Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения
Председатель МО ________________________
«___»__________20___г.
| Утверждаю: руководитель МБОУ «Лесозаводская ООШ»
Телегина Л.Н. /_____________/
«___»__________20___г.
|
Рабочая программа
учебного курса «Физическая культура» в 5 - 6 классах
Составитель: Лысов В.А.
2013г.
Пояснительная записка. Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся основной школы по Физической культуре, и на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, для учителей общеобразовательных учреждений» Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич 2010 год.
Рабочая программа для 5 - 6 - х классов конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Основной функцией рабочей программы является организационно-планирующая, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала.
Рабочая программа реализуется в 2013-2014 уч. г.
Цель обучения: Содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Задачи: - развить физические качества и способности, совершенствовать функциональные возможности организма, укреплять индивидуальное здоровье;
- воспитать бережное отношение к собственному здоровью, потребность в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- овладеть технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогатить индивидуальный опыт специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- освоить систему знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- овладеть навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
В программе для 5 - 6 - х классов двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития древних и современных Олимпийских игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью» приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся.
В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных занятий спортивной подготовкой. Место предмета в учебном плане Согласно учебному плану МБОУ «Лесозаводская ООШ» реализуется базовый уровень усвоения материала. Программа предполагает обучение в объеме 102 часа в 5 - 6 - х классах из расчета 3 учебных часа в неделю.
Срок реализации учебной программы – один учебный год.
Особенности преподавания предмета Рабочая программа по физической культуре в 6 классе соответствует Примерной программе по физической культуре, утвержденной Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07. 2005г. № 03- 1263, изменений в количестве часов, отведенных на изучение основных разделов программы, нет, перестановки и изменения тем нет. Форма контроля умений и навыков
Экспресс – тестирование 2 раза в год. В начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Формы и методы, технологии обучения. В организации образовательного процесса на уроках физической культуры используются современные образовательные технологии:
1.Информационно-коммуникационные технологии
2.Игровые технологии
3.Учебные исследования.
4.Интерактивные формы и методы обучения.
На уроках применяются различные формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая. При этом по видам деятельности учителя и учеников разделяются типы уроков: комбинированный урок, урок открытия новых знаний, урок формирования умений и навыков. Учебно – тематический план.
6
| Легкая атлетика
| 39
| 1-9, 11-12 урок
| 13-27 урок
|
|
|
|
|
| 79 урок
| 86-90 урок
| 91-94, 98-102 урок
| Спортивные игры
| 21
|
|
| 28-38 урок
|
|
|
| 69-78 урок
|
|
| Гимнастика
| 10
|
|
|
| 39-48 урок
|
|
|
|
|
| Лыжная подготовка
| 20
|
|
|
|
| 49-68 урок
|
|
|
| ОФП
| 12
| 10
|
|
|
|
|
| 80-85 урок
| 95-97 урок
|
Содержание тем учебного курса. Двигательные умения, навыки и способности: В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 10 мин (мальчики) и до 7 мин (девочки); после быстрого разбега с 8—9 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 7—9 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ОРУ с набивными мячами, гантелями (мальчики) и с обручами, палками (девочки); висы согнувшись и прогнувшись (мальчики) и смешанные висы (девочки); вскок в упор присев и соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80 – 100 см.); кувырок вперед и назад; стойка на лопатках, лазанье по канату в три приема.
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Знать:
особенности развития избранного вида спорта;
психофункциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Физические
способности
| Физические
упражнения
| Мальчики
| Девочки
| Скоростные
| Бег 60 м с высокого старта
с опорой на руку, с
|
9,2
|
10,2
| Силовые
| Лазанье по канату на расстояние 6 м, с
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из
положения лежа на спине, руки за головой, количество раз
|
12 180 —
|
— 165 18
| К выносливости
| Кроссовый бег 2 км
Передвижение
на лыжах 2 км
|
8 мин 50 с 16 мин 30 с
|
10 мин 20 с 21 мин 00 с
| К координации
| Последовательное выполнение пяти кувырков, с
Бросок малого мяча в стандартную мишень, м
|
10,0
12,0
|
14,0
10,0
|
Уровень физической подготовленности учащихся 11—15 лет.
№ п/п
| Физические
способности
| Контрольное упражнение (тест)
| Воз
| Уровень
| раст,
| Мальчики
| Девочки
| лет
| Низкий
| Средний
| Высокий
| Низкий
| Средний
| Высокий
| 1
| Скоростные
| Бег 30 м, с
| 11
| 6,3 и выше
| 6,1-5,5
| 5,0 и ниже
| 6,4 и выше
| 6,3-5,7
| 5,1 и ниже
| 12
| 6,0
| 5,8-5,4
| 4,9
| 6,3
| 6,2-5,5
| 5,0
| 13
| 5,9
| 5,6-5,2
| 4,8
| 6,2
| 6,0-5,4
| 5,0
| 14
| 5,8
| 5,5-5,1
| 4,7
| 6,1
| 5,9-5,4
| 4,9
| 15
| 5,5
| 5,3-4,9
| 4,5
| 6,0
| 5,8-5,3
| 4,9
| 2
| Координационные
| Челночный бег
3Х10 м, с
| 11
| 9,7 и выше
| 9,3-8,8
| 8,5 и ниже
| 10,1 и выше
| 9,7-9,3
| 8,9 и ниже
| 12
| 9,3
| 9,0-8,6
| 8,3
| 10,0
| 9,6-9,1
| 8,8
| 13
| 9,3
| 9,0-8,6
| 8,3
| 10,0
| 9,5-9,0
| 8,7
| 14
| 9,0
| 8,7-8,3
| 8,0
| 9,9
| 9,4-9,0
| 8,6
| 15
| 8,6
| 8,4-8,0
| 7,7
| 9,7
| 9,3-8,8
| 8,5
| 3
| Скоростно-силовые
| Прыжки в длину с места, см
| 11
| 140 и ниже
| 160-180
| 195 и выше
| 130 и ниже
| 150-175
| 185 и выше
| 12
| 145
| 165-180
| 200
| 135
| 155-175
| 190
| 13
| 150
| 170-190
| 205
| 140
| 160-180
| 200
| 14
| 160
| 180-195
| 210
| 145
| 160-180
| 200
| 15
| 175
| 190-205
| 220
| 155
| 165-185
| 205
| 4
| Выносливость
| 6-минутный бег, м
| 11
| 900 и менее
| 1000-1100
| 1300 и выше
| 700 и ниже
| 850-1000
| 1100 и выше
| 12
| 950
| 1100-1200
| 1350
| 750
| 900-1050
| 1150
| 13
| 1000
| 1150-1250
| 1400
| 800
| 950-1100
| 1200
| 14
| 1050
| 1200-1300
| 1450
| 850
| 1000-1150
| 1250
| 15
| 1100
| 1250-1350
| 1500
| 900
| 1050-1200
| 1300
| 5
| Гибкость
| Наклон вперед из положения сидя, см
| 11
| 2 и ниже
| 6-8
| 10 и выше
| 4 и ниже
| 8-10
| 15 и выше
| 12
| 2
| 6-8
| 10
| 5
| 9-11
| 16
| 13
| 2
| 5-7
| 9
| 6
| 10-12
| 18
| 14
| 3
| 7-9
| 11
| 7
| 12-14
| 20
| 15
| 4
| 8-10
| 12
| 7
| 12-14
| 20
| 6
| Силовые
| Подтягивание: на высокой
перекладине из
виса (мальчики), кол-во раз;
на низкой
перекладине из
виса лежа (девочки)
кол-во раз
| 11
| 1
| 4-5
| 6 и выше
| 4 и ниже
| 10-14
| 19 и выше
| 12
| 1
| 4-6
| 7
| 4
| 11-15
| 20
| 13
| 1
| 5-6
| 8
| 5
| 12-15
| 19
| 14
| 2
| 6-7
| 9
| 5
| 13-15
| 17
| 15
| 3
| 7-8
| 10
| 5
| 12-13
| 16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |