Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры





Скачать 154.97 Kb.
НазваниеОсобенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры
Дата публикации17.01.2015
Размер154.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
В.Д. Перова

с. Саранпауль Березовского района

Особенности формирования реестра объектов

нематериального культурного наследия Югры
В современном культурном мегасоциуме происходит реальная утрата ценностей народных культур, выработанных веками духовных, нравственных и эстетических норм и ориентиров, регулирующих жизнь общества, определяющих систему отношений, мир и согласие между народами Земли. Это связано непосредственно с нарастанием процессов глобализации культуры, реальным преобладанием коммерциализированных, основанных на одностороннем, потребительском мироотношении форм культурной жизни. В такой полиэтничной стране как Россия, мощным фактором дестабилизации общества, становится утрата в процессе глобализации различными этносами и этническими группами этнокультурной идентичности, забвение языка и традиций своих предков.

На современном этапе развития человечества оптимальным решением проблемы сохранения нематериальной традиционной культуры различных народов является выявление, классификация и оформление культурных объектов для включения их в реестры нематериального культурного наследия. Формирование упорядоченной системы объектов нематериального культурного наследия сегодня является одной из приоритетных общемировых задач.

Термин «нематериальное культурное наследие» впервые появился в документах ЮНЕСКО в 2003 году. Само понятие достаточно многоплановое, объединяющее обычаи, формы выражения и представления устных традиций, в том числе язык, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, а в некоторых случаях отдельными лицами как часть их культурного наследия, передаваемого от поколения к поколению. К нематериальному культурному наследию относятся обычаи, знания и навыки, язык, устный эпос, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, традиционные формы коммуникации и экологические представления, символы и т.п. Принципы сохранения нематериального культурного наследия определены в «Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия», принятой в 2003 году ЮНЕСКО.

Включение нематериального культурного объекта в структуры реестров может быть многоуровневым, то есть после того, как объект включен в единый реестр нематериального культурного наследия отдельной территории, (например Югры), данный объект при соответствии критериям и качественном оформлении может быть включен в электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России. Высшей официальной оценкой ценности объекта нематериального культурного наследия является включение его в список Всемирного наследия (англ. World Heritage), включающий  природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их особой культурнойисторической или экологической значимости. По состоянию на 30 июня 2011 года в списке Всемирного наследия — 936 объектов. Из объектов, входящих в список, 725 являются культурными, 183  — природными и 28 — смешанными. «Статус объекта Всемирного наследия» даёт значительные преимущества для объекта нематериального культурного наследия, являясь дополнительной гарантией его сохранности и целостности, способствует популяризации объекта и повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений, повышает престиж страны. Также включение объекта нематериального культурного наследия в список Всемирного наследия обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объекта из Фонда всемирного наследия. Периодически  Комитет всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта Всемирного наследия». К примеру, Музыкальный жанр макам (Ирак), Исцеляющий танец Вимбуза (Малави), Канкуранг - обряд инициации мальчиков (Гамбия, Сенегал). Отдельно хотелось бы привести в пример объект республики Саха-Якутии - древнее эпическое искусство якутов «Олонхо». Оно занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «Олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. В 2005 году ЮНЕСКО объявило «Олонхо» одним из «шедевров устного нематериального наследия человечества».

    В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета РФ от 26.12.2006г. и выполнением «Программы мероприятий по реализации «Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009–2015 годы», осуществлены работы по созданию опытного (пилотного) варианта электронного Реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. В качестве аббревиатуры объектов нематериального культурного наследия используется – ОНКН. Электронный Реестр создаётся с учётом разработанной анкеты – паспорта ОНКН, на основе которой в настоящее время ведётся формирование и пополнение региональных банков данных в различных субъектах Российской Федерации. Реестр представляет собой информационную систему, включающую в себя базу данных ОНКН (аннотация, описание, исследование, документирование, реферат, примечания, цифровое отображение – графика, фото, видео и звук).

К сожалению, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра не относится к числу передовых территорий в отношении создания реестра объектов нематериального культурного наследия (как, например: Алтай, Республика Марий-Эл, Ростовская, Новгородская, Белгородская области и др.). Нам ещё предстоит, используя опыт данных территорий создать свой пилотный проект реестра. В настоящее время в округе закладываются фундаментальные основы создания югорского реестра нематериального культурного наследия, активно проводится подготовительная работа. В апреле 2013 г. Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры был подписан приказ «О создании Реестра объектов нематериального культурного наследия ХМАО – Югры», создано Положение о реестре, определяющее его цели и задачи, содержание и структуру, критерии отбора ОНКН. Оператором-координатором по формированию Реестра объектов нематериального культурного наследия Югры является автономное учреждение «Творческое объединение «Культура», также создан экспертный совет по формированию данного реестра. Дальнейшим шагом станет сбор заявок, рассмотрев которые экспертная комиссия, вынесет заключения, оформленные в виде протоколов, содержащих мотивированные рекомендации о включении или отказе во включении объектов нематериального культурного наследия в реестр, принятые большинством голосов членов экспертной комиссии.

Кроме сохранения для потомков уникальных объектов нематериального культурного наследия и широкого доступа мировой общественности к данным объектам, создание единого реестра нематериального культурного наследия в России призвано способствовать формированию патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, гармонизации межэтнических отношений, развитию мира и взаимопонимания между народами.

Сегодня правительством нашего округа масштабно проводится целенаправленная и достаточно успешная политика по сохранению и популяризации традиционной культуры, использующая региональные социокультурные ресурсы, однако существуют проблемные аспекты, требующие внимательного рассмотрения и тонкого подхода к их решению. Специфические природно-демографические условия округа: экстенсивное освоение природных ресурсов, отдаленность территорий, недостаточное развитие коммуникационной инфраструктуры, недостаток финансирования отрицательно сказываются на сохранении самобытной культуры малочисленных коренных народов.

Особое значение для объективной оценки ситуации имеют исторически сложившиеся вехи культурной политики Югры. Первые десятилетия правления советской власти в контексте изменений жизни народов ханты и манси оцениваются неоднозначно. С одной стороны при советской власти были открыты больницы, школы, клубы, библиотеки; образована мансийская и хантыйская письменность, кардинально повышен уровень образования и здравоохранения, но при этом разрушилась накопленная веками материальная и духовная культура. Всеми процессами, в том числе культурными, управляло государство, наблюдалась тенденция практически полного уничтожения традиционной хантыйской и мансийской культуры. Тотальное наступление на весь уклад жизни народов Севера в 50-х – 70-х годах ознаменовалось уничтожением стойбищ, переводом кочевых народов на оседлый образ жизни, разрушением национальных этических норм, обрядов, обычаев, воспитанием детей в интернатах – словом, насильственной ассимиляцией целых народностей. Многие диалекты хантыйского и мансийского языка, элементы культуры, сама сущность языческой духовности утеряны для нас навсегда. Это привело к тому, что молодежь начала испытывать комплекс неполноценности в связи со своим этническим происхождением, некоторые дети стали стесняться своей национальности, вырастая, они старались формально сменить национальность и бежать из переставшей их удовлетворять этнической среды. Руководители выполняли государственный заказ, при котором советская культура активно развивалась, а обско-угорская традиционная культура поддерживалась редко, а в некоторых местностях с ней напрямую осуществляли борьбу. В 90-е годы Российское общество болезненно переживало переоценку ценностей в совокупности с финансовыми потрясениями. Однако именно в это время термин «Возрождение культуры» стал необычайно популярным, все активнее развивалась деятельность по возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры обско-угорских народов. Постепенно ситуация отношения к традиционной культуре народов ханты и манси кардинально изменилась. Сохранение и развитие традиционной культуры стало одним из ключевых направлений современной культурной политики.    

В Ханты-Мансийском автономном округе развитие традиционной культуры успешно реализуется через различные государственные и окружные программы, всемирные саммиты и конгрессы по вопросам культуры малочисленных народов. Сегодняшняя социокультурная политика округа предполагает обширные возможности для осуществления творческой деятельности по популяризации традиционной культуры обско-угорских народов в целом и создания реестра объектов нематериального культурно наследия в частности. В течение последних лет в общественной жизни Югры возросла роль народных праздников, обычаев и обрядов. Стремление к сохранению и развитию культурно-исторических традиций вызвало интерес к традиционным промыслам и ремеслам. В округе сложилась система фестивалей, праздников, конкурсов, смотров по различным видам художественного творчества. Активно пополняется база данных по фольклорным коллективам и самодеятельным исполнителям, обновляется информационная база по творчеству самодеятельных художников, скульпторов и фотохудожников автономного округа, проводятся этнографические экспедиции, субсидируются гастроли. Однако, до сих пор остро стоит вопрос о сохранении настоящей традиционной культуры, так как её духовная сущность практически ушла из обихода. Некоторые из древних обрядов дошли до наших времен в искаженном виде и используются скорее как массовые шоу, чем как фольклор, вместе с этим в настоящее время ведется работа в научных и общественных организациях по изучению и восстановлению всего многообразия культурного слоя обско-угорских народов.

Многообразная и богатая уникальная культура коренных малочисленных народов Севера открывает перед нами широкие возможности и ставит сложные задачи. Работа по созданию реестра объектов нематериального культурного наследия Югры требует применения программных средств и методов, действенной организационной и финансовой поддержки.

Сегодня на территории Российской Федерации проживает свыше 150 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Исторически Российский народ складывался из множества национальностей, формировался в условиях содружества культур. Многое было в нашей истории: трагедии репрессий, презрительное отношение к языкам и традиционным культурам малочисленных народов. Нам посчастливилось творить в своеобразную эпоху возрождения культур. В соцветии традиционных культур заключается краса российского народа, в этом и его сила. Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России включает в себя три основных раздела: «Устное народное творчество», «Исполнительские искусства», «Празднично-обрядовая культура». В каждый из данных разделов мы можем выбрать соответствующие объекты нематериального культурного наследия Югры. Активное и последовательное осуществление данной работы – наш долг перед современным обществом и перед потомками. Нам предстоит реально выполнимая задача внести лепту в общемировую сокровищницу ценностей нематериального культурного наследия человечества.

Литература

1. Единый реестр объектов нематериального культурного наследия Белгородской области / Сост. и науч. ред. В.А. Котеля. – Белгород: ГУК БГЦНТ, 2010. – Изд. Первое. – 182 с.

2. Закон о регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия республики Алтай от 17.11.2008 г.

3. Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009–2015 годы / Министерство культуры Российской Федерации, 2008 г.

4. Обско-угорский музыкальный фольклор: Приложение к мультимед. пособию / Д. Агеев, В. Перова, В. Перов. - Тюмень: Связист, 2011.- 143 с.

5. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. - Сургут: Сев.дом, 1993. - 208 с.

6. Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России

7. Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. – CD. - Ханты-Мансийск, 2008.

В.Д. Перова

с. Саранпауль Березовского района

«Медвежий праздник» как объект нематериального

культурного наследия Югры
Проблема сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации носит комплексный характер, отличается масштабностью, поскольку требует реализации мер на огромном географическом пространстве полиэтничной страны. 

Особый смысл эти процессы приобретают для Ханты-Мансийского автономного округа, где указанная ситуация усугубляется активным и неизбежным промышленным освоением природных ресурсов, разрушающим естественную среду обитания коренных малочисленных народов и модернизирующим их образ жизни. В традиционном искусстве скрыт фундаментальный источник сохранения для грядущих поколений исторического и культурного наследия малочисленных народов, который подразумевает гармоничное и жизнеспособное сочетание развития цивилизации и традиционной народной духовности, воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к историческому наследию своих предков.

Состояние традиционной культуры и сохранение нематериального культурного наследия обско-угорских народов заслуживает особого внимания.
Формирование народов ханты и манси ведет свое начало с глубокой древности. Их этническая история занимает тысячелетия. За это время произошли большие изменения в расселении обских угров, диалектах их языков, культуре и мировоззрении. Ханты и манси контактировали с различными народами, сражались за выживание в суровых условиях Севера и веками создавали свою уникальную культуру, которая сегодня рассматривается как культурно-исторический феномен. Самобытность, духовное богатство и культура обско-угорских народов отражаются в ремеслах, искусстве, обрядах и фольклоре. Обрядовая культура северных народов сложна и многообразна. В обряды органично входят фольклорные произведения: песни, танцы, сценки, сказания, причитания, молитвы, сказки, легенды. Богатый репертуар древнего фольклора обско-угорских народов стал основой для последующего развития всей югорской художественной культуры. Перед нами обширный спектр объектов нематериального культурного наследия.

Медвежий праздник – самый объемный и разнообразный ритуальный праздник обских угров, на котором исполнялось большое количество песен, танцев, сценок. Обские угры почитали различных животных, но наибольшим поклонением пользовался медведь. Культ медведя прослеживается в археологических культурах на территории округа начиная со II тыс. до н.э. В настоящей статье говорится о Медвежьем празднике лишь в самых общих чертах, однако, хотелось бы подчеркнуть, что данный объемный обрядовый праздник был центральным в системе традиционных праздников, включал в себя множество ритуалов, правил, имел уникальные особенности, например обряд очищения или «тулыглап» - народный театр, когда актер (или актеры), соблюдая определенные правила, импровизируют на ходу, вовлекая в свою игру зрителей. Структура этого крупнейшего хантыйского и мансийского обрядового праздника содержала общие основные черты и имела лишь небольшие региональные отличия.

Известный советский этнограф и археолог В.Н. Чернецов, посетивший мансийские Медвежьи игрища в первой половине ХХ века, представил интересное и точное описание праздника. Более подробную информацию о Медвежьем празднике можно получить, обратившись к литературным источникам. [Чернецов В.Н., С. 48]

Обряд, связанный с Медвежьим праздником (по данным сыгвинских манси) прекрасно описан современным мансийским ученым и исследователем Е.И. Ромбандеевой. [Ромбандеева Е.И., С. 118].

Описание обряда представляет большой интерес, оно выполнено художественно, достоверно и подробно. Ниже приведем небольшую цитату: «Медвежий праздник или медвежьи пляски – это было хорошо организованное национальное театральное представление у манси. Соблюдение обряда, связанное с обнаружением медведя, начинается у манси сразу же, как только охотник находит берлогу. Он должен поставить две палки крест-накрест у входа в берлогу. Это, якобы, делается для того, чтобы медведь не вышел из берлоги. Человек, нашедший берлогу, возвращается в охотничий шалаш к товарищам. Ему нельзя говорить прямо об обнаруженной берлоге, нельзя говорить лишнее. Если же по опечаленному виду охотника товарищи догадаются, что их спутник обнаружил что-то серьезное, то они могут в осторожной, иносказательной форме спросить его о своей догадке. А тому разрешается (тоже в иносказательной форме) признаться в обнаружении берлоги. Скрыть же это охотник не имеет права, якобы, медведь на него обидится.» [Ромбандеева Е.И.,С. 118].

Когда охотники убивают медведя, они просят у него прощения, отводят от себя вину и затем «очищаются»: зимой - бросая друг в друга снегом, летом – обливая друг друга водой. По дороге в селение охотники останавливаются и криками оповещают о низведении священного зверя. Жители селения встречают их. С почетом вносят голову и шкуру медведя в дом охотника, убившего медведя и располагают на столе на почетном месте.

Если был убит медведь, праздник длился пять ночей, если медведица – четыре ночи. Праздник проводили в доме охотника перед шкурой медведя с головой, уложенной в традиционной «жертвенной» позе (голова — на вытянутых лапах). Примечательно, что бронзовые фигурки медвежьей головы на вытянутых лапах, найденные археологами, датируются I тыс. до н.э.

Голову медведя украшали, перед головой ставили угощения, окуривали дымящейся чагой. Мужчины кланялись медведю, целовали его лапу. Медведя, как правило, почтительно называли подставными именами «Хозяин», «Мужчина, одетый в шубу», «Когтистый мужчина», «Лесная женщина», «Добрый могучий богатырь» и др.

Праздник включал в себя сказания о медведе, «призывные песни», «птичьи танцы», многие элементы праздника являлись священными. Танцы исполнялись под аккомпанемент мансийского санквылтапа (или, соответственно, хантыйского нарсъюха). Женщины танцевали, закрыв лица и руки платками. Также на празднике исполняли «Медвежьи песни». Общие сюжеты данных песен на хантыйских Медвежьих игрищах описал Т.А. Молданов. [Молданов Т.А., С.22-29.]

На празднике иногда исполнялись сценки, песни или танцы нескромного эротического содержания. Один из обязательных атрибутов медвежьего праздника – берестяные маски, которые надевали актеры во время театрализованных представлений – тулыглапов. Актерами были только мужчины, они играли мужские и женские роли, а также изображали животных. По форме маски из бересты были достаточно разнообразными: прямоугольные, треугольные, вытянутые, заостренные и т.д. К берестяной маске обычно пришивался крупный нос, иногда приделывались борода и брови, изготовленные из кусочков шкуры. Изменив голос, прикрыв руки и надев берестяные маски, актеры высмеивали человеческие пороки: изображали хвастунов, трусов, лентяев и т.д. Сценки приносили огромное удовольствие всем участникам праздника и могли длиться долгое время. В последнюю ночь Медвежьего праздника разыгрывались священные представления, изображались главные духи (боги) — Калтащэква, Мир-Суснэ-Хум и др., исполнялись посвящённые им танцы.

Сегодня людей коренной национальности, ведущих традиционный образ жизни очень мало, этические традиции уже не соблюдаются, большинство диалектов языков обских угров утеряны для нас навсегда. На современном этапе традиции хантов и манси уходят в прошлое, жизнь стремительно видоизменяется, что неизбежно в условиях современного мегакультурного социума. Медвежий праздник сегодня проводится весьма редко, как правило, организуется по инициативе и финансированию общественных деятелей или администрации с участием работников культуры. До сих пор этот праздник является в некотором смысле сакральным и полузакрытым, то есть не предполагает свободного доступа для «непосвященных» - праздных зрителей. Со временем «Медвежьи пляски» могут стать шедевром и достоянием нематериального наследия человечества, но пришло ли это время и какова дальнейшая судьба крупнейшего ритуального праздника обско-угорских народов?

На протяжении многих лет возникают вопросы и ведутся споры о допустимости широкой огласки сакральных моментов обско-угорской традиционной культуры. Где проходит линия, ограничивающая вынос на всеобщее внимание определенных священных нематериальных и материальных объектов культуры? Вероятно, пока обряд, ритуал, обычай или любой иной культурный объект находится в обиходе народа, в его жизненном укладе, он является священным и закрытым для постороннего праздного любопытства – что абсолютно оправдано, иначе объект утеряет свою сакральность и, соответственно, весь свой смысл. Когда же обряд (или иной объект) уходит из обихода, из живой соблюдаемой традиции, (например, сегодня уже практически не осталось женщин, закрывающих платком лицо от мужчин старше мужа), у данного объекта остается два пути: либо он будет искажен, а затем забыт, либо станет культурным достоянием и войдет в сокровищницу мировой художественной культуры, как стали бессмертными элементы культуры инков, Древнего Египта, Древней Греции, Ренессанса и более современных культурных эпох, направлений, течений.

Медвежий праздник - целостный и многогранный пласт культуры, безусловно, достойный того, чтобы войти в реестр нематериальных объектов Югры, а возможно и в сокровищницу мировой общечеловеческой культуры, остается лишь вопрос времени. Живет ли Медвежий праздник в обиходе народа, или он уже стал культурно-исторической ценностью? Можно ли сегодня включать его в реестр нематериальных культурных объектов, и если можно, то в виде полной панорамы или выборочно – не предоставляя видеоматериалов по священным песнопениям и танцам? Ответы на данные вопросы предстоит принять коллегиальным решением конференции.
Литература

1. Ромбандеева Е.И., История народа манси (вогулов) и его духовная культура.- Сургут: Сев.дом, 1993.- С 118 - 132.

2. Молданов Т.А., Песни о родной земле // Личная песня – песня судьбы.-Ханты-Мансийск:Полиграфист,2005.- С.22-29.

3. Чернецов В.Н., Медвежий праздник у обских угров/ Пер. с нем. и публикация Н.В. Лукиной.- Томск: Изд-во Том.ун-та, 2001.- 48 с.

4. Чернецов В. Н., Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем. // CongressusSecundusInternationalisFenno-Ugristarum. - Helsinki 23.28.UIII. 1965. Pars II; Tschernjetzow V.N. Bдrenfestbei den Ob-Ugriern. // ActaEthnographica, T.23 (2-4). - Budapest, 1974.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconДоклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия
Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-фз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)...
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconДоклад начальника управления государственной охраны объектов культурного...
Выездная коллегия Министерства культуры Челябинской области Сохранение объектов культурного наследия
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconДоклад главного специалиста управления государственной охраны объектов...
«Положение дел в государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Челябинской...
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconИсследование перспективных форм использования объектов культурного...
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного...
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconИсследование перспективных форм использования объектов культурного...
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение «Российский научно-исследовательский институт культурного...
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconУчебно-тематический план и программа курса повышения квалификации...
Специалисты, желающие повысить свою профессиональную квалификацию, получить возможность работы в области сохранения и использования...
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка принципов...
«Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева»
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconРеферат История, архитектура
Храм Спаса-на-Запрудне Входит в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconОтчет о результатах деятельности Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа Югры
Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2013 год по реализации единой государственной политики, оказанию...
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconКонцепция Электронного сводного каталога объектов культурного наследия России
Директор Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Прооп по направлению 072300 "музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавр)
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Прооп по направлению 072300 "музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (бакалавр)
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры icon«Дорогами народных традиций» как одна из форм поддержки, сохранения...
История государства складывается из истории ее малых городов, сел, деревень. И, зачастую, общенациональная история сильно отличается...
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconИзучение Всемирного культурного наследия способствует формированию
...
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconОтчет о работе Управления культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды
Управление культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды свою деятельность осуществляет в соответствии с...
Особенности формирования реестра объектов нематериального культурного наследия Югры iconПояснительная записка Дисциплина «История России»
Фгбоу впо «Улгпу им. И. Н. Ульянова» для обучения по направлениям (профилям подготовки): «Педагогическое образование (История/Обществознание)»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск