Скачать 57.18 Kb.
|
МАДОУ «ЦРР» Детский сад № 147 Учитель-логопед высшей категории Насонова Наталья Дмитриевна. Занимаемся с дошкольниками по риторике. Ваше собственное поведение –самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или получаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А. С. Макаренко Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы легко вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными и доброжелательными собеседниками, чтобы наши дети владели невербальными средствами общения, - одним словом были добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми. Чем раньше мы начнем знакомство с риторикой, тем более осознанными и естественными будут те речевые средства, которые ребенок сможет использовать в конкретной ситуации общения. Риторика (от греческого слова «ритор» - оратор) – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи. Речь во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. Современный ребенок уже с первых лет жизни – смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, грампластинки и магнитофон, слышит речь разных стилей. Режим современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д. Риторика интегрирует в себе различные дисциплины:
Воспитательная цель риторики в том, что она базируется на нравственных началах, на мысли и слове и на собственных чувствах. Актуальность риторики очевидно, так как приобщение дошкольника к основам ораторского искусства имеет большое воспитательно – образовательное и развивающее значение. Дошкольный возраст- это сенситивный период развития речи. Риторика языковой эволюции ребенка фиксируется в микромире «2-5 лет». К пяти годам ребенок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется запас активного и пассивного словаря, совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребенок шестого года жизни способен поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы и правильно отвечать на них. Именно в этом возрасте развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, передавая хорошо знакомые события. На седьмом году жизни у детей не только закрепляется умения отвечать на вопросы и задавать их, но и формируется сознательная культура речевого общения. Это период детского самотворчества. Главной целью риторики для дошкольников является обучение детей общению, или умение вести себя в конкретных речевых ситуациях. В связи с этим главные задачи курса дошкольной риторики могут быть сформулированы так:
Основной подход в обучении риторики – личностно – ориентированный, то есть, учитывающий специфические особенности развития детей и психофизиологические особенности каждого ребенка, учитывать его развивающий и обучающий характер, который определяет ведущие методические принципы:
Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является диалог, при котором взрослый включает в беседу общение ребенка. В настоящее время в детском саду разработаны смысловые блоки:
Эти блоки взаимосвязаны, пересекаются, они не следуют один за другим. «Общение». Общение, его суть. Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?) Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать – значит понимать. «Речевой этикет». Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону. «Техника речи». Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки. Интонация. Голос – наш помощник. Перед каждым занятием риторики проводится речевая разминка, которая включает ряд упражнений: дыхательные, артикуляционные, фонетические, дикционные. Общие цели, которые мы ставим, проводя речевую разминку следующие:
Существуют определенные правила при проведение этих упражнений:
Неотъемлемой частью риторики является этика, без нравственной основы риторика немыслима. Поэтому одной из главных задач риторики является воспитание коммуникативно – нравственной культуры личностей. Риторика общения, если иметь в виду ее воспитательную роль, направлена на формирование таких качеств, как:
Именно в старшем дошкольном периоде, ребенок задумывается над критериями нравственных ценностей личности, ищет ответы на вопросы: что такое хорошо и что такое плохо, как поступить в той или иной ситуации, что и как нужно сказать или спросить. Ребенок – дошкольник на шестом – седьмом году жизни стремится освоить нормы поведения, правило общения. Эффективность общения составляет основу для формирования у детей взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в курс риторики включила такие идеи:
Сказать это слово – что дать напиться (Н. Рыленков)
|
1284 образовательная программа москва 2013 Надо создать все условия для того, чтобы ребята могли реализовать себя. Чтобы школа стала для них родным домом, большой захватывающей... | Как правильно одеться в зимний поход? Чтобы в зимнем походе вы чувствовали себя комфортно, ваша одежда должна быть многослойной. Это даст возможность комбинировать ее... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную и внеучебную... | Торговля несовершеннолетними: проблемы квалификации Охватывает любой акт (сделку), посредством которого ребенок передается любым лицом (любой группой лиц) другому лицу (группе лиц)... | ||
Дошкольники и спорт Любой вид спорта формирует характер, поэтому не обязательно, для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в агрессивной компании,... | Baby fitness (1, 5-2, 5 года), Fit -игра (4-6 лет) 40 мин Ребенок, занимающийся в Мягкой Школе, становится доброжелательным и способным легко адаптироваться в любой ситуации | ||
Использование икт на уроках химии и биологии Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни?... | Как сохранять спокойствие в любой ситуации? Не делайте их мухи слона говорите себе: "Я справлюсь", "Я все смогу, мне все по силам" | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия хореографией стали для ребёнка важной частью его жизни. Любой педагог... | Пояснительная записка Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка... Шления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию,... | ||
Философия "как бы". Делайте бизнес mlm играючи! (Откровения опытного сетевика) Мы варились в собственном млм соку, с утра до вечера выполняя различные упражнения, млм тренинги, эксперименты. Все было просто замечательно!... | Рабочая программа дополнительного образования «Мастерская чудес» Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой... | Элективный курс по биологии «Братья наши меньшие» для учащихся биолого-химического... Чтобы их снять, жители городов все чаще стремятся быть ближе к природе, обзаводятся комнатными животными. Это прекрасно и нужно.... | ||
Урок, направленный на развитие творческих способностей У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное... |