Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации)





Скачать 50.52 Kb.
НазваниеПрименение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации)
Дата публикации12.07.2013
Размер50.52 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ТАМБОВСКОГО КРАЯ В КУРСАХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДМШ И ДШИ

(методические рекомендации)

Ромашкова О.Н., преподаватель детской музыкальной школы им. С.М. Старикова ТОГБОУ ВПО «ТГМПИ им. С. В. Рахманинова»
Педагогическая идея: изучение музыкального фольклора как часть духовного наследия нации способствует формированию эстетического и нравственного потенциала учащихся, бережного отношения к исконно национальным традициям.

Используемые методические средства: иллюстративный материал (нотные записи, видео и аудио записи).

Основная цель: демонстрация методов и форм внедрения материалов музыкального фольклора Тамбовского края в курсы теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ (сольфеджио, теория музыки, слушание музыки, музыкальная литература), показ способов использования музыкального фольклора в качестве иллюстративного материала при объяснении новых тем или в качестве материала для сольфеджирования, импровизирования, анализирования.

Проблемы и перспективы: интерпретация фольклорного материала в условиях детского восприятия. Адаптация музыкального фольклора к современным требованиям, предъявляемым современным образованием. Поиск инновационных методов и средств внедрения подобного материала в учебный процесс.

Из истории Тамбовского музыкального фольклора.

Многих фольклористов привлекли песни средней полосы России. Работа по собиранию и изучению тамбовских напевов началась с 50-х годов XIX столетия и продолжается по сей день.

Известный собиратель тамбовских песен В.М. Орлов – русский хоровой дирижер и композитор – записал более двухсот песен Тамбовского края. Впервые они были изданы в 1890 году под названием «Крестьянские песни, записанные в Тамбовской губернии». Полностью, в трех выпусках, это исследование было опубликовано только в середине XX века. В собрание В.М. Орлова вошли такие известные песни, как «Взойдет солнце, взойдет красно», «У ворот гусли вдарили», «Дуня тонкопряха», «Уж вы, кумушки» и другие.

Наследие народного песенного искусства Тамбовщины включено во многие фольклорные сборники:

  • М. А. Стахович «Собрание русских народных песен» (1964),

  • М. А. Балакирев «Сборник русских народных песен» (1986),

  • «Сборник русских народных лирических песен» Н.М. Лопатина и В.П. Прокунина (1889). В его состав включены 20 песен, записанных в Тамбовской губернии, среди которых широкую известность получили «Уж ты, поле мое», «Ах вы, сени мои, сени», «Вниз по матушке по Волге», «Дубинушка» и другие,

  • Сборник «50 песен русского народа для мужского и смешанного хора из собранных И.В. Некрасовым и Ф.М. Истоминым (1894–1899 годы)»,

  • «Великорусские песни в народной гармонизации» Е.С. Линевой (1904).

Рекомендуемый методический материал, предполагающий использование

музыкального фольклора

1. Темы по курсу сольфеджио и теория музыки

  • лады народной музыки

  • параллельно-переменный лад

  • пентатоника

  • переменный размер

  • синкопа, пунктирный ритм, триоль и другие особые ритмические фигуры

  • мелодия, ее типы, приемы развития

  • типы мелодического движения

  • музыкальный синтаксис

  • лады народной музыки

  • параллельно-переменный лад

  • пентатоника

  • переменный размер

  • синкопа, пунктирный ритм, триоль и другие особые ритмические фигуры

  • мелодия, ее типы, приемы развития

  • типы мелодического движения

  • музыкальный синтаксис

2. Формы работы на уроках сольфеджио

  • Сольфеджирование и чтение с листа

  • Транспонирование

  • Музыкальный диктант

  • Аналитические задания

  • Работа над двухголосием

  • Слуховой анализ

  • Особенности группировки вокальной музыки

3. Формы творческой работы

  • сочинение 2-го голоса к данной мелодии

  • досочинение мелодии

  • гармонизация или подбор аккомпанемента

  • обработка мелодии

  • сочинение вариаций

  • сочинение ритмического сопровождения

  • сочинение вариантов текста

4. Темы, используемые в курсах «Слушание музыки» и «Музыкальная литература»: жанровые разновидности народной песни: былинно-эпическая, колыбельная, игровая, хороводная, свадебная, частушка, лирическая протяжная и плясовая.

5. Рекомендуемые разделы в курсе «Музыкальной литературы»

  • Музыка Древней Руси

  • Доглинкинский период в русской музыке

  • Особенности творчества композиторов «Могучей кучки»

  • Нефольклорное направление в отечественной музыке XX столетия

6. Примерная разработка темы «Композитор и фольклор» по курсу «Отечественная музыкальная литература XX века». Кантата А. Ларина «Песни Тамбовского края»

Претворение русского фольклора в крупных музыкальных жанрах – одна из магистральных линий отечественной музыки. Кантата А. Ларина – первое крупное сочинение (9 частей), написанное на подлинные народные темы Тамбовской области, способствующее сохранению и увековечиванию бесценных сокровищ родного фольклора.

Замысел и концепцию поясняет композитор: «Фольклор области, находящейся в центре европейской части России, впитал в себя черты различных песенных стилей. Мне хотелось подчеркнуть это богатство и жанровое многообразие» [3].

Кантата А. Ларина представляется цельным произведением с признаками циклической симметричной композиции, что выражается и в самой концепции произведения – движении от момента рождения к смерти и зарождению новой жизни.

Наиболее значимые моменты крестьянской жизни запечатлены в песнях, которые постепенно раскрывают «спрятанный» в них сюжетный ряд:

  • Взойдет солнце, взойдет красно (запись В.М. Орлова)

  • Баюкалка (Никифоровский р-н и с. Ивановка Уваровского р-на)

  • У бабушки был козёл (с. Черняное)

  • Хороводная (с. Измайлово – запись В.М. Орлова)

  • Танечка (г. Уварово)

  • А трубушку трубят (свадебная песня)

  • Частушки (включает знаменитую тамбовскую «Канарейку»)

  • Горы (запись Е.Э. Линевой)

  • У ворот гусли вдарили (запись В.М. Орлова)


Список рекомендуемой литературы

1. Вершинина Е. Б. Жанровые разновидности тамбовских частушек / Е. Б. Вершинина // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : тез. VIII междунар. науч.-практ. конф. / ТГМПИ им. С.В. Рахманинова. – Тамбов, 2012.

2. Долженкова, М. И. Тамбовская художественная культура : учеб. пособие / М. И. Долженкова, Ю. А. Толмачев. – Тамбов, 2010.

3. Ларин А. Л. Песни Тамбовского края. Кантата для смешанного хора с участием детского хора по мотивам тамбовского фольклора / А.Л. Ларин ; вступ. ст. Петровская Ю. – Нотное изд. – М., 2009.

4. Саранин В. П. Песенный фольклор Тамбовской области : учеб. пособие / В. П. Саранин, С. И. Чулкова. – Тамбов, 1992.

5. Толмачев Ю. А. Народное музыкальное творчество : учеб. пособие / Ю. А. Толмачев. – Тамбов, 2005.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconПоложение I общероссийская ассамблея «Современность и творчество...
Дмш и дши представить и обобщить накопленный профессиональный опыт современной отечественной школы как многофункциональной творческой...
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconПоложение I общероссийская ассамблея с международным участием «Современность...
Дмш и дши представить и обобщить накопленный профессиональный опыт современной отечественной школы как многофункциональной творческой...
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconГородское методическое объединение преподавателей струнно-смычковых инструментов дмш и дши
«Инновационные подходы в обучении учащихся дмш и дши в сфере сольного и камерного исполнительства»
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Московский открытый фестиваль учащихся отделов народных инструментов, фольклора и народного пения дмш и дши
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconГ. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона
Составитель: Г. А. Гаврисенко – преподаватель теоретических дисциплин. Грайворонской дши
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconМузыкальная литература в дмш и дши является одним из ведущих предметов...
Дмш и дши является одним из ведущих предметов в воспитании у учащихся любви и интереса к музыкальному искусству, понимание народного,...
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по организации в общеобразовательных учреждениях...
Методические рекомендации разработаны на кафедре гуманитарных дисциплин скиро пк и про
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова приглашает преподавателей дмш, дши и ссуз принять участие в краткосрочных...
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по дисциплине в2 Основы теории 1ИЯ: Теорфонетика
Курс “Теоретическая фонетика” является одним из основных теоретических курсов в системе методологических теоретических дисциплин...
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участие учащихся дмш №3, дши №1, дши №2 на Всероссийском конкурсе детского творчества «Роза ветров» Москва-Бугульма-Транзит 2014
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по изучению одного из разделов курса «Устное...
П18 Паремические жанры русского фольклора [Текст]: методические рекомендации по изучению курса / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк...
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconСеминар Санкт-Петербургская дмш имени В. В. Андреева
Дмш имени В. В. Андреева и солистами Санкт-Петербург Мюзет Ансамбля, они актуальны для работников управлений культуры, преподавателей...
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconМотов В. И., Шахов Г. И., Изд. Кифара
Рабочая программа для народных отделений дмш и дши «Музыкальный инструмент. Аккордеон»
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconI тура Второй областной открытой олимпиады по музыкальной литературе среди учащихся дмш/ дши
«Известная пианистка-исполнительница сонат Л. В. Бетховена. «Мария Вениаминовна Юдина»»
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconАфиша на Февраль Хоровой отдел
...
Применение музыкального фольклора тамбовского края в курсах теоретических дисциплин дмш и дши (методические рекомендации) iconГодовой отчет по итогам 2012-2013 учебного года
Кургана «Детская школа искусств №3» Руководящие работники дши (дмш, дхш) в соответствии со штатным расписанием


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск