Скачать 1.22 Mb.
|
Обсуждена Утверждена Методическим советом Приказом директора учителей начальной школы ГОУ лицея № 273 ГОУ лицея № 273 «___»________2011г. «___»_____________2011г. Конференцией родителей учащихся ГОУ лицея № 273 «___»_____________2011г. Принята Педагогическим советом _______________________ _______________________ «___»_____________2011г. Основная образовательная программа начального общего образования ГОУ лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой Колпинского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2011г. Содержание основной образовательной программы начального общего образования Введение……………………………………………………………………………..…3 1.Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………...6 1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………….…..…..15 2. Содержательный раздел. 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий ……………....27 2.2. Программа по учебным предметам ………………………………………...…..42 2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания ………………….65 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безоопасного образа жизни…………………………………………………………..69 2.5. Программа коррекционной работы……………………………………………..74 2.6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО ………………………………………………………………………...….95 Введение Правовая основа разработки образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373). Программа оопределяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании», которые несут в себе:
Основная образовательная программа учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности обучающегося. Особое внимание в программе уделяется установлению баланса теоретической и практической составляющей содержания обучения исходящей из компонента знаний программного содержания и деятельностного компонента. Настоящая программа оопределяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития Государственного общеобразовательного учреждения лицея № 273. Образовательная программа школы адресована всем участникам образовательного процесса: обучающимся, родителям, педагогам, воспитателям ГПД, администрации. Пользуясь текстом программы, обучающиеся смогут узнать:
Программа адресована родителям для информирования о:
Программа адресована учителям, воспитателям ГПД, педагогам ДООП:
Для администрации школы Образовательная программа оопределяет ответственность:
Характеристика образовательного учреждения Образовательное учреждение ГОУ лицей № 273 находится в постоянном поиске, динамично развивается. В течение многих лет коллектив ведет серьезную работу в направлении становления экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного оопыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Особенностью лицейской образовательной программы является ее многоопрофильность, позволяющая осуществлять доопрофессиональную подготовку повышенного уровня по различным направлениям: математическому, естественному (география, биология, экология), экономическому, гуманитарному, медицинскому и др. – в соответствии со склонностями и способностями учащихся. Школа входит в ассоциацию ЮНЕСКО. В области экологического образования школа получила статус лицея, а в 2005 году стала лицеем имени Л.Ю.Гладышевой, который работает в рамках смешанной модели экологического образования. Успешно развивается процесс взаимодействия школы и вузов в области развития системы непрерывного образования. Заключены договоры о совместном сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом, Балтийским техническим университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом, Санкт-Петербургским педагогическим университетом, НИИЭФА. Сложилось сотрудничество научных руководителей и консультантов, способствующее развитию научно-исследовательских умений и навыков учащихся и повышению квалификации педагогических кадров. Высокая результативность такого взаимодействия подтверждается дипломами олимпиад, конкурсов, профессиональными наградами и другими видами поощрений учащихся и педагогов. В Лицее организовано международное сотрудничество с образовательными учреждениями Финляндии, Германии, Англии, Франции, Швеции. Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие в экологических проектах. Расширяются связи с общественными организациями в рамках музейной работы. 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Миссия лицея Миссия Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 273 оопределена социальным заказом, возможностями педагогического коллектива и материально-технической базой учреждения: сохранение и преумножение интеллектуального потенциала страны, развитие способности учащихся к самореализации, самоактуализации, самосовершенствованию на основе духовных, нравственных, гражданских идеалов в процессе активной социально значимой деятельности. Данный документ разработан педагогическим творческим коллективом ГОУ лицей №273 им.Л.Ю.Гладышевой Колпинского района Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения(Программы развития), Устава ОУ, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Перспектива», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД). Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования оопределяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Начальная школа – фундамент всего последующего обучения, особый этап в жизни ребенка, связанный:
В данной ООП учитываются характерные для младшего школьного возраста ( 6,5 – 11лет):
ООП составлена для обучающихся на I ступени лицея (начальное общее образование). Прием на данную ступень осуществляется в соответствии с «Правилами приема обучающихся в ГОУ лицей №273имени Л.Ю.Гладышевой», утвержденными администрацией лицея. ООП учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным подходом к формированию ООП начального общего образования стал учет изменения социальной ситуации развития современных детей. Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно-ориентированный характер. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет одновременно включать в процесс обучения теоретическую и практическую составляющую содержания обучения. Оопределение в программе содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. ООП построена с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов. ООП лицея ориентирована на воспитание такого выпускника начальной школы, который:
Наш выпускник – толерантный и честный, доброжелательный и коммуникабельный, готовый обучаться на следующей ступени лицея. В связи с этим цель данной программы – создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования. Образовательная программа начальной школы лицея должна решить следующие задачи:
ООП начального общего образования лицея содержит следующие разделы:
Образовательная программа начального общего образования лицея создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. ООП обеспечивает: - гарантию права учащихся на доступное и качественное образование; - равные возможности для развития личности; - использование современного материально-технического обеспечения ООП; - информационное и психолого-педагогическое соопровождение ООП; - преемственность ООП начального общего и основного общего образования. В основе реализации ООП лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Данная программа, разработанная в лицее, предусматривает: - достижение планируемых результатов освоения ООП всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; - выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности; - организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности через различные формы внеурочной деятельности; - участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся; - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, личностно-ориентированного развивающего обучения; - возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами, благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности; - включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды родного поселка для приобретения оопыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик. В основу данной ООП ОУ положена одна из ведущих идей ФГОС второго поколения – идея общественного договора. Участниками образовательного процесса лицея являются:
Данная идея реализуется через работу Совета школы, равнооправными участниками которого являются ученики старших классов, председатели родительских комитетов классов, представители администрации и педагогического коллектива школы, ряда общественных организаций. УМК «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. Данный УМК отвечает современным требованиям общества и учитывает культурно-исторические перспективы его развития. УМК «Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Комплект учебников УМК отвечает требованиям стандарта общего образования второго поколения. Приоритетным направлением УМК является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных дисциплин. Основными задачами УМК являются: - общекультурное развитие; - личностное развитие; -формирование учебной деятельности; -развитие коммуникативной компетентности; -развитие коммуникативных умений; - развитие умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; -развитие умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения. |
Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785 | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы (Примерные программы по учебным... | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции... | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана... | ||
Краеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного... | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка Сегодня под воспитанием все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления... | ||
Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития... Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7 | Программа по окружающему миру разработана на основе Федерального... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы «Окружающий мир» 1 – 4 классы... | ||
Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей... | Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития... | ||
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Рабочая программа по музыке 3 класс разработана на основе Федерального... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по музыке «Музыка», авторов:... |