Курс «Культура поведения» в начальной школе Эта статья нацелена на поиск вариантов решения четырех задач:
– формирование человека, следящего за своим здоровьем, соблюдающего санитарно-гигиенические нормы;
– обучение нормам речевого этикета;
– воспитание культуры поведения, нравственных основ личности;
– приобщение учащихся к правовым знаниям.
В соответствии с поставленными задачами при изучении курса «Культура поведения» выделяются четыре раздела. В первом классе это следующие разделы:
1. Главное чудо света – человек.
2. Учись говорить правильно.
3. Азбука вежливости.
4. Права и обязанности школьников.
Основное содержание данных разделов следующее:
1. Главное чудо света – человек. Роль человека в окружающем мире. Представление об организме человека и его функциях. Основы личной гигиены. Режим дня.
2. Учись говорить правильно. Устная и письменная речь. Тон, чистота и ясность речи. Интонационная окраска. Вежливые слова и выражения, их использование в речи. Народные традиции в речевом этикете.
3. Азбука вежливости. Что такое этикет. Поведение на уроке, на перемене, в школьной столовой. Правила поведения на улице. Наука быть пешеходом. Встреча, обращение и прощание с людьми. Основные правила поведения в общественных местах: в транспорте, театре, кинотеатре, библиотеке, магазине, парке, лесу. Мы и наш дом: роль хозяев в приеме гостей; правила поведения в гостях; поведение за столом; каким должен быть подарок и как его дарить.
4. Права и обязанности школьников. Право и обязанность учиться – главные для школьников. Непримиримость к нарушениям порядка.
На начальном этапе обучения культуре поведения закладываются основные навыки культуры речи. От осознания себя как личности ребенок идет к осознанному поведению дома, в школе и других общественных местах, к пониманию основных прав и обязанностей ученика.
Формы проведения занятий: урок-викторина, практическое занятие, праздник, ролевая игра.
Во втором классе это следующие разделы:
1. Личная гигиена, аккуратность, опрятность.
2. Речевые секреты.
3. Основные правила поведения дома и в общественных местах.
4. Права и обязанности школьников.
Основное содержание данных разделов следующее:
1. Личная гигиена, аккуратность, опрятность.
Осанка, походка как украшение внешнего вида человека. Гигиена волос, ногтей , носа. Гигиена глаз. Гигиена одежды и обуви. В здоровом теле – здоровый дух.
2. Речевые секреты.
Разговорная и этикетная речь. Точность как качество этикетной речи. Роль толкового словаря в речевом этикете. Богатство и выразительность речи. Умение вести беседу. Особенности речевого общения. Особенности телефонного разговора.
3. Основные правила поведения дома и в общественных местах.
Смысл и значение правил поведения. Поведение дома в отношениях к родным и близким людям. Как быть хозяином в своем доме. Хозяева и гости. Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах. Правила поведения пешеходов и пассажиров. Правила поведения в учебных учреждениях. Правильное отношение к школьному и государственному имуществу. Правила поведения в учреждениях культуры, торговых учреждениях, транспортных средствах. Самовоспитание как средство воспитания в себе качеств вежливого человека.
4. Права и обязанности школьников.
Право на учебу, право на медицинское обслуживание, право на свободу слова как основные права школьника. Старательная учеба, примерное поведение, добросовестное отношение к труду, самообслуживание как основные обязанности школьника. Нормы ответственности за нарушение правил поведения в общественных местах.
Во втором классе ученики овладевают навыками личной гигиены и санитарии, углубляют навыки культуры речи, обучаются элементам речевого общения.
Учащиеся более глубоко изучают нормы поведения в школе, общественных местах, отрабатывают навыки на практических занятиях, в ролевых играх, на уроках-диспутах, уроках-путешествиях. Им прививаются основы самовоспитания. Расширяются знания о правах и обязанностях учащихся.
В третьем классе это следующие разделы:
1. Тайны анатомии. Учись быть здоровым.
2. Культура речевого общения.
3. Человек среди людей.
4. Именем закона.
Основное содержание данных разделов следующее:
1. Тайны анатомии. Учись быть здоровым.
Организм человека как единое целое. Строение и функции основных органов и тканей человеческого организма: органов пищеварения, кровеносной системы, органов дыхания, органов выделения, половых органов, кожи. Режим дня и режим питания. Физическая активность и здоровье человека. Вредное влияние курения и алкоголя на организм человека.
2. Культура речевого общения.
Устная и письменная этикетная речь. Написание чисел, поздравлений, приглашений. Ведение личного дневника. Культура устной речи. Употребление доказательств, рассуждений, цитат.
3. Человек среди людей.
Правила хорошего тона. Приветствие и обращение. Знакомство. Извинение и отказ. Правила поведения в школе, библиотеке, кафе, на концерте, стадионе. Организация праздника в доме, в школе. Как дарить и принимать подарки. Искусство одеваться. Отношение к родным и близким людям. Отношение к животным, к природе. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Отношение к деньгам. Отношение к труду.
4. Именем закона.
Как появился закон. Необходимость жить по закону и совести. Наши основные законы. Общественная и личная ответственность. Как уважать закон.
В третьем классе учащиеся углубляют знания о здоровом образе жизни. Отрабатываются навыки по речевому этикету, речевому общению. Это происходит на уроках-диспутах, уроках общения, уроках-путешествиях, уроках с использованием ролевых игр и обыгрыванием различных ситуаций.
Изучаются правила хорошего тона, углубляются знания правил поведения в общественных местах. Дети учатся осознанному отношению к людям, природе, животным, – таким образом закладываются основы нравственности, формируется правильное отношение к закону, понимание ответственности за совершенные поступки.
Литература 1. Козлов, Ю. И. Учись правильно работать. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
2. Куценко, Г. И., Кононов, И. Ф. Режим дня школьника. – М.: Медицина, 1983.
3. Асамаа, И. Как себя вести. – Таллинн: Валгус, 1980.
4. Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1980.
5. Юрьев, Ю. Разговор о важном. – М.: Московский рабочий, 1979.
6. Пекелис, В. Как найти себя. – М.: Детская литература, 1985.
7. Семенова И., Учись быть здоровым или как стать Неболейкой, М., Педагогика, 1989.
8. Федоров, Ю. Гигиена полости рта. – Ленинград: Медицина, 1987.
9. Дорохов, А. Как себя вести. – Минск: Народная Асвета, 1979.
10. Дорохов, А. Это стоит запомнить. – М.: Детская литература, 1980.
11. Гольдникова, А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. – М.: Молодая гвардия, 1980.
12. Крашенинникова, Е. Шаг навстречу. – М.: Просвещение, 1988.
13. Речь, речь, речь. / под редакцией Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990.
14. Васильева-Гангнус, Л. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1988.
15. Стрелкова, Л. Уроки-сказки. – М.: Педагогика, 1990.
16. Сухомлинский, В. Не только разумом, но и сердцем. – М.: Молодая гвардия, 1990.
17. Эттен, Г. Когда человек себе враг. – М.: 1979.
18. Афанасьев, А. Народные русские сказки. – М.: Правда, 1982. |