Скачать 1.46 Mb.
|
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Научно-аналитический и научно-образовательный журнал Издается с 2009 года №2 (14) 2010 г. СОДЕРЖАНИЕ
ACTUAL PROBLEMS OF HIGH MUSICAL EDUCATION Publishing since 2009 №2 (14) 2010 г. CONTENT
Четвертый номер научного журнала «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» продолжает публикацию статей, подготовленных авторами на основе их выступлений на одноименной международной научной конференции, ежегодно проходящий в Нижегородской государственной консерватории. Раздел «Проблемы истории и теории музыки» посвящен изучению стилистических взаимодействий, включая интересные и неожиданные аспекты. Это и показ связи британской рок-группы «Jethro Tull» с традициями средневековых менестрелей, и рассмотрение влияния стиля Р.Шумана на творчество В.Рима, и анализ обработок китайской песни, выполненных в духе импрессионистских зарисовок и виртуозных транскрипций Ф.Листа. Широкая панорама стилистических явлений фигурирует в статье о творчестве Б.Тищенко, а также в работе, посвященной стилистическому обновлению чувашской музыки, связанному с применением современных композиторских техник – атональности, серийности, сонористики, пуантилизма, полистилистики. Звукорежиссеров несомненно заинтересует описание факторов, позволяющих создавать оптимальные пространственные решения при записи фонограммы. В разделе «Проблемы методики и педагогики музыкального образования», читатель найдет разнообразные сведения, касающиеся формирования опоры дыхания при игре на медных духовых инструментах, постановки и работы правой руки скрипача-левши. Раздел, посвященный истории и теории исполнительства, включает статью об особенностях интерпретации текстов романсов Рахманинова и яркий творческий портрет блистательного пианиста и концертмейстера, доктора музыки Кембриджского университета Дж.Мура, хорошо известного в России благодаря его книге «Певец и аккомпаниатор». Статьи данного выпуска журнала, вызвавшие живой отклик у слушателей в дни проведения конференции, представляют несомненный интерес для музыкантов. Редколлегия надеется, что они окажутся стимулом для дальнейших творческих осмыслений художественной проблематики. Мы приглашаем к участию в последующих изданиях журнала всех, кто желает поделиться своими наблюдениями и научными идеями. В конце номера приводятся требования, предъявляемые к статьям, предназначенным для опубликования и нашем журнале. Приглашаем вас к сотрудничеству! ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ © 2010 Васенина С.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ЗВУКОЗАПИСИ У каждой фонограммы есть свое собственное пространство. Слушатель может воспринимать его как пространство естественного концертного звучания или как пространственное решение, предполагаемое самим автором произведения. Оба аспекта необычайно важны для звукорежиссера, задача которого – сделать фонограмму универсальной. В статье представлено четыре аспекта трактовки пространства в звукозаписи: 1. Физическое пространство; 2. Музыкальное произведение; 3. Психология восприятия; 4. Условия создания фонограммы. Ключевые слова: фонограмма, пространство, фактура, восприятие. Пространство в звукозаписи – это, прежде всего, универсальное пространство. Любой человек может прослушать фонограмму, независимо от того, кто он: слушатель или исполнитель, профессионал или любитель. Приходя в концертный зал, любой из нас способен выбрать место для прослушивания. Фонограмма же нам предлагается такой, какой её сделал звукорежиссер. Поэтому звукорежиссер – это человек, чья позиция в целом должна подходить каждому слушателю. Задача эта непростая, но выполнимая, если соблюдаются некоторые условия: звукорежиссер музыкально образован, он хорошо ознакомлен с музыкальным произведением и способен использовать свои средства, которые называются музыкальной обработкой. Фонограмма – это завершающее звено на пути музыки от композитора к слушателям. В ней заложена информация о замысле музыкального произведения, условиях исполнения, проявляются особенности интерпретации исполнителей и интерпретации самого звукорежиссера. Поэтому при пространственном решении учитываются все аспекты создания фонограммы. Анализировать или оценивать пространство в звукозаписи сложно по субъективным причинам восприятия каждого отдельного слушателя. В данной статье предложены несколько позиций, с которых, на наш взгляд, можно описывать пространство в звукозаписи. Первый аспект – физическое пространство. Это представление акустики зала и естественного расположения музыкальных инструментов в пространстве помещения. В соответствии с ним, вопрос, который задает себе слушатель, – «так ли это звучит, как в концертном помещении?» В этом случае человек всегда сравнивает звучащую картину со своим музыкальным опытом. Так, если в фонограмме сольный инструмент звучит намного громче оркестра, то прослушивающий будет смущен, потому что он знает по своему опыту, что сольный инструмент не может преобладать над оркестром в такой степени. Второй аспект – музыкальное произведение. Он основывается на том, что в самом музыкальном произведении существует пространство. Эта тема давно вызывает активный интерес со стороны музыковедов. Пространство произведения многогранно: это и музыкально-художественная образность, и драматургическая организация, и фактурное решение. Звукорежиссер также способен действовать в этом пространстве. К примеру, он может себе позволить подчеркивание (прибавление) вступления темы фуги у разных партий, при исполнении ее ансамблем или оркестром. Данный прием поможет слушателю точно уловить фактурное решение произведения, а также его организацию. Таким образом, звукорежиссер, правдиво передавая замысел композитора с помощью своих художественных средств, помогает организовать пространство музыкального произведения. Третий аспект – психология восприятия. Наше восприятие зависит от разных условий. Пространственные впечатления субъективны, но имеют общую закономерность. Так, человек естественно выделяет для себя главное из ряда воспринимаемых предметов и концентрируется на этом, что помогает легко воспринимать большой объем информации. Поэтому звукорежиссер при сведении музыки руководствуется особенностями психологии восприятия человека. Он может уделять особое внимание вокалисту при записи его с роялем – приблизить план, потому что солист часто несет на себе основную информационную нагрузку. Еще одним примером особенностей нашего восприятия является ситуация, когда звукорежиссер меняет позицию исполнителей, сообразуясь с общепринятыми нормами. Так, расположение солиста в центре является естественным. В противном случае у слушателя появляется желание повернуть голову по направлению к источнику звука. По этой причине солиста часто панорамируют в центр, хотя в концертной практике это место по праву принадлежит дирижеру. В этом случае звукорежиссер считает возможным изменить реальные пространственные условия, так как дирижер сам не издает музыкальных звуков, а солист является центром восприятия слушателей. Такое решение способствует комфорту восприятия. При прослушивании концерта нас не раздражает шум зала, мы не замечаем гула ламп, потому что мы сосредоточены на восприятии музыки. Но шум так же хорошо записывается на микрофоны, как и музыка. Звукорежиссер вынужден бороться с шумами, потому что при прослушивании фонограммы возникает обратный эффект: все посторонние шумы становятся легко воспринимаемыми. Четвертый аспект – следование условностям. Речь идет об условностях, которые сопровождали процесс создания записи: запись, хранение, воспроизведение. Например, концертная запись. В этом случае естественно расположение солистов согласно индивидуальным особенностям зала, естественно наличие в зале шумов аудитории. Зная, что запись произведена в определенных концертных условиях, мы принимаем данные условности. То же самое принятие условностей помогает нам абстрагироваться от несовершенства тембровой звукопередачи и треска при прослушивании виниловых дисков. Сфера звукозаписи настолько же широка, насколько широка жанровая музыкальная среда, она простирается от записи фольклора до записи музыки к кинофильмам. Делая выводы, можно сказать, что звукорежиссер при создании фонограммы моделирует пространственное решение в зависимости от задач, которые он ставит перед собой. В любом случае, при анализе фонограммы всегда ясно прослеживаются все четыре аспекта пространственного решения. Литература
© 2010 Ковыльских К.А. |
Развитие отечественной педагогики музыкального образования в ХIХ-ХХ веках Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет... | Высшего музыкального образования Верина А. Н. Числовая и графическая символика в сочинениях А. Кнайфеля «Царю Небесный» и «Утешителю»… | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика... Г. И. Шевченко, канд пед наук, доцент, зав кафедрой музыкального образования мгпу | Рабочая программа по дисциплине «класс основного музыкального инструмента (фортепиано)» Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры музыкального образования иппиу тюмгу от 15. 05. 2007 г протокол №9 | ||
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального... Цель: познакомить учащихся со значением устно – поэтического и музыкального творчества русского народа (на примере «Снегурочки» А.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технологии музыкального образования дисциплины «История, теория, методика и технологии музыкального образования». Учебно-методический... | ||
Учебное пособие министерство образования российской федерации гоу... Учебное пособие предназначено для курса «История музыкального образования», который входит в федеральный компонент учебного плана... | Система музыкального воспитания в отделении дополнительного образования детей ... | ||
Аналитический отчет работы моу дод «дши №3» за 2011-2012 год г. Саранск 2012 г Учреждения являются: развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ начального музыкального... | Пояснительная записка Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной... Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников... | ||
Положение о проведении XII открытого регионального конкурса-фестиваля... Развитие детского музыкального творчества, усиление его роли в эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «История, теория, методика и технологии музыкального образования». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Отчет по оказанию услуг по организации и проведению мероприятия «Повышение... В настоящее время Консерватория ведет обучение по 10 специальностям высшего профессионального образования. В числе специальностей... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» Целью курса является повышение профессиональной культуры будущих учителей начальной школы, овладение ими теорией и педагогической... | ||
Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы... Г. А. Жуковская, заведующая теоретическим отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской государственной... | Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических... Астраханской государственной консерватории состоялась внутривузовская конференция «Поэтика музыкального произведения: новые научные... |