Скачать 89.44 Kb.
|
Урок №1 Урок литературы «Поэты о Великой Отечественной войне. А. Твардовский «Рассказ танкиста». К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» Учебный предмет, класс: литература, 5 класс. Учебник: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, 5 класс. Тема урока: Поэты о Великой Отечественной войне. А. Твардовский «Рассказ танкиста». К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» Цели и задачи урока: 1.Образовательная: познакомить с творчеством А. Твардовского, К. Симонова. 2. Воспитательные (формирование личностных УУД): ценить и принимать нравственные ценности: защита Родины, историческая память, горе; уважать историческое прошлое своего народа. 3.Развивающие (формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД): Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Методические приёмы: Слово учителя, сообщения учеников, эвристическая беседа, прослушивание грамзаписи, выразительное чтение наизусть, творческое задание. Оборудование: портретыК.Симонова и А.Твардовского, грамзапись фрагментов песен о войне, ИКТ. Ход урока. 1. Организационный момент. Подготовка класса к началу урока.
(Звучит песня «Журавли»). Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: «Давайте, люди, никогда Об этом не забудем!» А. Твардовский - О какой войне просит нас помнить Твардовский? - Чем ужасна война, по вашему мнению? - Какие чувства может испытывать человек, попавший на войну?
Сегодня мы познакомимся с творчеством двух замечательных поэтов Александра Твардовского и Константина Симонова, которые жили в середине 20 векаи были участниками самой страшной войны в истории человечества. Читая их произведения, мы узнаем, как поэты показали войну, почувствуем, какие переживания и мысли и пробуждают их произведения. 4. Изучение нового материала. А) Выступление подготовленных учащихся. (Сообщения о жизни и творчестве А. Твардовского). Б) Выразительное чтение наизусть стихотворения «Рассказ танкиста» (2-3 учащихся). Краткая беседа по усвоению произведения: (с учебником) - Кто, по-вашему, является, главным героем произведения? - Какой поступок совершил мальчишка? Можно ли его назвать подвигом? - Какими качествами должен был обладать мальчишка, чтобы помочь советским солдатам? В) Выступления подготовленных учащихся. (Сообщения о жизни и творчестве К. Симонова). Г) Объяснение значения слова «лафет». Д) Выразительное чтение наизусть стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете…» (2-3 учащихся). Краткая беседа по усвоению произведения: - Кто герой этого стихотворения? - Найдите в тексте описание мальчика. Что в нём необычного? 5. Закрепление (Беседа).Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать подвиг детей на войне, их величайшие страдания. Перед нами предстали детские судьбы, искорёженные войной, потерей близких, утратой детских радостей. - Удалось ли авторам правдиво изобразить горе и ужас войны? - Почему картины войны в произведениях поэтов поражают нас своей страшной реальностью? -Как вы думаете, к кому обращается К. Симонов: «Ты это горе знаешь понаслышке…» 6. Творческое задание. -Действительно, автор обращается ко всем тем, кто не был на войне. Но мы должны помнить о войне, должны помнить солдат, освободивших мир от страшной беды. Память и благодарность – вот чем мы можем сохранить мир, доставшийся нам от героев войны. Сегодня мы напишем слова благодарности тем людям, благодаря которым нет в мире седых детей, наши матери и отцы не гибнут под обстрелами. Работать будете в парах. Не забудьте подписать ваши работы. Задание называется: «Спасибо и поклон тебе, солдат!» А накануне праздника Победы ваши работы напечатают в школьной газете и в газете «Приобье – наша газета», где будет выделена специальная рубрика. В течение 4-х минут на приготовленных бумажных звёздах напишите слова благодарности солдатам, победившим в страшной войне. (Проверка: 3-4 человека). 7. Рефлексия. Учащиеся заполняют таблицу:
Урок №2 Урок литературы «Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Стихотворения И. Бунина, Д. Кедрина, Н. Рубцова, Дон-Аминадо» Учебный предмет, класс: литература, 5 класс. Учебник: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, 5 класс. Тема урока: «Поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. Стихотворения И. Бунина, Д. Кедрина, Н. Рубцова, Дон-Аминадо» Цели и задачи урока: 1.Образовательная: познакомить с творчеством поэтов 20 века; с творчеством поэта-земляка Д. Мизгулина. 2. Воспитательная: (формирование личностных УУД): воспитывать способность эмоционально воспринимать лирическое произведение; формировать читательскую культуру. 3.Развивающая: (формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД): познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Методические приёмы: Слово учителя, сообщения учеников, эвристическая беседа, опрос, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, творческое задание. Оборудование: портреты поэтов, тексты стихотворений, мультимедийное оборудование. Ход урока. I. Организационный момент. Подготовка класса к началу урока. II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала. 1. Вступительное слово учителя с элементами беседы. Привычный путь до отчего порога. Сложилось так, не знаю почему, Куда бы ни вела меня дорога, Я возвращался к дому своему. Дмитрий Мизгулин (Эпиграф читает учитель, обращая внимание на автора строк.) - Знакомо ли вам имя поэта, чьи строки являются эпиграфом нашего урока? - Что хочет сказать поэт этими строчками? - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Сегодня мы познакомимся с творчеством русских поэтов 20 века: И.Бунина, Д. Кедрина, Н. Рубцова, Дон-Аминадо. Увидим, как в их произведениях показана любовь к Родине и к родной природе. Обратимся к творчеству нашего земляка – поэта Дмитрия Мизгулина. Читая произведения поэтов, мы почувствуем, какие переживания и мысли и пробуждают их произведения. III. Проверка домашнего задания. - Какие изобразительные средства вы знаете? - Что называется олицетворением, эпитетом, сравнением? - Приведите примеры. - Какие стихотворения мы называем пейзажной лирикой? Что такое пейзаж? IV. Изучение нового материала. А) Выступление подготовленного учащегося. (Сообщение о жизни и творчестве Дон-Аминадо). Б) Выразительное чтение наизусть стихотворения «Города и годы» (2-3 учащихся). Краткая беседа по усвоению стихотворения: (с учебником) - Какие мотивы можно услышать в стихотворении? - Какие художественные приёмы создают настроение этого стихотворения? В) Выступление подготовленного учащегося. (Сообщение о жизни и творчестве Д. Кедрина). Г) Выразительное чтение наизусть стихотворения «Алёнушка». Краткая беседа по усвоению стихотворения: - Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении? - Какова главная тема этого стихотворения? Д) Слово учителя о жизни и творчестве Н. Рубцова, И.Бунина. (3, 4 слайды) Е) Слово учителя о творчестве Д. Мизгулина, чтение стихотворения «Войду, как в храм, в сквозящий березняк». - Удалось ли автору показать красоту нашей природы? - Какое настроение вызывает стихотворение? - Знакомы ли вы с творчеством поэтов-земляков? Назовите их. V. Закрепление. (Выразительное чтение и анализ стихотворений, работа с учебником). Проверка задания. Задание по группам: подготовить выразительное чтение стихотворений, определить главную тему стихотворения и художественные приёмы. На выполнение задания - 5 мин. 1-я группа: стихотворение Н. Рубцова «Родная деревня» 2-я группа: стихотворение И. Бунина «Помню – помню долгий зимний вечер» VI. Творческое задание. (Работа в парах) Приближается знаменательная дата – 75-летие нашего района. Сейчас вы станете поэтами, которые очень любят свою малую родину и готовы рассказать о своих чувствах в маленьких стихотворениях. Задание называется «Буриме». Каждой паре будут предложены по 4 слова. Ваша задача – за 3 минуты придумать стихотворение, используя предложенные слова. Форму слов можно изменять. В газете «Приобье - наша газета» объявлен конкурс творческих работ к 75-летию района. Ваши работы примут участие в этом конкурсе, естественно, по желанию авторов. (Проверка: 3-4 пары). 1 пара: район, юбилей, жизнь, любовь 2 пара: родина, район, семья, судьба 3 пара: радость, район, богатство, любовь 4 пара: судьба, весна, район, радость 5 пара: жизнь, район, семья, любовь 6 пара: юбилей, мечта, район, богатство 7 пара: район, родина, юбилей, любовь 8 пара: праздник, любовь, судьба, район 9 пара: родина, район, семья, судьба VII. Проверка понимания изученного материала. Рефлексия. Подведение итогов урока. -С творчеством каких поэтов мы сегодня познакомились? - О чём пишут поэты в своих стихотворениях? - Какие чувства вызывают стихотворения? - Почему сегодня на уроке мы говорили о творчестве поэтов земли югорской? - Что на уроке вам больше всего понравилось? - Что не понравилось? - Что получилось? - Что не получилось? Почему? VIII. Домашнее задание: прочитать рассказы С.Чёрного «Игорь-Робинзон», «Кавказский пленник»; нарисовать иллюстрацию к фрагменту рассказу, написать рассказ о своих детских играх (задания выбирают учащиеся). |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…», А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | Реферат по литературе на тему: «Человек на войне по произведениям... Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие, как Твардовский (“Василий Теркин”), Симонов (“Живые и мертвые”),... | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / под редакцией... Рабочая программа составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень)... | Урок конспект урока по русскому языку. 2 класс Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | ||
Конспект урока русского языка ( 3 класс) Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | Конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: «Общее значение... Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | ||
Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа Рф №1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной... | Конспект урока по русскому языку Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | ||
Урок русского языка с применением информационных технологий тема: Повторяем имя прилагательное Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное» Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | ||
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100» Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | Конспект урока русского языка в 6 классе «Повторение изученного об имени прилагательном» Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | ||
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Местоимение как часть речи» Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... Учебник: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровини... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных... |