Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области»





Скачать 66.65 Kb.
НазваниеДоклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области»
Дата публикации08.03.2015
Размер66.65 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Культура > Доклад
Выездная коллегия Министерства культуры Челябинской области «Сохранение объектов культурного наследия

(памятников истории и культуры) Челябинской области»
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области

Баландина Александра Алексеевича

«Проблемы сохранения объектов культурного наследия

в Челябинской области»
Уважаемые участники коллегии!

Как уже говорил А.В. Бетехтин примечательно, что наша выездная коллегия проводится в г. Златоусте. Само освоение Урала началось с горнозаводской колонизации, с заводов Демидовых, Мосоловых, Твердышевых. Выдающийся архитектурный ансамбль в стиле русского классицизма находится в центре г. Златоуста. Здания Арсенала, лаборатории, Оружейной фабрики, управляющего Златоустовским горным округом, расположенные по периметру главной площади города напоминают ансамбль Сенатской площади в Санкт-Петербурге только с нашим уральским колоритом. В наши дни в Златоустовский комплекс гармонично вписана скульптура знаменитого русского металлурга П.П. Аносова.

Достопримечательности этого легендарного времени хорошо сохранились и в других наших исторических городах. Усадьба Демидовых-Расторгуевых в Кыштыме – уникальный для нашего края архитектурный ансамбль периода русского классицизма. Расположенный напротив усадьбы храм «Во имя сошествия святого духа» – старейший в области памятник русской православной церкви.

В 50 км от Кыштыма на р. Уфе находятся руинизированный - Азяш-Уфимский железоделательный завод, сожженный в 1774 г. во время Пугачевской войны. По данным ученых в России больше нет аналогов заводов 18 века с такой сохранностью первоначальных конструкций и таким насыщенным находками культурным слоем.

Оригинальностью истории и архитектурного наследия выделяются все 9 исторических городов области. Миасс - знаменит историей золотодобычи, усадьбами золотопромышленников. Троицк – обилием купеческой архитектуры, православными храмами и мусульманскими мечетями. Верхнеуральск - выделяется прекрасной сохранностью архитектурной среды начала 20-го века на площади всего исторического центра, богатой историей Оренбургского казачьего войска. Магнитогорск – славится архитектурными комплексами неоклассического стиля, обилием скульптур и скульптурных групп.

Большой вклад в сохранение объектов культурного наследия вносят и наши муниципальные образования. Еще в 2005 г. на территории Троицкого муниципального района был создан первый в области историко-культурный заповедник муниципального значения «Уразаевский». В области насчитывается восемь объектов культурного наследия муниципального значения, полномочия, в отношении которых должны исполнять муниципальные органы власти.

Однако у органов местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия существует ряд серьезных проблем.

1 января 2006 года вступил в действие Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131).

Согласно указанному закону финансирование услуг культуры осуществляется непосредственно из бюджетов муниципальных образований соответствующего уровня.

Исполнение расходных обязательств органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней является недопустимым (ст. 31 Бюджетного Кодекса РФ). Статья 14 этого закона отнесла к вопросам местного значения вопрос охраны и сохранения объектов культурного наследия местного значения, расположенных в границах поселения, а к вопросам местного значения городского округа ст.16 этого же закона отнесла вопросы охраны и сохранения объектов культурного наследия, расположенных в границах городского округа;

Объектами культурного наследия местного (муниципального) значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В соответствии с вышеуказанными законодательными актами: № 131-ФЗ; № 199-ФЗ; № 258-ФЗ и конечно нашим основополагающим № 73-ФЗ (ст.9.3) полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, где еще прописано одно из полномочий: определение порядка организации историко-культурного заповедника местного значения следует, что полномочия в указанной сфере закреплены в Федеральном законодательстве и следовательно подлежат неукоснительному исполнению: за неисполнение законодательства виновное лицо несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Соответственно наша задача как должностных лиц заключается в том, чтобы не допускать нарушений закона. Для этого необходимо решить следующие проблемы в муниципальных образованиях:

1. Не во всех муниципальных образованиях имеются должностные лица, отвечающие за сохранение объектов культурного наследия (только в 24-х).

2. Отсутствуют целевые программы сохранения объектов культурного наследия.

3. Не выделяются финансовые средства на указанную сферу деятельности.

4. Должным образом не ведется учет объектов культурного наследия.

5. Нет нормативной базы в указанной сфере деятельности на местном уровне.

Существует ряд серьезных проблем и в сохранении археологического наследия так, например слабая изученность территории области, отсутствие землеустроительных дел на объекты культурного наследия определяют необходимость историко-культурной экспертизы практически каждого земельного участка, выбранного районными и городскими комиссиями для размещения новых хозяйственных объектов. Историко-культурная экспертиза увеличивает сроки согласования земельных участков, а также финансовые затраты заказчиков, что, естественно, вызывает недовольство и даже противодействие как со стороны заказчиков, так и со стороны муниципальных органов власти. Решение этой проблемы жесткое требование соблюдение закона. Большое внимание этому вопросу в настоящее время уделяют федеральные органы власти.

Так же как и другие ресурсы края, историко-культурные требуют сохранения, умножения, эффективного, но бережного использования.

Основными видами использования памятников истории и культуры являются следующие:

1) использование по первоначальному назначению,

2) использование в качестве производственных, служебных и торговых помещений, в качестве музеев, библиотек, художественных и музыкальных школ, домов культуры, санаториев,

3) использование в качестве первоисточников информации по истории человеческого общества и природы,

4) использование в качестве объектов экскурсий, туризма, центров научного просвещения и воспитания,

5) использование в символике городов и районов области, в качестве исторических реликвий региона или страны,

6) использование в качестве бренда региона, муниципальных образований, фирм, товаров и услуг.

Значительное число памятников архитектуры изменило свое первоначальное назначение и приспособлено для использования в качестве производственных, служебных и торговых помещений. В основном памятники истории и архитектуры приспосабливают для учреждений культуры, реже для других областных и муниципальных учреждений или организаций. Приспособление памятников для современного использования нанесло ощутимый ущерб их историческому облику, особенно интерьерам, снизило их художественную ценность и ограничило возможность памятников для их использования в качестве эталона архитектуры в сферах просвещения, воспитания, туризма, рекламы. Соответственно серьезного внимания требуют вопросы проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

Крайне ограниченное число памятников области используется в настоящее время в рекламе фирм, товаров и услуг. Лидирует в этой сфере бренд «Аркаим», который вошел в название самых различных организаций.

Включение памятников истории и культуры в экскурсионные программы и сферу туристического бизнеса является наиболее распространенной и экономически эффективной формой их использования.

Наибольшей популярностью пользуются заповедник «Аркаим», достопримечательное место «Остров Веры», Игнатиевская пещера, Сикияз-Тамакский пещерный комплекс, Большеаллакский археологический комплекс, памятники в гг. Челябинск, Златоуст, Троицк, Магнитогорск, Верхнеуральск, Касли, Кыштым.

Популярными объектами экскурсий и туризма являются памятник природы озеро Тургояк и расположенное на озере достопримечательное место «Остров Веры». На его берегах сейчас находится 15 баз отдыха, курортов и детских лагерей. Количество отдыхающих в течение 1 дня доходит до 30 тыс. В 2004 г. на острове Веры челябинскими археологами были открыты мегалитические родовые гробницы каменного века датируемые рубежом 4-3 тыс. до н.э. На сегодняшний день это самые древние архитектурные постройки на территории России. Дольмены Кавказа датируются рубежом 3-2 тыс. до н.э. и моложе на 1 тысячу лет. Прямые аналоги гробницам имеются только в Ирландии, в Южной Англии и в устье р. Луары (Франция). В Европе подобные постройки активно задействованы в туристическом бизнесе. Не стал исключением и остров Веры. Отличительной особенностью экскурсии по озеру Тургояк является средства передвижения туристических групп – специальные прогулочные корабли, перевозящие одновременно группы от 30 до 90 человек. Это единственная в нашей области водная экскурсия с осмотром живописного горного озера и уникальных древних памятников. В настоящее время Государственный научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия совместно с Центром туризма занимается вопросами сохранения этого достопримечательного места и развития культурного туризма.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации приоритетными направлениями деятельности управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области являются вопросы:

-  повышения эффективности охраны и рационального использования объектов историко-культурного наследия;

- обеспечения доступности объектов культурного наследия и привлечение инвестиций для их реставрации.

Решение вышеуказанных проблем наша совместная задача с органами власти на местах.

Доклад окончен, спасибо за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconДоклад главного специалиста управления государственной охраны объектов...
«Положение дел в государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Челябинской...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconДоклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия
Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-фз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconУчебно-тематический план и программа курса повышения квалификации...
Специалисты, желающие повысить свою профессиональную квалификацию, получить возможность работы в области сохранения и использования...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconИсследование перспективных форм использования объектов культурного...
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconИсследование перспективных форм использования объектов культурного...
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» icon2015 год Раздел 1 Основная задача деятельности Министерства экологии Челябинской области
Челябинской области государственной политики в области охраны окружающей среды, охраны, контроля и регулирования использования объектов...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка принципов...
«Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева»
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconКонцепция Электронного сводного каталога объектов культурного наследия России
Директор Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconПрограмма спецкурса по прикладной культурологи «Охрана природного...
Специальность 020600 "культурология" (031401 – по окс") бакалавриат, форма обучения очная
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconЧелябинской области решение коллегии
Заслушав доклад начальника отдела контроля качества медицинской помощи управления лицензирования и контроля качества медицинской...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconОтчет о работе Управления культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды
Управление культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды свою деятельность осуществляет в соответствии с...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconПрограмма проведения I городской краеведческой конференции «Назаргалеевские чтения»
В целях создания оптимальных условий для сохранения историко-культурного и трудового наследия города, развития единого культурного...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconЗаконодательное собрание челябинской области постановление
Постановление законодательного собрания Челябинской области от 27. 10. 2005 n 1895 "о законе челябинской области "о внесении изменения...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» icon«Об итогах работы управления культуры области, государственных учреждений...
Году работа управления культуры области и подведомственных организаций была направлена на дальнейшее развитие и совершенствование...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconАспирантура
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...
Доклад начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Баландина Александра Алексеевича «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Челябинской области» iconVI. эффективная наука
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск