Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор»





Скачать 92.31 Kb.
НазваниеПояснительная записка Учебная дисциплина «Хор»
Дата публикации10.08.2014
Размер92.31 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка


I. Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Хор» входит в программу предпрофессиональной подготовки «ООШ «Созвучие» и ведется в 9 классе школы. Хоровое пение способствует решению целого спектра воспитательных задач, получению ощутимых результатов в плане личностного развития школьников. Завершая обучение и выполнив все программные требования по дисциплине «Хор» в 1-8 классах, учащиеся 9 класса в процессе освоения программы предпрофессиональной подготовки получают навыки и знания, необходимые для поступления в учреждения СПО.

Программа разработана согласно требованиям Письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и на основе адаптации основных принципов следующих программ:

  • Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств. М., 1988.

  • Программа для специализированных детских музыкальных школ. Хоровой класс. Архангельск, 1996.

  • Коллективное музицирование (хор) // Сборник примерных программ для детских музыкальных школ и детских школ искусств. М., 2003. С. 119-127.

Новизна, актуальность и практическая значимость программы состоят в том, что в процессе подготовки музыкальных спектаклей занятия хора сочетаются с освоением основ актерского мастерства. В соединении двух дисциплин - хора и актерского мастерства, способности ребенка проявляются значительно полнее. Кроме того, и сами хоровые концертные программы состоят из разнообразных по стилю и жанру номеров (академическое пение, вокальные ансамбли, современные джазовые и эстрадные песни с элементами хореографии).

Цель обучения по программе: воспитание у обучающихся вокально-хоровых умений и навыков коллективного пения.

Задачи программы:

1. Обучающие:

  • формировать у обучающихся познавательный интерес к хоровому пению;

  • формировать основные вокально-хоровые навыки;

  • обучать хористов взрослой академической манере пения в женском регистровом варианте (и мальчиков, и девочек). Эта манера пения должна выступать как базовая;

  • активно пользоваться знанием нотной грамоты и навыками сольфеджио;

  • умело сочетать пение по нотам с пением по слуху (способствовать развитию музыкальной памяти);

  • формировать и развивать основные хоровые навыки (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция, артикуляция и т. д.), постепенно усложняя задачи;

  • расширять музыкально-художественный кругозор детей, отбирая для этого только лучшие произведения русской и зарубежной классики, народную и современную музыку разнообразных жанров;

  • тщательно работать над художественным образом, до конца выявляя и воплощая его идейно-эмоциональный замысел;ориентировать учащихся на продолжение профессионального базового обучения по специальностям: преподаватель музыки, руководитель хора, хормейстер, преподаватель вокала и других музыкальных дисциплин;

2. Воспитывающие:

  • воспитывать у детей любовь к музыке, хоровому искусству;

  • формировать потребность в систематическом коллективном музицировании (способность к эмоциональному совместному порыву, умение тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей);

2. Развивающие:

  • способствовать развитию эмоционально-образной сферы ребенка;

  • содействовать воспитанию коммуникативных качеств личности, формированию культуры общения;

  • создание ситуаций для творческой самореализации ребенка и педагога, на раскрытие творческого потенциала учащихся.

  • направлять учащихся на консультации в предполагаемые для поступления учебные заведения.

  • проводить встречи в форме «концерт-знакомство» с коллективами профильных учебных заведений.

  • проводить практические занятия (в рамках педагогической практики) в хоровом классе силами бывших выпускников ООШ «Созвучие», обучающимися в учреждениях СПО.

Программа опирается на идеи гуманизма и педагогической целесообразности и составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Срок реализации программы – 1 год (51 академический час).

Возраст обучающихся – 14-15 лет (9 класс).

Форма занятий – групповые уроки. Согласно учебному плану предмет ведется 1 раз в неделю (1,5 академических часа).

Прогнозируемые результаты:

По окончании изучения дисциплины «Хор» в рамках предпрофессионального обучения школьники должны овладеть вокально-хоровыми навыками, соответствующими требованиям к поступающим на дирижерско-хоровые и вокальные отделения профильных СПО.

В процессе работы по программе у обучающихся развиваются такие качества личности как творческая активность, коммуникабельность, эмоциональная отзывчивость, целеустремленность, ответственность за результат коллективной деятельности, способность к профессиональному самоопределению.

Формы подведения итогов:

В течение всего учебного года на основе текущих занятий проводится индивидуальная и групповая проверка знания хоровых партий и освоение вокально-хоровых навыков. Это является промежуточной формой учета успеваемости. Один раз в полугодие проводится зачёт в форме индивидуального опроса разучиваемого репертуара.

В течение всего периода обучения хористы принимают активное участие в постановке музыкальных спектаклей, концертной деятельности ДМТ, в хоровых фестивалях и конкурсах различного уровня.

II. Учебно-тематический план




Наименования разделов и тем

Количество учебных часов

теоретических

практических



Хоровые номера в музыкально-театральных постановках

2

15



Зарубежная классическая музыки

1

5



Русская классическая и духовная музыка

1

6



Народная музыка

1

5



Произведения современных российских и зарубежных авторов

1

6



Вокально-хоровые произведения эстрадного и джазового репертуара

1

7




Всего:

7

44

Учитывая специфику преподавания дисциплины, теоретические сведения обучающиеся получают в процессе практических занятий. Собственно учебный процесс в условиях предпрофессинальной подготовки соединяется с подготовкой сцен к спектаклям и концертных номеров. Репертуар хора может кореллироваться исходя из потребностей дисциплины «Актерское мастерство». Если, например, принимается к постановке музыкальный спектакль с многочисленными и сложными хоровыми номерами, собственно хоровой репертуар ограничивается.
III. Содержание учебного курса
В процессе освоения дисциплины «Хор» в рамках программы предпрофессиональной подготовки обучающиеся закрепляют и развивают:

  • Навыки сценического поведения хора

  • Певческую установку

  • Навыки работы над дыханием

  • Навыки работы над звуком

  • Хорошую дикцию

  • Строй и ансамбль

  • Навыки понимания дирижерского жеста

К выпускникам предъявляются следующие требования:

1. Обучающиеся должны владеть сформированными навыками хорового пения, соответствующими предпрофессиональной компетентности.

2. Обучающиеся должны достичь уровня развития личности, необходимого для творчески-деятельной самореализации и самовыражения в сфере хоровой музыки; приобрести собственный опыт творческой деятельности, выраженной в достаточно высокой степени овладения знаниями, умениями, навыками.

3. Обучающиеся должны продемонстрировать уровень образованности, соответствующий функциональной грамотности, владение необходимым минимумом знаний, умений, навыков для продолжения образования (самообразования) и адаптации в современном культурном пространстве.

IV. Методическое обеспечение программы
Уроки по дисциплине «Хор» проводятся в форме групповых практических занятий и уроков-репетиций.

В целях ознакомления и профориентации обучающиеся посещают занятия, контрольные уроки, экзамены, консультации на отделении «Педагог дополнительного образования в области музыкально-театральной деятельности» в Вологодском высшем педагогическом колледже.

С участием обучающихся в БОУ ВО «ООШ «Созвучие» проводятся мастер-классы по вокально-хоровым дисциплинам для преподавателей города и области.

В процессе реализации программы предпрофессиональной подготовки возможно приглашение ведущих специалистов-хормейстеров на методические и практические формы занятий: мастер-классы, лекции-беседы.

Обучающиеся принимают участие в хоровых конкурсах и фестивалях различного уровня.

Работа по программе «Хор» предполагает наличие специализированной материально-технической базы. Занятия по хору проходят в Музыкальной гостиной ДМТ. В школе имеются хоровые станки для концертных выступлений, хоровые папки, множительная техника для тиражирования хоровых партий.

Преподаватель, работающий по программе, имеет высшую квалификационную категорию, является Заслуженным работником культуры РФ, лауреатом всероссийских и региональных хоровых конкурсов.
V. Литература, используемая педагогом


  1. Далецкий О.В. Обучение пению. – М., 1999.

  2. Детский голос // Ред. В. Шацкой. – М., 1970.

  3. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., 2000.

  4. Емельянов В. В. Развитие голоса. – СПб., 1996.

  5. Емельянов В. Развитие голоса: Координация и тренинг. – СПб., М., Краснодар, 2004.

  6. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. – Л., 1971.

  7. Осеннева М., Самарин В., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М., 1990.

  8. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., 2003.

  9. Работа с детским хором. Под ред. В. Соколова. – М., 1981.

  10. Рачина Б. Петь в хоре может каждый. – М., 1991.

  11. Струве Г. Хоровой класс. – М., 1986.

  12. Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.

  13. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002.

  14. Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для инструментальных и

хоровых отделений ДМШ и ДШИ / Сост. В. Попов. – М., 1988.

Литература, рекомендованная детям и родителям



  1. Герасимовский А. Как беречь свой голос: Советы и рекомендации. – Вологда, 2010.

  2. Думченко А. Странное происшествие. – СПб., 1999.

  3. Думченко А. Неразрывная нить – СПб., 2002.

  4. Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1988.

  5. Струве М. Не грусти, улыбнись и пой: Методическое пособие для детских хоровых коллективов. – М., 2001.

  6. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М.,1997.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка учебная дисциплина «Жилищное право»
Учебная дисциплина «Жилищное право» входит в Основную образовательную программу по специальности 030501 «Юриспруденция», принятую...
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка Дисциплина «Почвоведение»
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка Дисциплина «Ботаника. Систематика семенных растений»
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов по специальности 020803. 65 – Биоэкология
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка учебная дисциплина «Культурология»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 100100. 62 Сервис
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Культурология»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направлений 020400. 62 География
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка учебная дисциплина «Культурология»
...
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Культурология»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»...
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconРабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры математики...
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» по учебному плану относится к спецкурсу, изучаемому студентами 5-го курса...
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка учебная дисциплина «Культурология»
Яркова Е. Н. Культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 010300. 62 «Математика. Компьютерные...
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка литература базовая учебная дисциплина, формирующая...
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент...
Учебная дисциплина «Музыкальный инструмент (флейта)» входит в программу предпрофессиональной подготовки «оош «Созвучие» и ведется...
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация»
Изучение дисциплины базируется на знании математики, физики, технической механики, материаловедения, черчения, а также специальных...
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка: Целями освоения дисциплины являются формирование...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconРабочая программа по литературе для 6 класса. Пояснительная записка...
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Хор» iconПояснительная записка Внутренние болезни учебная дисциплина, содержащая...
А. Э. Макаревич, заведующий 1-й кафедрой внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск