Скачать 185.18 Kb.
|
Малышева Елена Александровна . Руководитель ансамбля эстрадного танца "Визит". Педагог дополнительного образования I квалификационной категории. Центр детского творчества имени Н.М.Аввакумова г.Асбест ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ХОРЕОГРАФИЕЙ. Эта тема по самообразованию выбрана мной не случайно. Родители приводят ко мне детей заниматься хореографией в 5 – 6 лет. Прежде всего, это желание родителей, чтобы их ребёнок танцевал. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы в дальнейшем занятия хореографией стали для ребёнка важной частью его жизни. Любой педагог знает, что заинтересованный ребёнок занимается лучше, интерес играет важную роль в формировании положительной мотивации к любой, в том числе и учебной деятельности. Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. МОТИВ – это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию (словарь под ред. Ожегова С.И.). Он может носить кратковременный характер, либо стабильный. Моя задача сформировать у детей, занимающихся в коллективе стабильную мотивацию к занятиям хореографией. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я сама испытываю искренний интерес к своей деятельности и объективно отношусь к успехам и неудачам учеников. На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:
Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании мотивации к занятиям хореографией, несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой обучения. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа. Мною разработана составительская программа «Детская хореография» для детей от 6 до 16 лет. Цель программы: развитие личности ребёнка средствами хореографии. Задачи: - сформировать устойчивый интерес у детей к хореографии; - развивать творческие способности воспитанников через танцевальное искусство; - пробудить интерес к профессии хореографа. По временным и возрастным характеристикам образовательная программа выстроена по ступеням взаимосвязанным между собой. Каждая последующая ступень является развитием, совершенствованием предыдущей.1 ступень – подготовительный уровень, 2 ступень – начальный уровень развития и обучения танцу, 3 ступень – основной уровень обучения хореографическому искусству, 4 ступень – повышенный уровень. Программа рассчитана на 12 лет обучения. Сохранность контингента детей в ансамбле говорит о сформированности у них интереса к хореографии. В программе предусмотрены развивающие музыкальные игры, упражнения на импровизацию, коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Всё это благоприятствует формированию мотивации к занятиям. Лицом коллектива является репертуар. При составлении репертуара стараемся учитывать интересы детей. Так раньше в репертуаре были только народные танцы, но изучив интересы детей и родителей, я включила в образовательную программу и эстрадные танцы, как один из факторов формирования мотивации к занятию хореографией. Особенно благоприятно действуют на детей собственные успехи, которые укрепляют их веру в свои силы и возможности. Для достижения ситуации успеха, как наиболее эффективного стимула формирования мотивации, я продумываю структуру занятия, использую различные формы обучения (игра – путешествие, импровизированный концерт и др.), методы и приёмы подачи учебного материала. На занятиях я использую разнообразные игры, массовые танцы с пением, подговорки. Все эти приёмы помогают детям с интересом заниматься и выполнять танцевальные движения. ПОДГОВОРКИ – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений. Любой танец состоит из логической цепочки танцевальных движений и их элементов. Красивое исполнение танца, самовыражение каждого ребёнка в нём зависят от качества усвоения и выполнения того или иного танцевального движения в отдельности. Подговорки удобный материал для решения этой задачи. Они образны, музыкальны, ритмичны. При исполнении одного танцевального этюда с подговоркой у ребёнка работают разные группы мышц и отрабатываются разные танцевальные движения. П О Д ГО В О Р К И. На развитие мягкости и выразительности рук. Дуют, дуют ветры в поле, Чтобы мельницы мололи, Чтобы завтра из муки Напекли мы пирожки. Умение переставлять стопу с носка на пятку и комбинировать с перетопом. Носок – пятка, перетоп, Носок – пятка, перетоп. Вот какие молодцы – Мы танцоры удальцы! Перенос тяжести тела с ноги на ногу – «маятник». Вперёд –назад, вперёд-назад Маятник качается. Влево-вправо, влево-вправо Детям очень нравится. Подскок Скок, скок, скок, скок! Вот какой у нас подскок! Ножку дружно поднимаем И носочек книзу тянем. Шаг с полуприседанием. Шаг-присяду, шаг-присяду. Это танец я учу. Приседать я не устану. Я танцором стать хочу. Припадание. Припадаем, припадаем, Русский танец начинаем, Как лебёдушки плывём, Хоровод мы наш ведём! Моталочка. Я моталочку спляшу, Малым деткам покажу, Ножку правую сгибаю И быстрее выпрямляю, То же самое с тобой Повторим ногой другой. Гармошка. В нашем доме у Тимошки Есть красивая гармошка, Пятки вместе, носки врозь- Потанцуй, лениться брось. Шаг с притопом. Сух из лужи вышел гусь, Но и ты теперь не трусь, Шаг с притопом покажи, А потом беги, кружи. Галоп боковой. Гоп, гоп, гоп, гоп, Получается галоп. Пятка пятку догоняй- Пятка пятку выбивай. Формированию интереса, а в дальнейшем и устойчивой мотивации к занятиям хореографией, помогают музыкальные игры, которые я часто использую на занятиях. Дети выполняют их с огромным желанием. На занятиях использую творческие коллективные задания «Импровизация». На заданную тему и музыку группам детей предлагается составить танец из тех движений и элементов, которые изучались и отрабатывались на данном занятии. Эти задания дети выполняет с большим желанием. В нём они развивают творческие и коммуникативные навыки, артистичность, умение делать выбор, самостоятельность Активно привлекаю воспитанников к участию в постановке новых танцев. В 2013-2014 учебном году готовится к представлению зрителям новый танец «Похожи на кораллы». Предыстория этого танца такова: девочки принесли на занятие диск с новой песней на английском языке. Музыка всем нам очень понравилась Я попросила девочек перевести на русский язык эту песню. В тексте песни есть слова: «Мы кружимся на дне бухты, мы танцуем, мы похожи на кораллы». Так появился сюжет нового танца. Для создания эскизов костюмов к танцу девочки прочитали литературу о кораллах, нашли материал о них в Интернете. После этого приступили к созданию эскизов костюмов к танцу. Концертная деятельность занимает ведущее место в формировании мотивации у детей к занятиям хореографией. Поэтому выступления детей на концертах начинается со 2 года обучения. Сначала это выступления перед родителями, затем на уровне Центра детского творчества, а дети постарше у же выступают на городских праздниках. Мой детский коллектив постоянный участник таких городских праздничных концертов как: День защиты детей, День города, День Победы, Международный женский день 8 марта и другие. Особую радость доставляет детям творческий отчётный концерт хореографического коллектива «Визит», который проводится ежегодно в апреле. На концерт приглашаются все родители, администрация и педагоги ЦДТ, жители нашего города. На этом концерте мы показываем новые постановки и танцы прошлых лет, наиболее понравившиеся зрителям. Зал бывает полон зрителей на этом концерте и это несомненно нравится детям и вызывает желание продолжить занятия в нашем коллективе. Репертуар нашего коллектива «Визит» включает 26 танцевальных номеров. Ежегодно репертуар коллектива пополняется новыми хореографическими постановками. Успешность мотивации ребёнка и его статус в детском коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у ребёнка развивается позитивные навыки общения. Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т. п.) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности. В случае долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем возрасте. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудач, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Ребёнок, имеющий такой мотив, не прилагает максимум усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Поэтому в своём детском коллективе я стараюсь создать доброжелательную атмосферу на занятиях. Не допускаю критики детей, как со своей стороны, так и со стороны воспитанников коллектива. При организации работы детей в группах или парах, учу детей видеть при взаимооценке только положительное. Сама всегда озвучиваю при группе детей только положительные моменты каждого воспитанника. А о том, что не получается у кого-то, говорю при индивидуальной беседе. Формированию детского коллектива помогают культурно-досуговые мероприятия, которые проводим с детьми и родителями. Особенно хочется отметить работу, направленную на формирование коллектива детей в летний период. Ежегодно в июне из воспитанников детского объединения «Визит» формируется отряд в оздоровительном лагере при ЦДТ. Это благоприятное время для формирования позитивных взаимоотношений между детьми. Здесь дети проводят вместе по 8 часов в день. Планируем вместе с детьми мероприятия, учитывая их интересы. Проводим много творческих дел, в которых дети могут раскрыть свои способности. Работают в лагере сменные органы самоуправления, то есть на каждое дело стараемся выбирать ответственными разных детей. Это помогает детям проявить себя и самоутвердиться в детском коллективе. В конце лагерной смены проводим анкетирование детей, по результатам которого можно судить о сформированности детского коллектива, выявить детей не принятых в детском коллективе и наметить пути дальнейшей работы по формированию взаимоотношений в коллективе. Формирование мотивации у детей невозможно без знаний их индивидуальных особенностей. Поэтому предыдущей темой моего самообразования было «Психологические основы личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на занятиях хореографией». Это помогло мне лучше узнать своих воспитанников и найти ключик к каждому из них. Невозможно формировать мотивацию без сотрудничества с родителями. Это мои первые помощники в пошиве костюмов, проведении концертов. Для родителей традиционно проводим открытые учебные занятия, отчётные концерты, индивидуальные консультации по вопросам совместной работы по воспитанию их детей. Хореографический коллектив «Визит» известен не только в нашем городе. Мы ежегодно участвуем в областном конкурсе «Уральские звёздочки» в г.Екатеринбург. В 2013 году наш коллектив стал дипломантом этого конкурса. В 2012, 2013 годах участвовали в областном фестивале «Майская радуга», в заключительных концертах закрытия фестиваля. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ «ВЕСЁЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». Задачи занятия:
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в весёлое путешествие. В этом путешествии нас ждут самые разные зверюшки. Они хотят с вами подружиться и вместе потанцевать. Садимся в машинки и отправляемся в путешествие. Дети под музыку выполняют элемент «пружинка», руки крутят руль. Педагог: Ой, ребята, дождик начался. Включайте быстрее дворники, а то Дорогу не увидим. Дети под музыку выполняют движение «дворники». Далее дети путешествуют как бы по лесу. На их пути происходят удивительные встречи с лесными жителями. Каждая встреча – это выполнение небольших танцевальных этюдов. Выполнение этих этюдов направлено на развитие воображения, ловкости, координации. Вот пример нескольких этюдов. Мышка. На одного из детей одевается маска мышки. Он садится в угол и как бы спит. Танцевать мы тихо будем, Даже мышку не разбудим. Вот носок и вот носок, И ещё один разок. Каблучок и каблучок, И ещё один разок. А теперь мы топать будем, Сразу мышку мы разбудим. Просыпайся поскорей, С нами топать веселей. Просыпайся поскорей, С нами хлопать веселей. Мышка просыпается и бежит танцевать с детьми. «Зайцы весело плясали». Зайцы весело плясали вот так, вот так. Свои ножки потирали вот так, вот так. Свои ушки лапкой грели вот так, вот так. Хвостиками повертели вот так, вот так. А потом попрыгали вот так, вот так. Ножками подрыгали вот так, вот так. По тропинке поскакали вот так, вот так. Только хвостики мелькали вот так, вот так. Импровизация. Педагог: Дети, послушай и угадайте с кем из лесных жителей мы сейчас встретимся. Покажите мне это в танце. Звучит музыка, дети начинают показывать танцевальными движениями лесного жителя, которого они представили себе, слушая музыку. В конце занятия педагог подводит итог. План-конспект занятия по теме: «Упражнения для развития групп мышц различных частей тела» (возраст детей 6 – 7 лет) Задачи: 1) Продолжить формирование гармоничного сочетания движений рук, ног, головы при исполнении танцевальных миниатюр, этюдов. 2) Развивать воображение обучающихся. 3) Воспитывать трудолюбие, выносливость.
Танцевальная миниатюра «Рыжие коты» Жили – были, жили – были Жили – были два кота. Восемь лапок, восемь лапок, Восемь лапок, два хвоста. Подрались между собою рыжие коты Поднялись у них трубою рыжие хвосты. Под забором проползали, Проползали два кота Восемь лапок, восемь лапок, Восемь лапок, два хвоста. А ещё четыре глаза, А ещё четыре уха, И рыжие усы. Танцевальная миниатюра «Маятник» Вперёд – назад, вперёд – назад Маятник качается. Влево – вправо, влево – вправо Всем ребяткам нравится. Вперёд – назад, вперёд – назад Маятник качается. Вправо – влево, вправо – влево Всем ребяткам нравится. Танцевальный этюд «Мышка в норке» Танцевать мы тихо будем, Даже мышку не разбудим. Вот носок, и вот носок И ещё, ещё разок. Каблучок и каблучок И ещё, ещё разок. А теперь мы топать будем, Сразу мышку мы разбудим. Просыпайся поскорей С нами топай веселей. Просыпайся поскорей С нами хлопай веселей. План-конспект занятия по теме: «Упражнения для развития групп мышц различных частей тела» (возраст детей 6 – 7 лет) Задачи: 1) Продолжить формирование умение исполнять различные танцевальные элементы и движения в соответствии с характером музыки. 2) Развивать музыкальный слух и чувство ритма обучающихся. 3) Воспитывать умение работать в парах и группе.
Танцевальный этюд «Мальчики как зайчики, девочки как белочки» Мальчики как зайчики, девочки как белочки Прыгают и скачут, упадут – не плачут. За окошком не сиди, к нам скорее выходи На зелёненький лужок выходи ко мне, дружок! Танцевальная миниатюра «Мы хотели танцевать» Мы хотели танцевать, танцевать, танцевать, Но не знали как начать, как начать, как начать. Мы сначала разошлись, а потом опять сошлись, Покружились, топнули, улыбнулись, хлопнули. Танцевальный этюд «Ехал дедушка Егор» Ехал дедушка Егор – Справа бор и слева бор. За спиной висит рюкзак – Не снимается никак. Видит дедка вдалеке Едет бабка налегке. За спиной висит рюкзак – Не снимается никак Ну - ка, бабка, подойди, Снять рюкзак мне помоги. Нет уж, дедка, не могу, Я тебе не помогу. У меня спина болит, У меня радикулит. Так весь день скакал Егор Справа бор и слева бор. Танцевальный этюд «Девочки и мальчики» Девочки и мальчики Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп. Прыгают как мячики Прыг - прыг, прыг -прыг. Ножками топочут Топ – топ - топ, топ – топ – топ. Весело хохочут Ха –ха –ха, ха –ха –ха. |