Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по здорового образа жизни для 4 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования по основам здорового образа жизни (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования .
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни. Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы: любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Общая характеристика учебного предмета.
Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность. Специфические особенности курса основы здорового образа жизни в 4 классе:
1. Привлечение внимания детей к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья.
2. Формирование осознанного выбора здорового образа жизни.
3. Формирование понимания ценности здоровья и здорового образа жизни.
Уроки здорового образа жизни в третьем классе могут быть разнообразными по структуре, методам и приемам: нетрадиционные по форме уроки (уроки-конкурсы, уроки-утренники, уроки-сказки, уроки-творчества и т. д.), проверочные уроки Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Целью учебного курса «Основы здорового образа жизни» является сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Формировать у школьников отношение к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
Рабочая учебная программа курса «Основы здорового образа жизни» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения в современной начальной школе.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий
Урок – игра
Урок – путешествие
Урок – защита проекта (ЗП)
Урок - экскурсия
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные,
групповые,
фронтальные.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
• Тестирование
Направления реализации программы.
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. В здании МОУ СОШ п. Лопуховка созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая.
2. Использование возможностей УМК «Начальная школа 21 века» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Начальная школа 21 века».
Для реализации программного материала используется : рабочая тетрадь «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г
Данная программа состоит из 5-ти блоков:
Этический блок (4 ч)
Психологический блок (12 ч)
Правовой блок (6 ч)
Семьеведческий блок (6 ч)
Медико-гигиенический блок (6 ч)
Для проверки знаний, умений включены тестовые задания и контрольные работы после изучения блоков.
Ожидаемые образовательные результаты:
К концу 4 класса обучающиеся будут иметь:
представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
Уметь:
осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
Знать:
о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
элементарные навыки эмоциональной разгрузки (релаксации);
навыки позитивного коммуникативного общения;
об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
Уметь:
безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Изучение основ здорового образа жизни в 4 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, социокультурной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений;
- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, здоровому образу жизни в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа посёлка Лопуховка
Аткарского района, Саратовской области.
Согласовано « Утверждаю»__________________
на методобъединении директор МОУ СОШ п. Лопуховка
«____»________________2013 г. __________________________
Председатель методического приказ №____ от «___»_______2013г.
объединения_________________
Рабочая программа по основам здорового образа жизни
для 4 класса на 2013-2014 учебный год
Региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2008 г.
Разработчик программы
учитель начальных классов
Иванова Ольга Валентиновна
Педагогический стаж - 30 лет
первая квалификационная категория
2013 год
Тематическое планирование уроков ОЗОЖ в 4 классе
№ п/п
дата
| Тематический блок, тема учебного занятия
| Количество часов
| 1
| Развитие жизни на Земле Урок - путешествие
| 1
| 2
| Представление о смысле жизни Урок с использованием ИКТ
| 1
| 3
| Уникальность и неповторимость всех форм жизни
Урок с использованием ИКТ
| 1
| 4
| Самоценность личности
| 1
| 5
| Манипуляции в общении
| 1
| 6
| Умей сказать нет Урок с использованием ИКТ
| 1
| 7
| Мои поступки Урок с использованием ИКТ
| 1
| 8
| Дурные привычки и моё отношение к ним Урок - защита проекта
| 1
| 9
| Дурные привычки и моё отношение к ним Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 10
| Как мы видим друг друга Урок с использованием ИКТ
| 1
| 11
| Дружба и что значит настоящий друг Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 12-13
| Агрессия – формы проявления Урок с использованием исследовательской деятельности
| 2
| 14
| Как справиться с гневом Урок с использованием ИКТ
| 1
| 15
| Итоговая контрольная работа Урок контроля
| 1
| 16
| Игры и упражнения на расслабления мышц Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 17
| Гражданин и государство Урок с использованием ИКТ
| 1
| 18
| Права и обязанности граждан России Урок с использованием ИКТ
| 1
| 19
| Что значит быть и жить в настоящем времени Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 20
| Я умею обижаться
| 1
| 21-22
| Что значит победить другого человека Урок с использованием исследовательской деятельности
| 2
| 23
| История создания праздников Урок - защита проекта
| 1
| 24
| Общенародные и государственные праздники
| 1
| 25
| Семейные праздники в традициях народов
| 1
| 26
| Традиции в моей семье Урок - защита проекта
| 1
| 27-28
| Этика проведения праздников Урок с использованием ИКТ
| 2
| 29
| Окружающая среда и здоровье человека Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 30
| Как оценить количество и качество своего здоровья
Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 31
| Мониторинг физического здоровья
| 1
| 32
| Значение зрения для человека Урок с использованием ИКТ
| 1
| 33
| Резервный урок.
Профилактика возникновения нарушений зрения
| 1
| 34
| Резервный урок.
Итоговая контрольная работа
| 1
|
Тематическое планирование уроков ОЗОЖ в 4 классе
№ п/п
дата
| Тематический блок, тема учебного занятия
| Количество часов
| 1
| Развитие жизни на Земле Урок - путешествие
| 1
| 2
| Представление о смысле жизни Урок с использованием ИКТ
| 1
| 3
| Уникальность и неповторимость всех форм жизни
Урок с использованием ИКТ
| 1
| 4
| Самоценность личности
| 1
| 5
| Манипуляции в общении
| 1
| 6
| Умей сказать нет Урок с использованием ИКТ
| 1
| 7
| Мои поступки Урок с использованием ИКТ
| 1
| 8
| Дурные привычки и моё отношение к ним Урок - защита проекта
| 1
| 9
| Дурные привычки и моё отношение к ним Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 10
| Как мы видим друг друга Урок с использованием ИКТ
| 1
| 11
| Дружба и что значит настоящий друг Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 12-13
| Агрессия – формы проявления Урок с использованием исследовательской деятельности
| 2
| 14
| Как справиться с гневом Урок с использованием ИКТ
| 1
| 15
| Итоговая контрольная работа Урок контроля
| 1
| 16
| Игры и упражнения на расслабления мышц Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 17
| Гражданин и государство Урок с использованием ИКТ
| 1
| 18
| Права и обязанности граждан России Урок с использованием ИКТ
| 1
| 19
| Что значит быть и жить в настоящем времени Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 20
| Я умею обижаться
| 1
| 21-22
| Что значит победить другого человека Урок с использованием исследовательской деятельности
| 2
| 23
| История создания праздников Урок - защита проекта
| 1
| 24
| Общенародные и государственные праздники
| 1
| 25
| Семейные праздники в традициях народов
| 1
| 26
| Традиции в моей семье Урок - защита проекта
| 1
| 27-28
| Этика проведения праздников Урок с использованием ИКТ
| 2
| 29
| Окружающая среда и здоровье человека Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 30
| Как оценить количество и качество своего здоровья
Урок с использованием исследовательской деятельности
| 1
| 31
| Мониторинг физического здоровья
| 1
| 32
| Значение зрения для человека Урок с использованием ИКТ
| 1
| 33
| Резервный урок.
Профилактика возникновения нарушений зрения
| 1
| 34
| Резервный урок.
Итоговая контрольная работа
| 1
| |