Скачать 65.71 Kb.
|
Дата: 20.02.13г Литература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя, раскрытие нравственных проблем рассказа, выяснение смысла названия рассказа, умение анализировать юмористический рассказ. Задачи: -Обучающая: -нахождение интертекстуальных связей и связи с жизнью; -находить тему и идею произведения, объяснять смысл названия рассказа; -Воспитывающая: -раскрыть нравственную проблематику рассказа; -пробудить интерес к творчеству Ф. Искандер -показать, как смех противостоит обману, фальши, лжи. Развивающая: - умение пересказывать эпизоды; - отвечать на поставленные вопросы, искать ответы в тексте; -развитие устной и письменной речи, умения рассуждать, доказывать свою точку зрения по данному вопросу Зрительный ряд: презентация, портрет писателя, иллюстрации Интернет-ресурсы: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%BF%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E+%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0+%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B9+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3+%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B0&source=web&cd=3&ved=0CDwQFjAC&url=http%3A%2F%2Fwww.lsosh2.narod.ru%2Fdocs%2Fpodvig.docx&ei=DJ4jUY3mKYWK4AT1gIGIDw&usg=AFQjCNEVozKrfrx2Tv11pULJEDV2Wvjdog&bvm=bv.42553238,d.bGE&cad=rjt http://5litra.ru/soch/334-analiz-rasskaza-fazilya-iskandera-trinadcatyy-podvig-gerakla.html http://tak-to-ent.net/load/219-1-0-3131 Ход урока: I.Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. II. Проверка д/з: Слово учителя. Сегодня у нас очень ответственная задача – мы будем знакомиться с творчеством Фазиля Искандера – писателя, с произведениями которого ранее не встречались. Чтобы поближе познакомиться с писателем, давайте послушаем небольшое сообщение о жизни Ф. Искандера. Чтение сообщения и показ слайдов. Слово учителя. По книгам, прозе и стихам Искандера можно, кажется, в мельчайших деталях представить раннюю прозу его жизни – игры, приключения и забавы, тетушек, дядюшек, друзей… И в сельском доме, и в сухумском дворе царили прочные правила и обычаи, которые передавались из поколения в поколение. Здесь почитали старших. Здесь защищали слабых и помогали нуждающимся. Здесь презирали трусость и не прощали предательства. Мужчина должен был помнить свои обязанности и больше всего на свете бояться бесчестия. Немногочисленный абхазский народ веками вырабатывал неписаные законы - чтобы сохранять себя, несмотря на любые невзгоды и потрясения. Вооруженный этими мудрыми представлениями о жизни, Ф. Искандер оказался действительно неуязвим в самом главном: он никогда не приспосабливал свой талант к чьим-либо требованиям и не кривил душой. Не терял веру в победу разумности и веселой иронии по отношению к миру и самому себе. Напоминал читателю, что «смешное обладает одним, может быть, скромным, но бесспорным достоинством: оно всегда правдиво». Давайте запишем основные моменты. III. Изучение нового материала: Приступим к раскрытию смысла названия рассказа. Итак, как вы понимаете слово подвиг? Ответы обучающихся: Подвиг — доблестное, важное по своему значению действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях. Учитель: А кто такой Геракл? Ответы детей. Учитель: О том, кто такой Геракл прочитает нам Коля, это было его домашним заданием. Сообщение обучающегося. Учитель: Что необычного в названии рассказа? Не вызывает ли оно у вас вопросов. Обучающиеся: Ошибка в том, что Геракл совершил 12 подвигов. Учитель: О подвигах Геракла нам поведает Алина. Сообщение ученицы. IV. Закрепление изученного материала: Анализ текста: Учитель: Зачем автор обращается к произведениям о детстве? Ответы обучающихся: Потому что взрослые были детьми и у всех были похожие ситуации. Рассказы Ф. Искандера близки и детям и взрослым. Учитель: С чего начинается рассказ? Ответы обучающихся: С рассуждения о математиках. С представления читателю учителя. Обучающиеся зачитывают описание Харлампия Диогеновича. Учитель: Распространено ли данное имя в России? Обучающиеся: Нет, оно греческое по происхождению. Учитель: Случайно ли автор упоминает стадион, находившийся рядом со школьным двором? Ответы обучающихся: Нет, для создания комического эффекта. Дети больше любят заниматься физкультурой и спортом, чем учебным процессом. Учитель: Расскажите о директоре, каким изображает его автор? Кого больше всего боялся директор? Обучающиеся зачитывают. Учитель: Расскажите о характере Харлампия Диогеновича. Обучающиеся зачитывают. (Стр. 168). Учитель: Считаете ли вы меры Харлампия Диогеновича эффективными? Ответы обучающихся: Да, учитель не кричит, не вызывает родителей, он с помощью юмора заставляет задуматься о своём поведении, у обучающихся появляется чувство стыда. Учитель: Сколько минут длилась неловкая ситуация с учеником и учителем? (Чтение эпизода «Принц Уэльский»-168-169. Ответы обучающихся: Несколько минут. Учитель: Можно ли назвать учителя педантом? Ответы обучающихся: Да, учитель аккуратно одет, выбрит, пострижен, тщательно записывает в блокнот все волнующие его вопросы. Учитель: Я вижу, что вы немного подустали. Как Харлампий Диогенович организовывает небольшие перерывы в работе учеников, так и я сейчас организую для вас физкультминутку. Упражнения под музыку. Продолжение работы над текстом. Учитель: Каким образом вёл себя Харлампий Диогенович во время контрольных работ? Эпизод со списыванием. Обучающиеся находят и зачитывают.стр 170. Списывали ли ученики друг у друга? Ответы обучающихся. Редко. Учитель: А вы списываете? Учитель: О чём была нерешённая задача главного героя? Каким вы считаете его отношение к предмету? Почему он был рад тому, что не он один не решил задачу. Ответы обучающихся. Учитель: Кто такой Алик? Какую проблему поднимает автор при его характеристике? Ответы обучающихся: Проблему прозвищ. Учитель: Опишите ваши ощущения перед выходом к доске. С кем у обучающихся ассоциируется учитель? Ответы обучающихся: Учитель –палач , выход к доске –казнь . Учитель: На что надеялся главный герой? Ответы обучающихся: На то, что учитель расскажет какую-нибудь интересную историю. Учитель: Какое «спасительное» событие произошло с главным героем? Обучающиеся зачитывают эпизод с приходом медсестёр. Учитель: Против чего делали уколы? Ответы детей: Против тифа. Учитель: Что предпринимает главный герой? Обучающиеся пересказывают эпизод о «помощи» малярика медсёстрам. Стр. 174. Учитель: Почему он так действует? Индивидуальная работа: ( 2 минуты) Выразите письменно своё мнение. Поддерживаете ли главного героя в его решении сорвать урок? Правильно ли он поступает? Как бы вы поступили на его месте. Ответы обучающихся. Учитель: Каким образом учитель ведёт себя во время укалывания обучающихся? Ответы детей: Ложная храбрость. Учитель: Какова реакция учителя на приход медсестёр? Эпизод о приходе медсестёр стр. 177. Ответы обучающихся. Учитель: Что сделал учитель после прихода медсестёр? Ответы детей: Открыл окно, чтобы выветрился дух больничной свободы. Учитель: Каким образом Харлампий Диогенович решил проучить малярика? Как вы думаете, справедливо ли то, что все смеются против одного? Ответы обучающихся. Учитель: Сразу ли дети и малярик догадались, на что намекал Харлампий Диогенович? Ответы обучающихся. Учитель: Чем завершается рассказ? Ответы обучающихся: « Провалом» ученика и его осознанием своей неправоты. Обучающиеся зачитывают эпизод « У доски».стр. 180. IV. Подведение итогов: Какие проблемы поднимает автор? ( Взаимоотношения между учителями и учениками, о понятиях «храбрость», « трусость», «добросовестность», взаимоотношения между школьниками, вопрос педагогической этики)
Работа со слайдами. 2)Групповая работа: Отгадывание кроссворда. V. Рефлексия: Понравился ли вам рассказ? Какие эпизоды особенно? VI.Выставление оценок. VII. Домашнее задание: Написать о смешном случае из своей школьной жизни 1-2 стр. |
Литература Класс 7 Тема урока И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк». Характеристика... Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1117 «Белочка» | Литература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012... | ||
Литература для 6 класса. Урок Внеклассное чтение. Книги, прочитанные мною летом Чтение вступительной статьи в учебнике. Греческое слово "миф" и его значение. Знакомство с "Подвигами Геракла" (чтение, подробный... | Конспект урока по чтению 3 класс и 4 спец класс Тема: Э. Успенский.... Образовательная программа, к которой разработан учебно-методический комплекс «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова,... | ||
Летнее чтение с увлечением список литературы на лето ( 5 класс) А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»(12 подвигов Геракла»), мифы, Гомер»Одиссея»,»Илиада» | Конспект стр. 108-113 проверит знания стр 114-115 География Литература... Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе | ||
Литература для учителя Литература для учащихся Панов М. В. А все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии. М., Просвещение,1964 | Рабочая программа по литературе составлена на основе программы "Литература.... Литература. 5-11 класс" под ред. Г. И. Беленького. Реализуется в учебнике "Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных... | ||
Тематическое планирование Литература 9 класс № п\п Тема Основные... Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития | Урок чтения. 3 класс. Тема: И. С. Соколов Микитов. «Листопадничек» Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя. Прочитаем его рассказ. А также нас ждет много интересного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята, мы прочитали рассказ «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого. Помните, на прошлом уроке мы выяснили, что такое рассказ. Давайте... | Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной,... ... | ||
Учебно-демонстрационное оборудование Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила... | Клуб «Подвиг» Председатель клуба : Поваляева Т. П. Члены клуба: Архипова Н. А. учитель истории Клуб «Подвиг» это добровольное объединение старшеклассников, имеющих способности к исследовательской и творческой деятельности | ||
Конспект урока Тема Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... | Реферат «12 подвигов Геракла» 30. 01. 2014 |