Тема педагогического опыта: "Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников"





Скачать 213.11 Kb.
НазваниеТема педагогического опыта: "Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников"
Дата публикации24.02.2015
Размер213.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Третьякова Ольга Владимировна

воспитатель МБДОУ№89 "Умка" города Северодвинска Архангельской области.

Тема педагогического опыта: "Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников"

Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Проектная (или проективная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена тем, что данная технология имеет широкую область применения, позволит более эффективно осуществлять воспитательно - образовательную работу по всем направлениям развития дошкольников и взаимодействие с родителями воспитанников.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. В ходе работы исследуются различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирается оптимальный способ решения. При наличии нескольких вариантов появляется возможность их анализа путем сопоставления друг с другом, выявления их достоинств и недостатков. При организации проектной деятельности необходимо учитывать участие родителей в оказании помощи в реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

 

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе воспитательно-образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
     Целью проектной деятельности является  понимание и применение родителями знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе сотрудничества с педагогом группы на занятиях, консультациях и других совместных мероприятиях.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать;


- Формировать позитивное отношение к работе (уметь проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку и т.д.);

- Вести подготовку к выполнению проектов (познакомить родителей с необходимыми материалами, темой проекта, на этом этапе можно привлекать участников имеющих опыт проектной деятельности);

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения);

- В групповом проекте каждый участник должен четко показать свой вклад (родители являются активными участниками проекта).

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации родителей при реализации воспитательно – образовательных задач по всем направлениям развития ребенка ;

- развитие творческих способностей у родителей, умение проявить себя;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

     Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.      Развитие творческих способностей происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: родители стремятся показать, в первую очередь, самим себе, что они сделали правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с педагогом, так как для обеих сторон задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению.


  Метод проектов.

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность, сообразуясь с личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате родители должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребенка и его родителей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности дошкольников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков ребенка, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых (родителей) самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.                                          Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую участники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой для педагога и родителей в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (результаты эффективного сотрудничества педагога группы и родителей дошкольников);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность;

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

       определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

       выдвижение гипотез их решения;

       обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

       обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

       сбор, систематизация и анализ полученных данных педагогом;

       подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

       выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1.  Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2.     Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3.  Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4.  Характер контактов (среди участников одной группы, детского сада, города, региона).

5.   Количество участников проекта.

6.   Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности дошкольников и их родителей. Изменяется и психологический климат в группе, так как педагогу приходится переориентировать свою воспитательно-образовательную работу и организацию взаимодействия с родителями на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа родителей воспитанников в проекте по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на занятиях, в групповой работе).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

По доминирующему в проекте методу:

1. Исследовательские.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

При выполнении проекта участник:

- Структурирует проект в логике научного исследования,

- Включает в проект аргументацию его актуальности,

- Определяет объект и предмет исследования,

- Обозначает цели и задачи проектного исследования, Обозначает цели и задачи проектного исследования, Формулирует гипотезу исследования,

- Определяет методы исследования,

- Конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования,

- Определяет пути решения проблем,

- Осваивает новое опытным путем,

- Оформляет проект в виде выводов,

- Подтверждает или опровергает гипотезу,

- Выходит на новый спектр проблем.



2. Информационные.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки",пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео, пр.) - презентация ( публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции,

- Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,

- Обобщает и анализирует информацию,

- Делает выводы,

- Корректирует поиск по уточненным направлениям,

- Анализирует и обобщает новые факты,

- Проводит презентацию,


- Организует проведение «внешней» оценки.
3. Творческие.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике, интересам педагога и родителей, участвующих в проекте. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);

- Договаривается с группой и педагогом о жанре,

- Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,

- Стремится получить творческий продукт,


- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
4. Игровые.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Родители принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая, приключенческая;

- Намечает «игровые» роли,

- Подчиняет логику ролей содержанию проекта,

- Моделирует ситуации,

- Проигрывает «виртуальные реальности».


5. Практические.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

- Обозначает результат в начале проектной деятельности,

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

- Получает конкретный материальный продукт...

- Задает жесткую структуру,

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

- Получает конкретный материальный продукт...


По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

         личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных группах, регионах, странах);

  • парные (между парами участников);

  • групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта. Роль педагога в этом случае особенно велика.

      И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух занятиях;

  • средней продолжительности (от недели до месяца);

  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

     Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности педагога, родителей и детей по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного занятия до нескольких месяцев.

    Образовательный проект имеет структурную основу, которая отражается в его положении или программе:

- название проекта;

- цитата, лозунг или иная форма представления проекта;

- общая характеристика проекта;

- идея проекта;

- цели и задачи проекта;

- участники проекта;

- условия регистрации в проекте;

- сроки реализации проекта;

- этапы проведения проекта;

- условия участия в проекте (организационные, технические, другие);

- особенности проведения проекта, виды деятельности;

- формы взаимодействия педагога с родителями и другими субъектами;

- диагностическая и оценочная группа;

- результаты проекта, их оценка. Призы и награды;

- возможное продолжение и развитие проекта;

- авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

  Деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах:

1.     Определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп.

2.     Планирование (анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идеи, планы).

3.     Принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта).

4.     Выполнение (работа по выполнению проекта).

5.     Проверка и оценка результатов (анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач).

6.     Защита проекта (коллективный анализ деятельности).

      4.1. Трудности при проектировании.     

- постановка ведущих и текущих целей и задач;

- поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;

- осуществление и аргументация выбора;

- самостоятельные действия;

- сравнение полученного с требуемым;

- корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;

- объективная оценка деятельности и результата проектирования.

   4.2. Этапы работы над проектом.

Работа над проектом включает четыре этапа:

- планирование;

- аналитический этап;

- этап обобщения информации;

- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

I. Планирование.

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов участников; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные участниками темы проектов выносится на обсуждение.

Цели первичного обмена мнениями:

1. Стимулирование потока идей

Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Педагогу следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые участниками возражения.

2. Определение общего направления исследовательской работы

Когда определены все возможные направления исследований, педагог предлагает участникам высказать свое отношение каждому. Затем педагог:

- Выделяет наиболее удачные;

- Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;

- Помогает участникам сформулировать 5-6 связанных  друг с другом подтем;

- Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для группы (параллели, несколько параллелей и т. д.).

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача педагога на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали участники с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.

Далее участники совместно с педагогом выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т.д.). Педагогу следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

II. Аналитический этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый участник:

- Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности;

- Ищет и собирает информацию, учитывая:

     • Собственный опыт;

     • Результат обмена информацией с другими участниками, педагогом, родителями и т.д.;

     • Сведения, полученные из специальной  литературы, Интернета и т.д.;

- Анализирует и интерпретирует полученные данные.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый участник может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет педагогу (да и самому участнику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль.

Последовательность работы:

1. Уточнение и формулировка задач.

Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь педагога. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направлению работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем педагог при помощи проблемных  вопросов подводит участников к формулировке задачи. Если участники знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы, задачи для группы поставлены не правильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.

2. Поиск и сбор информации.

Прежде всего необходимо определить, где и какие данные предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы. Участники выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача педагога – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению навыкам конспектирования. На данном этапе участники получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством:

- Личных наблюдений и экспериментирования;

- Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);

- Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).

Педагог играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

3. Обработка полученной информации.

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым участником цели работы и критериев отбора информации. Задача педагога – помочь группе определить эти критерии. Обработка полученной информации – это прежде всего её понимания, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Участникам потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден, особенно если участники привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы.

III.         Этап обобщения информации.

На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Участники:

- Систематизируют полученные данные;

- Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;

- Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет, журналов, презентация в интернете и т.д.).

Педагогу необходимо проследить, чтобы участники обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и  идей каждой группы. Участники должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление  конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе необходимо предоставить участникам максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

IV. Представление полученных результатов работы (презентация).

На этом этапе участники осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в группе, детском саду и т.д.). Участники представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача педагога – объяснить основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconОсобенности организации раннего обучения английскому языку детей...
Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с особенностями организации раннего обучения английскому языку детей в детском саду...
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» (Назарова Лариса Павловна)
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconОсобенности взаимодействия специалистов доу с семьёй, имеющей ребёнка с овз
Семья – ближайшее и постоянное окружение ребёнка. Именно общественные ценности личности, её духовный стержень формируются в процессе...
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" icon«Экологическое воспитание детей в детском саду»
«Расскажите детям о достопримечательностях Москвы» (Карточки для занятий в детском саду и дома)
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconЭлектронные версии журналов
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности доу)
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconПедагогического опыта (рпо)
...
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconДоклад в сопровождении презентации: «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду»
Знакомство родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы доу и результатами деятельности педагогического коллектива...
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconСайты для педагогов доу
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду (отличный сайт по организации деятельности доу)
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconВводный этап при организации проектной деятельности учащихся
Преподавание естествознания должно, по возможности, начинаться в саду, лесу, в поле, А. Я. Герд основоположник методики преподавания...
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconОтчет о результатах самообследования в мадоу детском саду №18 «Росинка»
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, позновательно-исследовательской,...
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconУрок классического танца в детском саду
В рамках реализации образовательного проекта Департамента образования города Москвы «Классическая музыка в детском саду» 21 ноября...
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconКонкурс докладов «Особенности подготовки школьников к разработке...
...
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconКлена Алексеевна Алябьева тематические дни и недели в детском саду: планирование и конспект
А60 Тематические дни и недели в детском саду: Планирова­ние и конспекты. — М.: Тц сфера, 2005. — 160 с. (Програм­ма развития)
Тема педагогического опыта: \"Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьей воспитанников\" iconЛитература по образовательным областям Физическая культура «Программа...
«Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск