Скачать 88.96 Kb.
|
Доклад V Съезд учителей Томской области Взаимодействие учителя и семьи в формировании культуры здорового образа жизни в общественно-активной школе. Чехунова Т. И., учитель физической культуры МАОУ СОШ №37 г. Томска Уважаемые делегаты съезда! В сентябре 2011 года по приглашению из Министерства образования и науки Российской Федерации мне посчастливилось стать участником III Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава» в г. Саранске в Мордовии (далее – Форум). В рамках программы Форума Министерством образования и науки Российской Федерации была проведена Всероссийская научно-практическая конференция учителей физической культуры «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта» и круглый стол «Совершенствование физического воспитания и преподавания физической культуры на ступени начального общего образования как основополагающий фактор развития системы физкультурно-спортивного воспитания обучающихся». На Форуме рассматривались стратегические вопросы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период с 2011-2020 год. На Всероссийской научно-практической конференции учителей физической культуры Паршиковым А.Т., директором департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации, доктором педагогических наук, были представлены основные направления развития системы физкультурно-спортивного воспитания: модернизация и внедрение инновационных подходов к преподаванию физической культуры, совершенствованию кадрового потенциала, организации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности, развитие материально-технической физкультурно-спортивной базы общеобразовательных учреждений. Отмечено, что учителю физической культуры отводится особая связующая и направляющая роль в происходящих процессах по сохранению и укреплению здоровья школьников, реализации воспитательных аспектов, возможности привлечения других педагогов и родителей учащихся для достижения поставленных целей. Основной формой обучения и воспитания остаётся урок. С этого учебного года введён третий час физической культуры с 2 по 11 класс, что является важной частью модернизации системы преподавания физкультуры в школе. Появление данной инновации обусловлено повышением внимания к сохранению и укреплению здоровья школьника, необходимостью преодоления гиподинамии у обучающихся. В основных направлениях реформы школьного образования предусмотрена тенденция к ежедневным занятиям физическими упражнениями, где каждый ученик будет овладевать знаниями в области гигиены, медицины, физиологии, чтобы знать свой организм и уметь поддерживать его в порядке. Как часть общей культуры человека – физическая культура всё больше и больше приобретает жизненно важное значение. На первый план вышла забота о поддержке, сохранении и формировании здоровья школьников. На современном этапе сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны – ухудшение здоровья школьников, снижение их двигательной активности (отмечается статистикой, педагогами, родителями), с другой - стремление у некоторых учителей получить высокий спортивный результат на соревнованиях любой ценой. Необходимо отметить то, что уроки физической культуры в своём большинстве имеют явно выраженную спортивную направленность (и это притом, что в большинстве в классах преобладает количество обучающихся с подготовительной, иногда и специальной медицинской группой). Иногда из-за чрезмерного, силового («ученик должен») навязывания спорта пропадает желание заниматься физической культурой и участвовать в соревнованиях у некоторых, часто перспективных учеников. Есть ещё одна причина спортивной, а не оздоровительной направленности: эффективность работы педагога и его стимулирующая составляющая часто оцениваются только по количеству занятых призовых мест, кубков и грамот на соревнованиях. Необходимо урочные и внеурочные занятия физкультурой сделать привлекательными для школьников, чтобы физкультура стала серьёзной альтернативой вредным привычкам. В данном направлении должен идти весь коллектив ОУ, только совместная работа педагогического коллектива может дать ощутимые результаты. Считается, что особая роль в достижении цели воспитания здорового ребёнка принадлежит семье, но практика жизни показывает, что невысокий культурный и образовательный уровень значительной части родителей, их загруженность работой, бытовая неустроенность и неподготовленность в вопросах физического воспитания не позволяют рассчитывать на хорошие результаты в этом деле. Из личного опыта. Необходимо оказывать консультативную помощь родителям в формировании у ребёнка культуры здорового образа жизни, проводить открытые уроки для родителей. На родительских собраниях представлять презентации по итогам соревнований, спортивных конкурсов и других спортивных событий, программы по внеклассной работе, видеосюжеты уроков и спортивных мероприятий, привлекать родителей в качестве участников, помощников и судей на соревнованиях. Стремительно развивается спорт, появляются новые виды и направления, и только физкультура остаётся консервативной. В рекомендуемых программах как и много десятилетий назад всё те же разделы: лёгкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол), гимнастика (условия в большинстве школ отсутствуют) и лыжная подготовка. Среди современных школьников большой популярностью пользуются новые виды физической культуры и спорта, что необходимо учитывать при планировании и структурировании учебного материала, в вариативной части, и особенно во внеклассных формах деятельности. Для освоения современных видов спорта и методики тренировок необходимо проводить специальные тематические курсы повышения квалификации учителей физкультуры. Для мотивации к занятиям физической культурой, повышения качества урока, проведения тестирования по теории физической культуры необходимо использовать современные ИКТ. Для этого нужно иметь в спортивном зале музыкальный центр, видеоаппаратуру, компьютер или ноутбук, множительную технику. Результатом повышения мотивации к урокам физической культуры является вдумчивое отношение к своему организму и процессам, происходящих в нём, желание ребят узнать больше о контроле над своим телом, о здоровом образе жизни, самостоятельная творческая работа над тем, что больше всего их заинтересовало. Основываясь на многолетнем личном опыте применения ИКТ можно сказать, что всё это в том числе пробудило желание у подростков к детальному изучению происходящих с ними процессов и участию в научно-практических конференциях. Необходимо изменить оценку эффективности работы учителя, учитывать отношение детей к предмету, посещаемость урока, вовлеченность во внеклассные спортивные мероприятия и динамику развития личных результатов школьников по предмету физическая культура. Однако, не все руководители О.У. заинтересованы в создании условий для занятий физической культурой, поэтому считаю, что при определении рейтинга ОУ необходимо учитывать результаты учебной деятельности по предмету физическая культура, наличия и качества проведения физкультурно-спортивной деятельности внутри учреждения, участия (а не только призовые места) школьников в соревнованиях и спортивных конкурсах различного уровня. Необходимо отметить, что на всех уровнях говорится о катастрофическом ухудшении здоровья школьников (по данным ВОЗ) ДО 70 % учащихся имеют различные заболевания. В каждом классе имеются дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной медицинской группе. Соотношение школьников в этих группах по статистике в среднем составляет 6:3:1. А это предъявляет соответствующие требования к количеству и подготовленности учителей физкультуры. Учитель, занимающийся с ослабленными детьми, должен пройти специальную профессиональную подготовку. Необходимо, чтобы в общеобразовательных учреждениях была налажена система занятий в специальных медицинских группах (СМГ) для учащихся, имеющих хронические заболевания, и по состоянию здоровья которым рекомендованы занятия именно в таких группах. Чаще всего проблема этих детей не решается. Создаётся ещё одна парадоксальная ситуация: такие учащиеся, как правило, сидят на скамейке во время урока физкультуры, либо совсем не посещают его. С целью выявления причин отсутствия занятий физической культурой с учащимися, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, мной был проведён опрос учителей общеобразовательных учреждений (n= 45). Анализ результатов опроса показал, что отсутствие занятий в общеобразовательных учреждениях объясняется следующими главными причинами:
Реализация принципа «Физкультура без освобождённых!», лежащего в основе современного преподавания физкультуры в школе, может быть обеспечена только при комплексном подходе. Для решения этой проблемы можно объединить усилия основного и дополнительного образования. Такой положительный опыт был представлен на круглом столе, проходившем в рамках Форума представителями Департамента образования города Москвы М.А. Грибачёвой и В.А. Круглых по реализации программы «Интегративный курс физического воспитания учащихся начальной школы на основе футбола». У нас, в городе Томске имеется положительный опыт реализации интегративной «Авторской программы по общей физической подготовке для обучающихся 1-9 классов», Чехунова Т.И., Чехунова Н.С., Чехунова Т.И., реализованной совместно МОУСОШ № 37 и ДООПЦ «Фортуна» и реализации «Авторской программы для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе», Чехунова Т.И., Слесарева И.В. Основным решением проблемы считаю введение в вариативную часть недельного учебного плана 0,5 часа на специальную медицинскую группу и систематическое проведение курсов повышения квалификации по этому направлению для учителей физической культуры. Следующая проблема- доступность спортивных объектов для школьников. Считаю жизненно важным, создание и реализацию областных или муниципальных проектов по обучению плаванию школьников, так как большая часть детей не может посещать бассейн по финансовым причинам. Здесь важно наладить взаимодействие между Департаментом общего, дополнительного образования и Департаментом по молодёжной политике, физической культуре и спорту. Школа в микрорайоне является местом шаговой доступности для местного сообщества для занятий физическими упражнениями. Важное значение на современном этапе имеет воспитание гражданской позиции у обучающихся средствами физической культуры. Цель: воспитание человека - думающего о будущем своей страны и своем будущем, которое во многом зависит от состояния здоровья, профессионального и духовного развития. Занятия физкультурой, выбор ЗОЖ, должен стать личностно-значимым для каждого школьника. Эффективность занятий сразу же возрастает, если учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Именно сейчас учителям необходимо придавать обучению инструктивный характер. При таком подходе к обучению создаётся основа для разумных (осознанных) самостоятельных занятий, что в свою очередь активизирует двигательный и познавательный режим школьника, облегчает решение образовательных и воспитательных задач. Из личного опыта. Наша школа 37 г. Томска участвует в движении ОАШ. За 3 года были созданы и реализованы 7 проектов: «Мы выбираем здоровый образ жизни!», «Подружись со спортом!», «Лёгкая атлетика – королева спорта», «Игротека для малышей», «Моя прекрасная няня», «Спорт – это мы, мы - это Россия!», «Мы – Россияне!». В разработке, реализации проектов, и участии в них приняли более 3000 детей из 8 учебных и дошкольных учреждений это: МОУСОШ №37, МОУСОШ №36, МОУ гимназии №13, ДОУ №51, школа-интернат №1, областной «Дом Малютки». Социальными партнёрами стали МОУСОШ №37, МОУ гимназии №13, МОУДОД «Кедр», ДООПЦ «Фортуна», ООО «Компания Эскимос». Во время работы над проектами инициативная группа прошла обучение в рамках проекта «Школа РОСТа» (при финансовой поддержке Совета по международным исследованиям и обменам АЙРЕКС), региональным координатором которого являлся ОГУ «РЦРО». В результате чего социальные проекты «Моя прекрасная няня», «Игротека для малышей», «Спорт – это мы, мы – это Россия!», «Мы – Россияне!» были осуществлены и получили финансирование по программе реализации социальных проектов КРМОО «Сотрудничество» при поддержке АЙРЕКСа. Цели проектов: получение знаний и навыков проектной деятельности педагогами и обучающимися школы, установление отношений с социальными партнерами для решения проблем местного сообщества, в том числе и средствами физической культуры. Все проекты с 2007 по 2011 годы были представлены на международном, всероссийском, региональном, областном, городском уровнях, где была отмечена их актуальность и технологичность. В заключении хочется особо подчеркнуть, что строить образовательно-воспитательную деятельность в общеобразовательном заведении, независимо от используемых технологий и методов, следует на принципах гуманности и демократизма. Под этим понимается человеколюбие, признание ценности отдельного человека, уважение его достоинств, права на свободное развитие, проявление способностей. Алгоритм: компетентный учитель, здоровый и счастливый ребёнок, довольный родитель, здоровое гражданское общество, крепкое государство. |
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... | Здоровье будущих поколений Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни... Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных... | Роль семьи в формировании здорового образа жизни в мбоу сош №3 г. Мамадыш В практике современной школы традиционно сложилась форма работы школы с родителями – родительское собрание | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В прошлом учебном году городское методическое объединение учителей физической культуры в рамках темы: «Методы обучения и воспитания... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79 Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу... | Результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Родительские собрания 1-4 классов «Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни ребенка» | Рабочая программа по пропаганде здорового образа жизни для 5 -7 классов составлена на базе В настоящее время только незначительная часть выпускников полностью здоровы, вот почему соответствующее воспитание в школе и пропаганда... | ||
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом... | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся... | ||
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового... Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих... | Программа формирования здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... |