Скачать 78.99 Kb.
|
Тема урока: "Природа малой родины и человек» Цели урока:
Оборудование: физическая карта Краснодарского края, гербарий растений, книги о родном крае, коллекция полезных ископаемых, ребусы. ХОД УРОКА I. Вступление Учитель. Наш родной край необыкновенно привлекателен разнообразием природы,у нас много достопримечательных мест – ведь недаром к нам приезжают гости со всех уголков России отдохнуть и попутешествовать. Если посмотреть на него с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и бескрайние равнины, и крутые обрывы, и моря. Высокие горы, степные просторы, Приморского берега грань, Леса и поляны, сады и лиманы – Всё это родная…Кубань. – Как называется наш край? (Краснодарский) – А как по-другому ещё называют наш край? (Кубанский) II. Объявление темы и целей урока – Да, ещё наш край называют кубанским. Это тема нашего урока. Сегодня мы обобщим наши знания о природе и богатствах нашего края, поговорим о бережном отношении к ней. А проведём урок в форме устного журнала. Много интересного ждёт вас впереди. III. Устный журнал 1. Работа по карте 1. Физико-географическое положение Краснодарского края – Посмотрите на физическую карту нашего края. Она позволяет как бы с большой высоты окинуть взглядом наш край. Бросается в глаза сложное устройство поверхности географического положения. Река Кубань делит край на какие две поверхности? (Горную и равнинную части). Покажите на карте. Край омывается двумя морями. Какими? (Чёрным и Азовским) Они благотворно влияют на климат края и служат прекрасными путями сообщения с соседними областями и другими странами. Назовите и покажите области, с которыми граничит наш край на суше. (На севере – Ростовская область, на юге – Грузия, на востоке – Ставропольский край, на юго-востоке – Карачаево-Черкесия.) 2. Полезные ископаемые – Несметные богатства таятся в недрах Кубани (а их открыто более 50 видов). О них следующая страница журнала. 2. Кроссворд – Узнайте, как называют разведчиков недр и разгадаем кроссворд.
– Все эти полезные ископаемые есть в нашем крае. Какие полезные ископаемые мы не назвали, которые добывают в нашем крае? 3. Отгадайте ребусы:
Условные значки полезных ископаемых разбросаны по всему краю, но особенно их много в горной части. Горные богатства служат для развития нефтяной, газовой, цементной и химической промышленности. Покажите на карте их месторождения. 4. Охрана недр – Человечество стоит перед близкой перспективой острой нехватки полезных ископаемых. Поэтому минеральные ресурсы требуют острой охраны, недопустимы какие-либо потери и расхищения. Необходимо рационально и экономно использовать недра земли! 3. «Водоёмы края» – Отгадайте загадку: Чуть дрожит на ветерке Лента на пригорке, Узкий кончик в роднике, А широкий – в море. (Река) – В нашем крае насчитывается около 700 больших и малых рек. Большая их часть течёт к Азовскому морю, меньшая – к Чёрному. Какая река является главной? (Кубань) – окажите её на карте. 5. Сообщение учащегося о реке Кубань – Это одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Реку питают дожди, снег, грунтовые воды и ледники. Собирая на своём пути большие и малые притоки, она превращается в многоводную реку… – азовите крупные реки края: Лаба, Уруп, Белая, Пшиш, Протока и др. Какие водоёмы можете ещё назвать? (Плавни, лиманы, озёра, минеральные источники, искусственные водоёмы, моря.) – Разгадайте ребус-пословицу: (Вода – всему голова.) Ну и что? – скажешь ты. Есть и реки, и озёра, и моря. Оттуда можно брать воду сколько угодно. Нет, вовсе не сколько угодно. Почему? (Высказывания детей) 6. Охрана вод Загрязнение водоёмов в настоящее время является очень серьёзным злом. Вода, используемая в больших количествах, нуждается в бережном отношении, в охране не только её количества, но и качества. 7. Экологическая задача Даже если из крана будет течь струйка всего со спичку, за сутки зря утечёт 40 вёдер воды, а в каждом ведре 10 литров. Сколько литров воды это будет? А сколько их в вашем доме? А в городе? Так давайте беречь воду! IV. Физкультминутка «Только в лес мы зашли» V. Продолжение устного журнала 4. «Лесная тропинка» – Приглашаю совершить небольшую прогулку по экологической тропе. Ученик читает стихотворение: Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно. Н.Рыленков – Приятно после дождя, особенно ранним утром побродить по лесу. Но нельзя представить лес без многоголосого птичьего хора. Давайте прислушаемся. (Грамзапись «Голоса птиц весной».) Сделаем остановку в лесу. Пение каких птиц вы можете услышать в лесу? (Свистят иволги,дрозды, перекликаются сойки, скворцы и др.) Назовите других обитателей наших лесов. Давайте проверим по карте- схеме животного мира. (Медведь, лиса, заяц, кабан, косуля, хомяки, соня, ласка и др.) Гуляя по лесу, вы должны хорошо знать, как надо себя вести в лесу. (Показываю плакатики – дети говорят, что они обозначают, дополняют.) Наши леса и поляны с каждым годом становятся всё беднее и скучнее. Почему? (Высказывания учащихся) От того, что все красивые, яркие цветы люди собирают огромными охапками и уносят домой. И многих растений осталось очень мало, они занесены в « Красную книгу». (Показываю гербарий и открытки редких растений края) Определите, какие это растения нашего края из «Красной книги». Ученик читает стихотворение. Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться К красоте можно только сердцем. Сообщение ученика. 8. Охрана природы Природа хранит свои тайные сокровища, но как щедрая хозяйка открывает их тем, кто внимателен и бережлив. Беречь и охранять природу наша общая забота. Для сохранения редких и ценных растений и животных создают заповедники. В юго-восточной части Краснодарского края расположен Кавказский государственный биосферный заповедник, где произрастают более 30 видов редких растений, занесённых в Красную книгу. На его территорию не допускают ни охотников, ни туристов. Благодаря заботе учёных удалось сохранить многие виды птиц, насекомых, а также могучих лесных зверей – зубров. Зубры были истреблены браконьерами, но сотрудники заповедника восстановили стада этих редких животных. В этом живописном месте можно встретить растения всех зон, а насчитывается их около 1400 видов. Достаточно полно сохранился животный мир горной части страны. В лесу можно встретить кавказского благородного оленя, косулю, бурого медведя, дикого кабана, зубра. Все звери и птицы живут на свободе и находятся под защитой человека. (Показ иллюстраций животных) 5. Богатства Кубани» 9. Беседа – Наша любимая Кубань очень многообразна и богата. Какие богатства и достопримечательности края вы бы ещё назвали? 1. Кубань – край курортов. Назовите города-курорты. (Анапа – самый солнечный детский курорт, Геленджик, Туапсе, Сочи и др.) 2. Кубань – житница России. На Кубани выращивают много сельскохозяйственных культур. Это и сахарная свёкла, и кукуруза, и рассыпчатый рис. Но самые большие площади на кубанских полях занимают пшеница и подсолнечник. Сады и виноградники. 3. Древние сооружения – дольмены – достопримечательность предгорной зоны Кавказа. Они сложены из больших каменных плит весом несколько тонн. 4. Чёрное море и его богатства. (Сообщение ученика) 5. Водопады, которых много около Сочи и Геленджика. Они образуются, где горная река встречает препятствия. 10. Просмотр отрывка в/ф «Дольмены и водопады» – Много и других достопримечательностей в нашем крае, о которых мы узнаем на других уроках. А помогут узнать новое о своём крае эти книги. (Рекомендую литературу) 6. «Краеведческая викторина» 11. Викторина – А теперь предлагаю всем, кто любит и знает свой край, ответить на вопросы викторины: 1. Какие из охраняемых в Кавказском государственном заповеднике животных являются наиболее ценными? (Зубр, благородный олень). 2. Есть ли в нашем крае вулканы, где и какие? (Грязевые вулканы на Таманском полуострове, сальзы) 3. Назовите самую маленькую птицу на Кубани. (Королёк, она помещается в спичечном коробке). 4. Чем интересны дельфины и где они водятся? (Их мозг имеет сложное строение и по разумным действиям дельфины стоят ближе к человеку, чем другие животные. Они снабжены эхолокатором, который помогает им в воде. В Чёрном море.) 5. Какой самый маленький хищник из млекопитающих обитает в нашем крае?( Ласка, истребляющая массу мышей и полёвок). 6. Какое растение называют «огонь-трава», чем оно интересно? (Ясенец кавказский, эфирные масла при поднесении к нему зажженной спички происходит воспламенение паров, вызывают ожоги). VI. Итог урока – О чём нам рассказали страницы устного журнала? VII. Заключение Ученик читает стихотворение. Кубанская природа, родные нам места. Живёт здесь сто народов, А может, больше ста. Кубанец я, ты тоже. Мы вместе, мы дружны. Мы делать всё, что можем, Для Родины должны! Учитель. Я хочу, чтобы вы любили нашу Кубань, сохранили её красоту и богатства. Хочу, чтобы в вашем сердце оставалось восхищение и величественной красотой гор, и тихой прелестью степных рек, и густых лесов, и водопадов, и бескрайних морских просторов. Я надеюсь, что вы с гордостью будете говорить о том месте, где живёте – о нашем кубанском крае. Литература:
|
Гуларьянц Серия «Исследователи малой Родины» Григорий Михайлович Гуларьянц, человек увлечённый, обладающий знаниями во многих областях, биолог по профессии, единственный, кто... | I вариант является ли человек составной частью понятия «природа»... Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: пробудить у учащихся чувство гордости своей малой родиной, желание беречь её, приумножать её богатства и красоту; учить бережному... | «Центральная межпоселенческая библиотека» Назийская детская библиотека «От истории малой родины — к истории родной страны». Список предназначен для всех категорий читателей, ведь вряд ли найдется человек,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Она дана человеку в дар, и любовь к малой родине подобна живительному дыханию. Дом, родное поле, улицы и сады, любимые родители,... | План мероприятий в рамках Года малой Родины в Заинском муниципальном районе рт № | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (человек, природа,... Данная рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих документов | Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | ||
Рабочая программа учитывает возрастные особенности обучающихся, соответствует... Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины города или села, в котором ты живёшь, с развития того чувства,... | Пояснительная записка Привитие любви к своему народу начинается с... Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д. С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук | ||
Конкурс «Человек и природа 2012» Конкурс «Человек и природа» Почти три четверти Земли покрыто Мировым океаном, его площадь примерно 361 млн кв км. Для удобства Мировой океан разделяют на отдельные... | Секция чувашский язык и литература. Топонимика ойконимы моей малой родины Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
Урока: Создание психологической комфортности на уроке ... | Урока по географии Кубани в 9 классах. Тема: «Город Тимашевск. Социально-экономическая... Развивать познавательный интерес к изучению малой Родины, к чтению дополнительной литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: познакомить детей с интересными достопримечательностями малой Родины, углубить знания по теме | Пояснительная записка в любое время, в любое тысячелетие общество... В любое время, в любое тысячелетие общество нуждается во всесторонне развитых, интеллектуальных, творческих молодых людях, любящих... |