Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 79.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.05.2014
Размер79.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Структурное подразделение МОУ «Шумерлинская СОШ»

в поселке Саланчик Шумерлинского района Чувашской Республики

Моя

малая родина
Открытый урок по развитию речи

Учитель русского языка и литературы

Куропаткина Светлана Петровна

2008 год

Тема: Моя малая родина.

(слайд №1)

Цели: пробудить у учащихся чувство гордости своей малой родиной, желание беречь её, приумножать её богатства и красоту; учить бережному отношению к хлебу как к главной части малой родины; ответить на вопросы:

1) Что такое малая родина?

2) Чем запомнилась герою рассказа Е. Евтушенко его малая родина?

3) Что значит беречь малую родину? Что вы можете сделать для этого?

4) В каких строках выражена основная мысль текста?

5) Как относятся к хлебу в вашей семье? Кто бережнее относится к хлебу? Почему? Подобрать пословицы о хлебе.

6) Проработать орфограммы (безударная гласная, не с глаголами), пунктограммы (знаки препинания в сложных предложениях, при однородных членах).

7) Познакомить с лексикой к тексту «Моя малая родина» (актриса, перрон, оператор, узелок, стрекот, бугристые пальцы, жалость).

8) Через ключевые мысли текста, через устное народное творчество (пословицы) подвести учащихся к написанию творческой работы.

Оборудование:

1. Текст «Моя малая родина» Е. Евтушенко.

2. Доска, эпиграф, схемы.

Словарная работа: актриса, перрон, оператор, узелок, стрекот, буг­ристые пальцы, жалость.

Эпиграф. (слайд №2)

Родина — вторая мать, подаёт клад. или: «Чудо земли — хлеб».

Хлеба ни куска — так и в тереме тоска. «Хлеб на стол — и стол расцвёл».

Пословицы.

Именем хлеба люди клялись, краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу как благословление.

Структура урока

I фаза. Вызов интереса. II фаза. Осмысление текста.

III фаза. Размышление над текстом через погружение в смысл тек­ста, в его грамматическую форму.

Ход урока

I. Вызов интереса.

Учитель обращается к учащимся с вопросом:

— Что вы считаете своей малой родиной?

Учащиеся составляют кластер №1: каждый ученик записывает в цент­ре листа вопрос, поставленный учителем, вокруг него записывает ассоциа­ции, возникшие у него в связи с этим вопросом (1 ученик работает у доски).

лесная полянка место, где родился и

первая учительница пригодился

река родная школа

поле мама

лес Малая родина папа

березонька под окном бабушка

май дедушка

скворечник со скворцами тропинка в школу

любимые цветы ключи

колыбельная, песня матери детство

После обсуждения кластера №1 учитель обращается к учащимся с вопросом:

— Чем она (малая родина) запомнится вам?

Составление кластера №2. (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

ярким солнцем на Саланке улыбкой и заботой матери

тропинкой во ржи Чем запомнится добротой и любовью бабушки играми во дворе малая родина? богатым урожаем в огороде

румяными яблоками добротой учителей

(слайд №3: стихотворение З.Александровой «РОДИНА»

II. Осмысление текста.

(текст находится у каждого ученика на парте)

Моя малая родина

Актриса не могла разломить краюху хлеба так, как её разломила когда-то сибирская крестьянка на перроне. Актриса очень старалась, но в пальцах была ложь. И тогда за плечом оператора я увидел в толпе лю­бопытную старуху. У неё были глаза женщины, отстоявшей в тысяче очередей. Её не нужно было переодевать, потому что в восемьдесят тре­тьем году она была одета точно так же, как одевались в сорок первом.

— Может быть, попробуете вы? — тихо спросил я. Она взяла узе­лок с краюхой и присела на мешок, прислонённый к бревенчатой стене железнодорожного склада. Не обращая никакого внимания на стрекот включившейся камеры, она не просто посмотрела на стоявшего перед ней мальчика, а увидела его и поняла — он голодный.

— Иди сюда, сынок, — не произнесла, а вздохнула она и стала развя­зывать узелок. Она разламывала хлеб, чувствуя каждую его шершавинку пальцами. Точно разделив пополам краюху, она протянула её мальчику так, что бы не обидеть жалостью. А потом, легонько поправив левой рукой се­дые волосы, выбившиеся из-под платка, поднесла правую ладонь лодочкой ко рту так, чтобы не выпало ни одной крошки, — слизнула их, неотрывно глядя на жадно жующего мальчика, но не преодолела жалости, всё-таки прорвавшейся из полыхнувшей мучительной синевой глаз. Оператор зап­лакал, а у меня исчезло ощущение границ между временами, между людь­ми, как будто передо мной была та самая сибирская крестьянка из моего детства, протягивающая мне половину краюхи той же самой рукой с тём­ными морщинами на ладони, с бережными бугристыми пальцами, на од­ном из которых тоненько светилось дешёвенькое алюминиевое колечко.

(236 сл.) (По Е. Евтушенко)

Учитель просит учащихся обратить внимание на то, чем запомни­лась автору текста «Моя малая родина» Е. Евтушенко его детство.

Учитель читает текст, учащиеся повторно прочитывают его, состав­ляя кластер №3.

мучительной синевой дешёвеньким алюминиевым

глаз сибирячки колечком

отношением к хлебу Чем запомнилась глазами сибирской

старой женщины малая родина крестьянки

умением старой женщины (детство) рукой с тёмными

не обижать жалостью Е.Евтушенко? морщинами на ладони

отношением к хлебу бережными бугристыми

старой крестьянки пальцами

Повторное чтение текста с пометками, учащиеся отмечают в нём понравившиеся слова, предложения, новое и то, над чем хотели бы по­размыслить, в чём хотели бы разобраться, делая пометки знаками: «+,?,!». (Метод—«Инсерт»):

понравившиеся места—знак«!»

новые знания—знак«+»

место текста, над которым хотели бы поразмыслить знак «?»

II. Размышление над текстом.

Учитель ставит перед учащимися вопросы:

1. В каких строках выражена основная мысль текста?

Учащиеся выписывают из тек­ста понравившиеся слова, словосочетания, предложения, дают их толкование.

Ключевые слова, словосочетания и предложения данного текста.

Мое толкование

1. Актриса очень старалась, но в пальцах была ложь.

Это предложение имеет переносный смысл. На самом деле пальцы не могут иметь ложь. Актриса не смогла сыграть роль бедной крестьянки, которая не очень голодна, так как она не знает, что такое голод

2. Глаза женщины, отстоявшей в тысячах очередей.


Во время войны люди голодали, они стояли в очередях за хлебом.

3. Она разламывала хлеб, чувствуя каждую его шершавинку пальцами. Точно разделив пополам краюху, она протянула ей мальчику так, чтобы не обидеть жалостью.

Хлеб ценится как жизнь. Ведь именно он давал людям возможность жить. Эти строки говорят о большом уважении к хлебу. Если бы женщина показала мальчику свою жалость к нему, он бы понял всю свою безысходность.

4. Поднесла правую ладонь лодочкой ко рту так, чтобы не выпало ни одной крошки, слизнула их, неотрывно глядя на жадно жующего мальчика.


Я представляю старую, плохо одетую женщину, жадно смотрящую на хлеб. Она поднесла ладонь ко рту лодочкой, чтобы не уронить ни крошки хлеба. Это говорит о том, что она знает цену хлеба. Прочитав это предложение, мы можем сказать, в какое страшное время она жила.

5. Передо мной была та самая сибирская крестьянка из моего детства, протягивавшая мне половину краюхи той же самой рукой с тёмными морщинами…



Эти строки, говорящие о состоянии автора, рассказывают нам о его трудном голодном детстве.


6.Рукой с темными морщинами на ладони, с бережными бугристыми пальцами.

Эти руки рассказывают о том, как трудно добывать хлеб, как бесценен он. Они заставляют нас быть внимательным к людям земли.

7. Увидела и поняла – он голодный.

И у этой женщины усталые, но не потерявшие надежду глаза.



2. Какие пословицы о родине, хлебе можете привести?

(слайд №4:пословицы о родине, хлебе)

Родина – мать, умей за нее постоять

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха

На родной стороне и камешек отрастает

И хлеб по своей стороне скучает

Хлеб - всему голова

Хлеб-соль и разбойника убивает

Хлеб да соль – и обед пошел

Без хлеба смерть, без соли смех

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь

Худ обед, когда хлеба нет

3. Как относятся к хлебу в вашей семье? Кто относится бережнее? Почему?

(ответы учеников)

Работа по электронной презентации «Моя малая родина»:

слайд №5: картина И.И.Шишкина «Рожь»

слайд №6: фотоснимок «Уборка урожая»

слайд №7: картина Т.Яблоньской «Хлеб»

1V. Работа над орфограммами и пунктограммами.

Безударные гласные Не с глаголами




Разломить, моя. тогда, плечом, оператора, любопытную, отстоявшей, переодевать, попробуете, спросить, прислонённой, лодочкой, оператор...


Не могла, не обращая, не произнесла, не обидеть, не выпало, не преодолела.

Сложные предложения

Актриса не могла разломить краюху хлеба так, как ее разломила когда-то сибирская крестьянка на перроне.

Актриса очень старалась, но в пальцах была ложь.

Предложения с однородными членами.

Она взяла узелок с краюхой и присела на мешок, прислоненной к бревенчатой стене железнодорожного склада.

V. Составление синквэйнов учащимися (слайды №8, №9).

Примеры синквэйнов, подобранных детьми.

Родина, Родина,

большая, малая, любимая, славная,

светится, расцветает, бережет, богатеет, улыбается, помогает,

Родина – моя вторая мать. Родина у всех одна.

Солнце. Мама.

Родина, Родина,

красивая, любимая, добрая, сердечная,

молодеет, растет, ширится, помогает, славит, бережет,

Родина – это мать – земля. Родина – мать, подает клад.

Солнце. Хлеб.

V1. Домашнее задание: сочинение «Я берегу мою малую родину» или «Отношение к хлебу в нашей семье как к главному богатству Родины».

(слайд № 10)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск