Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения





Скачать 263.77 Kb.
НазваниеРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения
страница1/2
Дата публикации05.12.2014
Размер263.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2

Содержание


Содержание 2

Введение 3

Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения 4

Заключение 20

Список литературы 22

Приложения 23



Введение


Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Одной из основ развивающего обучения является один из видов интеллектуального развития – развитие памяти младших школьников. С этой целью в традиционный учебный процесс активно вводятся разнообразные занятия, направленные на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка: памяти, внимания и других психических функций: зрительные диктанты; определенный набор (формируемый комплекс) для интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка; словарно-орфографическая работа, различные задания во время проведения чистописания, закрепления пройденного, изучения нового материала, заучивание наизусть.

В данном реферате рассматривается память, как один из видов интеллектуального развития младших школьников, индивидуальные различия памяти у людей, формирование и развитие памяти, использование различных заданий, развивающих память учащихся.

К реферату прилагаются тесты, схемы, урок (в котором использованы материалы для развития памяти), правила обращения с памятью, разработка классного часа «Память».

Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения


Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность запечатлеть и воспроизводить по мере надобности полученные впечатления. Эта способность составляет функцию памяти.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение его опыта.

Интерес к природе и механизмам памяти возник очень давно. Великий философ Древней Греции, живший за 4 века до нашей эры, - Аристотель написал специальный труд о работе памяти.

Еще древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам. Кстати, сказать, имя этой богини дало название памяти. И в современных научных трудах можно прочитать выражения «мнемическая задача, мнемические действия, мнемическая деятельность».

Важнейшим достижением биологической науки, в частности, физиологии высшей нервной деятельности, явилось учение И.П. Павлова о законах образования в коре головного мозга животных и человека временных нервных связей – ассоциаций. Они являются материальной основой памяти.

На основе учения об ассоциациях психологи стали отличать механическую память от логической. Механической памятью называют удержание человеком какого-то материала путем установления случайных связей как между его частями, сторонами, так и между его появлением и какими-то внешними событиями, сопутствующими ему.

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем так называемая словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Младшие школьники, особенно в 1 и 2 классах склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Они часто дословно заучивают и воспроизводят учебный материал без его реконструкции, существенного преобразования, без попыток передать его другими словами. Это объясняется по меньшей мере четырьмя обстоятельствами.

Во-первых, механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно.

Во-вторых, младший школьник еще не понимает, что конкретно от него требуют, когда перед ним ставят задачу запомнить. Он еще не умеет дифференцировать задачи запоминания (что нужно запомнить дословно, а что – в самых общих чертах). А учитель часто помогает ребенку в этом, ограничиваясь требованиями воспроизводить материал правильно и достаточно полно. Правильно и полно, по мнению ученика, и означает дословно.

В-третьих, младшие школьники (особенно первоклассники и второклассники) еще плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами.

И, в-четвертых, младшие школьники не умеют организовать смысловое запоминание, не умеют разбивать материал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста, связанный с его реконструкцией.

В отличие от механической памяти логическая или смысловая память выступает там, где человек устанавливает воспринимаемыми явлениями существенные смысловые связи.

Смысловая память – способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа, материала, мыслей, доказательств, аргументации, логических схем и рассуждений – приходит постепенно, развиваясь в процессе обучения. Учитель всемерно обязан стимулировать развитие смысловой памяти, побуждать детей осмысливать материал для лучшего запоминания, реконструировать его, излагать своими словами, сохраняя основное содержание.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала.

Кратковременная – хранение материала от нескольких секунд до 10 минут.

Долговременная – время хранения информации продолжается.

Генетическая (родовая) – она обусловлена передаче наследующих признаков из поколения в поколение.

Память проявляется в специальной деятельности человека. Различают произвольную и непроизвольную памяти. Эффективность произвольного запоминания определяется степенью интеллектуальной активности младших школьников. Активность же находится в прямой зависимости от овладения младшими школьниками средствами организации и управления запоминанием. К числу таких средств относится прежде всего умение опознавать и дифференцировать мнемические задачи, т.е. задачи запоминания (запомнить дословно , если это важное определение или формулировка, запомнит суть, которую можно рассказать своими словами.)

Задача учителя – формировать у учащихся определенные установки запоминания. Учителю необходимо и обучить младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста, как смысловой опоры запоминания, выделению своеобразных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. В этом случае запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которой связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Доказано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретений знаний и умений.

Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребенка, особенно в 1 классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что надо принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д. в то же время родители говорят, что ребенок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной бразильский сериал.

Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, речедвигательной Зрительная память связана с сохранением и воспро­изведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зритель­ной памяти, который носит название эйдетической памя­ти. Вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70 % информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания часто вызывают у ребенка нервозность, скованность, неуверенность при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные воспоминания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Интенсивность каждого из этих видов памяти у взрослых людей, как правило различна. У детей дошкольного возраста разница в степени интенсивности того или иного вида памяти почти незаметна. Но со временем какой-либо из этих ее видов становится доминирующим. Это, по-видимому, объясняется тем, что в процессе запоминания каждый человек стихийно избирает один какой-либо метод заучивания: либо начитывает текст про себя, либо слушает его в исполнении другого, либо проговаривает сам. Это становится привычным, и таким образом тренируется один из видов памяти. Задача учителя – объяснить это ученикам и внушить им, что необходимо тренировать все виды памяти, чтобы сделать ее богатой, емкой, эластичной, прочной.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно в тестировании и коррекции памяти ребенка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запомнить.

Учебная деятельность младших школьников требует волевых усилий для того, чтобы удержать в памяти определенный учебный материал. Продуктивность произвольного запоминания зависит прежде всего от условий, которые создает учитель: использование наглядности, повторение, самоконтроль, мотивы и установка, осмысливание запоминания.

Чем моложе дети, тем большую роль в их познавательной деятельности играет чувственное восприятие. Поэтому для запоминания материала очень важно опираться, где это возможно, на наглядный материал. При этом учителю следует использовать макеты, пособия, картины, натуру не только на этапе запоминания материала, но и при его воспроизведении.

Многие учителя считают самым главным и эффективным средством прочного запоминания любого учебного материала его многократное однообразное повторение. Для продуктивности запоминания разнообразие повторений имеет важнейшее значение. Оно дает возможность по-новому посмотреть на уже воспринятый материал, выделить в нем то, что до этого не было выделено, и в соответствии с новыми задачами, которые ставятся перед каждым последующим повторением, направлять запоминание каждый раз по строго определенному пути. Естественно поэтому, что стандартное запечатление материала дает значительно меньший эффект, чем запоминание, включающее в себя разнообразное, модифицирующее повторение. Необходимо организовать повторение так, чтобы он заключало в себе всегда нечто новое, а не представляло собой простого восстановления того, что уже было. Важно, чтобы повторение включалось в новую деятельность (в решение новой задачи) как его необходимое звено, как основа решения новой задачи, как средство ее решения.

Исследование показало далее, что эффективным приемом запоминания является чередование чтения и попыток воспроизвести запоминаемый материал с элементами самоконтроля, самопроверки.

Психологическая сущность самоконтроля заключается в умении человека соотнести, сличить полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом с целью своевременного исправления ошибок и дальнейшего их недопущения. Возможности самоконтроля в процессе запоминания к 6 годам значительно увеличиваются. Подавляющее большинство детей этого возраста успешно используют самоконтроль как при запоминании наглядного, так и словесного материала. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют и о положительном влиянии даже самой задачи самоконтроля на обучение мнемическому приему. Самоконтроль, выступая в наглядно-действенной форме, стимулировал овладение детьми логическим приемом запоминания. Самоконтроль – составная часть учебной деятельности. Формируя эту способность в процессе мнемической деятельности, педагог помогает ребенку развивать не только память, но и произвольность поведения в целом.

Продуктивность мнемической деятельности, как и любой деятельности человека, в огромной мере зависит от побуждений, т.е. мотивов, от той готовности к её выполнению, которая выражена в установке.

Для запечатления материала ученик должен знать, для чего он должен запомнить предлагаемый материал, и хотеть этого добиться. Среди мотивов побуждающих учеников приложить усилия, чтобы овладеть учебными материалами, наиболее сильными являются познавательные интересы. Это стремление детей к знанию нового делает всю их учебную деятельность привлекательной для них и продуктивной. «Память ребенка – это его интерес», – говорят детские психологи. Познавательный интерес – логическое следствие и важнейшее условие успешной работы младшего школьника, быстрого и прочного усвоения им учебного материала и рациональных способов работы с ними.

Учитель широко и разнообразно использует и другие мотивы, побуждающие детей к наиболее точному и полному запоминанию учебного материала. Вводится в работу эффект товарищеского соревнования («Кто больше?», «Кто не сделает ни одной ошибки?») используется стремление детей получить хорошую отметку или получить другое поощрение: звездочку в тетради, запись похвалы в дневнике и др. эти факты говорят о том, что память ребенка не есть способность, количественно строго ограниченная, увлекательное или скучное содержание запоминаемого, степень трудности, знакомости, наглядности или абстрактности. Установка, личные отношения, интерес ребенка к выполняемой работе и понимание её значимости могут намного раздвинуть границы как объема, так и длительности сохранения воспринятого материала, повысить полноту и точность воспроизводимого содержания.

Привычка к осмысленному восприятию материала также связанна с улучшением памяти, особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, сопоставлению к ним планов. Использование записей, составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки – все это примеры использования различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личными возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения.

Для осмысливания запоминаемого необходимо, чтобы детям было ясно значение каждого слова, термина. Важно вопросами проверить, насколько дети поняли, о чем шла речь в рассказе, что было главным.

Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться любой человек. Чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:

А. Мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легкопредставимым в воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое.

Б. Оба предмета в воображении соединить каким-либо причудливым образом друг с другом в единый, фантастический предмет.

В. Мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание. Однако любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.

Рациональным приемам осмысленного заучивания материала детей надо систематически учить начиная с дошкольного возраста. И именно в младших класса школы учитель должен решать эту основную задачу начального обучения, поставленную еще К.Д. Ушинским, - «Научить дитя учиться».

Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе предполагает использование нового типа лексико-орфографических упражнений, которые именуются комплексными интеллектуально-лингвистическими. Они направлены на существенное увеличение интеллектуального развития младших школьников, на повышение интереса к русскому языку и как следствие этого на усиление эффективности его изучения.

Комплексность данных упражнений многоаспектна. Во-первых, она выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и лингвистическое развитие учащихся. Во-вторых, формирование каждого из этих двух составных также осуществляется комплексно.

Что касается интеллекта школьника, то указанные упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда качеств (внимания, памяти, мышления, наблюдательности).

К концу первого года обучения в умственной деятельности учащихся происходят существенные изменения. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольно к более осмысленному наблюдению, нацеленному на решение определенной задачи. Качественно иной характер приобретают процессы, связанные с развитием памяти. Ребенок теперь осознает мнемическую задачу, отделяет ее от всякой другой. От механических приемов он переходит к овладению способами осмысленного запоминания. Существенное развитие получает его слуховая и зрительная память. При работе с простейшими лингвистическими материалами учащиеся уже используют приемы анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений.

Правильно, грамотно построенные отношения между учителем и учащимися при рациональном распределении учебной деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития интеллектуальной активности индивида.

Во время выполнения различных заданий школьник совершает несколько умственных операций (сравнение, группировку, обобщение) и использует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Комплексное воздействие на сознание обучаемого в такого рода упражнениях реализуется через специфический набор и необычную компоновку языкового материала, а также через постановку нетрадиционных заданий. В каждом виде упражнений предусмотрен определенный набор, предназначенный для развития качеств интеллекта. Для обучения русскому языку в начальной школе предусмотрено более 50 формируемых комплексов, 18 наборов зрительных диктантов.

Рассмотрим некоторые из них.

Пример задания, осуществляемого при изучении темы «Ударные и безударные гласные».

Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов и постарайтесь их запомнить (через 1-1,5 минуты закрываю второе слово каждой пары). Ориентируясь на первое слово каждой пары, напишите по памяти в столбцах вторые слова. Подберите к ним проверочные и напишите их. Орфограммы подчеркните.

Мост р...ка

Шум в…да

Лес гр…бы

Гвоздь д…ска

В первом классе их может быть 4-6 слов; во втором 6-8; в третьем 8-12; в четвертом 12-15. Такой подход способствует развитию объема памяти и внимания.

Аналогичные цели – увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект преследуются и во время проведения основных частей словарно-орфографической работы. Они реализуются за счет использования ряда приёмов формулирования заданий для учащихся. Каждый приём имеет свою специфику использования и несет определенную функциональную нагрузку.

Первый прием – поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторении изученного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя. На доске следующие изображения:



Задание: Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной фигуре, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?

Этот прием, наряду с формированием лингвистических знаний и умений, обеспечивает увеличение оперативной памяти.

В следующем приеме учащимися делается установка запомнить слова, которые используются во время этапа урока, предшествующего словарно-орфографической работе.

ЯСНЕЕТ ГОЛОДАЕТ ОГОРЧАЕТ ДИЧАЕТ АЛЕЕТ ЯГОДА.

Определение лексического значения слова осуществляется путем совместного поиска-рассуждения, в котором принимает участие и учитель и ученик. Рассуждая, учащиеся самостоятельно формулируют определение предмета, обозначенного новым словом. Так при ознакомлении со словом ягода рассуждение может быть следующим.

У.: Подберите родовое слово к слову ягода.

Д.: Ягода – это плод.

У.: Какой это плод?

Д.: Это небольшой плод, сочный плод.

У.: Где растут ягоды?

Д.: На кустарниках, травах.

У.: Назовите полностью, что такое ягода?

Д.: Ягода – это небольшой, сочный плод, который растет на кустарниках и травах.

Работа такого рода повышает интерес к изучаемому слову, к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.

Введение новых слов в активный словарь детей направлен на развитие разнообразных интеллектуальных качеств, особенно различных видов памяти, внимания, речевых способностей.

На этапе изучения нового материала предпочтение отдается частично-поисковому методу. Предусматривается работа, направленная на углубленное его осмысление, активное запоминание в процессе обобщения и формулирования вывода. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала используются разные виды обобщения:

Первый вид – обобщение учащимися изученного по заранее составленному учителем плану.

Второй вид – использование обобщающих таблиц.

Третий вид – план и схема одновременно.

Дальнейшее развитие памяти и других интеллектуальных качеств осуществляется на этапе закрепления вновь изученного материала, где широкое применение находят лексико-орфографические упражнения.

Учитывая те обстоятельства, что между орфографическими ошибками, совершаемыми учащимися младших классов, и их оперативной памятью существует прямая зависимость, а именно такие ошибки чаще встречаются у детей со слабо развитой оперативной памятью, в систему упражнений вводится следующий комплекс:

Пример задания, выполняемого при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова».

Внимательно послушайте слова, постарайтесь их запомнить (читаю 1-2 раза):

Чернеть, кошачий, змеиный, темнеть, пчелиный, синеть, лебяжий, белеть, краснеть.

Ответьте на вопросы и выполните задания:

  1. Сколько слов было названо?

  2. На какие группы можно разделить все эти слова?

  3. Какое слово было произнесено первым?

  4. Напишите по памяти имена прилагательные.

  5. Напишите по памяти глаголы.

  6. Подчеркните орфограммы, объясните их написание.

Такое упражнение развивает оперативную память, слуховую память, аналитико-синтетические способности, внимание, речь.

«Существенную роль в развитии памяти играет речь. Поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи» (Р.С. Немцов Психология).

Развитию оперативной речевой памяти способствует диктант-игра «Кто больше запомнит», зрительные диктанты. Всего 18 наборов, в каждом наборе шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит из 46 букв. Наращивание длины предложений происхо дит постепенно, по одной–двум буквам. Таким образом, оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из восьми–девяти слов.

Также развитию оперативной речевой памяти способствуют широко представленные в школьных учебниках русского языка такие упражнения, как распространение предложений, восстановление пропущенных слов, составление предложений из данных слов (восстановление деформированного текста).

Во всех случаях имеется в виду, что по мере продвижения в обучении учитель будет постепенно увеличивать количество слов, с которыми оперируют при записи предложения дети, что создает нагрузку на речевую память, которую только нагружая, и можно развивать.

Таким образом, развивая память учащихся при помощи специальных упражнений на уроках русского языка и, используя приемы самоконтроля, сориентированные на преодоление орфографических ошибок, в первую очередь в местах их наиболее вероятного появления в предложении, можно значительно повысить грамотность учащихся.

Заучивание наизусть – один из важных приемов запоминания. Оно способствует общему интеллектуальному развитию учащегося, повышению культуры его речи, обогащению лексики, привитию любви к художественному слову. Заучивание способствует развитию и усовершенствованию памяти, которую необходимо тренировать, чтобы она не за вяла, не засохла, как недозрелый плод.

Известно, что Фридрих Энгельс и в зрелые годы учил наизусть много стихов; тренировал свою память. В школьном возрасте следует интенсивно тренировать способность запоминания.

В связи с этим следует помнить о необходимости сугубо индивидуального подхода к школьнику, учета особенностей его памяти. Прежде всего учитель должен иметь представление об аномалиях в памяти детей. Если ученик жалуется на плохую память, следует установить, что ему мешает, и помочь устранению помех.

Наиболее распространенные причины ослабления памяти детей:

  1. Хронические болезни, такие как ангина, гельминтоз (поражение глистами).

  2. Нарушение слуховых центров головного мозга.

  3. Дефекты речи – косноязычие, заикание.

  4. Нарушение главных элементов суточного режима: сна, питания, пребывания на свежем воздухе, движения.

Первые две причины устанавливаются и устраняются врачами. Задача учителя – внять жалобам ученика и убедить родителей в необходимости обращения к врачу.

Третья помеха в зависимости от ее сложности, устраняется частично врачебным вмешательством, частично с помощью учителя.

Запоминанию часто мешает безразличное отношение ученика к заучиваемому тексту и стремление запомнить в результате пассивного повторения. Установив, что причиной плохого запоминания является недостаточность волевого импульса при плохой непроизвольной памяти, учитель советует детям чередовать повторение запоминаемого материала с попытками воспроизведения. Такие попытки стимулируют волю учеников.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconНа уроках русского языка
Задачи: развитие и формирование умственных способностей учащихся внимания, памяти, логического мышления и воображения; развитие интереса...
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения icon«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка...
Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconОпыта
Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (ркмчп) на уроках русского языка и литературы
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconОпыта
Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (ркмчп) на уроках русского языка и литературы
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения icon«Жильцы моего дома»
Творческие работы учащихся по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка и литературного чтения
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconГ. Комсомольск-на-Амуре Методический сборник
«Развитие творческой, исследовательской деятельности на уроках русского языка» Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconУроки русского языка, математики, литературного чтения, где были...
В рамках проекта «Мнемотехника как способ развития различных видов памяти младших школьников» были проведены уроки русского языка,...
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения icon3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные...
Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина...
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в аспекте развивающего обучения
Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск