О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения





Скачать 81.25 Kb.
НазваниеО роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения
Дата публикации28.08.2014
Размер81.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
О роли творческой деятельности

учащихся в процессе обучения



Работа выполнена

учителем ГБОУ СОШ №1222

Полянской Е.Ю.

2011-2012 уч.г.

Предметы гуманитарного цикла играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

Учителю, преподающему такие дисциплины как литература, русский язык, история, мировая художественная культура, очень важно суметь помочь ребёнку раскрыть себя, попытаться найти верные решения жизненных вопросов. Сделать это надо очень тонко. Работа педагога здесь сродни действиям скульптора - стоит ударить по мрамору неточно, и по всему произведению могут пойти трещины, оно будет испорчено.

Каждый ребёнок по-своему уникален. Есть дети, которые легко идут на контакт, они открыты в своих взглядах, мыслях. Есть и такие, которые словно отгорожены от мира стеной. Сломать её бывает очень нелегко. Равнодушие, безразличие – вот что видишь в глазах этих детей. «Это всего лишь урок,- читаешь во взгляде,- мне это не нужно».

И здесь моя задача, как учителя, - показать, что я не просто «строю учебный процесс», я говорю о жизни, о жизненных ценностях, проблемах, которые были и будут всегда.

Конечно, самыми благодатными в этом плане остаются уроки мировой художественной культуры, литературы, музыки.

Искусство отражает окружающий мир и представления человека об этом мире в форме художественного образа, а не в форме понятий и фактов. Из образной природы искусства вытекает значимость основного процесса художественной деятельности - воображения, главным продуктом которого становится творчество.

Именно творчество позволяет взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, даёт возможность сделать целый ряд открытий в самых разных областях.

В развитии творческой деятельности учащихся очень важно, на мой взгляд, использовать сопоставление или сравнение образов в разных видах искусства. Например, соединить на уроке произведения литературы, живописи, музыки. Такой подход в обучении провоцирует школьников на общение, развивает стремление осмыслить, понять каждое задание, вопрос, тему; развивает желание самостоятельно, нетрадиционно, по-своему подойти к решению творческой задачи, порождает желание завершить работу, сравнить её с работами сверстников, поучаствовать в обсуждении, в анализе творческой работы всего класса.

Здесь могут быть интересными следующие виды заданий:

-подбор ряда музыкальных образов (самостоятельно (усложненный вариант) или из предложенных учителем), характеризующих литературный персонаж;

-подбор изобразительного ряда к произведению литературы;

-рисунки учащихся, созданные на основе литературного текста (от простых описаний до сложных характеристик характера персонажа);

-подбор литературных текстов к произведениям музыки и изобразительного искусства;

-выстраивание ассоциативного ряда из произведений разных видов искусства (разных эпох или относящихся к одному временному отрезку) на заданную тему или проблему.

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 440.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 439.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 441.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 444.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 443.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 442.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 445.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 447.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 446.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 448.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 449.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 450.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 453.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 451.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 452.jpg

Полезен, на мой взгляд, и такой вид работ, как написание учащимися своих вариантов сочинений (или изготовление макетов, рисунков и т.д.) на основе предложенных произведений. Задачи при этом могут быть выдвинуты совершенно разные- от постановки соблюдения стиля автора до создания полной противоположности картины рассказа или архитектурного произведения.

Вот один из примеров такого рода заданий. На уроке русского языка в 6 классе учащимся был предложен отрывок из рассказа Н.Сладкова, в котором в свойственной этому автору манере шло описание февральской метели. После работы с текстом ученикам было предложено написать своё описание , не меняя стиля писателя. Тема при этом была несколько изменена- ставилась задача описать летний дождь. С заданием учащиеся успешно справились.

Отрывок из рассказа.

Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах. Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути- дороги.

Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи – снегосыпы сыплют сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.

Круговерть от земли и до неба!

Сочинение ученика 6 «В» класса Павлова Бориса.

Льёт летний дождь -прозрачная стена радужной воды .Парят крыши домов и нагревшийся асфальт. Из водосточных труб ниспадают бурные водопады.В лужах плавают огромные пузыри.

Июль скачет верхом на радуге. Буря брызг хлещет из-под колёс машин. Мощные потоки текут по дорогам, смывают пыль, грязь с утомленных улиц.

На каждом перекрёстке – водоворот. Заливает, брызжет, крутит, барабанит безумный июльский дождь. Вырывает зонты, заливает ботинки.

Тучи- водолеи льют сверху, бездонные лужи затопляют снизу. Солнце играет с радугой, как ребёнок с разноцветной пирамидкой.

Тёплый душ от небес до земли. Вода, вода – кругом вода…
Сочинение ученицы 6 «В» класса Кирилловой Марины.

Однажды ночью задул теплый летний ветер. С каждой секундой он становился все сильнее и сильнее. Ветер завывал в печной трубе ветхого домика лесника, бил и трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестят они, сбрасывая листву. Раскрытая форточка билась о раму, скрипела несмазанными петлями.

Храбрый пёс, который служил леснику уже много лет, залаял, но с первым же раскатом грома умолк и спрятался. На подоконнике, излюбленном месте кошки Маруси, стало сидеть совершенно неуютно.

Картинки за окном мелькали резкие и столь непривычные для лета. С бешеными порывами ветра в комнату летели листья березы, растущей под окном.

Раскаты грома, вспышки молний, стук дождевых капель, завывание ветра… Казалось, что это никогда не кончится!

Задания творческого характера подчас раскрывают ученика с совершенно неожиданной стороны. Часто произведения искусства, по которым делается творческое задание, помогает ребёнку выплеснуть свои проблемы. Однажды среди работ мне встретился рассказ о первой неразделенной любви. Причем написан он был учеником, не проявлявшим особого внимания на уроках. Этот рассказ имел мало общего с темой урока, но настроение произведения учащийся уловил, отклик в душе ребёнка был найден. Что же может быть важнее?

Творческий подход в обучении позволяет найти в произведениях искусства черты и характеристики, интересные современному человеку. На основе такого подхода можно построить разговор на самые разные жизненные темы.

Конечно, при этом развитие детей опирается на важнейшие психические процессы - внимание, ассоциации, эмоции, мышление, память.

После подобных уроков дети, сидевшие тихо и отвлеченно на самых последних партах, вдруг останавливают тебя на перемене и просят послушать свои стихи или задают неожиданно интересные вопросы.

И как здесь не согласиться с мнением таких учёных как А.К.Гастев, А.В. Бакушинский, Ф.И.Шмит, писавших о наибольшем значении в развитии способностей человека именно чувственной сферы (в противовес чисто интеллектуальному развитию).

Большой интерес у учащихся вызывают занятия в часы так называемого дополнительного образования (далее речь будет идти о дополнительных часах по мировой художественной культуре). Темы для обсуждения часто выносят здесь сами ученики. Учитель лишь мягко корректирует их. Дети находят огромное количество материала, выдвигают свои версии видения той или иной проблемы. Они делают компьютерные презентации , читают свои стихи, показывают сделанные ими фотографии, спорят о книгах, в которых затрагивается какая-либо злободневная тема. Весьма интересно, что на такие бурные обсуждения всегда заходят 2-3 ученика, которые просто наблюдают за всем происходящим, не говоря ни слова. Так может продолжаться несколько занятий. После этого они подходят к учителю и задают свою тему для обсуждения. Это всегда радует.

Интересной формой работы, развивающей творческие способности учащихся, стала в моей практике сдача переводного экзамена по мировой художественной культуре в виде реферата. Это уже не скучная зубрежка. Ученики сами ищут материалы, раскрывающие разные взгляды на выбранную ими (из ряда предложенных учителем) тему, доказывают свою точку зрения на поставленные вопросы.

Просмотрев и проработав огромное количество иллюстративного и критического материала, учащиеся приходят к защите реферата с осознанными знаниями. Они достаточно свободно владеют темой, интерес к которой возрастает в ходе работы над ней.

В процессе подготовки реферата часто учащиеся делают для себя ещё одно (помимо прочих, учебных) важное открытие- идеально верных ответов на вопросы не существует, поэтому не стоит бояться высказывать свою точку зрения, возможно, именно она и окажется правильной. Нужно лишь суметь её аргументировать и отстоять.

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 455.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 456.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 457.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 459.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 458.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 460.jpg

Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играет, на мой взгляд, и музейная педагогика. Поездки, всевозможные экскурсии пробуждают у учащихся неподдельный интерес к самым разным областям науки, искусства, истории. Вызвать интерес- безусловно, это одно из самых главных условий успешного обучения.

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\img_3689.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\img_3730.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 164.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 294.jpg

c:\documents and settings\мама\мои документы\мои рисунки\изображение 293.jpg

Музейная педагогика должна стать важной частью образовательного процесса для каждого преподавателя. Именно эта форма работы помогает учащимся осознать, что знания, получаемые ими в школе – это знания о том огромном и бесконечно интересном мире, в котором все мы живем. Для современного школьника давно уже перестали быть значимыми и первостепенными понятия, получаемые только из учебников. Образование необходимо сделать «живым», тогда оно будет давать по- настоящему ценные результаты.

Думаю, что для любого учителя может стать важным осознание того, что развитие творческих возможностей ребёнка является для учащегося средством познания мира, формой художественно- образного осмысления информации об окружающем мире, средством выражения его внутреннего эмоционально- образного состояния, способом освоения культуры и общечеловеческих ценностей прошлого, настоящего и будущего.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconЛ. Н. Толстой говорил, что знания чего-то стоят, если они добыты...
Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению в процессе обучения решает главную задачу школы – раскрытие способностей...
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет исследования: инновационные методы развития в учебном процессе творческих способностей учащихся как ведущих профессиональных...
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconАнализ деятельности учителя за 2008 2009 учебный год
«Интерактивные методы обучения». Интерактивные методы обучения, используемые мною в учебном процессе, способствуют формированию и...
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconАктивные методы обучения и их место в образовательном процессе
Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и...
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconПсихологические основы активизации учебной деятельности учащихся
Определение условий, обеспечивающих высокую познавательную активность учащихся в процессе обучения
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения icon«Приготовление полуфабрикатов местного компонента из птицы: котлета...
Важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях являются активные методы обучения, применение...
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconРазвитие творческой активности и самореализации учащихся путем применения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconПрограмма по краеведению родного края
Теоретические и практические данные, полученные в процессе исследовательско-поисковой деятельности, могут применяться и в процессе...
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconРеферат «Использование модульной объектно-ориентированной динамической...
Активизация познавательной деятельности и формирование информационной компетентности учащихся за счет использования форм дистанционного...
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения
Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность...
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconТехнология продуктивно-творческой деятельности
Целью данной концепции является формирование познавательного интереса к музыке, воплощение образов прекрасного в различных видах...
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconИнтерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе
В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности...
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconПояснительная записка Цели
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской...
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения географии
О роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения iconОтчет гоу сош 1279 за 2009-2010 учебный год
«Личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания учащихся, в научно-исследовательской деятельности, как современная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск