Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Елабужского муниципального района РТ
Основная образовательная программа
начального общего образования
УМК «Школа России»
2012 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» разработана на основе:
- закона Российской Федерации «Об образовании»
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373;
- приказа Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26. 11. 2010г. «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
- Распоряжения Правительства РФ от 07.09.10 г. №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/2015 гг;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных
потребностей и запросов участников образовательных процессов;
- образовательной программы «Школа России»;
- Устава МОУ «Каширская ООШ».
Описание типа и вида ОУ.
МБОУ «Средняя общеобразовательная №11» ЕМР РТ расположена в сельском населенном пункте. Является единственным образовательным учреждением в селе. Имеет статус муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Елабужского муниципального района. Тип ОУ – общеобразовательное учреждение, вид ОУ – основная общеобразовательная школа.
Цели и задачи программы.
Цель и её обоснования. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
· становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
· формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
· духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
· укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
· любящий свой народ, свой край и свою Родину;
· уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
· любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
· владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
· доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
· выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи начального общего образования:
· Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.
· Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье.
· Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Сроки освоения программы: 2011-2015 г.г.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
· с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
· с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
· с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
· с формированием у школьника основ умения учиться к способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
· с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
· с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
· воспитание и развитие качеств личности;
· переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
· ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
· признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
· учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
· обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего и профессионального образования;
· разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:
ü с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
ü освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
ü принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
ü формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
ü изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
ü с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
1) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
2) развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Структура и содержание образовательной программы начального общего образования.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Этот результат достигается благодаря современному УМК, включающему учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающему всем требованиям Стандарта. Принципами построения УМК «Школа России» являются: приоритет воспитания в образовательном процессе, личностноориентированный и деятельностный характер обучения.
Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. В состав комплекта входят учебники по таким дисциплинам, как: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, информатика, технология, ОБЖ, иностранный (английский) язык.
Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения и других пособий, составляющие ядро и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.
Важное положение Стандарта — ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.
МБОУ «СОШ №11» ЕМР РТ располагает полным комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям ФГОС.
Этапы реализации основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников, с основными направлениями образовательной системы реализация ООП НОО условно делится на три этапа:
Первый этап
(первые два месяца 1 класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.
Цель – обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности.
| Второй этап
( II четверть 1 класса – I полугодие 3 класса).
Цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.
Этот период характеризуется тем, что:
1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов;
2) происходит формирование учебной деятельности в классе.
3) самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий он может и стремится выполнить сам, без посторонней помощи;
4) складывается коллектив класса как учебное сообщество.
| Третий этап
(II полугодие 3 года обучения – 4 год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.
Цель данного периода начального образования - построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования.
|
Условия реализации основной образовательной программы начальной общего образования.
1.Организационно-педагогические условия реализации ООП НОО:
- режим 6-дневной рабочей недели при соблюдении валеологических требований к организации учебного процесса: учебный план и расписание уроков составлены в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, не допускают перегрузки учащихся;
- организация занятий в одну;
- продолжительность уроков 1 классе по ступенчатому режиму:
Сентябрь, октябрь- 3 урока по 35 минут
Ноябрь, декабрь- 4 урока по 35 минут
Январь- май- 4 урока по 45 минут
- продолжительность уроков во 2-4 классах – не более 5 уроков по 45 минут;
- наполняемость классов 2-6 человек (2 класс-комплекта) ;
- учебный год начинается 1 сентября, заканчивается – 30 мая;
- продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2-4 – 34 недели;
- учебный год разбит на 4 четверти;
- продолжительность каникул в течение учебного года – 30 дней;
- дополнительные каникулы в 1 классе – в феврале;
- последняя учебная неделя отводится на проведение переводной аттестации без остановки учебного процесса.
Начало занятий в 8.00, до начала занятий проводится ежедневная зарядка. После третьего урока организована динамическая пауза продолжительностью 30 минут для обеда учащихся и учителей.
2.Кадровые условия реализации ООП НОО.
Поиск подходов к практической реализации образовательной программы начальной школы осуществляется педагогическим коллективом, численность которого составляет 12 человек.
В школе 1 ступени работают: 6 учителей.
Среди педагогов, осуществляющих образовательный процесс в начальной школе:
имеют первую квалификационную категорию 2 человек;
не имеют квалификационной категории 4 человека,
Педагогические работники начальной школы:
-учителя начальных классов - 2 человека;
-учитель музыки , изобразительного искусства – 1 человек;
-учитель английского языка – 1 человек;
-учитель татарского языка – 2 человек;
Педагогические работники, прошедшие курсовую переподготовку по ФГОС второго поколения
– административные работники ( директор) – 2человека
учитель начальных классов - 2 человека
. -учитель татарского языка – 1 человек;
Школа обладает достаточной кадровой базой для организации образовательного процесса, вакансий нет.
|