Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов





Скачать 174.23 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Дата публикации22.08.2014
Размер174.23 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  • Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. Москва, «Дрофа», 2010 год.

  • Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Для реализации рабочей учебной программы используется учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.» А.С.Питерских, Москва, «Просвещение», 2009 год

Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта; программы регионального компонента основного общего образования (базовый уровень) Архангельской области. Курс рассчитан на 34 часа из расчёта 1 час в неделю с использованием методов и приёмов активного обучения.


Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования. Программа отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно – прикладное искусство помогают детям познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности и развивать художественные способности. Изобразительное искусство как предмет в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы должен способствовать интеллектуальному развитию, активизации творческих способностей и формированию художественно - эстетических потребностей учащихся независимо от того, кем они станут в дальнейшем.

Главная роль художественного образования – формирование духовной культуры личности, овладение национальным культурным наследием, приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного. Северное народное искусство рассматривается как сокровищница русской культуры.



В основу программы положены:

- Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- Приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи,еграфики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

- Овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

- Ориентация на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству.

- Систематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам патриотического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников.

- Единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.

- Яркая выраженность познавательно – эстетической сущности изобразительного искусства за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности.

- Система учебно–творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания.

- Система межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их вязь с жизнью.

- Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве с 5 классом.

- Направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально – эстетического и нравственно – оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Основными задачами преподавания «Изобразительного искусства» в 8 классе являются:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства, формирование основ реалистического искусства, навыков рисования с натуры, по памяти по представлению,

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся,

- понимание особенностей декоративно – прикладного искусства, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного творчества,

- проявление наблюдательности, эрудиции, фантазии при выполнении художественных работ,

- развитие изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству,

Достижение поставленных целей и задач реализуется с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства. Эффективность обучения изобразительному искусству зависит от разработанных наглядных пособий, педагогического рисунка, интересных содержательных бесед с учащимися, межпредметных связей, овладения различными техниками рисования. Основной формой обучения является изобразительная практика во время каждого урока изобразительного искусства.

На уроках обеспечивается развитие художественных умений и навыков, углубление основ знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно – прикладного искусства, даётся возможность почувствовать всё цветовое многообразие окружающего мира через личное восприятие, занятия помогают становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус. Особое внимание уделяется изучению новых композиционных закономерностей, средств художественной выразительности, правил изображения.

Программа предусматривает следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий должны дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учётом особенностей времён года и интересов учащихся.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, акрил, гуашь, уголь, перо и т. д.

В программе учтён региональный компонент, без которого обучение изобразительному искусству будет оторвано от реальной жизни. Знакомство детей с русским искусством должно вестись в тесной связи с местными национальными особенностями изобразительного искусства, с традициями народных художественных ремёсел. Главное, чтобы школьники осознали место искусства Архангельской области в общей мировой художественной культуре, вклад в мировую сокровищницу культурных ценностей и сами попытались создать рисунки, радующие глаз своей красотой, детской непосредственностью и художественной выразительностью.

На уроках изобразительного искусства дети получают знания, которые усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют. Критериями проверки работ учащихся служат художественно – творческие задачи, поставленные на проведённых уроках ИЗО, а так же самооценка детей, что является одним из условий формирования у школьников рефлексивного поведения и способствует формированию у них учебных умений.

На уроках изобразительного искусства предусмотрены следующие виды контроля:

  • Проверка практических работ;

  • Устная проверка;

  • Самоконтроль;

  • Предварительный контроль (сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерить «прирост» знаний, определение степени сформированности умений и навыков;

  • Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка);

  • Периодический контроль (позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета);

  • Итоговый контроль (направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков).

 Критерии оценки знаний и умений обучающихся:

«5»

  • Соблюдение законов композиции. Определение геометрического композиционного центра. Размеры изображаемых объектов и их расположение на листе достигают гармонии равновесия, и выразительности .

  • Линейно - конструктивное построение формы предметов. Учет перспективных сокращений (ракурсов), конкретизация формы, пропорциональные отношения предметов между собой, выявление характерных качеств натуры, разбор и прорисовка деталей .

  • Выявления формы предмета. Передача светотеневых и цветовых отношений в зависимости от силы освещения, соблюдение законов воздушной перспективы, приведение к целостности и единству, выявление главного .

  • Соблюдение особенностей декоративных композиций. Выбор декоративных мотивов и разработка орнаментальной формы; соподчинение декоративных элементов; целостность изображения; умение выявлять особенности материала, чувствовать цвет, ритмическую связь линий, форм .

  • Косвенные показатели, влияющие на оценку. Проявление познавательного интереса. Проявление познавательного творческого интереса к изучаемому предмету, новой техники, технологии; постоянное стремление выполнять более сложные задания.

«4»

  • Соблюдение законов композиции. Определение геометрического композиционного центра. Размеры изображаемых объектов и их расположение на листе достигают гармонии равновесия, и выразительности. Допускаются отдельные, несущественные ошибки, исправленные обучающимся по указанию преподавателя .

  • Линейно - конструктивное построение формы предметов. Учет перспективных сокращений (ракурсов), конкретизация формы, пропорциональные отношения предметов между собой, выявление характерных качеств натуры, разбор и прорисовка деталей. Допускаются отдельные, несущественные ошибки, исправленные обучающимися по указанию преподавателя .

  • Выявления формы предмета. Передача светотеневых и цветовых отношений в зависимости от силы освещения, соблюдение законов воздушной перспективы, приведение к целостности и единству, выявление главного. Проводится обучающимися с незначительной помощью преподавателя.

  • Соблюдение особенностей декоративных композиций. Выбор декоративных мотивов и разработка орнаментальной формы; соподчинение декоративных элементов; целостность изображения; умение выявлять особенности материала, чувствовать цвет, ритмическую связь линий, форм .

  • Косвенные показатели, влияющие на оценку. Проявление познавательного интереса, Проявление познавательного творческого интереса к изучаемому предмету, новой техники, технологии; постоянное стремление выполнять более сложные задания.

«3»

  • Соблюдение законов композиции Определение геометрического композиционного центра. Размеры изображаемых объектов и их расположение на листе не всегда достигают гармонии, равновесия и выразительности .

  • Линейно- конструктивное построение формы предметов Учет перспективных сокращений, конкретизация формы с нарушением пропорций, выявление характерных качеств натуры, прорисовка деталей слабая.

  • Выявление формы предмета. Передача светотеневых и цветовых отношений слабая, не всегда соблюдаются законы воздушной перспективы, работа не приведена к целостности и единству .

  • Косвенные показатели, влияющие на оценку. Познавательный интерес проявляется редко, стремления к выполнению сложных заданий нет.

«2»

  • Соблюдение законов композиции Геометрический и композиционный центр выявить не может. Размеры изображаемых объектов и их расположение на листе не рациональны .

  • Линейно- конструктивное построение формы предметов Учет перспективных сокращений, конкретизация формы с нарушением пропорций, отсутствие прорисовки деталей, не выявлены характерные качества натуры .

  • Выявление формы предмета Слабо выражена .

  • Косвенные показатели, влияющие на оценку. Познавательный интерес не проявляется, стремления к выполнению сложных заданий нет.

«1»

  • Соблюдение законов композиции: не соблюдены.

  • Линейно- конструктивное построение формы предметов

  • Форма предметов искажена, характерные качества не выявлены.

  • Косвенные показатели, влияющие на оценку.

  • Отсутствие интереса к предмету.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры, по представлению, по памяти - живопись, рисунок)

2. Декоративно - прикладная деятельность (декоративная работа орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий, дизайн, изобразительные техники)

3. Беседы по искусству, творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках;

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство:

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы).

- Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

- Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и г: закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

- Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

- Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно - прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д. Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале). Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией. Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процесс е учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Беседы основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т.п.), у них воспитывается бережное отношение к шедеврам мировой культуры и искусства. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в одной беседе показываются, как правило произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу учебного года учащиеся должны знать:

- социальную функцию изобразительного искусства, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца 19 – начала 20 века (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;

- последовательность ведения работы по любому виду художественно – творческой деятельности – по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

- систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- самостоятельно проводить развёрнутый анализ содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотносить их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы и иллюстрирование, декоративно – прикладная работа, дизайн);

- самостоятельно применять художественно – выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п



по

теме

Тема

Кл-во

часов

Вид

контроля







 1 четверть







1




Искусство в общей системе культуры. Виды искусства. Жанры искусства.

1

Самоконтроль

2




Гармония в композиции. Рисование узора в круге, квадрате.

1

Проверка практических работ

3

1

Рисование натюрморта.

1

Проверка практических работ

4

2

Рисование натюрморта.

1

Проверка практических работ

5

1

Культура Древнего мира. Древний Египет.

1

Самоконтроль

6

2

Путешествие в Древний Египет.

1

Проверка практических работ

7

3

Путешествие в Древний Египет.

1

Проверка практических работ

8




Рисование гипсового орнамента.

1

Проверка практических работ

9




Цветоведение. Живописные упражнения.

1

Самоконтроль







 2 четверть







10




Рисование деталей сложной формы.

1

Проверка практических работ

11

1

Культура Древнего мира. Древняя Греция.


1

Самоконтроль

12

2

Вазопись Древней Греции.

1

Проверка практических работ

13

3

ОФормление сосуда на основе элементов вазописи Древней Греции.


1

Проверка практических работ

14

1

Рисование фигуры человека.

1

Проверка практических работ

15

2

Праздник в школе. РК.

1

Проверка практических работ

16

3

Праздник в школе. РК.

1

Проверка практических работ







 3 четверть







17




Рисование улицы в перспективе.

1

Проверка практических работ

18

1

Художественная культура европейского средневековья. Романский стиль. Готический стиль.

1

Самоконтроль

19

2

Фантастический город.

1

Проверка практических работ

20

3

Фантастический город.

1

Проверка практических работ

21

1

Стилизация природных объектов. Эскиз орнамента (мотив, узор, ' орнамент).

1

Проверка практических работ

22

2

Эскиз орнамента.

1

Проверка практических работ

23

1

Самостоятельное составление композиции натюрморта из предложенных предметов.


1

Проверка практических работ

24

2

Составление композиции натюрморта.

1

Проверка практических работ

25

1

Искусство зарубежных художников конца 19-20 веков. Импрессионизм. Пуантилизм.

1

Самоконтроль

26

2

Выполнение рисунка в технике пуантилизма.


1

Проверка практических работ







4 четверть







27




Рисование интерьера (в музее и т.п.).

1

Проверка практических работ

28

1

Героичесие события ВО войны.

1

Проверка практических работ

29

2

Героичесие события ВО войны.

1

Проверка практических работ

30

1

Эскиз узора в круге.

1

Проверка практических работ

31

2

Эскиз оформления часов.


1

Проверка практических работ

32

1

Панорама родного города. РК.

1

Проверка практических работ

33

2

Панорама родного города. РК.

1

Проверка практических работ

34




Итоговый урок. Творчество великих русских художников.

1

Итоговый контроль










34





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М. В. Кармазина «Изобразительное искусство» Москва, «Дрофа», 2012год. (Комплекс учебников разработан в системе научно - педагогической школы академика В.С. Кузина на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)

  2. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. 5-8 кл., - Титул, 1996, г. Обнинск Сокольникова Н.М. Основы живописи. 5-8 кл., - Титул, 1996, г. Обнинск Сокольникова Н.М. Основы композиции. 5-8 кл., - Титул, 1996, г. Обнинск .

  3. Паранюшкин. Композиция. - Феникс, 2005, г. Ростов-на-Дону Издательская группа Паррамон Эдисионес. Все о технике: рисунок, Арт-родник, 2002, г. Москва Издательская группа Паррамон Эдисионес. Все о технике: живопись акварелью. - Арт-родник, 2002, Г.Москва

  4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 кл. - Дрофа, 200'1-, г.Москва

  5. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 кл. - Дрофа, 2005, Г.Москва

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 10 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии (приказ мо РФ от 05....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (приказ...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку составлена...
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию составлена...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск