Скачать 1.59 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22» Г.О. БАЛАШИХА
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22» Г.О. БАЛАШИХА Принята управляющим советом МОУ «СОШ №22» протокол № _ от_____2010 _____________ ________ председатель совета Ф.И.О. МОУ «СОШ № 22» 2 011 Раздел 1. Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования МОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 22» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения» и с учётом образовательных систем «Школа России» и «Школа XXI века». Программа разработана членами Совета и членами рабочей группы по введению ФГОС НОО МОУ г.о. Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 22»: Пояснительная записка - Моисейчева Людмила Геннадьевна, зам. директора по УВР; Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования - Моисейчева Людмила Геннадьевна, зам. директора по УВР; Учебный план начального общего образования - Моисейчева Людмила Геннадьевна, зам. директора по УВР; Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования - Моисейчева Людмила Геннадьевна, зам. директора по УВР, Москаленко Виктория Геннадиевна, учитель начальных классов; Программы отдельных учебных предметов, курсов – Моисейчева Людмила Геннадьевна, зам. директора по УВР, Москаленко Виктория Геннадиевна, учитель начальных классов; Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования - Плавинская Ольга Эдуардовна, зам. директора по ВР; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - Плавинская Ольга Эдуардовна, зам. директора по ВР; Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования - Моисейчева Людмила Геннадьевна, зам. директора по УВР, Москаленко Виктория Геннадиевна, учитель начальных классов. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
С 2006 года обучение в начальных классах ведётся по четырём образовательным программам: «Школа России», «Школа 2100», «Школа XXI века», «Система Занкова». С 2011 года планируется постепенный переход всех начальных классов на программы «Школа России» и «Школа XXI века»:
Образовательная программа «Школа России» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
Целью реализации образовательной программы «Школа России» является:
Задачи реализации образовательной программы «Школа России»:
УМК образовательной системы «Школа XXI века» реализует непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения, включает набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников. Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна. Основной дидактической идеей комплекта «Начальная школа XXI века» был системно-деятельностный подход. Дети, прошедшие обучение по данным учебникам, неизменно показывают хороший результат не только при итоговой аттестации и в педагогической диагностике, но и в международных педагогических исследованиях. В результате применения системы «Начальная школа XXI века» в учебном процессе осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Успешно формируются универсальные учебные действия. На материале данных учебников и сопровождающих их учебно-методических материалов учителя начальной школы могут успешно осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, а также системно работать над укреплением физического и духовного здоровья обучающихся. Сформированность учебной деятельности школьника предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). Приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика. УМК «Начальная школа XXI века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах: 1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника. 2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения. 3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли). 4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника. 5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная). 6. Преемственность и перспективность обучения. Установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. Система «Начальная школа XXI века» всемерно учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, поддерживает самоценность данной ступени как фундамента всего последующего образования. Опираясь на опыт дошкольного образования, и закладывая основы предметных знаний и универсальных учебных действий, система «Начальная школа XXI века», обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), - проблемно-диалогическую технологию, - технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Всего в 2010 - 2011гг. обучалось 809 человек, из них 320 человек– обучающиеся начальной школы. Общее количество классов – 30, из них 12 – начальные. По наполняемости классы соответствуют требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9. и Типового положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ). В ОУ работало 3 группы продлённого дня для обучающихся 1-4 классов. Обучение в ОУ организовано в 1 смену (начало первого урока в 8 часов 30 минут.). Школа работает в режиме 6-дневной рабочей недели, в 1-4 классах – 5-дневная рабочая неделя. Продолжительность урока:
Продолжительность учебного года: в 1 классе — 33 учебные недели; дополнительные каникулы для 1 -х классов в середине 3 четверти; во 2–4 классах — 34 учебные недели. Во второй половине дня начинает работу блок дополнительного образования, а так же проведение мероприятий развивающе-воспитательного цикла. Организовано двухразовое питание, питание осуществляется за счет средств муниципального бюджета и родителей в школьной столовой. Учебно-воспитательный процесс строится в основном на традиционной классно-урочной системе. Аттестация учащихся производится со второго класса по итогам четвертей по пятибалльной системе оценок. Кадровый состав: количество: учителя начальных классов – 12 чел., из них воспитатели ГПД – 3 чел.; образование: высшее – 12 чел., квалификационная категория: высшая категория – 2 чел., первая категория – 2 чел., вторая категория – 8чел., стаж педагогической работы: 5-10 лет – 1 чел., 10 -20 лет – 5 чел., более 20 лет – 6 чел. Творческие достижения учеников и учителей: Участие обучающихся в конкурсах различных уровней: интеллектуальные конкурсы «Русский медвежонок» и «Кенгуру», выставки детского творчества, смотр художественной самодеятельности, конкурсы сочинений, чтецов, рисунков. Материально-техническая база ОУ: кабинеты начальных классов - 12 , 4 компьютера, 3 ЖК панели, 10 телевизоров, 6 DVD, 5 музыкальных центов, 5 магнитофонов, кабинеты английского языка – 3, спортивный зал – 2, библиотека –1, столовая – 1, медицинский кабинет – 1, кабинет психолога – 1, актовый зал – 1, раздевалки – 2, туалетные комнаты – 5. На пришкольной территории имеется: футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, игровая площадка. Школой заключено 7 договоров (соглашений) о сотрудничестве с учреждениями культуры и спорта:
С ЦДиЮТ «Истоки», ДООЦ (спортивный), «Досугово-профилактическим центром «Семья», РГГУ, «Детским садом компенсирующего вида № 35 «Березка», ЦПМСС «Радуга»; кукольным театром «Сказка»; туристической фирмой «Талисман»; МООМПО «Патриот», ВТУ - сложились тесные дружеские отношения. Это нашло отражение в СМИ. Традиционные мероприятия проводимые в школе:
Таким образом, в школе созданы условия для достижения обучающимися как базового образования, так и возможность развиваться в соответствии с наклонностями и способностями, работать над совершенствованием здоровья, над адаптацией их к социально-экономическим условиям. В соответствии с требованиями ФГОС с 2011-2012 учебного года и далее в объёме 10 часов в неделю организуется внеурочная деятельность по разным направлениям развития личности. Направления внеурочной деятельности:
Воспитательная система школы – это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей и где в конкретных социальных условиях обеспечивается реализация задач воспитания. Целевой установкой воспитательной работы школы является создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития учащихся на основе общечеловеческих нравственных ценностей. В соответствии с целью была разработана программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
Основная образовательная программа не содержит программы коррекционной работы, в связи с отсутствием детей с ограниченными возможностями. Разработанная основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:
Образовательное учреждение обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательная программа) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г.о. Балашиха разработана коллективом педагогов, родителей учащихся начальной школы на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373. Образовательная программа разработана на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010)
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. В социальном аспекте образовательная программа школы является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице управляющего совета школы) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения этой программы, анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и образовательные достижения детей и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком. Все это предполагает наличие в школе работоспособного, компетентного и ответственного управляющего совета школы, наделенного полномочиями участвовать в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке ее социокультурной эффективности. Управляющий совет школы был создан в сентябре 2007г., в его состав вошли директор школы Егорова А.Ю., заместитель директора по воспитательной работе Плавинская О.Э., представители родительской общественности, представители социума, ученики старших классов (приказ по школе от 03.09.2007г. №151). Основная образовательная программа, предусматривает:
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа начальной школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» направлена на удовлетворение потребности: учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности; общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты. Образовательная программа начального общего образования школы создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. К таким особенностям можно отнести:
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться. Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Исходя из вышесказанного, следует, что современная начальная школа является не «школой навыка», а местом раскрытия ребенком своего образовательного и личностного потенциала. Она становится первой ступенью в образовательной вертикали человека. Поэтому, согласно общим положениям ФГОС, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
Основная образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:
Кроме того, учитывая традиции школы, социальный заказ родительской общественности, особенности ученического контингента обучающихся, начальная школа решает задачи развития ребенка в деятельности по трем основным линиям: Социальное развитие – акцентируется социальная зрелость ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонента. Эстетическое развитие – формирование художественных способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование). Целями реализации Основной образовательной программы начального общего образования является:
Начальный этап общего образования ставит в школе следующие стратегические цели:
В основе реализации программы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Основная образовательная программа школы содержит следующие разделы:
В предлагаемой программе используются следующие сокращения БУП - базисный учебный план; МОУ - муниципальное образовательные учреждения; НОО – начальное общее образование; ОПНШ - образовательная программа начальной школы; УМК – учебно-методический комплекс; ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Программа адресована педагогическому коллективу МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22», учащимся и их родителям. Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: · с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении; · с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения. |
Доклад о состоянии и результатах деятельности муниципальной системы... Общая характеристика социально-экономического развития городского округа балашиха | Делимся опытом к аттестации М. А сушкова воспитатель город Балашиха Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | ||
Содержание Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Директор муниципального общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха | В. Г. Самоделов, глава городского округа Балашиха Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Протокол №14 «24» июня 2011г. Согласовано на заседании Управляющего совета Директор муниципального общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха | Г. Балашиха оглавление Главная цель обучения и воспитания – дать ребенку такую деятельность, которая наполнила бы его душу | ||
Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий Автор составитель курса С. В. Вережкова г. Балашиха, Московской области журнал практика №8-м., 2007 | Урок с использованием эор Автор урока: Бахирева Л. О., учитель немецкого языка мбоу сош №12 с углубленным изучением отдельных предметов г о. Балашиха | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципального общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №14» | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Паршиковская... Директор муниципального общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха | ||
Повышения квалификации городского округа балашиха «учебно-методический... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | Повышения квалификации городского округа балашиха «учебно-методический... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольно образовательного... Сведения о квалификации педагогических кадров стр. 4-5 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор урока: Бахирева Л. О., учитель немецкого языка мбоу сош №12 с углубленным изучением отдельных предметов г о. Балашиха | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа№6»... | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... |