

Sie: (Спросите когда он появится?)

Sekretarin: Morgen Vormittag.

Sie: (спросите, может ли секретарша передать ему кое-какую информацию.)

Sekretarin: Ja, rein Problem, das kann ich machen.

Sie: (Попросите, чтобы он перезвонил на фирму «Авис», речь идет о поедке директора фирмы в Германию, оставьте свой номер.)

Sekretarin: Moment bitte, ich hole etwas zum Schreiben. So, jetzt bitte.

Sie: (Называете свой номер телефона.)

Sekretarin: Okay, ich habe das notiert.

Sie: (Поблагодарите и попрощайтесь.)

VI.Заключительная часть. Домашнее задание: составить диалоги, инсценируя ситуации:

- обращение к снявшему трубку, уточняющие вопросы, ответы говорящего по телефону;

- обращение к снявшему трубку, отсутствие абонента на месте;

- обращение к снявшему трубку, уточняющие вопросы, уточняющие реплики.

При выполнении домашнего задания используйте рабочие листы 1 – 4.

Учебно – методические средства, используемые для данного курса:

- учебные пособия;

- словари;

- иллюстративный материал;

- компьютер и проектор для презентаций учеников;

-аудиокассеты и видеокассеты.
Литература.

1.Архипкина Г.Д., Комеда Н.А. Страноведение. Германия: обычаи, традиции, праздники, этикет.

Учебное пособие. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2004.

2.Барзах А.Д. Германия. Праздники и обряды. – Томск: Изд – во НТЛ, 2005.

3.Городникова М.Д., Добровольский Д.О. Немецко – русский словарь речевого общения.

- М.: Русский язык – медиа, 2003

4.Мальцева Д.Г.Германия. Страна и язык. Немецко – русский лингвострановедческий словарь.

М.: Изд – во «Русские словари», 2001.

5.Формановская Н.И., Соколова Х.Р. Речевой этикет. Русско – немецкие соответствия. –

М.: Высшая школа, 1989.

6.В.М. Завьялова . Практический курс немецкого языка. – М.1999.

7.Иностранные языки в школе № 5, 2000.

8. Иностранные языки в школе № 3, 2003.

9. Л.Д. Исакова, Л.В. Хованская. Немецкий для делового общения. – М: Просвещение, 1997.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ГЕРМАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ЭТИКЕТА»


Полозова Наталья Степановна,

учитель немецкого языка МОУ СОШ № 23 г. Томска
Предлагаемая программа элективного курса имеет страноведческое содержание, направленное на формирование у обучающихся представления о менталитете и культуре Германии, ориентирована на расширение и углубление познаний учащихся в немецком языке в целом и его культурологическом аспекте в частности, на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе профиля обучения гуманитарного направления, связанного с углубленным изучением иностранного языка.
Отличительной особенностью курса является:

деятельностный подход к обучению: данный курс предполагает сочетание деятельности общения на немецком языке с другими видами деятельности - учебно-трудовой, эстетической, игровой, познавательной;

проведение уроков в зале иностранной литературы Томской областной детско-юношеской библиотеки, уроков-встреч с носителями языка;

междисциплинарный подход к обучению:(межпредметнная связь немецкого языка с историей и литературой ).
Цели программы:

1.Социокультурное развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на немецком языке. Воспитание человека в духе уважения к иноязычной культуре, согласия и мира.

2.Подготовка обучающихся к продолжению образования в профильном классе гуманитарной направленности.
Задачи программы:

  1. Привить обучающимся интерес к Германии посредством знакомства с
    традициями и обычаями немецкого народа.

  1. Обучить основам этикета речевых действий в определенных типичных ситуациях

  1. Развить речемыслительные способности: умения понимать
    содержание текстов аутентичного характера, находить необходимую
    информацию в содержании текста, конспектировать, составлять план.

  2. Достичь продвинутой компетенции обучающихся в коммуникативных умениях: говорении, чтении, письме, аудировании.


Формы организации занятий: ролевые игры, инценирование типичных ситуаций, практические уроки, встречи, экскурсия. Формы работы: парная, индивидуальная, групповая.

В организации учебной деятельности на занятиях используются технология проектного обучения, компьюторные технологии, интенсивный метод обучения.
Данная программа адресована учащимся 9-х классов, а также может быть использована на старшей ступени обучения, курс рассчитан на 17 занятий за год, на одно занятие отводится 1 час в неделю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПриложения. Список творческих работ учащихся по темам элективного курса. Темы рефератов
«Особенности построения текстов реклам». Дидактический материал к занятиям элективного курса по предупреждению речевых ошибок (недочётов)...
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПрограмма элективного (факультативного) курса для 10 11 классов «Практикум по русскому языку»
Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также...
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и...
Программа элективного курса разработана заместителем директора по увр, учителем физики моу сош №2 г. Спирово Кудряшовой Н. А
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Программа элективного курса «германия: особенности этикета» iconПрограмма элективного курса «Энергия будущего»
Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск