Скачать 66.34 Kb.
|
ГБОУ ООШ с. Мокша ДОКЛАД «О введении курса «ОРКСЭ»: ключевые проблемы» Учитель начальных классов: Барсукова О.В. с. Мокша 2012 г. Внедрению нового школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала длительная подготовка, все необходимые требования по организации к апробации учебного курса были соблюдены. В новом 2012-2013 учебном году данный курс был введён (наряду с другими ОУ РФ) в учебный план ГБОУ ООШ с. Мокша. Курс предложен для изучения учащимися четвёртых классов и включает в себя шесть модулей, одним из которых является модуль «Основы светской этики». Данный модуль культурологический и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностей, светских традиций, на понимание их значений в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Поскольку курс ОРКСЭ носит познавательный культурологический характер, то в нем много внимания уделяется патриотическому воспитанию, воспитанию терпимости к людям разных взглядов и конфессий. Для преподавания ОРКСЭ разработан учебно-методический комплект, в том числе и к модулю «Основы светской этики». Он включает в себя: программу, книгу для учителя, учебник, книгу для родителей, мультимедийный диск. Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учебнику, в котором есть интерактивные модели по темам, иллюстративный ряд, разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Контроль» и «Тренажер», «Исторические факты». Вместе с тем, затрудняют работу: мелкий шрифт, невозможность увеличения шрифта. В электронном приложении не достает отрывков из фильмов, авторского чтения художественных произведений, мал иллюстративный ряд. Возможность пользоваться данным диском есть у каждого школьника. Учебники в основном соответствуют возрастным особенностям младших школьников. Однако, иллюстрации в учебнике не всегда соответствуют теме урока, желательно, чтобы материалы учебника были дополнены отрывками из художественных произведений по темам, терминологическим словарём. Также с целью организации творческих работ, усвоения основных понятий, контроля я считаю, что необходимы рабочие тетради к учебнику. Рабочие тетради позволят организовать смену деятельности школьников на уроках, использовать разнообразные формы работы. Все родители обучающихся 4 класса были ознакомлены с книгой для родителей, в которой раскрываются структура и содержание курса, актуальность данного курса. Особое место в книге отводится главе «Взаимодействие школы с семьей», даны практические советы, как помочь ребенку в изучении курса. По результатам опроса родителей можно сделать вывод, что книга дала возможность осмыслить значимость данного курса, как курса, который позволяет совместно с родителями решать проблемы воспитания ребят. Книга для учителя содержит материалы по истории религии, основным религиозным направлениям, специальный раздел посвящен светской этике. В данном разделе содержатся материалы непосредственно для учителя, но нет практических рекомендаций по урокам, недостаточно литературное сопровождение. Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, С которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство. Так, например, познакомившись на третьем уроке (тема «Культура и мораль») с определением и особенностями морали, на 11 уроке (тема «Моральный долг») понятие «мораль» связывается с понятием «долг», а на 15 уроке уточняются моральные качества человека. Это только единичный пример, а их можно привести целую серию. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы: Метод моральных дилемм и дискуссий - создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Эвристические методы - методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Исследовательский метод - при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Хотелось бы сказать об отношении детей к данному курсу. В классе, в котором я работаю, шесть человек. С первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют рисунки, подбирают примеры, сочиняют рассказы. Особый интерес у детей вызвало такая форма работы как проект. На сегодняшний день каждый подготовил проект на тему «Добро и зло», начата работа по подготовке нового задания по проектированию (проблема - добродетели и пороки). В нашем классе ребята изучают модуль «Основы светской этики». Ребята обмениваются информацией, которую узнают на уроках курса ОРКСЭ, делятся впечатлениями. Сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Моя работа в рамках модуля проходила в несколько этапов. Первый этап подготовительный прошел в апреле месяце. Было проведено родительское собрание по теме «Введении курса ОРКСЭ в образовательные учреждения РФ». Тогда же было проведено анкетирование родителей по выбору модуля и отношению к введению курса. Единогласным был выбор модуля «Основы светской этики». Анкетирование показало, что родители, в полной мере не владели информацией о содержании курса и еще не сформировали собственное отношение к нему. На втором основном этапе, в мае месяце, было проведено родительское собрание по теме «Курс основы религиозных культур и светской этики»- требование времени». Цель которого - знакомство с курсом ОРКСЭ и модулем «Основы светской ЭТ~КИ», структурой, основным содержанием предмета, с тем, как будет организовано его изучение. В самом начале текущего учебного года (03.09.2012) прошло третье родительское собрание, одним из вопросов которого было обсуждение курса ОРКСЭ в 4 классе, а также проводилось повторное анкетирование, где родители высказали свое мнение об организации курса ОРКСЭ, о выборе учебного модуля, об учебниках, и т.д. По мнению родителей данный курс необходим и не должен ограничиваться одним годом обучения, а иметь продолжение в старших классах. Прогнозируемыми результатами занятий по основам светской этики в 4 классе предполагается обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях. В метапредметном плане должно ярко проявится умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. Проведённый анализ итогов серии родительских собраний и первых уроков по выбранному модулю, позволяют свидетельствовать о значимости данного курса для решения задач начального образования, его концептуальном единстве со стандартом второго поколения (ФГОСТ) и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Я уверена: сегодня никто не сомневается, что преподавание знаний по основам религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. |
Доклад руководителя мбоу «Большанская оош» Мбоу «Большанская оош» Прохоровского района Белгородской области за 2011-2012 учебный год | Доклад директора мбоу «Шатракасинская оош» Мбоу «Шатракасинская оош» Моргаушского района Чувашской республики по итогам работы 2012-2013 учебного года | ||
Доклад гбоу сош №1883 «Бутово» (2013-2014 учебный год) Гбоу сош №1883 «Бутово» имеет лицензию на ведение образовательной деятельности по следующим образовательным программам | О подведении итогов районного этапа регионального конкурса Мбоу сош №1 г. Спасска (директор Денисова О. А.), Мбоу оош г. Спасска (директор Герасина Г. М.), Мбоу оош с. Липлейка (директор Филина... | ||
Гбоу спо со «Режевской многопрофильный техникум» Согласовано: Утверждаю Публичный доклад гбоу спо со «Режевской многопрофильный техникум» является аналитическим отчетом о деятельности образовательного... | Доклад за 2012 -2013учебный год мбоу «Елунинская оош» Учебный план и образовательные программы, реализуемые оу. Режим работы учреждения | ||
Доклад гбоу дод дюц московского района спб «цфкс и З» (далее Центр) Доклад адресован родителям, выбирающим для своего ребенка учреждение дополнительного образования, а также детям, желающим заниматься... | План мероприятий «Месячника безопасности детей» в гбоу оош №28 города Сызрани № п/п Подготовка приказа об организации работы по обеспечению безопасности детей в начале учебного года | ||
Доклад о состоянии и деятельности мбоу бачкеевской оош за 2012 2013 учебный год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бачкеевская основная общеобразовательная школа | Гбоу оош №2 г. Отрадный Психофизиологическая мыслительная деятельность... Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт | ||
Сроки проведения Гбоу оош с. Старое Максимкино обеспечено необходимым методическим материалом по предупреждению и профилактике безопасности дорожного... | Запорожцева Галина Юрьевна Учитель обществознания гбоу оош с. Четыровка... Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках обществознания и во внеурочной... | ||
Приказ от 31 августа 2013 года №216 -од Об организации учебно-воспитательного... Основная общеобразовательная школа пос. Приморский муниципального района ставропольский самарской области | Публичный отчёт мбоу оош №109 за 2011 2012 учебный год Введение ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интернет гбоу оош №4 городского округа Отрадный, в дальнейшем «Положение», сформировано в соответствии с законодательством РФ и определяет... | Публичный доклад директора маоу оош г. Зеленоградска (Прогимназия... Базовый учебник Информатика и икт 9 класс. И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова бином. Лаборатория знаний,... |