Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия





Скачать 133.34 Kb.
НазваниеДоклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия
Дата публикации10.04.2015
Размер133.34 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Культура > Доклад



А.М. Новиков

Заместитель директора департамента

управления имуществом и инвестиционной политики

Министерства культуры Российской Федерации

Доклад по теме

Система финансирования объектов культурного наследия
Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего доклада – система финансирования объектов культурного наследия. Финансирование – является одним из наиболее важных вопросов в деле сохранения объектов культурного наследия. Большая часть объектов культурного наследия Российской Федерации находится в государственной и муниципальной собственности, поэтому на государственные органы и органы местного самоуправления возложена основная задача сохранения данных объектов, поиск средств и привлечение финансирования на эти цели, разработка специальных программ, а также задача эффективного использования и распределения бюджетных средств в данной сфере.

Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

федеральный бюджет;

бюджеты субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты.

внебюджетные поступления;
По официальным данным общий объем финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия в Российской Федерации в 2012 г. составил 32,4 млрд. руб., что в 1,1 раза больше, чем в 2011 г. (28,6 млрд. руб.).

Участие федерального бюджета в сохранении культурного наследия составляет 14,5 млрд. руб., или 44,6%. Это самый значительный источник и он больше, чем сумма региональных бюджетов, затраченных на эти цели (13,3 млрд. руб. или 40,9%).

Из субъектов Российской Федерации наиболее высокие показатели имеет Санкт-Петербург, в котором на сохранение культурного наследия было направлено более 14 млрд. руб., в том числе 9,1 млрд. руб. федеральных средств (что составило 2,4 млн. руб. в среднем на один памятник). Более 3 млрд. руб. было израсходовано в на сохранение культурного наследия Москвы. Более 700 млн. руб. было выделено в 2012 году на сохранение культурного наследия в Архангельской, Воронежской, Смоленской, Псковской, Тюменской областях.

Статьей 12 Федерального закона предусмотрено, что для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатываются федеральные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В качестве примера таких федеральных программ следует назвать, прежде всего, федеральную целевую программу «Культура России», утверждаемую на определенный период ("Культура России (2001-2005 годы)", "Культура России (2006-2011 годы). В настоящее время действует Федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)». Составной частью этой программы являются следующие направления и разделы, связанные с охраной объектов культурного наследия:

● ремонтно-реставрационные работы, противоаварийная защита, консервация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

● формирование банка данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

● паспортизация памятников истории и культуры народов Российской Федерации;

● разработка проектов достопримечательных мест, зон охраны, градостроительных регламентов памятников истории и культуры народов Российской Федерации, комплексов музеев-заповедников;

● сохранение и исследование археологических объектов культурного наследия.

В 30 субъектах Российской Федерации имеются региональные целевые программы, специально ориентированные на сохранение и использование культурного наследия (без совмещения этих задач с другими вопросами развития культуры). Это: Республика Коми, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Марий Эл, Республика Бурятия, Краснодарский край, Красноярский край, Белгородская, Брянская, Владимирская, Калужская, Московская, Смоленская, Тамбовская, Архангельская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Челябинская, Иркутская, Омская, Тюменская области, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Положительной тенденцией является увеличение числа муниципальных программ, связанных с сохранением и использованием культурного наследия. В 2012 году такие программы были в 24 субъектах Российской Федерации (в 2011 году – только в 17): в Республике Коми, Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Чувашской Республике, Республике Коми, в Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, в Белгородской, Владимирской, Костромской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Псковской, Ульяновской, Курганской, Челябинской, Кемеровской, Томской областях, в Ямало-Ненецком автономном округе,

Еще одной федеральной программой, в рамках которой выделяются средства на ремонт памятников является Федеральная адресная инвестиционная программа.

Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений по объектам капитального строительства, объектам недвижимости, включая жилье, а также мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам).

Следует отметить, что, начиная с 2011 года, в состав ФАИП включаются не только объекты государственной собственности Российской Федерации и собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, но и объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, на софинансирование строительства которых предоставляются субсидии из федерального бюджета.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (ст.132, 133) из федерального бюджета могут выделяться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с БК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предоставляются также бюджетным и автономным учреждениям. Представляется, что подведомственные учреждения должны иметь программу развития на каждый год, чтобы грамотно выстраивать деятельность в сфере реставрации. В настоящее время такой опыт есть, например, подобные программы разработаны Государственным Эрмитажем (Программа Большой Эрмитаж), Новгородским музеем-заповедником (Программа развития Новгородского музея-заповедника на 2013-2020 гг.), Музеем Глинки (Программа комплексного развития Государственного центрального музея музыкальной культуры М.И. Глинки (основные направления) 2011-2018 гг.).

Минкультуры России имеет опыт реализации комплексных проектов, направленных на сохранение культурного наследия совместно с Международным банком реконструкции и развития. На данный момент на территории России успешно реализуются 2 крупных проекта - «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» и «Сохранение и использование культурного наследия в России». В рамках проекта «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» проведены работы на таких объектах, как здание бывшего Главного штаба (Государственный Эрмитаж), здание Кордегардий Михайловского (Инженерного) замка Государственного Русского музея, павильоны «Турецкая баня» и «Эрмитажная кухня» ГМЗ «Царское Село», павильон «Храм Дружбы» ГМЗ «Павловск» и другие.

В рамках реализации проекта «Сохранение и использование культурного наследия в России» ведутся работы в регионах - Ленинградская, Псковская, Новгородская, Тверская области.

Учитывая позитивный опыт реализации 2 выше указанных проектов, в развитие сложившегося сотрудничества, в настоящий момент Минкультуры России согласован с Минфином России и Международным банком реконструкции и развития вопрос разработки и реализации нового проекта «Сохранение и развитие малых исторических городов и поселений».

Очень важным на сегодняшний день является дальнейшее увеличение масштабов реставрационных работ. По расчетам специалистов, для решения насущных проблем в деле сохранения памятников истории и культуры требуется, по меньшей мере, трехкратное увеличение финансирования.

Представляется, что проблема недостаточности бюджетного финансирования в сфере сохранения объектов культурного наследия частично может быть решена посредством выделения деятельности по сохранению объектов культурного наследия в отдельную отрасль экономики. Наличие отдельного вида экономической деятельности – деятельности по сохранению объектов культурного наследия – будет способствовать решению и многих других проблем, существующих в данной сфере. В частности позволит:

- оптимизировать налогообложение;

- разработать отдельную ФЦП, ориентированную на сохранение объектов культурного наследия без совмещения с другими вопросами развития культуры;

- ввести в общероссийские классификаторы соответствующие специальности и профессии;

- выработать актуальную и отвечающую современным потребностям рынка стратегию подготовки кадров и повышения квалификации в области сохранения культурного наследия;

- учредить государственные награды, почетные звания, премии в сфере сохранения объектов культурного наследия;

- устранить противоречия в действующем законодательстве (в частности, в сфере соотношения Градостроительного кодекса РФ и Закона об объектах культурного наследия, в сфере размещения заказов и др.).
На сегодняшний день доля внебюджетных источников в финансировании работ по сохранению объектов культурного наследия невелика. На 2012 г. она составляла 12,1%, но имеет тенденцию к увеличению (в 2011 году из внебюджетных источников поступило менее 10%).

К примерам успешного привлечения внебюджетных средств можно отнести:

- Восстановление Никольского Морского собора в Кронштадте, которое проходило при поддержке Международного благотворительного фонда «Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца»;

- Восстановление храма Феодоровской иконы Божией Матери поддерживал благотворительный проект «Соберем храм», где каждый желающий мог принять участие, оплатив изготовление конкретного элемента храмового убранства – иконы или иного предмета утвари или мебели.

- Реставрация Нового Иерусалима проходит при содействии Благотворительного Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

В условиях недостаточности бюджетного финансирования объектов культурного наследия привлечение средств частного сектора экономики становится все более актуальным и в будущем может стать основным финансовым рычагом для обеспечения сохранности и защиты памятников истории и культуры. В связи с чем, хотелось бы остановиться на таком понятии как государственно-частное партнерство (ГЧП). Данное понятие используется во многих нормативно-правовых актах федерального уровня (БК РФ, ФЗ «О банке развития» и др.). Однако общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует.

ГЧП в сфере культуры можно определить, как привлечение органами власти на контрактной основе и на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств и компетенции частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач органов государственной власти в области развития, сохранения, реставрации и популяризации памятников истории и культуры, сохранения и развития культурно-национальной самобытности народов Российской Федерации, создание благоприятных условий для развития туризма, а также содействие повышению привлекательности посещаемости России в туристических целях в мировом сообществе.

Выделяют следующие формы государственно-частного партнерства, применение которых возможно в сфере культуры в Российской Федерации:

·  Приватизация недвижимых объектов культурного наследия.

Приватизация осуществляется с обременением, новый собственник недвижимого имущества принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые указываются в охранном обязательстве. Исключение составляют объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия, которые приватизации не подлежат.

·  Аренда и безвозмездное пользование объектом культурного наследия.

Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия / безвозмездного пользования объектом культурного наследия, является охранное обязательство. Федеральный закон об объектах культурного наследия (ч. 1,2 ст.14) предоставляет право Правительству России устанавливать льготы по размеру арендной платы для арендатора, вложившего свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия. Кроме того законом об объектах культурного наследия (ч. 3 ст.14) предусмотрено право пользователя объекта культурного наследия на компенсацию произведенных им затрат при условии выполнения таких работ в соответствии с данным Федеральным законом. Однако в настоящее время действие данного положения приостановлено до 2016 года.

·  Безвозмездная передача в собственность объектов культурного наследия (в частности, культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения религиозным организациям)/

И иные:

·  Доверительное управление объектами культуры;

·  Концессия;

·  Аутсорсинг (выполнение работ и оказание услуг);

·  Инвестиционные соглашения.
Основными мерами активизации государственно-частного партнерства, способствующими привлечению к социально значимым проектам денежных средств хозяйствующих субъектов частной формы собственности являются: льготное налогообложение; возврат налогов; возврат части или всех затрат, связанных с капитальным строительством, модернизацией основных производственных фондов, эксплуатацией объектов культурного назначения; совместное прямое финансирование культурных проектов; льготное кредитование по коммерческим кредитам для организаций, с помощью оплаты органами государственного управления части или всех процентов по кредитам; обеспечение минимальной прибыльности хозяйствующих субъектов в виде субсидий; государственные гарантии финансово-кредитным организациям по кредитам, выдаваемым для целей реализации проектов государственно-частного партнерства; социально-психологическая поддержка государственно-частного партнерства.

Так, например, по инициативе Департамента культурного наследия Москвы в 2011 г. была установлена льготная аренда памятников – 1 рубль за квадратный метр в год «за восстановление». В 2012 году было проведено три аукциона, по результатам которых в аренду было передано семь исторических зданий, за каждый объект торговались до десяти покупателей. На сегодняшний день, когда велика доля памятников, находящихся в «полуразрушенном» состоянии, подобная программа вызывает огромный интерес.

Совместное использование ресурсов государственного и частного секторов способствует восполнению недостатка бюджетных средств на обеспечение сохранения объектов культурного наследия. На сегодняшний день существует немало положительных примеров в европейских государствах, когда в рамках государственно-частного партнерства восстанавливаются знаменитые памятники истории и культуры. Так, например, на реставрацию Ники Самофракийской в Лувре уже выделено спонсорами более 3 млн. евро. Реставрацию Колизея спонсирует обувной бренд TOD’S, организация выделит на работы 25 млн. евро. Сегодня на круглом столе присутствуют представители зарубежных стран, которые в своих докладах смогут поделиться с нами опытом развития ГЧП в их странах.

В Российской Федерации в некоторых субъектах Российской Федерации уже приняты законы о ГЧП: Закон Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», Закон Томской Области от 17 декабря 2012 года № 234-ОЗ «О государственно-частном партнерстве в Томской области». Что же касается закона, носящего федеральный характер, то в настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении во втором чтении законопроект № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». В проекте Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» закрепляется понятие государственно-частного партнерства, как взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в  соответствии с которым частный партнер и публичный партнер принимают на себя обязательства, предусмотренные Федеральным законом. В соответствии с законопроектом соглашение о ГЧП является договором, содержащим элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. ГЧП может осуществляться в форме концессионного соглашения, а также в иных формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, на рассмотрении в первом чтении находится законопроект № 164510-6 «О меценатской деятельности». Предметом регулирования законопроекта являются отношения в сфере меценатской деятельности, в ходе которых физическое или юридическое лицо безвозмездно передает свое имущество, в том числе денежные средства, или права владения и пользования своим имуществом для сохранения и развития культурных ценностей Российской Федерации в формах, определяемых законодательством Российской Федерации.

Министерство культуры РФ поддерживает инициативу принятия обозначенных законопроектов.

Таким образом, в России государственно-частное партнерство на сегодняшний день находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Представляется целесообразной разработка в ближайшем будущем концепции развития в России ГЧП, включающей в себя, в том числе единую методологию его организации и осуществления, учитывая опыт субъектов России и зарубежных стран. Однако необходимо отметить, что средства предпринимательских структур не смогут решить всей проблемы по обеспечению сохранности памятников истории и культуры. В связи с чем, качественно реализовывать политику в сфере сохранения объектов культурного наследия возможно исключительно совместными усилиями государства и бизнеса, причем инициатива в первую очередь должна исходить от органов государственной власти.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconДоклад начальника управления государственной охраны объектов культурного...
Выездная коллегия Министерства культуры Челябинской области Сохранение объектов культурного наследия
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconДоклад главного специалиста управления государственной охраны объектов...
«Положение дел в государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Челябинской...
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка принципов...
«Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева»
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconИсследование перспективных форм использования объектов культурного...
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного...
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconИсследование перспективных форм использования объектов культурного...
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного...
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconУчебно-тематический план и программа курса повышения квалификации...
Специалисты, желающие повысить свою профессиональную квалификацию, получить возможность работы в области сохранения и использования...
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconРеферат История, архитектура
Храм Спаса-на-Запрудне Входит в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Прооп по направлению 072300 "музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавр)
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Прооп по направлению 072300 "музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавр)
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconКонцепция Электронного сводного каталога объектов культурного наследия России
Директор Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconИзучение Всемирного культурного наследия способствует формированию
...
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconОтчет о работе Управления культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды
Управление культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды свою деятельность осуществляет в соответствии с...
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconПояснительная записка Дисциплина «История России»
Фгбоу впо «Улгпу им. И. Н. Ульянова» для обучения по направлениям (профилям подготовки): «Педагогическое образование (История/Обществознание)»,...
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconИстория и философия науки
Общенаучного цикла м базовая часть дисциплин ооп впо (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного...
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconОсобенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры
В такой полиэтничной стране как Россия, мощным фактором дестабилизации общества, становится утрата в процессе глобализации различными...
Доклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»...
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск