«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы





Скачать 243.34 Kb.
Название«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы
страница1/2
Дата публикации24.07.2014
Размер243.34 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2



,

«Я и моё здоровье»

Физкультурно-оздоровительная программа

2013 – 2018 годы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 4«Аленушка» общеразвивающего вида
г. Новочебоксарска



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение
«Здоровье – это драгоценность ,и,

при том, единственная, ради

которой стоит не жалеть времени,

сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной. Многолетние исследования и анализ состояния здоровья дошкольников позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15-20 %, увеличивается число функциональных отклонений практически у каждого ребёнка. Отмечается рост хронических заболеваний, которые диагностируются уже в 3-5-летнем возрасте.

Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей начиная с дошкольного детства. Исследования отечественных и зарубежных учёных доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье.

Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Януш Корчак делился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов оздоравливающей педагогики станут приоритетными в дошкольных учреждениях. Причём участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в детском саду, так и в семье.

В нашем дошкольном учреждении охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию и оздоровлению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникает необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Программа «Я и моё здоровье» стала одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности нашего дошкольного учреждения. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Она базируется на основных принципах примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), реализуемой в детском саду.
Цель и задачи программы
Цель программы: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи программы:

  • Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей.

  • Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.

  • Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни.


Прогнозируемый результат

  • Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.

  • Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.

  • Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.

  • Формирование совместных традиций семьи и детского сада по физическому воспитанию ребёнка.


Концептуальные положения

  • В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.

  • Ребёнок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным руководством взрослых. Тёплое, приязненное отношение воспитателей, оптимальный психологический климат – залог полноценного развития детей.

  • Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

  • Дошкольное детство – это период способный обеспечить формирование важных сторон духовного и нравственного воспитания ребёнка (эмоциональная и социальная сфера, поведенческие навыки здорового образа жизни).

  • Дошкольный период призван пробудить детское творчество, обеспечить формирование важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных способностей.

  • Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.


Структура программы

Раздел I. ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

1.1. Программное обеспечение

1.2. Здоровьесберегающие технологии

1.3. Содержание программы:

1. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми

2. Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников

3. Психологическое сопровождение развития детей

4. Укрепление здоровья дошкольников средствами музыки

5. Совместная деятельность физкультурного инструктора с детьми
Раздел II. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Кадровое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении

  2. Методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности

  3. Сотрудничество детского сада и семьи в деле формирования здоровья ребёнка

  4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами города по вопросам здоровьесбережения

  5. Развитие материально-технической базы ДОУ по оздоровлению детей

  6. Санитарно-гигиенические условия. Организация работы согласно требований СанПиН 2.4.1.2660- 10.


Раздел III. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

  1. Изучение физических, психологических и индивидуальных особенностей ребёнка (диагностические методики)

  2. Основные параметры знаний и умений воспитанников по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» программы «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

  3. Медико-педагогический контроль за физкультурно-оздоровительной работой в дошкольном учреждении.

  4. Мониторинг здоровья детей


Раздел I.

ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ





1.1. Программное обеспечение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида город Новочебоксарск функционирует с 1966 года. Рассчитан на 145 мест, 8 групп:

- 3 группы – дети младшего дошкольного возраста с 1,5 года до 3-х лет;

- 5 групп– дети дошкольного возраста с 3-х до 7 лет

Учреждение обеспечивает выполнение стандарта по всем направлениям развития ребёнка.
Программы, обеспечивающие целостность здорвьесберегающего процесса

МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида»:




Название программы

Количество групп их реализующих

Комплексные

1.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

8

Парциальные

1.

«Физкультурные занятия в детском саду» Пензулаев Л. И.

8

2.

«Физическое воспитание в детском саду» Степаненкова Э. Я.

8

3.

«Методика физического воспитания» Степаненкова Э. Я.

8

4.

«Методика проведения подвижных игр» Степаненкова Э. Я.

8

5.

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» Новикова И. М.

8

6.

«Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет»

Пензулаев Л. И.

5

1.2. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии, используемые в педагогическом процессе

МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида»:




Название технологии

Программно-методическое обеспечение

Количество групп

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья




1.1.

Релаксация

- М.Ю.Картушина «Зелёный огонёк здоровья»

- В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»

8

1.2.

Коррегирующая гимнастика (нарушения осанки, плоскостопие)

8

1.3.

Дыхательная гимнастика

8

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни




2.1.

Уроки здоровья и безопасности

- Н.А.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице»

4

  1. Коррекционные технологии




3.1.

Технологии музыкального воздействия

Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания дошкольников»

5

3.2.

Технологии коррекции поведения

С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

1

3.3.

Психогимнастика

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

4

3.4.

Технологии воздействия цветом

Н.М.Погосова «Цветовой игротренинг»

1



1.3. Содержание программы:


  1. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми


Основные направления физкультурно-оздоровительной

и лечебно-профилактической работы

в МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида»:
1. Организация сбалансированного питания детей.

2. Обеспечение плотной двигательной активности детей в течение дня:

  • Утренняя и бодрящая гимнастики.

  • Ежедневное физкультурное занятие.

  • Спортивные игры.

  • Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

  • Праздники здоровья.

  • Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке.

3. Проведение закаливающих мероприятий:

  • Воздушное закаливание.

  • Босохождение.

4. Повышение неспецифической резистентности организма:

  • Приём витаминных препаратов («Ревит»).

  • Чесночные ингаляции в период гриппа.

  • Оксолиновая мазь в период гриппа.

5. Нормализация соотношения процессов возбуждения и торможения нервно-психической деятельности:

  • Формирование правильного режима дня.

  • «Сеансы здоровья» (дыхательная гимнастика + озоровительные упражнения, психогимнастические этюды).

6. Профилактика и коррекция нарушений осанки, плоскостопия, зрения:

  • Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ (как часть комплекса общеразвивающих упражнений, индивидуальная работа).

7. Физкультурно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми (ЧДБ):

  • Индивидуальные занятия «Будь здоров, малыш!» (2 раза в неделю)

  • Дыхательная гимнастика (постоянно)

  • Лечебно-профилактические мероприятия (в соответствии с рекомендациями врача-педиатра)



Модель организации двигательного режима

в МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида»

Физкультурно-оздоровительные мероприятия:


1.

Утренняя гимнастика

Ежедневно: младший возраст – в зале, средний и старший возраст: 3 раза в неделю – на открытом воздухе (в зависимости от погодных условий), 2 раза в неделю – в зале (ритмическая гимнастика) (10-15 мин)

2.

Физминутка

Ежедневно, по мере необходимости (3-5 мин)

3.

Подвижные игры

Ежедневно на прогулке (20-30 мин)

4.

Оздоровительный бег

Ежедневно в конце прогулки: средний и старший возраст (3-7 мин.)

5.

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно во время вечерней прогулки (12-15 мин)

6.

Гимнастика после сна

Ежедневно в сочетании с воздушными ваннами (5 мин)

7.

Прогулки-походы


Один раз в квартал, начиная со старшей группы (1-2 часа)

Непосредственно-образовательная деятельность

1.

По двигательной деятельности

Три раза в неделю:

-Два занятия проводит инструктор по физвоспитанию;

-1 занятие проводят воспитатели на группах (1 раз в неделю, как часть оздоровительной прогулки),

-продолжительность в мл.гр. – 15-20 мин, в ст. гр. – 20-25 мин.

2.

Уроки здоровья и безопасности


Начиная с средней группы 1 раз в месяц

Самостоятельная деятельность детей

1.

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно в помещении и на прогулке

Физкультурно-массовые мероприятия

1.

День здоровья

Один раз в квартал, начиная с младшей группы

2.

Физкультурный досуг

Один раз в месяц, начиная с младшей группы (20-40 мин)

3.

Спортивно-семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Один раз в год с родителями и воспитанниками старшей группы

4.

Игры-соревнования «Весёлые старты», «Весёлая лыжня»

Один-два раза в год между старшей и подготовительной к школе группами

Дополнительные занятия

1.

Индивидуальные занятия с детьми часто и длительно болеющими, имеющими нарушения в осанке, плоскостопие «Будь здоров, малыш!»

Два раза в неделю

2.

Домашние задания


Определяются воспитателем



Вариативность физкультурно-оздоровительных мероприятий

в МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида»



























Схема «Сеанса здоровья»

МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида»:

















направлен на



Структура примерного планирования прогулки

МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида»:









Система закаливания с учётом времени года

в МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида»:





Младший возраст

3-4 года

Средний возраст

4-5 лет

Старший возраст

5-7 лет




ЗИМА













ВЕСНА













ЛЕТО













ОСЕНЬ











Условные обозначения:
Утренний приём на воздухе –




Утренняя гимнастика на свежем воздухе –




Прогулка: воздушные ванны –



солнечные ванны –




Влажное обтирание тела-




Сон в проветриваемом помещениии –




Полоскание рта –
Примерный план лечебно-профилактических процедур

МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида»:

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

  • Антропометрия.

  • Маркировка мебели.

Октябрь

  • Дрожжевая паста

  • Оксолиновая мазь (в течение двух недель).

  • Полоскание зева (ротовой полостьи) настоем чеснока

Ноябрь

  • Поливитамины (по 1 драже в день).

Декабрь

  • Дибазол в профилактической дозе

  • Чесночные ингаляции.

Январь

  • Поливитамины («Ревит» по 1 драже в день).

-Дрожжевая паста

  • Оксолиновая мазь (в течение двух недель).

Февраль

  • Витаминный салат: яблоко.

  • Полоскание горла настоями трав (по назначению врача).

Март

  • Поливитамины («Ревит» по 1 драже в день).

Апрель

  • Полоскание зева(ротовой полости) раствором морской соли

Май

-оздоровительный бег

-солнечные ванны




  1. Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников

Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для дошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания.

Уроки здоровья и безопасности проводятся в дополнение к обычным физкультурным занятиям, один раз в месяц, начиная с младшей группы
Методические рекомендации по проведению

Уроков здоровья и безопасности:


  • Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность.

  • Содержащийся в занятии познавательный материал должен соответствовать возрасту ребёнка.

  • Познавательный материал необходимо сочетать с практическими заданиями (оздоровительные минутки – упражнения для глаз, самомассаж тела, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, психогимнастические этюды).

  • Возможен интегрированный подход к проведению Урока здоровья и безопасности (познавательная деятельность детей может сочетаться с изобразительной, музыкальной деятельностью, речевым и физическим развитием).

  • Содержание занятия желательно наполнять сказочными и игровыми персонажами, проблемными ситуациями, связанными с ними.

  • Наглядный материал по теме Урока здоровья и безопасности должен быть ярким, привлекательным, интересным ребёнку.

  • Использование художественного слова внесёт в Урок здоровья и безопасности дополнительный эмоциональный настрой

  • С уважением относиться к любому ответу ребёнка, недопустима отрицательная реакция.

  • В конце Урока здоровья и безопасности должны чётко звучать основные правила, закрепляющие тему занятия.

  • В конечном итоге Урок здоровья и безопасности должен приносить детям чувство удовлетворения и радости, желание прийти снова на занятие.


Основные направления работы

по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников

МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида»:




























  1. Психологическое сопровождение развития детей

Основной целью психологического сопровождения в ДОУ является создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей, через реализацию комплексной системы психолого-педагогических мероприятий.

Для достижения поставленной цели педагог-психолог использует любые психологические технологии, которые могут предотвратить или скорректировать отклонения в психическом развитии дошкольников, а также ряд методов, оптимизирующих развитие и становление личности ребенка.
Приоритетные задачи психологической работы

в МБДОУ «Детский сад № 4 «Аленушка» общеразвивающего вида»:


  1. Осуществление профилактической деятельности в работе с детьми, основанной на ранней диагностике и коррекции интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих отклонений у дошкольников.

  2. Создание и развитие модели взаимодействия специалистов ДОУ, родителей и близких ребенка, обеспечивающей эффективное воздействие на формирующуюся личность дошкольника.


Достижение этих задач возможно с помощью:

  • Создания ситуации безусловного принятия каждого ребенка, осознание педагогами и родителями его уникальности.

  • Использования методов психологического сопровождения: развивающих игр и упражнений; элементов психогимнастики; арт-терапевтических и сказкотерапевтических методов; психодиагностического интрументария.


Задачи социально-психологического сопровождения решаются педагогом-психологом во взаимодействии с различными субъектами воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).

Педагог-психолог ДОУ осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  1. Психодиагностика.

  2. Психологическое консультирование.

  3. Психологическое просвещение.

  4. Коррекционно-развивающая работа.


Укрепление здоровья дошкольников средствами музыки

Широко известен целительный потенциал музыки. Различные формы звукового воздействия использовались людьми с давних пор.
Влияние музыки на здоровье детей





























  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconДоклад в сопровождении презентации: «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду»
Знакомство родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы доу и результатами деятельности педагогического коллектива...
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы icon«Физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая работа в общеобразовательных...
Физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая работа в общеобразовательных учреждениях в условиях внедрения фгос / сост. С....
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconПостановление От 3 марта 2012 г. №186 москва о федеральной целевой...
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Культура России (2012 2018 годы)» (далее Программа)
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы icon«Моё тело, моё здоровье»
Кузовлев В. П. и др. Английский язык: Учебник, рабочая тетрадь и cd для 6- го класса. Москва: Просвещение, 2007
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconПубличный отчет о деятельности мбоудод «Центр детского творчества» Вахитовского района
В рамках реализации Программы развития Центра на 2013-2018 годы в 2013 2014 учебном году были поставлены и решены следующие цели...
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мое здоровье мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconРабочая программа по физической культуре представлена двумя содержательными...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физической культуре 1 – 11 классов (В. И. Лях,...
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Профиль Физическая культура, доп обр. (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность)
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconФизкультурно — оздоровительная работа в детском саду. Мочалова К....
Методические материалы для студентов дневного отделения
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconПлан мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества...
Охватывают основные разделы содержания курса
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconФизкультурно-оздоровительная программа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №52 «Медвежонок» общеразвивающего вида с приоритетным...
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б1 «Психология»...
...
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconФизкультурно-оздоровительная работа мадоу детский сад №9 «Аленушка» г. Бирска
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconОсновная образовательная программа основного
Образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
«Я и моё здоровье» Физкультурно-оздоровительная программа 2013 2018 годы iconПлан работы Управления образования и сервисных служб на октябрь 2013 года Дата
Публичные слушания проекта муниципальной программы «Развитие системы образования Верещагинского муниципального района на 2014 – 2018...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск