О роли творческой деятельности
учащихся в процессе обучения
Работа выполнена
учителем ГБОУ СОШ №1222
Полянской Е.Ю.
2011-2012 уч.г.
Предметы гуманитарного цикла играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Учителю, преподающему такие дисциплины как литература, русский язык, история, мировая художественная культура, очень важно суметь помочь ребёнку раскрыть себя, попытаться найти верные решения жизненных вопросов. Сделать это надо очень тонко. Работа педагога здесь сродни действиям скульптора - стоит ударить по мрамору неточно, и по всему произведению могут пойти трещины, оно будет испорчено.
Каждый ребёнок по-своему уникален. Есть дети, которые легко идут на контакт, они открыты в своих взглядах, мыслях. Есть и такие, которые словно отгорожены от мира стеной. Сломать её бывает очень нелегко. Равнодушие, безразличие – вот что видишь в глазах этих детей. «Это всего лишь урок,- читаешь во взгляде,- мне это не нужно».
И здесь моя задача, как учителя, - показать, что я не просто «строю учебный процесс», я говорю о жизни, о жизненных ценностях, проблемах, которые были и будут всегда.
Конечно, самыми благодатными в этом плане остаются уроки мировой художественной культуры, литературы, музыки.
Искусство отражает окружающий мир и представления человека об этом мире в форме художественного образа, а не в форме понятий и фактов. Из образной природы искусства вытекает значимость основного процесса художественной деятельности - воображения, главным продуктом которого становится творчество.
Именно творчество позволяет взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, даёт возможность сделать целый ряд открытий в самых разных областях.
В развитии творческой деятельности учащихся очень важно, на мой взгляд, использовать сопоставление или сравнение образов в разных видах искусства. Например, соединить на уроке произведения литературы, живописи, музыки. Такой подход в обучении провоцирует школьников на общение, развивает стремление осмыслить, понять каждое задание, вопрос, тему; развивает желание самостоятельно, нетрадиционно, по-своему подойти к решению творческой задачи, порождает желание завершить работу, сравнить её с работами сверстников, поучаствовать в обсуждении, в анализе творческой работы всего класса.
Здесь могут быть интересными следующие виды заданий:
-подбор ряда музыкальных образов (самостоятельно (усложненный вариант) или из предложенных учителем), характеризующих литературный персонаж;
-подбор изобразительного ряда к произведению литературы;
-рисунки учащихся, созданные на основе литературного текста (от простых описаний до сложных характеристик характера персонажа);
-подбор литературных текстов к произведениям музыки и изобразительного искусства;
-выстраивание ассоциативного ряда из произведений разных видов искусства (разных эпох или относящихся к одному временному отрезку) на заданную тему или проблему.
Полезен, на мой взгляд, и такой вид работ, как написание учащимися своих вариантов сочинений (или изготовление макетов, рисунков и т.д.) на основе предложенных произведений. Задачи при этом могут быть выдвинуты совершенно разные- от постановки соблюдения стиля автора до создания полной противоположности картины рассказа или архитектурного произведения.
Вот один из примеров такого рода заданий. На уроке русского языка в 6 классе учащимся был предложен отрывок из рассказа Н.Сладкова, в котором в свойственной этому автору манере шло описание февральской метели. После работы с текстом ученикам было предложено написать своё описание , не меняя стиля писателя. Тема при этом была несколько изменена- ставилась задача описать летний дождь. С заданием учащиеся успешно справились.
Отрывок из рассказа.
Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах. Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути- дороги.
Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.
Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.
Тучи – снегосыпы сыплют сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.
Круговерть от земли и до неба!
Сочинение ученика 6 «В» класса Павлова Бориса.
Льёт летний дождь -прозрачная стена радужной воды .Парят крыши домов и нагревшийся асфальт. Из водосточных труб ниспадают бурные водопады.В лужах плавают огромные пузыри.
Июль скачет верхом на радуге. Буря брызг хлещет из-под колёс машин. Мощные потоки текут по дорогам, смывают пыль, грязь с утомленных улиц.
На каждом перекрёстке – водоворот. Заливает, брызжет, крутит, барабанит безумный июльский дождь. Вырывает зонты, заливает ботинки.
Тучи- водолеи льют сверху, бездонные лужи затопляют снизу. Солнце играет с радугой, как ребёнок с разноцветной пирамидкой.
Тёплый душ от небес до земли. Вода, вода – кругом вода… Сочинение ученицы 6 «В» класса Кирилловой Марины.
Однажды ночью задул теплый летний ветер. С каждой секундой он становился все сильнее и сильнее. Ветер завывал в печной трубе ветхого домика лесника, бил и трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестят они, сбрасывая листву. Раскрытая форточка билась о раму, скрипела несмазанными петлями.
Храбрый пёс, который служил леснику уже много лет, залаял, но с первым же раскатом грома умолк и спрятался. На подоконнике, излюбленном месте кошки Маруси, стало сидеть совершенно неуютно.
Картинки за окном мелькали резкие и столь непривычные для лета. С бешеными порывами ветра в комнату летели листья березы, растущей под окном.
Раскаты грома, вспышки молний, стук дождевых капель, завывание ветра… Казалось, что это никогда не кончится!
Задания творческого характера подчас раскрывают ученика с совершенно неожиданной стороны. Часто произведения искусства, по которым делается творческое задание, помогает ребёнку выплеснуть свои проблемы. Однажды среди работ мне встретился рассказ о первой неразделенной любви. Причем написан он был учеником, не проявлявшим особого внимания на уроках. Этот рассказ имел мало общего с темой урока, но настроение произведения учащийся уловил, отклик в душе ребёнка был найден. Что же может быть важнее?
Творческий подход в обучении позволяет найти в произведениях искусства черты и характеристики, интересные современному человеку. На основе такого подхода можно построить разговор на самые разные жизненные темы.
Конечно, при этом развитие детей опирается на важнейшие психические процессы - внимание, ассоциации, эмоции, мышление, память.
После подобных уроков дети, сидевшие тихо и отвлеченно на самых последних партах, вдруг останавливают тебя на перемене и просят послушать свои стихи или задают неожиданно интересные вопросы.
И как здесь не согласиться с мнением таких учёных как А.К.Гастев, А.В. Бакушинский, Ф.И.Шмит, писавших о наибольшем значении в развитии способностей человека именно чувственной сферы (в противовес чисто интеллектуальному развитию).
Большой интерес у учащихся вызывают занятия в часы так называемого дополнительного образования (далее речь будет идти о дополнительных часах по мировой художественной культуре). Темы для обсуждения часто выносят здесь сами ученики. Учитель лишь мягко корректирует их. Дети находят огромное количество материала, выдвигают свои версии видения той или иной проблемы. Они делают компьютерные презентации , читают свои стихи, показывают сделанные ими фотографии, спорят о книгах, в которых затрагивается какая-либо злободневная тема. Весьма интересно, что на такие бурные обсуждения всегда заходят 2-3 ученика, которые просто наблюдают за всем происходящим, не говоря ни слова. Так может продолжаться несколько занятий. После этого они подходят к учителю и задают свою тему для обсуждения. Это всегда радует.
Интересной формой работы, развивающей творческие способности учащихся, стала в моей практике сдача переводного экзамена по мировой художественной культуре в виде реферата. Это уже не скучная зубрежка. Ученики сами ищут материалы, раскрывающие разные взгляды на выбранную ими (из ряда предложенных учителем) тему, доказывают свою точку зрения на поставленные вопросы.
Просмотрев и проработав огромное количество иллюстративного и критического материала, учащиеся приходят к защите реферата с осознанными знаниями. Они достаточно свободно владеют темой, интерес к которой возрастает в ходе работы над ней.
В процессе подготовки реферата часто учащиеся делают для себя ещё одно (помимо прочих, учебных) важное открытие- идеально верных ответов на вопросы не существует, поэтому не стоит бояться высказывать свою точку зрения, возможно, именно она и окажется правильной. Нужно лишь суметь её аргументировать и отстоять.
Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играет, на мой взгляд, и музейная педагогика. Поездки, всевозможные экскурсии пробуждают у учащихся неподдельный интерес к самым разным областям науки, искусства, истории. Вызвать интерес- безусловно, это одно из самых главных условий успешного обучения.
Музейная педагогика должна стать важной частью образовательного процесса для каждого преподавателя. Именно эта форма работы помогает учащимся осознать, что знания, получаемые ими в школе – это знания о том огромном и бесконечно интересном мире, в котором все мы живем. Для современного школьника давно уже перестали быть значимыми и первостепенными понятия, получаемые только из учебников. Образование необходимо сделать «живым», тогда оно будет давать по- настоящему ценные результаты.
Думаю, что для любого учителя может стать важным осознание того, что развитие творческих возможностей ребёнка является для учащегося средством познания мира, формой художественно- образного осмысления информации об окружающем мире, средством выражения его внутреннего эмоционально- образного состояния, способом освоения культуры и общечеловеческих ценностей прошлого, настоящего и будущего. |