О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич





Скачать 287.43 Kb.
НазваниеО роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич
страница1/3
Дата публикации06.07.2013
Размер287.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.)
Понько Алексей Дмитриевич, начальник Главного организационно-инспекторского управления Министерства культуры РСФСР в 1975–1990 гг.

Вопрос о роли, назначении и месте Министерства культуры как одного из государственных органов России, регулирующих развитие культуры, непростой, трудно определяемый.
Культура самодостаточна, она подчиняется своим законам развития. Это явление всеохватывающее, имеющее отношение ко всем слоям общества. Главное предназначение культуры — не допустить дегуманизации общества, определить сущность духовно-нравственных ценностей человека и активно участвовать в формировании у людей совести, порядочности, справедливости, желания постигнуть истину, красоту жизни, противостоять насилию, невежеству. Культуру справедливо называют учителем жизни.

Культура — одна из важнейших основ государственности, социальной справедливости, успешного развития экономики и обеспечения национальной безопасности. Культура — связующая нить между прошлым, настоящим и будущим. Особенно велика роль большой культуры в наш век — век машин, новейшей техники и технологий, новых информационных систем, век межнациональных и межгосударственных конфликтов, экологических угроз и угроз наступающего кризиса в самой мировой культуре.
Одной из важнейших функций государства является развитие культуры, управление ею и ее регулирование. В каждом государстве имеется своя модель регулирования культуры. В США — одна, во Франции — другая, в Германии — третья, в Канаде — четвертая и т. д. В чем-то они схожи, в чем-то отличаются, с учетом имеющихся условий и традиций. Во всех странах культура регулируется в интересах государства.
В России (СССР, РСФСР, РФ) исторически складывалась своя модель государственного управления культурой. В 20–30-х годах XX в. культуру курировал Наркомпрос РСФСР, в 40-х годах регулятором культуры выступали четыре органа — Комитет (Министерство) кинематографии, комитеты по делам искусств и культурно-просветительной работы при Совнаркоме СССР, Управление по делам полиграфии, художеств и книжной торговли.
В 1950-х годах были созданы Министерство культуры СССР (15 августа 1953 г.) и Министерство культуры РСФСР (1 апреля 1953 г.) Они объединили функции всех ликвидированных органов, занимавшихся культурой. В Министерство культуры СССР входили еще и функции Министерства высшего образования СССР и Министерства трудовых резервов СССР. Министерства культуры СССР и РСФСР оказались чрезмерно громоздкими, и постепенно от них отпочковались высшее образование, трудовые ресурсы, кино и печать. К 1966–1967 гг. Министерство культуры РСФСР приобрело оптимальную структуру с отраслями, свойственными ему. Такие модели Министерства культуры СССР и РСФСР действовали до 1992 года.
Рубеж 2012–2013 гг. — своеобразный 60-летний юбилей со времени создания Министерств культуры СССР и РСФСР, 40-летний юбилей их деятельности и 20-летний юбилей Министерства культуры Российской Федерации. Это повод для размышлений о пройденном пути развития культуры в стране, достижениях и неудачах, уроках на будущее, роли и месте Министерства культуры РФ, о больших и малых проблемах, требующих решения в целях дальнейшей активизации деятельности Министерства, поиска новых более действенных путей развития российской культуры.
В конце XX века Россия встала на новый путь своего развития, путь решительного обновления общества, нового устройства государства. В связи с этим перед культурой Российской Федерации, вступившей в полосу всеобщей перестройки, встали новые задачи. Появились новые требования к культуре, как к одному из главных стимуляторов творческой энергии, инициативы людей, роста интеллектуального, духовного потенциала общества, без чего невозможно было строить новую Россию.
Вспоминаю 1988–1991 годы, Первый съезд народных депутатов Советского Союза. В те годы в стране развернулись жаркие дискуссии по проблемам дальнейшего развития культуры, ее целей и роли в общественной жизни и эстетическом воспитании народа, совершенствовании управления культурным строительством.
В дискуссиях на различных конференциях, круглых столах, на съезде народных депутатов и в прессе открыто, заинтересованно выступали различные ученые, депутаты законодательных органов, творцы культуры, в т. ч. академик Д. С. Лихачев, писатели В. Белов, В. Распутин, С. Залыгин, А. Лиханов, архитектор А. Платонов… В дискуссиях присутствовал разброс мнений, точек зрения, предложений, критический анализ состояния культуры. Имела место точка зрения, что в целом в СССР была создана многогранная по направлениям и характеру деятельности система учреждений культуры и искусства. Но анализ показал, что состояние развития культуры по меркам нового времени не соответствовало ни реальным запросам населения, ни предъявляемым к культуре требованиям.
В целом, дискуссии сыграли большую положительную роль в разработке новой концепции развития культуры, искусства, кино, литературы. Многие предложения были учтены в принятой в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, в законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и в других законах, принятых в последующие годы, которые действуют и по настоящее время.
Мною в то время на основе материалов дискуссий были подготовлены доклады «Актуальные проблемы перестройки в сфере культуры на современном этапе» и «О некоторых вопросах новой концепции современной культурной политики государства». Мне довелось многократно выступать с ними перед активами работников культуры в республиках, краях и областях. На этих встречах тоже проходил заинтересованный обмен мнениями в целях совершенствования культурного развития той или иной территории.
В 1990–1991 гг., используя главные рекомендации, предложения и мысли, высказываемые в ходе дискуссий, мы разработали перспективные планы развития культуры в Белгородской и Орловской областях. Реализация в этих областях рекомендаций существенно повысила уровень культурного развития. Их опыт распространялся и в других регионах России.
Мне кажется, что материалы дискуссий по культурным проблемам, проходивших на общегосударственном уровне в то время, не устарели. К ним следовало бы обращаться и ныне.
К сожалению, дискуссий и диалога такого уровня с участием крупных политиков, ученых и творцов культуры разных направлений и взглядов по проблемам культуры последние двадцать лет что-то не слышно и не видно, а они, на мой взгляд, крайне необходимы и помогли бы успешнее решать культурные задачи нынешнего времени.
Мне представляется, что в настоящее время существенно возросло значение Министерства культуры РФ в разработке культурной политики страны и ее реализации. В советские времена культурная политика в стране определялась Центральным Комитетом КПСС — в программе партии, на съездах и пленумах ЦК КПСС, а также в отдельных постановлениях ЦК партии. В партийных органах — Центральном Комитете, областных и краевых комитетах КПСС — имелись специальные отделы и сектора культуры. Кроме того, в Совете Министров СССР и РСФСР были заместители председателей и отделы культуры, ведавшие вопросами культуры. Существовала строгая иерархия выработки и согласования принципиальных решений по вопросам развития культуры.
В настоящее время в Российской Федерации имеется много партий. В Государственной Думе четыре партии представлены своими фракциями. Каждая партия выдвигает собственные программы, определяющие их культурную политику.
В Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ также имеются структуры, ведающие вопросами культурного развития. Отдельные задачи в данном контексте ставятся в ежегодных посланиях Президента.
В нынешних условиях, при наличии многих партий, существенно возросла роль Министерства культуры РФ в разработке культурной политики в стране, в продвижении проблем культуры в органы власти.
Несомненно, самым важным в государственном регулировании культурой является четкая, хорошо продуманная, отвечающая нынешнему времени государственная культурная политика, сконцентрированная в нашем законодательстве. Так, в Законе о культуре отражаются не только целевые установки, но и основные пути и средства их реализации.
В разработке государственной культурной политики, думаю, должны участвовать все ведомства, организации, ученые и практики, имеющие хоть какое-то отношение к культурной деятельности, к духовно-нравственному воспитанию людей.
Обратимся к некоторым важным направлениям деятельности Министерства культуры РФ, стилю и методам его работы, острым проблемным вопросам, требующим пристального внимания и решения.

Одними из центральных направлений работы Министерства культуры являются отношения с местными органами и учреждениями культуры, или так называемая региональная культурная политика. Абсолютное большинство учреждений культуры, искусства находится в ведении региональных органов культуры. В подчинении Министерства — лишь пара десятков ведущих театров, концертных коллективов, республиканских библиотек и научных учреждений, почти все высшие учебные заведения культуры и искусства.
В региональной культурной политике были две крайности. В 50–80-е годы прошлого века имела место чрезмерная централизация управления культурой. Большинство вопросов решалось в Москве — финансирование, развитие сети, кадровая политика и др. В штате Российского Министерства находилось штатное подразделение — Главное организационно-инспекторские управление с территориальными отделами, сотрудниками-кураторами территорий с правами инспекций и контроля. Велся постоянный мониторинг состояния дел на местах. Министерство владело полной информацией о культурном развитии в регионах. Как правило, в течение года пять-шесть руководителей из разных регионов выступали на Коллегии Министерства с докладами о состоянии дел в регионах; одновременно рассматривались перспективы развития на местах. Министерство работало в постоянном тесном контакте с отделами культуры партийных органов и Совминами республик, обл(край)исполкомами. В эти годы удалось существенно расширить сеть учреждений культуры и искусства на местах, особенно на селе, создать во многих областных и краевых центрах крупные творческие коллективы, поднять культурный потенциал в отстающих районах. Особое внимание было обращено на новостройки, районы Нечерноземья, Север, Сибирь и Дальний Восток.
В 1990-е перестроечные годы централизацию осудили. Все вопросы развития культуры в территориях были переданы территориальным органам власти. Министерство не имело права вмешиваться в деятельность органов культуры областей, краев, республик. На долгие годы оно практически устранилось от тесной работы с местными органами культуры. В Министерстве было ликвидировано территориальное управление.

Министерство сосредоточило основное внимание на деятельности непосредственно подчиненных ему учреждений культуры и искусства. В результате этого авторитет Министерства снизился, а децентрализация стала зашкаливать. Во многих регионах уровень культурного развития снизился. Особенно сильный урон понесли учреждения культуры в сельской местности, малых городах. В целом в России снизился уровень театрального и концертного обслуживания населения на многих, особенно отдаленных территориях. Лишь в начале первого десятилетия XXI века Министерство вновь усилило внимание к культурному развитию территорий. Был создан Координационный совет при Министерстве, куда вошли руководители органов культуры областей, краев и республик. Дважды в год он собирался на заседания, что сыграло важную роль в выработке некоторых предложений для последующего решения в высших инстанциях, а также в обобщении и распространении опыта работы.
Российская Федерация — страна с огромными пространствами, многочисленными регионами с разными экономическими, социальными, национальными, религиозными, географическими и иными условиями, различным культурным потенциалом — требует особого подхода к организации культурной деятельности в регионах, муниципалитетах, выверенной культурной политики. Конкретно этими вопросами должно заниматься специальное подразделение, координирующее усилия всех подразделений на местах. Еще раз хочется подчеркнуть, что развитие региональной культурной деятельности, особенно в отстающих по тем или иным причинам регионах и муниципалитетах, было и остается одной из самых важных задач Министерства.
В культурной политике российского государства чрезвычайно важен и многонациональный аспект — защита и сохранение культурных ценностей всех народов и наций. Культура, как никакая другая область общественной жизни, наиболее успешно может способствовать лучшему взаимопониманию между народами на острие жизненных коллизий, связанных с усилением межнациональной напряженности. Здесь важны сохранение и развитие языка, культурных и духовных традиций, сбережения народных систем культуры и нравственности каждого отдельно взятого народа, подготовка национальных кадров творческой интеллигенции, постоянные межнациональные культурные связи и обмены, использование накопленного опыта прошлых лет. В Министерстве должны работать опытные специалисты — консультанты, аналитики, занимающиеся этим участком работы в отдельном территориальном подразделении.
В эпоху глобализации, стирающей этнические особенности народов, умертвляющей самосознание народа и его самобытность неизмеримо возрастает роль традиционной народной культуры в общественной жизни. Все больше пробуждается интерес народа к собственным историко-культурным традициям, к возрождению этнического и национального самосознания. Традиционная народная культура является фундаментом культуры национальной. В сфере традиционной культуры России сконцентрирован колоссальный нравственно-духовный и ценностный опыт народа. Она имеет уникальную созидательную силу, помогающую модернизации экономики и уклада жизни. Важны как стремление к интеграции, углублению культурного взаимопроникновения и взаимодействия, к расширению в мировом пространстве культуры русской и культуры других народов России, так и более масштабное возрождение и дальнейшее развитие собственных богатейших этнокультурных, традиционных оснований. Эта проблема — одна из важнейших стратегических проблем деятельности Министерства культуры РФ, которая особенно остро встала в последние 10–15 лет в связи со значительным уроном, который понесло российское село. Деревня всегда сохраняла устойчивость государства, рождала выдающиеся таланты, поддерживала традиции, обычаи, обряды, народные промыслы. Сельская культура с ее культурными родниками должна быть защищена сегодня как никогда. Все прошлые годы в Министерстве одним из крупных было Управление культпросветучреждений с отделом сельской культуры. Ныне это Управление упразднено.

Важно найти более действенные способы, подходы к общению с творческой интеллигенцией. Необходимо тесное сотрудничество с талантливыми писателями, композиторами, художниками, драматургами, режиссерами, всеми, кто создает литературные, музыкальные, художественные, культурные ценности.
Современная творческая интеллигенция, объединенная в творческих союзах, обществах, учреждениях искусства и культуры, обладает огромной энергией, великой духовной силой. Она способна, опираясь на богатый опыт развития культуры в период Великой Отечественной войны, 50–70-е годы XX века, великие традиции прошлой российской культуры и истории, осуществить новый культурный рывок, внести свой достойный вклад в модернизацию России. Модернизация невозможна без духовного единения народа, без символов прошлого, наконец, без героизации сегодняшней повседневной жизни, без мыслей о будущем, о сохранении нации, без единения самой интеллигенции, которого ныне не достает.
Необходимо найти баланс взаимоотношений в работе с творческой интеллигенцией. С одной стороны, творческий процесс не терпит вмешательства, с другой стороны, интеллигенция не может обойтись без государственной поддержки. Министерство призвано быть родным домом для творческой интеллигенции — открытым, демократичным, доступным. За прошедшие десятилетия накоплен огромный опыт работы с творческой интеллигенцией. Еще в 20-е годы XX века в аппарате Наркомпроса РСФСР, в ведении которого была культура, работали многие выдающиеся писатели, художники. Очевидна необходимость создания постоянного Совета Министерства, обладающего всей полнотой власти на общероссийских съездах, соборах, собраниях творцов культуры и искусства.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconРабочая программа «История России XX начала XXI века» 9 класс Пояснительная...
Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconПояснительная записка воспитание экологической культуры актуальнейшая...
Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconИнформационно-библиографический отдел
О внесении изменений в административный регламент министерства культуры Волгоградской области : приказ министерства культуры Волгоградской...
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconИстория культуры россии
Система восточнославянской мифологии в исследованиях русских ученых ХIХ – начала ХХ века
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconИстория культуры россии
Система восточнославянской мифологии в исследованиях русских ученых ХIХ – начала ХХ века
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconКонспект урока по окружающему миру во 2-м классе. Умк «Начальная школа XXI века»
Воспитание культуры поведения. Этапы работы с детьми по воспитанию культуры поведения (графический организатор)
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерства культуры СССР в редакции 1982 года и примерной программе по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная),...
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconПлан мероприятий, проводимых в учреждениях культуры и искусства Министерства...
Республики Татарстан «Татаркино», филиалы Государственного бюджетного учреждения культуры
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconРабочая программа «История России с древнейших времен до начала XVI...
Йших времен до начала XVI века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconЗагладина Н. В. и др., История России XX начала XXI века
Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров. (М. «Русское слово»,2009 г ) «Всеобщая история. Конец XIX- начало XXI...
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconГ. О. Балашиха
Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373, на основе «Примерной основной образовательной...
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconКурсы повышения квалификации I квартал
Календарь методической помощи муниципальным образованиям в сфере культуры на базе республиканских методических центров и Министерства...
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич icon«Православие России в XXI веке»
С 25 апреля по 6 мая 2011г в школе проходила декада православной культуры по теме «Православие России в XXI веке»
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconПриказ №198-лс
Центральным научно-методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства Министерства культуры рсфср (Москва — 1980)....
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconРабочая программа по истории 9 класс
России XX – н. XXI века под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной, М. «Просвещение» 2005 г. Использовано также методическое...
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич iconДоклад начальника управления государственной охраны объектов культурного...
Выездная коллегия Министерства культуры Челябинской области Сохранение объектов культурного наследия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск