Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»





Скачать 65.71 Kb.
НазваниеЛитература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Дата публикации27.08.2014
Размер65.71 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Культура > Литература


Дата: 20.02.13г Литература, 6-ой класс

Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя, раскрытие нравственных проблем рассказа, выяснение смысла названия рассказа, умение анализировать юмористический рассказ.

Задачи:

-Обучающая:

-нахождение интертекстуальных связей и связи с жизнью;

-находить тему и идею произведения, объяснять смысл названия рассказа;

-Воспитывающая:

-раскрыть нравственную проблематику рассказа;

-пробудить интерес к творчеству Ф. Искандер

-показать, как смех противостоит обману, фальши, лжи.

Развивающая:

- умение пересказывать эпизоды;

- отвечать на поставленные вопросы, искать ответы в тексте;

-развитие устной и письменной речи, умения рассуждать, доказывать свою точку зрения по данному вопросу

Зрительный ряд: презентация, портрет писателя, иллюстрации

Интернет-ресурсы: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%BF%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E+%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0+%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B9+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3+%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B0&source=web&cd=3&ved=0CDwQFjAC&url=http%3A%2F%2Fwww.lsosh2.narod.ru%2Fdocs%2Fpodvig.docx&ei=DJ4jUY3mKYWK4AT1gIGIDw&usg=AFQjCNEVozKrfrx2Tv11pULJEDV2Wvjdog&bvm=bv.42553238,d.bGE&cad=rjt

http://5litra.ru/soch/334-analiz-rasskaza-fazilya-iskandera-trinadcatyy-podvig-gerakla.html

http://tak-to-ent.net/load/219-1-0-3131

Ход урока:

I.Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Проверка д/з:

Слово учителя.

Сегодня у нас очень ответственная задача – мы будем знакомиться с творчеством Фазиля Искандера – писателя, с произведениями которого ранее не встречались. Чтобы поближе познакомиться с писателем, давайте послушаем небольшое сообщение о жизни Ф. Искандера.

Чтение сообщения и показ слайдов.

Слово учителя.

По книгам, прозе и стихам Искандера можно, кажется, в мельчайших деталях представить раннюю прозу его жизни – игры, приключения и забавы, тетушек, дядюшек, друзей…

И в сельском доме, и в сухумском дворе царили прочные правила и обычаи, которые передавались из поколения в поколение. Здесь почитали старших. Здесь защищали слабых и помогали нуждающимся. Здесь презирали трусость и не прощали предательства. Мужчина должен был помнить свои обязанности и больше всего на свете бояться бесчестия. Немногочисленный абхазский народ веками вырабатывал неписаные законы - чтобы сохранять себя, несмотря на любые невзгоды и потрясения.

Вооруженный этими мудрыми представлениями о жизни, Ф. Искандер оказался действительно неуязвим в самом главном: он никогда не приспосабливал свой талант к чьим-либо требованиям и не кривил душой. Не терял веру в победу разумности и веселой иронии по отношению к миру и самому себе. Напоминал читателю, что «смешное обладает одним, может быть, скромным, но бесспорным достоинством: оно всегда правдиво».

Давайте запишем основные моменты.

III. Изучение нового материала:

Приступим к раскрытию смысла названия рассказа. Итак, как вы понимаете слово подвиг?

Ответы обучающихся:

Подвиг — доблестное, важное по своему значению действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

Учитель: А кто такой Геракл?

Ответы детей.

Учитель: О том, кто такой Геракл прочитает нам Коля, это было его домашним заданием.

Сообщение обучающегося.

Учитель: Что необычного в названии рассказа? Не вызывает ли оно у вас вопросов.

Обучающиеся: Ошибка в том, что Геракл совершил 12 подвигов.

Учитель: О подвигах Геракла нам поведает Алина.

Сообщение ученицы.

IV. Закрепление изученного материала:

Анализ текста:

Учитель:

Зачем автор обращается к произведениям о детстве?

Ответы обучающихся:

Потому что взрослые были детьми и у всех были похожие ситуации. Рассказы Ф. Искандера близки и детям и взрослым.

Учитель:

С чего начинается рассказ?

Ответы обучающихся:

С рассуждения о математиках. С представления читателю учителя.

Обучающиеся зачитывают описание Харлампия Диогеновича.

Учитель:

Распространено ли данное имя в России?

Обучающиеся:

Нет, оно греческое по происхождению.

Учитель:

Случайно ли автор упоминает стадион, находившийся рядом со школьным двором?

Ответы обучающихся:

Нет, для создания комического эффекта. Дети больше любят заниматься физкультурой и спортом, чем учебным процессом.

Учитель:

Расскажите о директоре, каким изображает его автор?

Кого больше всего боялся директор?

Обучающиеся зачитывают.

Учитель:

Расскажите о характере Харлампия Диогеновича.

Обучающиеся зачитывают. (Стр. 168).

Учитель:

Считаете ли вы меры Харлампия Диогеновича эффективными?

Ответы обучающихся:

Да, учитель не кричит, не вызывает родителей, он с помощью юмора заставляет задуматься о своём поведении, у обучающихся появляется чувство стыда.

Учитель:

Сколько минут длилась неловкая ситуация с учеником и учителем? (Чтение эпизода «Принц Уэльский»-168-169.

Ответы обучающихся:

Несколько минут.

Учитель:

Можно ли назвать учителя педантом?

Ответы обучающихся:

Да, учитель аккуратно одет, выбрит, пострижен, тщательно записывает в блокнот все волнующие его вопросы.

Учитель:

Я вижу, что вы немного подустали. Как Харлампий Диогенович организовывает небольшие перерывы в работе учеников, так и я сейчас организую для вас физкультминутку.

Упражнения под музыку.

Продолжение работы над текстом.

Учитель:

Каким образом вёл себя Харлампий Диогенович во время контрольных работ?

Эпизод со списыванием. Обучающиеся находят и зачитывают.стр 170.

Списывали ли ученики друг у друга?

Ответы обучающихся.

Редко.

Учитель:

А вы списываете?

Учитель:

О чём была нерешённая задача главного героя? Каким вы считаете его отношение к предмету? Почему он был рад тому, что не он один не решил задачу.

Ответы обучающихся.

Учитель:

Кто такой Алик? Какую проблему поднимает автор при его характеристике?

Ответы обучающихся:

Проблему прозвищ.

Учитель:

Опишите ваши ощущения перед выходом к доске. С кем у обучающихся ассоциируется учитель?

Ответы обучающихся:

Учитель –палач , выход к доске –казнь .

Учитель:

На что надеялся главный герой?

Ответы обучающихся:

На то, что учитель расскажет какую-нибудь интересную историю.

Учитель:

Какое «спасительное» событие произошло с главным героем?

Обучающиеся зачитывают эпизод с приходом медсестёр.

Учитель:

Против чего делали уколы?

Ответы детей:

Против тифа.

Учитель:

Что предпринимает главный герой?

Обучающиеся пересказывают эпизод о «помощи» малярика медсёстрам. Стр. 174.

Учитель:

Почему он так действует?

Индивидуальная работа: ( 2 минуты)

Выразите письменно своё мнение. Поддерживаете ли главного героя в его решении сорвать урок? Правильно ли он поступает? Как бы вы поступили на его месте.

Ответы обучающихся.

Учитель:

Каким образом учитель ведёт себя во время укалывания обучающихся?

Ответы детей:

Ложная храбрость.

Учитель:

Какова реакция учителя на приход медсестёр?

Эпизод о приходе медсестёр стр. 177.

Ответы обучающихся.

Учитель:

Что сделал учитель после прихода медсестёр?

Ответы детей:

Открыл окно, чтобы выветрился дух больничной свободы.

Учитель:

Каким образом Харлампий Диогенович решил проучить малярика? Как вы думаете, справедливо ли то, что все смеются против одного?

Ответы обучающихся.

Учитель:

Сразу ли дети и малярик догадались, на что намекал Харлампий Диогенович?

Ответы обучающихся.

Учитель:

Чем завершается рассказ?

Ответы обучающихся:

« Провалом» ученика и его осознанием своей неправоты.

Обучающиеся зачитывают эпизод « У доски».стр. 180.

IV. Подведение итогов:

Какие проблемы поднимает автор?

( Взаимоотношения между учителями и учениками, о понятиях «храбрость», « трусость», «добросовестность», взаимоотношения между школьниками, вопрос педагогической этики)

  1. Тестовое задание:

Работа со слайдами.

2)Групповая работа:

Отгадывание кроссворда.

V. Рефлексия:

Понравился ли вам рассказ? Какие эпизоды особенно?

VI.Выставление оценок.

VII. Домашнее задание: Написать о смешном случае из своей школьной жизни 1-2 стр.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconЛитература Класс 7 Тема урока И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк». Характеристика...
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1117 «Белочка»
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconЛитература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012...
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconЛитература для 6 класса. Урок Внеклассное чтение. Книги, прочитанные мною летом
Чтение вступительной статьи в учебнике. Греческое слово "миф" и его значение. Знакомство с "Подвигами Геракла" (чтение, подробный...
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconКонспект урока по чтению 3 класс и 4 спец класс Тема: Э. Успенский....
Образовательная программа, к которой разработан учебно-методический комплекс «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова,...
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconЛетнее чтение с увлечением список литературы на лето ( 5 класс)
А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»(12 подвигов Геракла»), мифы, Гомер»Одиссея»,»Илиада»
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconКонспект стр. 108-113 проверит знания стр 114-115 География Литература...
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconЛитература для учителя Литература для учащихся
Панов М. В. А все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии. М., Просвещение,1964
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconРабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература....
Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных...
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconТематическое планирование Литература 9 класс № п\п Тема Основные...
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconУрок чтения. 3 класс. Тема: И. С. Соколов Микитов. «Листопадничек»
Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя. Прочитаем его рассказ. А также нас ждет много интересного...
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, мы прочитали рассказ «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого. Помните, на прошлом уроке мы выяснили, что такое рассказ. Давайте...
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconУчебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной,...
...
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconУчебно-демонстрационное оборудование
Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила...
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconКлуб «Подвиг» Председатель клуба : Поваляева Т. П. Члены клуба: Архипова Н. А. учитель истории
Клуб «Подвиг» это добровольное объединение старшеклассников, имеющих способности к исследовательской и творческой деятельности
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconКонспект урока Тема
Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни....
Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» iconРеферат «12 подвигов Геракла» 30. 01. 2014



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск