Скачать 101.95 Kb.
|
МОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1» Принято на Методическом Утверждаю совете школы ___________ протокол №__________ директор школы от « » 2010 г. Т. А. Сазонова _______________________ приказ № ____ от « » 2010 г. Программа факультативного курса «Риторика» 3 класс школьный компонент Автор: Быканова Т. В., Учитель второй квалификационной категории Мельниково 2010 Пояснительная записка Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек – даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно же, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь. Начинать это приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Поэтому на занятиях по риторике дети будут осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека – умение установить контакт с собеседником, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, заинтересовать, заинтриговать зрителя, удерживать внимание на себе своей мимикой, жестами, выразительностью. Основные педагогические идеи программы
Детей нужно учить так, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей, и от учителя. Общение в своей основе – это всегда творчество. Программа курса «Риторика» состоит из трёх разделов: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения».
Перед обучающимися в доступной форме раскрываются основные функции речи, т. е. речь как средство: общения, обмена чувствами и мыслями между людьми; передачи и усвоения определённой информации, коллективного опыта человечества; организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной); воздействия на мысли, чувства и поведение людей. С такими сложными речеведческими понятиями дети знакомятся, осмысливая свою речевую практику и окружающую их действительность. Так, с функцией речи как средства планирования и организации деятельности людей обучающиеся знакомятся на примере таких типичных для их возраста ситуаций, как распределение ролей в игре. Обязанностей дежурных по классу и т. п. Осваивая функцию воздействия речи на поступки людей, ученики также рассматривают конкретные ситуации, которые помогают им понять, как те или иные языковые средства, особенности устной речи дают возможность повлиять на человека: утешить, поднять настроение, удержать от нежелательного поступка и т. п.
Речевые понятия в программе даются в определённой системе. Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т. е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. К осознанию понятия «текст» обучающиеся подводятся на протяжении всего периода обучения в начальных классах. В начале обучения на первый план выдвигаются такие признаки текста, как тематическое единство, целенаправленность (подчинение основной мысли). На этой базе даётся понятие о структурной целостности текста (наличии зачина, основной части, концовки, средствах связи между предложениями). Далее дети получают представление о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о смысловых и структурных особенностях этих текстов, об их жанровых разновидностях. В программу введены также понятия о речевых произведениях так называемых малых форм: считалке, скороговорке, загадке.
Формирование навыковречевого этикета – неотъемлемая часть развития речи обучающихся. Основным направлением работы является обогащение речи ребёнка такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении. Это языковые средства, служащие для выражения приветствия, благодарности и т. д. Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации. Цель уроков риторики: ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Задачи: - учить эффективному общению; - воспитывать талантливых собеседников, рассказчиков; - формировать речевые умения, навыки; - прививать навыки культурного общения; - повышать речевую культуру. Программа курса «Риторика» в 3 классе является логическим продолжением курса «Риторика» в 1 и 2 классах. Дети продолжат на занятиях работать над всеми составляющими грамотной речи: логикой, выразительностью, чистотой речи, эмоциональностью, умением владеть вниманием слушателя. Решать поставленные задачи мы будем, разыгрывая сценки в речевых ситуациях, выполняя различные упражнения на развитие чистоты, выразительности, точности, правильности, эмоциональности речи. Курс состоит из теоретических и практических занятий, на которых детям предоставится возможность совершенствовать своё ораторское мастерство. Занятия должны не только привить детям навыки культурного общения, но и способствовать общему развитию личности каждого ребёнка. Ожидаемые результаты в 3 классе: Обучающиеся должны уметь: - определять основную мысль в текстах, где она прямо автором не сформулирована; - составлять элементарное рассуждение – доказательство, сравнительное описание, состоящее из двух частей, краткую автобиографию; - составлять устное и письменное приглашение и поздравление; - использовать громкость, тон и темп как средства выразительности устной речи. Тематическое планирование по факультативному курсу «Риторика» 3 класс 1 ч в нед. 34 ч 2010 – 2011 учебный год Тематическое планирование уроков Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
Литература:
Ярославль «Академия развития» 2007
Москва «Просвещение» 2005
Баласс. 2006 г. |
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать,... | Программа факультативного курса «История в лицах» Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской... | ||
Рабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации» Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,... | Рабочая программа факультативного курса в 6 классе «Изучаем текстовые редакторы» Рабочая программа факультативного курса «Изучаем текстовые редакторы» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой, канд... | ||
Пояснительная записка. Факультативный курс «Мир комнатных растений»... Цель факультативного курса углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией, выращиванием и разведением комнатных растений;... | Программа факультативного курса «Углубление основного курса математики» Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района | ||
Задания и рекомендации для студентов по освоению курса «Риторика» Отечества», «История мировой литературы и искусства». Изучение дисциплины «Риторика» является важным условием для формирования коммуникативной... | Рабочая программа дисциплины Риторика и гомилетика Направление 033400 «Теология» Дисциплина является базовой дисциплиной профессионального цикла, частью модуля «Практическая теология конфессии». Для освоения дисциплины... | ||
Темы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи) | Темы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи) | ||
Программа «Детская риторика» «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса в 2 частях | Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам» Факультатив предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». В содержании курса... | ||
Рабочая программа Факультативного курса для 10 класса «Традиции и обычаи народов мира» | Учебно-методический комплекс Рекомендовано Смоленским областным экспертным... Рекомендовано Смоленским областным экспертным советом к использованию в качестве факультативного курса в общеобразовательных учреждениях... | ||
Программа факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» Учебно – методическое обеспечение | Тема класс Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса |