Программа факультативного курса «Риторика»





Скачать 101.95 Kb.
НазваниеПрограмма факультативного курса «Риторика»
Дата публикации06.08.2014
Размер101.95 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
МОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1»
Принято на Методическом Утверждаю

совете школы ___________

протокол №__________ директор школы

от « » 2010 г. Т. А. Сазонова

_______________________ приказ № ____

от « » 2010 г.

Программа факультативного курса

«Риторика»

3 класс

школьный компонент

Автор: Быканова Т. В.,

Учитель второй квалификационной категории

Мельниково 2010

Пояснительная записка
Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек – даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно же, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.

Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Поэтому на занятиях по риторике дети будут осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека – умение установить контакт с собеседником, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, заинтересовать, заинтриговать зрителя, удерживать внимание на себе своей мимикой, жестами, выразительностью.
Основные педагогические идеи программы


  1. От практики к теории и опять к практике. Задача программы – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это требует введения элементарных речеведческих понятий (сведений) о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как они строятся и т. д. Основу программы составляют коммуникативные умения, формируемые на базе элементарной речеведческой теории. Таким образом, на уроках риторики большая часть времени отводится активной речевой деятельности обучающихся. Дети учатся слушать, говорить, сочинять.

  2. Культура – культурный человек – культура речевого поведения. Эти исходные для программы понятия рассматриваются как соотносительные и взаимосвязанные: культура речевого поведения есть проявление общей культуры человека. В процессе работы обучающиеся приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера – о связи языка и действительности, языка и мышления и, конечно, о значении культуры речевого поведения в жизни. Именно поэтому особую роль в программе имеет раздел «Культура общения». На уроках речевой культуры развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.

  3. Развитие творческого воображения и литературно – творческих способностей. На уроках речевой культуры должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии, и тогда даже в самых реалистических (прозаических) высказываниях типа «Как мы ходили в лес за грибами» ребёнку захочется сказать о чём-то своём и по-своему. Он на практике поймёт, что с помощью родного языка можно «творить чудеса».

Детей нужно учить так, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей, и от учителя. Общение в своей основе – это всегда творчество.

Программа курса «Риторика» состоит из трёх разделов: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения».


  1. Речь и её значение в жизни.

Перед обучающимися в доступной форме раскрываются основные функции речи, т. е. речь как средство: общения, обмена чувствами и мыслями между людьми; передачи и усвоения определённой информации, коллективного опыта человечества; организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной); воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

С такими сложными речеведческими понятиями дети знакомятся, осмысливая свою речевую практику и окружающую их действительность. Так, с функцией речи как средства планирования и организации деятельности людей обучающиеся знакомятся на примере таких типичных для их возраста ситуаций, как распределение ролей в игре. Обязанностей дежурных по классу и т. п. Осваивая функцию воздействия речи на поступки людей, ученики также рассматривают конкретные ситуации, которые помогают им понять, как те или иные языковые средства, особенности устной речи дают возможность повлиять на человека: утешить, поднять настроение, удержать от нежелательного поступка и т. п.


  1. Текст.

Речевые понятия в программе даются в определённой системе. Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т. е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. К осознанию понятия «текст» обучающиеся подводятся на протяжении всего периода обучения в начальных классах. В начале обучения на первый план выдвигаются такие признаки текста, как тематическое единство, целенаправленность (подчинение основной мысли). На этой базе даётся понятие о структурной целостности текста (наличии зачина, основной части, концовки, средствах связи между предложениями). Далее дети получают представление о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о смысловых и структурных особенностях этих текстов, об их жанровых разновидностях. В программу введены также понятия о речевых произведениях так называемых малых форм: считалке, скороговорке, загадке.

  1. Культура общения.

Формирование навыковречевого этикета – неотъемлемая часть развития речи обучающихся. Основным направлением работы является обогащение речи ребёнка такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении. Это языковые средства, служащие для выражения приветствия, благодарности и т. д. Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации.
Цель уроков риторики:
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Задачи:
- учить эффективному общению;

- воспитывать талантливых собеседников, рассказчиков;

- формировать речевые умения, навыки;

- прививать навыки культурного общения;

- повышать речевую культуру.
Программа курса «Риторика» в 3 классе является логическим продолжением курса «Риторика» в 1 и 2 классах. Дети продолжат на занятиях работать над всеми составляющими грамотной речи: логикой, выразительностью, чистотой речи, эмоциональностью, умением владеть вниманием слушателя. Решать поставленные задачи мы будем, разыгрывая сценки в речевых ситуациях, выполняя различные упражнения на развитие чистоты, выразительности, точности, правильности, эмоциональности речи.

Курс состоит из теоретических и практических занятий, на которых детям предоставится возможность совершенствовать своё ораторское мастерство. Занятия должны не только привить детям навыки культурного общения, но и способствовать общему развитию личности каждого ребёнка.
Ожидаемые результаты в 3 классе:

Обучающиеся должны уметь:

- определять основную мысль в текстах, где она прямо автором не сформулирована;

- составлять элементарное рассуждение – доказательство, сравнительное описание, состоящее из двух частей, краткую автобиографию;

- составлять устное и письменное приглашение и поздравление;

- использовать громкость, тон и темп как средства выразительности устной речи.


Тематическое планирование
по факультативному курсу
«Риторика»
3 класс
1 ч в нед.
34 ч

2010 – 2011 учебный год
Тематическое планирование уроков

Тематическое планирование

3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Дата


1-2.

Речь и её значение в жизни (7 часов).

Художественная речь, её особенности и значение.

Знакомство с особенностями художественной речи, её значением. Сходство и различие художественной речи с другими стилями речи (научным, разговорным). Упражнение в использовании научного, разговорного, художественного стилей в речи. Знакомство с влиянием речи на чувства людей.


2



3.

Речевые произведения малых форм: считалки, скороговорки, загадки. Виды загадок.

Знакомство с произведениями так называемых малых форм. Знакомство с особенностями загадок, с видами загадок (фольклорные, литературные).

1




4.

Сочиняем загадки.

Упражнение в составлении загадок. Оформление сборника загадок собственного сочинения.

1




5.

Устная речь. Громкость, темп и тон как средства выразительности устной

речи.

Знакомство со средствами выразительности устной речи.

Выполнение упражнений по технике речи.

1




6.

Устная речь и озвученная письменная речь. Устные объявления. Письменные объявления.

Знакомство с объявлением, с его содержанием и структурой. Составление объявления – сообщения о пропаже собаки.

1




7.

Обобщающий урок по теме: «Речь и её значение в жизни».

Обобщение знаний учащихся по теме: «Речь и её значение в жизни».

1





8.

Текст (19 часов).

Текст как тематическое единство.

Знакомство с понятием «текст». Границы темы. Нахождение границ темы в тексте. Неоправданные отклонения, повторы. Редактирование текста.


1



9.

Тематический словарь.

Знакомство с тематическим словарём. Широкая и узкая темы в тексте. Определение широкой и узкой тем в тексте, их границ.







10.

Основная мысль текста.

Упражнение в определении основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована.

1




11.

Аннотация.

Знакомство с понятием «аннотация» (сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения). Упражнение в составлении аннотации к прочитанному тексту.

1




12.

Краткий пересказ.

Упражнение в кратком пересказе прочитанного текста.

1




13-14.

Схема и план текста.

Работа с художественным текстом. Упражнение в вычленении опорных слов художественном тексте. Упражнение в составлении плана текста.

2




15.

Структура текста.

Знакомство со структурой текста. Составление текстов на заданную тему.

1




16.

Правила изложения. Сжатое изложение.

Знакомство с правилами изложения. Написание сжатого изложения.

1




17.

Понятие о выборочном изложении.

Знакомство с выборочным изложением. Упражнение в написании выборочного изложения.

1




18.

Рассуждение – доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата.

Знакомство с текстом-рассуждением, его структурой.

Составление текста-рассуждения, вывода. Подбор цитаты к тексту – рассуждению.

1




19.

Понятие о художественном описании.

Знакомство с текстом - художественным описанием, его структурой. Составление текста – художественного описания.

1




20.

Изложение – художественное описание.

Написание изложения – художественного описания.

1




21.

Сравнение. Сравнительное описание, состоящее из двух частей.

Знакомство с текстом сравнительного описания, его структурой. Составление сравнительного описания внешне похожих предметов.

1




22.

Биография и автобиография.

Знакомство с биографическим и автобиографическим текстами. Упражнение в составлении биографии и автобиографии.

1




23.

Весёлые рассказы. Значение юмора в нашей жизни.

Знакомство с юмористическими рассказами. Построение композиции весёлого рассказа. Составление весёлых рассказов.

1




24-25.

Газета. Особенности газетных материалов.

Знакомство с газетой, особенностями газетных материалов. Составление текстов – подписей к фотографиям в газете. Выпуск собственной классной газеты.

2




26.

Обобщающий урок по теме: «Текст».

Обобщение знаний обучающихся по теме: «Текст».

1





27.

Культура общения (8 часов).

Выражение просьбы.


Упражнение в составлении обращений к разным людям.

1




28.

Знакомство.

Речевые ситуации. Знакомство в разных местах и с разными людьми.

1




29.

Устное и письменное приглашение.

Составление устного и письменного приглашения.

1




30.

Поздравление и пожелание. Письмо. Поздравительная открытка.

Знакомство со структурой письма, поздравительной открытки. Упражнение в написании писем и поздравительных текстов, обращённых к разным людям.

1




31.

Этика телефонного разговора.

Знакомство с правилами успешного общения. Упражнение в составлении телефонного диалога.







32.

Этика спора. Спор, а не ссора.

Знакомство с этикой спора.







33.

Учимся убеждать и доказывать.

Упражнение в составлении убеждений и доказательств.

1




34.

Обобщающий урок по теме: «Культура общения».

Обобщение знаний учащихся по теме: «Культура общения»

1





Литература:

  1. Л. Г. Антонова Развитие речи «Уроки риторики»

Ярославль «Академия развития» 2007

  1. Речевые уроки (книга для учителя под ред. Т. А. Ладыженской)

Москва «Просвещение» 2005

  1. Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник в 2 ч. 3 кл.

Баласс. 2006 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса «Риторика» iconПрограмма курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители
Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать,...
Программа факультативного курса «Риторика» iconПрограмма факультативного курса «История в лицах»
Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской...
Программа факультативного курса «Риторика» iconРабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации»
Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,...
Программа факультативного курса «Риторика» iconРабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы»
Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд...
Программа факультативного курса «Риторика» iconПояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»...
Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;...
Программа факультативного курса «Риторика» iconПрограмма факультативного курса «Углубление основного курса математики»
Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района
Программа факультативного курса «Риторика» iconЗадания и рекомендации для студентов по освоению курса «Риторика»
Отечества», «История мировой литературы и искусства». Изучение дисциплины «Риторика» является важным условием для формирования коммуникативной...
Программа факультативного курса «Риторика» iconРабочая программа дисциплины Риторика и гомилетика Направление 033400 «Теология»
Дисциплина является базовой дисциплиной профессионального цикла, частью модуля «Практическая теология конфессии». Для освоения дисциплины...
Программа факультативного курса «Риторика» iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Программа факультативного курса «Риторика» iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Программа факультативного курса «Риторика» iconПрограмма «Детская риторика»
«Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса в 2 частях
Программа факультативного курса «Риторика» iconПрограмма факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам»
Факультатив предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». В содержании курса...
Программа факультативного курса «Риторика» iconРабочая программа Факультативного курса для 10 класса «Традиции и обычаи народов мира»

Программа факультативного курса «Риторика» iconУчебно-методический комплекс Рекомендовано Смоленским областным экспертным...
Рекомендовано Смоленским областным экспертным советом к использованию в качестве факультативного курса в общеобразовательных учреждениях...
Программа факультативного курса «Риторика» iconПрограмма факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области»
Учебно – методическое обеспечение
Программа факультативного курса «Риторика» iconТема класс
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск