Воспитание в режиме повседневной жизни





Скачать 297.65 Kb.
НазваниеВоспитание в режиме повседневной жизни
Дата публикации15.08.2014
Размер297.65 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Культура > Лекция
Центр «Педагогический поиск» Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании 2009 год
Лекция № 4.

ВОСПИТАНИЕ В РЕЖИМЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Воспитание есть не что иное, как постоянное ежедневное вхождение ребенка к достижениям культуры, их непрерывное освоение, усвоение и присвоение. Культурные достижения воспроизводятся молодым поколением, расширяются, углубляются и дополняются новыми достижениями по мере овладения развивающейся культурой.

С позиции такого взгляда, «мероприятивному» воспитанию противостоит «целостное» воспитание, «эпизодическое» воспитательное влияние имеет своей противоположностью - «непрерывное», а отдельным актам воздействия противостоят «повседневные» взаимодействия воспитанника с окружающими его людьми.

Восхождение к высотам культуры совершается (должно совершаться) ежедневно: утром, когда ребенок открыл глаза и начинает активное взаимодействие с миром; днем, когда протекает интенсивная интеллектуальная деятельность на уроках; вечером, когда ребенок дома в кругу семьи и занят каким-то делом. Процесс воспитания и есть организуемая повседневная жизнь ребенка на уровне материальных и духовных достижений общечеловеческой культуры. Этот процесс постоянен и беспрерывен.

- Утром иду в школу. В руках тяжелая сумка с тетрадями. Меня обгоняет десятиклассник, здоровается и шагает впереди меня. Произношу вслух: «Какая тяжелая у меня оказалась сумка». Юноша оборачивается и предлагает свою помощь: «Татьяна Алексеевна, давайте я помогу вам донести!». Благодарю, передаю тяжелую ношу. Через неделю ситуация повторяется. Ярослав, увидев меня, сразу спешит на помощь. Помогал мне с удовольствием - я это видела.

Воспитание в режиме повседневной жизни - это такого рода организация всей сферы школьной жизнедеятельности, когда проживание школьниками жизни является процессом постоянного освоения, усвоения и присвоения достижений общечеловеческой культуры - неизменного и непрекращающегося восхождения на вершину современной культуры. А процесс такого восхождения (субстанция воспитания) есть не что иное, как ежедневная деятельность ребенка. Разумеется, присутствие педагога либо умного взрослого раздвигает горизонты повседневной жизни....

Ворона, крупная и сильная идет важно по дорожке парка... Навстречу ей движется кошка - по той же дорожке. Это видит педагог, останавливает детей, призывая их замереть в неподвижности и наблюдать... Приблизились два удивительных пешехода... Ворона вдруг остановилась, как будто размышляя. И - отпрыгнула в сторону, открывая кошке путь... Дети заохали и заахали: такого ещё не видали. А педагог: «Наверное, кошка - дама, а ворона - мужского пола. Потому такая галантность». Детям очень понравилось слово «галантность». На разные лады они повторяли: «Ворона - такая галантная... Это он, он галантный, как настоящий мужчина».

Круг жизненного опыта раздвинулся - благодаря присутствию педагога.

В сегодняшней школе господствует «простецкая» педагогика, озабоченная лишь тем, чтобы ребенок был послушным, не бегал, не дрался, стекол не бил. Сводится все воспитание к «успеваемости» и «дисциплине». Все это разбавляется некоторыми эпизодическими мероприятиями, и предполагается, что их достаточно для духовного обогащения личности. На таких основаниях не выстроить воспитательной системы, а значит, не осуществить восхождения детей к высотам культуры.

Речь должна идти об организации воспитания в режиме повседневной деятельности ребенка всех сторон школьной жизнедеятельности. (Повседневный - происходимый изо дня в день, непрекращающийся)

Проиллюстрируем на будничном примере наше понимание «воспитания в режиме повседневной жизни». Оно - это решение - сводится к трансформации педагогических технологий «прикосновения к личности» в общепринятые формы взаимодействия всех членов школьного коллектива, всех людей, находящихся под единой крышей школьного дома. Инцидент конструировала Наталья Николаевна Сторожева:

- Раньше после урока я говорила «Сотрите с доски». Но часто перед началом следующего урока доска оставалась грязной. Приходилось делать замечания дежурным. Ребята начинали выяснять, кто же должен мыть доску. Решила изменить технологию. Сказала: «На следующем уроке нам понадобится доска, Хорошо, если она будет чистой!»... Прихожу-доска чистая! Воспроизвожу то же самое в другом классе. И в следующем: прихожу - доска чистая! Что за чудеса!... Во время перемены посмотрела, кто же моет доску - совсем не дежурные ... Думаю, юным господам стало понятно, что чистая доска - это для всех, чтобы лучше усваивать материал...

Организованная повседневность в роли фактора воспитания реализует свой воспитательный потенциал только при условии тонкой ценностной инструментовки педагога, расставляющей педагогический акцент таким образом, чтобы для восприятия детей данное явление (предмет, факт, событие) высветилось в социально-ценностном освещении - производят «ценностную инструментовку». Она состоит в том, чтобы высветить для сознания детей ценностную суть факта и события, определить социальное значение и пережить личностный смысл происходящего.

Повседневность - дорога воспитательного процесса: чем богаче дорога, тем содержательнее движение путника. Но в роли фактора воспитания практически действенными оказываются лишь объекты, воспринимаемые детьми, при произведенном акценте на ценностном их содержании. Этими объектами могут быть предметы, факты, события, явления. Выявленная ценность воспринимаемого придает процессу восприятия иной характер: субъект обнаруживает некоторую ценность для собственной жизни, поэтому его отношение, наполненное ценностным содержанием, обретает личностный смысл. Содержательность повседневности, в которой располагается и проживает определенные отношения субъект, входят как личностные ценности в структуру его внутреннего мира. Он «присваивает» эти ценности, они обретают статус его индивидуальных ценностей.

Проиллюстрируем такое преобразование.

Мальчик трех лет в приемной у педиатра. С мамой вместе ожидают своей очереди. В кабинет пошла девочка 12-13 лет и села на край столика для пеленания малышей.

Мальчик говорит маме (громко, как все дети): «Мама! Ведь это для маленьких, почему она села на стол?

Мама отвечает: «Она, наверное, не подумала хорошо...» Мальчик: «Она забыла, что голова, чтобы думать?» Девочка-подросток при общем молчании всех присутствующих сползает со стола, вся в красных пятнах на лице. Мальчик: «Мама, смотри, она вспомнила!» - радостно.

Если школьная повседневность педагогически выверяется, то житейско-обыденная среда стихийна в своем влиянии. И выступает часто сильным противостоянием педагогическому влиянию. Но ребенок родился в этой стихийной среде и испытал на себе её первые и глубокие воздействия. Если не продумано семейное воспитание, эти влияния могут носить асоциальный характер. Но с ними не надо «бороться». Борьба «против» всегда обречена на неудачу. Перспективна борьба «за».

Методика «замещения», «вытеснения» сделает свое дело, если терпеливо, не форсируя развития, педагог, увлекая детей делом, проживает с ними иной жизненный опыт, ознакомляя их с другим стилем жизни и поведения. Незаметно вытесняются старые привычки, замещаются новыми. Терпеливое взращивание социально ценностных новообразований педагогическим флером прикроет негативные старые образования - их не видно, и дети - а это очевидно - стали «другими»

Реализуя принцип замещения, можно сохранять благородные позиции в работе с детьми любого уровня воспитанности (или невоспитанности) и, формируя новый опыт, новые знания, проводя через новые для ребенка отношения, обеспечивать новую социальную роль и достойное положение в группе.

В жизнедеятельность детей, воспитанных на пошлых эстрадных опусах, внедряются безупречные мелодии классических произведений. Вместо диких дискотек предлагается школьный бал. Заменой пива из жестяных банок становятся красиво накрытые столы с лакомствами и приятной беседой... Педагог, как бы не замечая корявой и диковатой речи сегодняшних школьников, обращается к ним на русском литературном языке... В одном лицее ученики спросили педагога: «А вы всегда так странно разговариваете?»...

Но пассивное расположение ребенка в богатой потенциальными влияниями хорошо организованной повседневной среде исключает позитивные новообразования в его личностной структуре. Здесь не нужно особых доказательств. Слепоглухонемые дети не подвергаются влияниям среды, лишенные возможности взаимодействовать с нею, они ведут растительный образ жизни, предоставленные обстоятельствам. Только активное взаимодействие определяет меру обретения новообразований. Поэтому участие самих детей в активном созидании повседневности школьной жизни становится фактором их развития.

Директор идет по школьному коридору... Видит на полу брошенную бумагу... И ещё он видит, что его видят дети... И - он поднимает этот мусор, полагая, что преподносит пример для детей:.. Он лишил их личного опыта корректировать окружающую реальность... Это они должны бы были позаботиться о красоте места своего расположения...

Уже давно поняли, что так называемые отдельные воспитательные мероприятия сами по себе не есть целостное воспитание. Однако, поняв, ничего не изменили в своем воззрении и практике воспитания. Дети постоянно отвергают воспитание в качестве нравоучений - но, зная об этом, педагоги продолжают свои бесконечные наставления в сопровождении оценочных суждений. Чиновники очень любят картинку воспитания, состоящую из стихов, красивых лозунгов и клятвенных заверений в верноподданнических чувствах, - но никто в этот момент не вверит, что это и есть воспитание детей.

Но, тем не менее, связь мероприятия и повседневности существования нельзя не заметить.

На классном часе «Стадо и общество» дети осмысливали принципиальные отличия человеческого поведения в обществе и поведения животных в стаде (зоопсихологи используют для характеристики стадных животных тоже термин «поведение»), приводят примеры таких разительных отличий, обусловленных способностью человека быть субъектом деятельности... Педагог констатирует: «Мои ученики перестали бегать по школе. При этом приговаривают: «Мы - не стадо!».

Осмысление ценности протекает во время групповой дискурсии (мероприятие), но практическое внедрение в действительность жизни ценностного отношения осуществляется в режиме повседневной школьной жизни через материализацию ценностных отношений «здесь и сейчас», в ходе течения практического существования ребенка на земле и участия его в социальной жизни общества (и - человечества), будь это урок, школьная перемена, обед, прогулка, игра, чтение книги или танцевальный вечер. Организации подлежит вся жизнедеятельность ребенка в школе - отнюдь не только групповые дела, называемые в школьном быту воспитательными мероприятиями.

Разумеется, в первую очередь, это касается культивирования в школе взаимодействия «человек-человек» как стержневого элемента гуманистического воспитания. Проиллюстрируем на примере этого содержательного элемента методическое решение положения о «воспитании в режиме повседневной жизни». Оно - это решение - сводится к трансформации педагогических технологий «прикосновения к личности» в общепринятые формы взаимодействия всех членов школьного коллектива, всех людей, находящихся под единой крышей школьного дома.

Во-первых, укажем на речевые константы, вербально оформляющие неуклонное и безусловное уважение к наивысшей ценности - Человеку. К ним относятся общечеловеческие речевые единицы, постоянно сопровождающие речь: «добрый день», «здравствуйте», «спасибо», «простите», «пожалуйста», «окажите честь», «буду счастлив», «рад видеть», «приятно слышать» и т. п. Специально выделим многообразие обращения к человеку, обозначающее его социальную роль или его индивидуальное имя: «дамы и господа», «судари и сударыни», «девушки и юноши», «мальчики и девочки», «юные мыслители», «дорогие друзья», «уважаемые товарищи нашего общего дела», «граждане нашей страны», «мои любимые дети», «дорогой мой класс», «умные и добрые люди» и т.п. Подчеркнем: такие обращения внедряются сегодня в школьную действительность, и со временем становятся общими для всех в школе.

Преобразовалась форма организационных распоряжений, деловых указаний. Просьба - единственно допустимая форма организационных воздействий как педагога, так и детей. Императив исключается из любого характера группового взаимодействия и индивидуальных воздействий на отдельных детей. Остаются в числе практикуемых форм лишь такие, как: «Не могли бы вы... Я прошу вас... Мне бы хотелось вам предложить... Не сочтете ли нужным для ...» и т.п.

И даже в случаях педагогической коррекции сохраняется уважительная и нежная (тем более что коррекция всегда обычно направлена на детей изломанной судьбы) методика мягких способов коррекции поведения.

Взаимопомощь культивируется в школе в качестве традиционного основания школьной жизни - как урочной, внеклассной, трудовой, досуговой, так и сферы личного общения детей.

  • Нужна помощь? Или сам справишься?...

  • Позвольте вам помочь...

  • Малышам нужна помощь. Кто пойдет?

  • Юноши! Кажется, молодому начинающему специалисту нужна ваша мужская помощь?...

Разумеется, закономерной объективностью следует считать, что в методике воспитания аннулировался момент прямой оценки педагога.

Исключение педагогической оценки, прямой и открытой, произошло благодаря замещению её гибкими формами косвенной, опосредованной оценки либо универсальным педагогическим способом «Я-сообщения». В педагогической литературе мы не находим уже раздела «Поощрение и наказание» - столь традиционного в недавнем прошлом.

Бережное обращение с человеком влечет за собою бережное обращение с предметным обустройством школьной среды, предметами и вещами общественного пользования и самого помещения школы, предоставленного обществом учащимся и учителям для совместного их проживания и деятельности. Конечно же, гигиена высокого уровня, красота интерьера, удобство и комфорт школьного обустройства - требования методического плана. Однако резкий всплеск культивирования данных характеристик школьной жизни - последствие ценностно-ориентированного воспитания школьников.

Свое исключительное место стали занимать в методике организации школьного воспитания индивидуальные беседы педагога с каждым ребенком. Они занимают несколько обособленное место среди названных элементов методической картины школьного воспитания. Их традиционное введение в систему воспитания подчеркивает значимость отдельной личности, заботу о человеке как носителе автономного внутреннего мира в его уникальном варианте. Традиционность индивидуальной беседы педагога с ребенком меняет общественное мнение в школе: «человек» как значимый объект повседневной жизни утверждается в общественном мнении.

Методика индивидуальной беседы получила свою разработку, и педагог имеет возможность ознакомиться с педагогическим алгоритмом такой беседы. Скажем лишь следующее, очень важно для практического внедрения данного традиционного элемента школьного воспитания соблюдение обязательного условия - проведения таких разговоров с воспитанником является обоюдная договоренность о строгой конфиденциальности содержания беседы. Это условие должно непременно соблюдаться как ребенком, так педагогом, вне зависимости от меры присутствия в беседы интимных или деликатных вопросов - договоренность такая обеспечивает общий запрет на любопытство, досужие домыслы, групповое обсуждение и искажение содержания беседы. Добавим: конфиденциальность придает значимость происшедшему, повышает самооценку воспитанника и его статус в группе. А в общественном мнении укрепляется идея неприкосновенности внутреннего духовного мира личности.

Присутствие в школьном пространстве элементов природы и живых представителей природы как младших братьев человека, молчаливых и доверяющих себя во власть человеческого разума, становится сильнейшим фактором развития человеческого достоинства и человечности. Конечно, наш безумный меркантильный век возбуждает безмерное потребительство.

«Неутолимый аппетит на слоновую кость влечет за собой истребление африканского слона, а поскольку рога носорога ценятся на вес золота, численность этого дивного древнейшего животного сократилась до каких-нибудь нескольких тысяч. Как в торговле наркотиками, так и здесь большие деньги манят алчных торговцев. Если шубка из шкуры оцелота стоит сорок тысяч долларов, то почему не убить красивого зверя?...», - гневно и горестно говорит великий защитник природного мира животных Джеральд Даррел.

Введя в контекст повседневной жизни элемент заботы о природе, столь щедрой и столь незащищенной, педагоги инициируют сопереживание ценностному явлению.

Педагогическая организация повседневности школьной жизни обеспечивает воспитанию каждодневное постоянство проживания достойной человека жизни.

Поэтому, если воспитание хочет добиться высоких результатов личностного развития каждого школьника, оно переводит профессиональную работу педагогов в режим повседневности и целостности.

Выделим профессиональные блоки такого перевода.

Первым блоком, разумеется, станет культура человеческого взаимодействия и межличностного общения между всеми членами школьного коллектива, от первоклассника до выпускника, от технического работника до директора школы, от близких товарищей по классу до любого постороннего человека, появившегося в школе.

Перепуганные развалом страны и грубыми отношениями между гражданами нашего опустившегося общества, педагоги устранились от данной задачи, сочтя нормой укоренившуюся вульгарность, пошлость и грубость между школьниками. Декларируя гуманизм, школа, тем не менее, ничего не делает для его реализации, пасуя перед агрессивной пошлостью, диктующей сегодня дикие законы общения, и разнузданным цинизмом, насаждающим эгоизм и стяжательство.

Этическим основанием для порождения общей культуры общения в школьной повседневности станет служить гуманистическая позиций отношения к Человеку как наивысшей ценности как прекрасному и удивительному феномену мира, обладающему разумом, моралью, способностью созидать жизнь.

Позиция проявляется в том, что в любых обстоятельствах человека расценивают как цель, и ориентация на его жизнь, благополучие, состояние и успехи играют роль критерия оценки обстоятельств.

Поэтому, если вдруг драчун падает, то в первую очередь педагог спрашивает: «Не ушибся? Как ты себя чувствуешь?...». А потом - «Расскажи, какую великую идею ты отстаивал в драке...».

Нормы человеческого взаимодействия и межличностного общения должны стать традиционными, чтобы содействовать формированию этических привычек у детей и чтобы их исполнение стало легким, естественным, единственной формой гуманистического взаимоотношения, выстраиваемого согласно ряду этических принципиальных положений.

Признание ценности Человека порождает уважение к человеку как способность «утруждать» себя ради другого. Уникальность человека и неповторимость его души диктуют признание автономии человека и его неприкосновенности - как физической, так и духовной.

На основании принципа неприкосновенности личности утверждается право человека на тайну, беспрекословное и полное её соблюдение.

На основании ценностного отношения к человеку формируется образ Достойного Мужчины и Прекрасной Дамы, соответственно которому подрастающий человек выстраивает достойное поведение.

Только отнесясь к себе как Человеку, личность серьезно относится к собственному телу, культивирует здоровье, красоту и свободу владения телом. Поэтому школьники в школе аккуратны, красивы и изящны.

Отношение к изъянам физического либо психологического развития столь же уважительно, как отношение к любой особенности человека.

Помощь ребенку с ограниченными возможностями развития заключается, прежде всего, в том, чтобы научиться принимать такого ребенка как равного всем человека и инструментовать такое отношение.

В силу тяжелейших условий жизни людей в период развала социальных отношений необходимо вырабатывать традиционное поведение детей, обеспечивающее безопасность человека ослабленного здоровья или с изъянами физического развития

Реальный гуманизм воплощается в безусловной защищенности человека, нуждающегося в особом внимании, заботе и помощи, однако такое внимание должно быть чутким и тонким, чтобы не оскорблять человеческого достоинства.

Для практической реализации данных принципиальных положений необходимо в каждодневных повседневных ситуациях приучать детей самостоятельно принимать решения и ни в коем случае не диктовать «правильные решения» извне и сверху, лишая школьника самостоятельности и способности быть субъектом собственного поведения.

«Что могли бы вы сделать в этой ситуации?» и «Что вы думаете по поводу случившегося?» - вот общие формы для возбуждения осмысления школьником своего «Я» в меняющихся обстоятельствах жизни. Методики педагогической технологии достаточно хорошо сегодня разработаны в теории воспитания - их встраивание во взаимодействие с детьми гарантирует положительные результаты.

Другим стержневым направлением педагогического конструирования повседневного пребывания детей в школе является культура учебной деятельности: культура мышления, культура речи, культура организации учебного труда, культура использования технических средств, культура интеллектуальных умений, таких, как умения слышать и видеть, умения ставить вопрос и отвечать на вопрос, умения воспроизводить и творить, читать, писать и прочее. Добавим: а также культура интеллектуальной тишины, когда зреет мысль, осмысливается жизнь, формулируется суждение, оценивается роль истины в судьбах человечества.

Основанием учебной культуры могла бы стать идея свободы мыслящего человека (homo sapiens) как стратега собственной жизни.

Познавать истину - это постигать объективные закономерности, учитывая которые становишься свободным в выборе действий и поведения. В лучах такой философской трактовки учебные занятия обретают свою притягательность и значимость. Педагогу только нужно время от времени раскрывать перед детьми связь «обязательного учения» и «жизненной свободы».

-...Знать английский язык - одно удовольствие. Это удовольствие - подпевать песню на английском языке. Это удовольствие - прочитать смешную надпись на футболке. Это удовольствие - повторить реплику героя фильма... А какое удовольствие - читать Шекспира в оригинале...

Но нужно помнить, что для того, чтобы получить удовольствие от шоколадки, нужно научиться жевать. И, чтобы с ветерком кататься не велосипеде, нужно учиться держать равновесие и крутить педали...- так говорит своим ученикам педагог Буздавина Е.Л., преподаватель английского языка.3 Впрочем, учитель любого школьного предмета мог бы сказать детям что-то аналогичное, поднимись он над конкретными знаниями и обнаружив в изучаемых науках жизненный смысл. Общественное мнение школы должно склоняться к трактовке ученья как радости, удовольствия для мыслящего человека, как счастья познания жизни, как вхождение в историю человечества, которое лишь благодаря познанию смогло выстроить современную общественную жизнь, относительно независимую от природы.

Школьникам очень нравится гипотеза философов о роли звезд на небе в развитии интеллекта человека: он, якобы, взглянул вверх и спросил себя, зачем «это» светит на черном небе... - момент проблемы, вставший перед сознанием, знаменовал начало интенсивного развития умственных способностей.

Третий блок, подвергаемый педагогическому конструированию (возделыванию) - это культура предметно-вещного обустройства школьного дома и всех материальных условий повседневной жизни. Они обеспечивают благоприятное проживание течения школьной реальности, а влияя на самочувствие, повышают работоспособность, и, следовательно, и развитие. Поэтому постоянно звучащими - как рефрен школьной жизни - должны бы стать вопросы: «Как вы себя чувствуете? Удобно ли вам? Готовы ли вы к работе?...».

Сюда мы относим бытовую сферу школьной жизни, (устройство гардероба, туалетных комнат, столовой, мест для отдыха, формирующие у детей гигиенические привычки, эстетические привычки, поведенческие привычки), и деятельность по обустройству, уходу и украшению школьного лома, и, конечно, - школьного двора, а также обустройство рабочего места школьника.

Основанием для устройства школьного быта лучше всего избрать провозглашаемую ценностность красоты как обязательной характеристики человеческой жизни. Категория красоты воссоединяет форму предмета и его содержание: красота есть гармония формы и содержания в её уникальном варианте.

Эстетизация окружающих обстоятельств имеет прямое отношение к формированию отношений к объектам этих обстоятельств: школьному дому, учебным кабинетам, школьным наукам, учителям, самому себе и, в итоге, к обществу, в котором человек находится. Для школьного отрочества и юношества громадное значение играет внешняя форма его персонального «Я», потому что его волнует, как он будет воспринят другими людьми. Помещая школьника в красоту, вовлекая его в создание красоты, научая его созиданию красоты, педагоги тем самым помогают ему решать проблему своей личностной формы и искусства выстраивать красивую форму, адекватную внутреннему содержанию «Я».

Некрасивое должно оскорблять человека, красота для него - естественная форма бытия.

Течение бытовой стороны реальности как процесс проживания школьной жизни должно быть благоприятным и соответствовать всем нормам здоровой жизни. Чистота, порядок, уют - немаловажные характеристики для развивающейся личности. Их личность встроит мысленно в общую модель жизни человека и согласно этой модели станет конструировать свою жизнь.

Только надо, чтобы красота стала объектом заботы и предметом осмысления каждого школьника. Но, прежде всего - каждого педагога тоже. Надо, чтобы субъектом красоты обустройства являлись все члены общешкольного коллектива. И тогда материальное окружение выступает в большой степени одним из факторов социального становления человека.

Грязные тряпки, немытые доски, неровные ряды столов, разбросанные по полу школьные сумки, высохшие цветы, покрытые пылью учебные пособия - в одних школах и чистые губки на пластиковой основе, до блеска вымытые доски после работы на них, сложенные в конце классной комнаты тяжелые сумки, свежие листья цветов, убранные в шкафы и систематизированные учебные пособия... - в других школах несут на себе воспитательные функции и обусловливают невидным образом меру успешности воспитательного дела.

К предметно-вещному обустройству школы относится и костюм присутствующих в школе людей. Он влияет на психологический климат, определяет отношение к воспитаннику всех окружающих, порождает благоприятное либо неблагоприятное самочувствие.

Пока приходится констатировать неряшливость, немытость, неприбранность и нарочитую антиэстетичность внешнего вида ученика. И, низкий уровень внешнего вида учителей, подыгрывающих детям в демонстративной небрежности костюма: учитель позволяет себе приходить на работу в джинсах, в висящем на плечах вытянутом свитере, в башмаках походного типа, в несвежих блузках, с копной нестриженых волос.

Практика уже знает хорошо, как непродуктивно прямое воздействие педагога, предписывающего нормативные нормы одежды. Влиять следует на вкус, эстетическое сознание школьника и его этическое отношение к Человеку как феномену мира - тогда внешний вид станет плодом собственного творчества субъекта, конструирующего форму, адекватную уважению к Человеку.

Вот как выглядит вариант обходного пути соответствующего педагогического воздействия.

Педагог приносит в группу книгу Дж. Даррелла и читает фрагмент, ссылаясь на свое удивление перед реальным (фактом земной жизни:

- ...На женщинах - яркие разноцветные юбки, платки и блузки, оживленные выпуклой двусторонней аппликацией. У одной пожилой индианки спереди на блузке сидел огромный, огненного цвета тукан; у другой - две громадные красные рыбины обменивались радостными улыбками на фоне ультрамаринового моря; на груди третьей дамы можно было видеть полную драматизма сцену из рыбачьей жизни, где несколько маленьких черных человечков в каноэ тщетно пытались поймать удочкой косяк рыбы...

Прочтя текст, педагог дает интерпретацию явления: человек от природы получает лишь два эстетических чувства - чувство цвета и чувство ритма; и - ничего более; поэтому для туземца достаточно много ярких цветов и ритмическое чередование звуков. Культура обогащает эстетическое чувство, наделяет тонким восприятием и тонкими способами созидания красоты.

Таким образом, пробуждается у подростков некоторое желание заглянуть в эстетику, узнать про общие правила красоты. И затем - выстраивается деятельность с опорой на данные знания.

Назовем в качестве обязательной характеристики воспитания культивирование разнообразной деятельности вне урока, протекающей как в школьном пространстве, так и за пределами школьного дома, в формах групповой и индивидуальной деятельности, но так, чтобы все виды деятельности, такие, как преобразовательная, художественная, общения, ценностно-ориентировочная, познавательная, присутствовали в жизни каждого ученика. Особо выделим культуру осмысления жизни - как разновидность деятельности, организуемой на уровне философическом.

Основанием провозглашается ценностность самой жизни во всех её проявлениях. А человек тогда трактуется как субъект, познающий благодаря разной деятельности разные сферы жизни.

Главное в организации разных видов деятельности - переводить учеников от любопытства к любознательности, к осмыслению явления жизни и к сопереживанию воспринимаемых явлений, к обретению личностного смысла объекта деятельности.

Разнообразие деятельности раскрывает ворота жизни, предоставляет детям воспринимать этот многообъектный мир. Он становится для них интересен. Жизнь наполняется увлечениями, доставляет радость. Дети говорят: «В нашей школе интересно». Они помнят о внеклассных делах долго. Для некоторых именно внеклассная деятельность очертила их профессиональную судьбу. Школа, в которой предъявляется веер разновидовой деятельности, обычно славится в округе своими интересными делами, имеет высокий авторитет в микрорайоне.

Определяя деятельность как взаимодействие с миром во всех его многообразных проявлениях и инструментуя организацию деятельности как взаимодействие с ценностными объектами действительности, педагог выводит детей на уровень ценностных ориентации: именно с ценностным объектом дети имеют дело, когда поливают цветы (Жизнь), когда читают стихи (Душа человека), когда встают при входе учительницы в класс (Дама), когда слушают музыку (Прекрасное), когда садятся за стол чаепития (Общение), когда пишут сочинение (моё Я), когда метут дорожки (Общество), когда помогают старикам (Человек).

Ценностные ориентации придают деятельности смысл, обеспечивают высокую мотивацию. Посмотрим на один момент школьной действительности.

Восьмиклассники выражают отрицательное отношение к дежурству и склонны отказаться от дежурства. На такое заявление педагог говорит:

- Коллеги мои, в нашей школе так много малышей, они ещё могут не знать и не понимать, что беготня по лестнице и бурные игры в коридорах могут причинить вред здоровью. Вы уже взрослые, и мы с вами должны предупреждать несчастные случаи... К тому же, глядя на вас, дежурных, серьезно относящихся к делу, другие ученики тоже будут столь же ответственно исполнять функции дежурных...

Чем выше значимость объекта деятельности, тем выше характер мотивации, а значит, - тем выше проживаемое отношение в исполняемой деятельности.

Нельзя забывать, что нас, педагогов, всегда волнует отношение как основной объект воспитательного внимания, а деятельность - постольку, поскольку она и есть активная форма выражения отношения (А.Н. Леонтьев).

Разумеется, центральным звеном системы деятельности выступает для школьника как «разумного человека» процесс осмысления жизни, организуемого в традиционной форме классного часа. Это регулярно происходящее мероприятие несет на себе важную функцию развития школьника как субъекта собственной жизни и своего поведения. Групповое обсуждение - или дискурсивная деятельность - регулируют отношения, а значит, и деяния школьника.

Приведем пример дискурсии старших подростков, разработанной и проведенной Гаврилиной Л. К. и Павловым B.C.

Тема группового занятия - «Имя человека».

Структура занятий: первый этап - рассмотрение предлагаемых суждений об имени; второй этап - осмысление своего отношения к имени других людей и собственному имени, а также к себе как носителю имени; третий этап - рефлексия.

Группа разбивается на подгруппы и каждой подгруппе предлагается рассмотреть высказывание об имени философское, научно-теоретическое, поэтическое. Приведем анализируемые тексты, цитируемые и пересказываемые.

Лосев Алексей Федорович:

«Человек, для которого нет имени, для которого имя только простой звук..., этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности. Если слово недействительно и имя нереально, не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама социальная действительность..., тогда существует только тьма и безумие и копошатся в этой тьме только такие же темные и безумные, глухонемые чудовища. Однако мир не таков».

Эрих Берн: именование человека способствует самоидентификации; благодаря имени, «Я» выделяется как социальный объект, осознает себя как отличного от других людей; в имени отражается этническая, национальная, региональная, половая идентичность человека - его тождественность самому себе как представителю определенной социальной группы, народа.

Осип Мандельштам:

В стенах Акрополя печаль меня снедает

По русском имени и русской красоте...

Нам остается только имя

Чудесный звук на долгий срок...
По окончании работы мизансцена занятий меняется: теперь все участники расположились в кругу, и начинается напряженное осмысление имени как явления жизни. Затем предлагается последовательный ряд вопросов, мысленно отвечая на которые участники производят индивидуальный вывод относительно своего индивидуального поведения и возможной дополнительной работы над собой. Вот эти вопросы.

  • Я, здороваясь с людьми, всегда называю их по имени?

  • Я всех учителей знаю и называю по имени-отчеству?

  • Я, когда обращаюсь к учителю, всегда называю его по имени?

  • Я, когда пишу записки, подписываюсь полным именем?

  • Я на уроке заметил, что учителя меня называют по имени?

  • Я, когда при мне называют меня в третьем лице («он», «она»), я напоминаю своё имя?

  • Я, когда ко мне обращаются безлично, сообщаю свое имя?

  • Я, когда иду на встречу, заранее заучиваю имена тех, кто там будет?

Завершающая занятие рефлексия включает в свое содержание вопросы такого порядка: Чувствуешь ли ты свое имя? Какая форма твоего имени тебе была бы желательна? Станешь ли ты что-то менять в своем поведении? И т.п.

Незаметное тонкое влияние классных часов сказывается не сразу. Но однажды вдруг увидит педагог, что его воспитанники стали иными, что работа с ними - одно удовольствие. И услышит, как о них говорят: «Повезло классному руководителю: такие хорошие дети ему достались». Тогда он произнесет мысленно: «Везет тому, кто везет».

Далее (лекция 7) мы шире рассмотрим вопрос разновидовой деятельности школьников.

Выделим ещё один блок, требующий педагогического профессионального усилия - внедрение в школьную жизнедеятельность культуры творческой деятельности отдельного ученика. Учитывая особенность человека как творца (homo faber) и его развивающуюся потребность в созидательной деятельности, педагоги расширяют круг возможностей каждому ребенку участвовать в созидании и творческом преобразовании действительности. Так чтобы его представление о ценности своего «Я» имело фундаментом творческий труд, а утверждение «своего Я» - созидательную деятельность.

Творческие ученические работы, творческие поделки, творческий проект разработки зеленого «Уголка лета», творческие художественные работы, школьные спектакли, школьный хор, творческий проект «беседки для размышлений», творческий конкурс

Вульгаризированное понимание творчества как деяния, освобожденного от элементарных знаний, умений, приводит к печальным последствиям. Дети либо сооружают чудовищные грубые поделки, либо копируют примеры пошлости с телеэкрана, наивно упиваясь своей ролью творца.

Чтобы открыть дорогу творческого труда, необходимо проводить в школе (либо информировать детей о расположенных в районе учреждениях детского творчества) занятия по интересам самого широкого веера видов творчества, внедрять традиции регулярных публичных презентаций детского труда, проводить красивые конкурсы и фестивали «Мы созидаем», или «Моё «Я» в продукте моей деятельности», или «Каждый талантлив».

Основанием культуры творчества служит осмысление индивидуального «Я», устремленное к выражению своего автономного и уникального внутреннего мира: «Я хочу создать на земле... Я хочу для людей создать... Я хочу оставить добрый след... Я хочу высказать свое понимание жизни...».

Конечно же, творческую активность надо возбуждать, наделяя учеников уверенностью в своих силах и убежденностью в достоинстве своего «Я». Педагогическая технология взаимодействия с детьми принципиально меняется, если педагоги хотят пробуждать творческую инициативу.

Приведем иллюстрацию такого воспитательного шага.

- Мои дорогие историки, будущие археологи и творцы истории нашей страны, здравствуйте! - так обращается сельский педагог к детям седьмого класса, который считается в школе «самым тяжелым» и с которым ну кто не справляется... Приступая к занятиям, педагог говорит: «Так надеюсь, что сегодня мы с вами хорошо поработаем и не придется ставить плохих оценок...Я люблю ставить «пятерки» и «четверки», но - не «тройки» и, конечно же, не «двойки»...

Дети уверены, что их любят, что им хотят добра. И, когда кто-то выполнил работу недостаточно хорошо, педагог говорит: «Не могу ставить три балла - рука прямо не подымается... Переделай, пожалуйста, ладно?... Человек должен любую работу выполнять хорошо...

Педагогический секрет инициирования творческих потенций детей прячется не в детях и даже не в тяжелых условиях сегодняшней социально-экономической жизни. Он - в личности педагога, прежде всего. Красиво работающий педагог, умело выстраивающий занятия учитель, любящий многообразную жизнь классный руководитель, веселый выдумщик заместитель директора по воспитательной работе - вот решающий фактор пробуждения в детях интересов, инициативы и творчества.

Учительница начальной школы рассказывает:

- Я люблю математику, и мои ученики отличаются та­кой любовью к этому учебному предмету. Когда я провела анкету в четвертом классе, 70% из них отмечали, что больше всего любят математику... Теперь они в пятом классе. Им вновь предложили опросник про учебные пристрастия... Никто из детей уже не написал, что любит математику. 70% превратились в 0%..

Творчество детей в системе их воспитания необходимо не столько для подготовки будущих квалифицированных работников общества, сколько для личностного развития детей. Вне созидания возможна лишь фигура дикаря-разрушителя. В созидании рождается осознание своего человеческого достоинства. Достоинство как ключевое образование в личностной структуре человека решающим образом будет сказываться на характере всей целостной личности. Человек, обладающий достоинством, добросовестно работает, не способен на обман, честен во взаимоотношениях с людьми, не терпит несправедливости, бросается на защиту обиженных, уважителен с каждым человеком... - весь спектр достойных качеств основывается на отношении к себе в роли представительствующего лица человечества. Но становление и развитие достоинства невозможно без созидательней деятельности как способа самоутверждения.

Моют ли дети руки, произносят ли приветствие п0и входе в школу, решают ли задачи, отдыхают ли на перемене, обедают, изучают иностранный язык или помогают малышам - всё это обусловлено мерой сформированного достоинства их личности.

Проявления достоинства многолико: способность отстаивать свое мнение, этическая защита от посягательства на достоинство, самодисциплина, требовательность к самому себе и ответственность перед собою, способность стать на защиту другого человека, игнорирование внешних атрибутов при противоречии внутреннего и внешнего, максимальное напряжение сил в созидательном процессе.

Выделенные нами блоки обустройства повседневной школьной жизни, окультуренные и ценностно инструментованные, усиливают интенсивность процесса формирования ценностных отношений. Если учесть основания блоков такого обустройства, то «жизнь», «человек», «красота», «свобода» и «индивидуальность», лежащие в основании обустройства, ежедневно и неотвратимо как ценностные объекты вплетаются в повседневность школьника. Он с ними вступает во взаимодействие, он ссылается на эти ценности изо дня в день, они используются им в качестве аргументов при выстраивании собственного поведения:

-…Не кричи - человек же думает!...

-...Надо, чтобы красиво было... Давай так сделаем...

-...Это закон жизни - тут ничего не поделаешь... Ищем другой способ...

-...Рисунки все хороши, в них разное видение предмета... У каждого - своё...

-...А давайте поедем ё деревню... Посмотрим, как живётся рядом с природой...

Воспитание в режиме повседневной школьной жизни напрямую выводит педагога на связь с родителями учащихся. Совершенно необходимо, чтобы культивированная повседневность школы имела протяженность в семейной жизни школьника. Единство жизненных принципов можно обеспечить, если расширять воспитательное поле. Связь с родителями содействует такому расширению. Но этот вопрос требует особого рассмотрения, опускаем его.
ВЫВОДЫ

  • Пространство воспитания - пространство всей школьной жизни ребенка, поступившего в школу, состоящее из блока материального (Предметно-вещного) и духовного блока (отношенческого); при конструировании воспитательного пространства следует учитывать свойственную ему роль фактора социальной среды, отражающей санкционированные культурой и обществом отношения и определяющей характер социального развития ребенка.

  • критерий хорошо организованной школьной жизни - современные достижения культуры, воплощенные в реальности школьной жизни и уровень развития школьника как личности, способной выстраивать свое поведение, достойное Человека современного культурного общества.

  • Традиции школы - педагогический фундамент, на котором выстраивается здание высокой школьной культуры: бытовые, этические, учебные, трудовые, художественные, досуговые, гигиенические, спор­тивные, ценностно-ориентировочные.

  • Общественное мнение относительно ценностей жизни и ценностных отношений является предметом профессионального внимания всего педагогического коллектива, целенаправленно культивируется; безусловное уважение каждого и достоинство каждого человека - ведущая идея выстраивания режима повседневной школьной жизни.

  • Школьники как субъекты организованной школьной повседневности вовлекаются в решение вопросов такой организации и имеют право на свободное выражение своего мнения, отношения и воли; участвуя в конструировании школьной повседневной среды, адекватной достижениям культуры, они приобретают социальные новообразования, замещающие и вытесняющие их прежние, не соответствующие современной культуре.

  • Профессиональные умения педагога: апперцепция как умение педагогически интерпретировать жизненную ситуацию и социальный факт; многоплановое восприятие действительности, совмещающей в себе одновременно этические, эстетические, правовые, политические, гигиенические, экологические и другие отношения; сопряжение динамического развития культуры и динамических условий организованной жизнедеятельности детей; владение всеми формами культурного поведения; педагогическая технология коррекции поведения детей; «скрытая воспитательная позиция».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание в режиме повседневной жизни iconПрирода малой родины и человек
Продолжать экологическое воспитание: воспитывать бережное отношение к водным запасам, полезным ископаемым, растительному и животному...
Воспитание в режиме повседневной жизни iconПояснительная записка в начальной школе математика служит опорным...
...
Воспитание в режиме повседневной жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание ответственного отношения к информации и избирательного отношения к полученной информации. Выработка навыков применения...
Воспитание в режиме повседневной жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способностей средствами информационно-коммуникативных технологий и прикладного программного обеспечения. Воспитание ответственного...
Воспитание в режиме повседневной жизни iconЭкологические «штрихи» к повседневной жизни в жизни часто возникают...
Г. И. Колесецкая, кандидат химических наук, Красноярский госпедуниверситет им. В. П. Астафьева
Воспитание в режиме повседневной жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания,...
Воспитание в режиме повседневной жизни iconСредства физической культуры для поддержания хорошей работоспособности в повседневной жизни
«Средства физической культуры для поддержания хорошей работоспособности в повседневной жизни»
Воспитание в режиме повседневной жизни iconОбразовательная программа «Алмаз»
Это зависит от многих обстоятельств, но главное от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбирать...
Воспитание в режиме повседневной жизни iconФормирование студийской традиции звуковой регламентации в повседневной...
Формирование студийской традиции звуковой регламентации в повседневной жизни монастырей руси XI – XIV вв
Воспитание в режиме повседневной жизни icon«Конфликтология»
Конфликты являются повседневной реальностью и пронизывают все сферы человеческой жизни
Воспитание в режиме повседневной жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности...
Воспитание в режиме повседневной жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представив своё собственное, уникальное выражение практической духовности в повседневной жизни, он приблизил просветлённость к земле....
Воспитание в режиме повседневной жизни iconПрограмма (17 часов) предназначена для учащихся 9-х классов (рассчитана...
Работы подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли повторить их в домашних условиях, что повышает интерес к предмету и познавательную...
Воспитание в режиме повседневной жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иметь представление об алгоритмах, свойствах алгоритмов и записи алгоритмов. Приводить примеры алгоритмов из жизни. Применять готовые...
Воспитание в режиме повседневной жизни iconЗдоровьесберегающие компоненты на уроках химии и биологии
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения...
Воспитание в режиме повседневной жизни iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск