Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся





Скачать 55.22 Kb.
НазваниеВводный этап при организации проектной деятельности учащихся
Дата публикации02.08.2015
Размер55.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
ВВОДНЫЙ ЭТАП ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ОСТАПОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА

Учитель биологии

МАОУ лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томск
Преподавание естествознания должно, по возможности, начинаться в саду, лесу, в поле", - А.Я. Герд - основоположник методики преподавания биологии.
В современной системе образования одной из ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности при обучении биологии, является овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности.

В связи с этим актуальным в педагогическом процессе становится использование таких методов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного применения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Этим требованиям отвечает технология проектного обучения.

Под учебным проектом понимается совместная и спланированная деятельность учащихся и педагога, которая организована на основе коммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Введение учащихся в проектную деятельность по биологии во многом зависят от мотивации школьника к выполнению этого проекта. Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия проектов, в этом случае мощный потенциал проекта как развивающей технологии обучения значительно снижается [1].

Наибольший образовательный эффект от выполнения проектной работы возможен в случае, когда школьники сами формулируют тематику проекта. Практика показывает, что учащиеся в лучшем случае самостоятельно определяют учебный предмет, по которому желают выполнить проектную работу. После чего учитель предлагает ученику готовую тему или список возможных тем с правом выбора. При таком подходе утрачивается важное условие осуществления проектной работы – личностная значимость выполняемой деятельности.

Как же решить эту проблему? Как побудить школьника к выполнению проектной деятельности и при этом сохранить личную значимость выполняемой работы?

Решить эту проблему возможно при помощи введения учащихся в проектную деятельность по биологии через учебную экскурсию, которая также должна приобрести деятельностный характер. Важно, что бы в результате проведения экскурсии у школьников появились вопросы, ответы на которые могут требовать дальнейшего выполнения проектной работы.

Интерес к новому становится мотивом исследовательской и проектной деятельности. При наличии устойчивого интереса у школьников значительно облегчается процесс развития когнитивных (познавательных) способностей. Грамотно спланированные учителем экскурсии, выполнение индивидуальных и групповых практических заданий во время проведения экскурсии позволяют не только повысить мотивационный настрой учащихся, пробудить желание к изучению природных объектов и к осуществлению проектной деятельности, но и способствует самостоятельному определению тематики будущего проекта.

В этом случае речь идет не об изменении структуры (этапов) экскурсии, а об изменении цели экскурсии и интеграции ее с проектной деятельностью учащихся. Цель экскурсии как этапа введения учащихся в проектную деятельность заключается не в том, чтобы ответить на возникшие у школьников вопросы, а в том, чтобы у школьников возникли вопросы, решение которых требует выполнения проектной работы.

Интегрируя проектную деятельность школьников и учебную экскурсию, выделяю следующие этапы:

  1. Подготовительный – учитель заранее определяет тематику экскурсий, прорабатывает маршрут экскурсии, определяет связь экскурсии с предполагаемыми темами проектной деятельности школьников.

  2. Вводный (замысел) – непосредственно проведение экскурсии, в ходе которой учитель мотивирует учащихся к выполнению проектной деятельности. Учитель совместно с учащимися определяет тему, актуальность, цель и задачи проекта. Уже на этом этапе предлагаются варианты оформления результатов проектной деятельности (доклад, реферат, выступление на научной конференции и т.д.).

  3. Информационно-операционный - учащиеся собирают материал исследования, работают с литературой и другими источниками, ставят эксперимент, делают выводы, полученные результаты оформляют в оговоренной ранее форме; учитель наблюдает, координирует ход работы над проектом и сам является информационным источником.

  4. Рефлексивно - оценочный - ученики осуществляют устную или письменную самооценку, представляют результаты проектных работ в проектной группе на разного уровня конференциях.

Для определения целесообразности проведения экскурсии как вводного этапа в проектную деятельность были проведены 2 экскурсии в смешанный лес, которые проводились в 2011 и 2012 годах на базе практик поселка Киреевск. Особенностью контингента учащихся Летней естественнонаучной школы ТГПУ является физико-математическая направленность, в связи с чем, учащиеся охотно выбирают проекты по физике, математике, робототехники и астрономии. До проведения экскурсии в 2011 г. учащиеся ЛЕНШ не были заинтересованы в выполнении проекта по биологии. После проведения экскурсии в смешанный лес проект по биологии выбрали 3 человека, в 2012 году – 2 человека. И того 5 человек из 28 начали проектную деятельность по биологии благодаря проведенной экскурсии.

Для сравнения приведем данные выбора учащимися проектов по другим предметам за 2011 и 2012 год: робототехника – 7 школьников, геометрия – 5 школьников, астрономия – 4 школьника, информатика – 4 школьника, увлекательная физика – 3 школьника. Т.о. выбор проектов по биологии оказался даже выше, чем по некоторым основным предметам, что так же доказывает целесообразность проведения экскурсии как вводного этапа в проектную деятельность учащихся.

Более того, один из проектов по биологии оказался долговременным, и его результаты были озвучены на городских ученических конференциях.

Это свидетельствует о необходимости проведения экскурсии в качестве вводного этапа в проектную деятельность, т.к. она повышает мотивационный настрой учащихся к работе над проектом на продолжительное время.

Так же интегрирование учебной экскурсии с проектной деятельностью учащихся является весьма эффективным методом обучения. Для оценки знаний учащихся по биологии, им предлагалась анкета, направленная на выявление знаний в соответствии с их возрастом до проведения экскурсии, после проведения экскурсии и после выполнения проектной работы. Анкета включала 10 вопросов, предполагающие свободные ответы.

Эффективность интегрирования учебной экскурсии с проектной деятельностью учащихся наблюдаем на диаграмме (Рис. 1).

Количество верных ответов


Рисунок – 1. Соотношение количества правильных ответов учащихся до экскурсии, после экскурсии и после выполнения проектной работы.

У всех учащихся наблюдается последовательное увеличение количества правильных ответов, что свидетельствует об эффективности интеграции экскурсии и проектной деятельности учащихся.

Таким образом, исследования показали, что традиционные методы обучения, экскурсии в природные биотопы (при изменении подхода к разработке их содержания и методов проведения) и требуемое современным стандартом освоение учащимися проектной деятельности могут быть интегрированы.

В связи с этим, экскурсия может быть использована как вводный этап в проектную деятельность учащихся.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект?: учебно-методическое пособие / М.А. Ступницкая – М. : Москва. 2010. – 44 с.

  2. Травникова, В. В. Биологические экскурсии : учебно-методическое пособие / В. В. Травникова. – СПб. : Паритет, 2002. – 256 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconТема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)
Вводный инструктаж по охране труда. Организация труда и оборудование рабочего места. Ознакомление с основными разделами
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconДоклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской...
Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение...
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconТема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Рукоделие. Вышивка (10 часов)
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconТема педагогического опыта: "Особенности организации проектной деятельности...
Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьями воспитанников
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconМетодические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном...
Основные цели для организации проектной деятельности учащихся младших классов
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconНачальная общеобразовательная школа при Посольстве России в Колумбии...
Обучающий семинар «Методика организации проектной – исследовательской деятельности»
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблемы организации проектной деятельности учащихся по издательским технологиям и вариант их решения
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconФормирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов...
Е. В. Плащевая, В. А. Смирнов, Н. В. Нигей «формирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов медицинской...
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconМетодические аспекты использования эор нового поколения в образовательной...
Модели организации обучения по предмету с использованием сетевых образовательных ресурсов: дистанционное обучение, организации проектной...
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconРешение психологического противоречия: иметь право на собственную...
«Реализация индивидуальных особенностей учащихся при проектной деятельности на пк»
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconРасписание открытых мероприятий по теме «Роль и место проектной деятельности...
«Роль и место проектной деятельности учащихся в образовательном пространстве школы»
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Говоря об организации проектной деятельности в процессе обучения учащихся, вряд ли кто-то из учителей-предметников задумывался над...
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconБ. 1Философия и методология научной и проектной деятельности
Овладение методами практической философии и методологии научной и проектной деятельности; общенаучными методами исследования; изучение...
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconРабочая программа по основам проектной деятельности 5 класс
Настоящая программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса «Основы проектной деятельности»
Вводный этап при организации проектной деятельности учащихся iconЭтап проектной или исследовательской деятельности
Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск