ВВОДНЫЙ ЭТАП ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСТАПОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА
Учитель биологии
МАОУ лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томск Преподавание естествознания должно, по возможности, начинаться в саду, лесу, в поле", - А.Я. Герд - основоположник методики преподавания биологии. В современной системе образования одной из ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности при обучении биологии, является овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности.
В связи с этим актуальным в педагогическом процессе становится использование таких методов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного применения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Этим требованиям отвечает технология проектного обучения.
Под учебным проектом понимается совместная и спланированная деятельность учащихся и педагога, которая организована на основе коммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Введение учащихся в проектную деятельность по биологии во многом зависят от мотивации школьника к выполнению этого проекта. Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия проектов, в этом случае мощный потенциал проекта как развивающей технологии обучения значительно снижается [1].
Наибольший образовательный эффект от выполнения проектной работы возможен в случае, когда школьники сами формулируют тематику проекта. Практика показывает, что учащиеся в лучшем случае самостоятельно определяют учебный предмет, по которому желают выполнить проектную работу. После чего учитель предлагает ученику готовую тему или список возможных тем с правом выбора. При таком подходе утрачивается важное условие осуществления проектной работы – личностная значимость выполняемой деятельности.
Как же решить эту проблему? Как побудить школьника к выполнению проектной деятельности и при этом сохранить личную значимость выполняемой работы?
Решить эту проблему возможно при помощи введения учащихся в проектную деятельность по биологии через учебную экскурсию, которая также должна приобрести деятельностный характер. Важно, что бы в результате проведения экскурсии у школьников появились вопросы, ответы на которые могут требовать дальнейшего выполнения проектной работы.
Интерес к новому становится мотивом исследовательской и проектной деятельности. При наличии устойчивого интереса у школьников значительно облегчается процесс развития когнитивных (познавательных) способностей. Грамотно спланированные учителем экскурсии, выполнение индивидуальных и групповых практических заданий во время проведения экскурсии позволяют не только повысить мотивационный настрой учащихся, пробудить желание к изучению природных объектов и к осуществлению проектной деятельности, но и способствует самостоятельному определению тематики будущего проекта.
В этом случае речь идет не об изменении структуры (этапов) экскурсии, а об изменении цели экскурсии и интеграции ее с проектной деятельностью учащихся. Цель экскурсии как этапа введения учащихся в проектную деятельность заключается не в том, чтобы ответить на возникшие у школьников вопросы, а в том, чтобы у школьников возникли вопросы, решение которых требует выполнения проектной работы.
Интегрируя проектную деятельность школьников и учебную экскурсию, выделяю следующие этапы:
Подготовительный – учитель заранее определяет тематику экскурсий, прорабатывает маршрут экскурсии, определяет связь экскурсии с предполагаемыми темами проектной деятельности школьников.
Вводный (замысел) – непосредственно проведение экскурсии, в ходе которой учитель мотивирует учащихся к выполнению проектной деятельности. Учитель совместно с учащимися определяет тему, актуальность, цель и задачи проекта. Уже на этом этапе предлагаются варианты оформления результатов проектной деятельности (доклад, реферат, выступление на научной конференции и т.д.).
Информационно-операционный - учащиеся собирают материал исследования, работают с литературой и другими источниками, ставят эксперимент, делают выводы, полученные результаты оформляют в оговоренной ранее форме; учитель наблюдает, координирует ход работы над проектом и сам является информационным источником.
Рефлексивно - оценочный - ученики осуществляют устную или письменную самооценку, представляют результаты проектных работ в проектной группе на разного уровня конференциях.
Для определения целесообразности проведения экскурсии как вводного этапа в проектную деятельность были проведены 2 экскурсии в смешанный лес, которые проводились в 2011 и 2012 годах на базе практик поселка Киреевск. Особенностью контингента учащихся Летней естественнонаучной школы ТГПУ является физико-математическая направленность, в связи с чем, учащиеся охотно выбирают проекты по физике, математике, робототехники и астрономии. До проведения экскурсии в 2011 г. учащиеся ЛЕНШ не были заинтересованы в выполнении проекта по биологии. После проведения экскурсии в смешанный лес проект по биологии выбрали 3 человека, в 2012 году – 2 человека. И того 5 человек из 28 начали проектную деятельность по биологии благодаря проведенной экскурсии.
Для сравнения приведем данные выбора учащимися проектов по другим предметам за 2011 и 2012 год: робототехника – 7 школьников, геометрия – 5 школьников, астрономия – 4 школьника, информатика – 4 школьника, увлекательная физика – 3 школьника. Т.о. выбор проектов по биологии оказался даже выше, чем по некоторым основным предметам, что так же доказывает целесообразность проведения экскурсии как вводного этапа в проектную деятельность учащихся.
Более того, один из проектов по биологии оказался долговременным, и его результаты были озвучены на городских ученических конференциях.
Это свидетельствует о необходимости проведения экскурсии в качестве вводного этапа в проектную деятельность, т.к. она повышает мотивационный настрой учащихся к работе над проектом на продолжительное время.
Так же интегрирование учебной экскурсии с проектной деятельностью учащихся является весьма эффективным методом обучения. Для оценки знаний учащихся по биологии, им предлагалась анкета, направленная на выявление знаний в соответствии с их возрастом до проведения экскурсии, после проведения экскурсии и после выполнения проектной работы. Анкета включала 10 вопросов, предполагающие свободные ответы.
Эффективность интегрирования учебной экскурсии с проектной деятельностью учащихся наблюдаем на диаграмме (Рис. 1). Количество верных ответов
Рисунок – 1. Соотношение количества правильных ответов учащихся до экскурсии, после экскурсии и после выполнения проектной работы.
У всех учащихся наблюдается последовательное увеличение количества правильных ответов, что свидетельствует об эффективности интеграции экскурсии и проектной деятельности учащихся.
Таким образом, исследования показали, что традиционные методы обучения, экскурсии в природные биотопы (при изменении подхода к разработке их содержания и методов проведения) и требуемое современным стандартом освоение учащимися проектной деятельности могут быть интегрированы.
В связи с этим, экскурсия может быть использована как вводный этап в проектную деятельность учащихся. ЛИТЕРАТУРА
Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект?: учебно-методическое пособие / М.А. Ступницкая – М. : Москва. 2010. – 44 с.
Травникова, В. В. Биологические экскурсии : учебно-методическое пособие / В. В. Травникова. – СПб. : Паритет, 2002. – 256 с.
|