Скачать 448.34 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» «Секреты хорошей речи» (методическая разработка элективного курса) Авторы: Ивановская Ольга Ивановна, Криводерева Людмила Вячеславовна, учителя русского языка и литературы Старый Оскол 2012 Пояснительная записка Главная цель общения людей – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, - говорил Л. Н. Толстой, - и для того, чтобы общение это было возможным, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие и точные понятия». Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру. Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что коммуникативная культура – это основа общей культуры личности, ее базовый компонент . Базовый компонент культуры личности обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, что с очевидностью не может состояться без коммуникативной культуры. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, культуру ее жизненного самоопределения. В условиях профильной школы это особенно актуально. Коммуникативную культуру можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов: 1) эмоциональная культура, или культура чувств; 2) культура мышления; 3) культура речи, являющаяся объектом изучения языкознания, предметом вузовского и частично школьного обучения. Культура речи – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Это первое значение принято называть субъективным, поскольку оно отражает состояние речевой культуры языковой личности (субъекта речи), его речь – языковые способности и личностные свойства. Приведенное определение включает в себя широко распространенное представление о культуре речи как следование нормам литературного языка, умение обеспечить точность, доходчивость, ясность речи, умение отбирать словесные средства для общения. Объективированная оценка свойств речи закреплена во втором значении термина, называемом объективным: культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о её совершенстве. В приведённом понимании термина можно увидеть отражение представления о культуре речи как части духовной культуры народа, существующей в виде образцовых, совершенных текстов, созданных в течение веков творчеством народа, его выдающихся представлений. Это значение термина «культура речи» оказывается близким по значению термину «культура языка». Для того чтобы стали возможны анализ и оценка высказываний, текстов с точки зрения культуры речи (в объективном значении этого термина), с точки зрения соответствия речи её коммуникативным качествам, выработаны соответствующие научные представления: понятийный аппарат, методика исследования и т.п. – всё то, что составляет основу познания данной области науки. Поэтому употребление термина «культура речи» в связи с разработкой определённой научной проблематики выявляет третье его значение, которое называют гносеологическим: культура речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи, об учении о культуре речи. Учение о культуре речи тесно связано с ораторским искусством, риторикой. Социальная задача данного элективного курса – воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм. Первая часть этой задачи – субъективная: в виде освоения норм языка, выработки правильности речи как условия приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Вторая часть задачи, связанная с первой, может быть представлена как гносеологическая – исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка. В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это в 9 классе поможет элективный курс «Секреты хорошей речи», обязательный для посещения по выбору учащихся, входящих в состав гуманитарного профиля обучения на старшей ступени школы. В данной программе центральную часть представляет раздел о грамматических нормах, а также нормах произношения современного русского языка. Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а так же развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено «Концепцией модернизации образования». Элективный курс «Секреты хорошей речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях. Программа элективного курса «Секреты хорошей речи» является модифицированной, составлена на основе учебного пособия А.Г.Петряковой “Культура речи”, Г.Н.Ивановой-Лукьяновой “Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм”, Л.А.Введенской, Л.Г.Павловой, Е.Ю. Кашаевой “Русский язык и культура речи”, рекомендованных для студентов вузов и авторской программы «Секреты хорошей речи» составители: Ивановская О.И. учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов», Криводерева Л.В. учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов», Старый Оскол,2009 год. Программа рассчитана на 34 часа (из расчёта 2 часа в неделю в течение одного полугодия). Возможные виды деятельности учащихся: анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий – памяток, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся. Цель и задачи элективного курсаЦель работы: Систематизировать, закрепить и углубить знания обучающихся о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах. Для реализации этой цели важно решить следующие задачи:
Перечень формируемых знаний и умений. Учащиеся должны знать: основные нормы литературного языка, основные понятия курса, жанры общения; приемы их создания, специфику их использования в реальной деятельности, нормы речевого поведения. Учащиеся должны иметь представления: о правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях; об особенностях коммуникативно-речевых ситуаций. Учащиеся должны уметь: соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет, следить за чистотой, точностью речи, свободно, грамотно высказываться на заданные темы, добиваясь выразительности речи за счет тропов и стилистических фигур, ориентироваться в ситуации общения. |
Лекция Общение основа человеческого бытия Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные... | Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Программа элективного курса «германия: особенности этикета» В результате социально-политических и экономических преобразований в обществе, иностранный язык стал осознаваться как средство общения,... | ||
Программа элективного курса по немецкому языку Деловой немецкий Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, важное средство... | Урок-мастерская "Давайте говорить друг другу комплименты" «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Усвоение стандартных приемов эстетических форм общения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Программа по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П.... Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной... | Нашего устного журнала: «7Я моя радость» (написана на доске) Цель этой встречи: лучше узнать друг друга, чтобы уметь понимать друг друга. Наверное, не случайно крылатой фразой фильма «Доживём... | ||
Урок 1 Цели: уточнить представление учащихся о языке как средстве общения людей; сформировать умение выделять предложение в устной речи... | Пояснительная записка Цель программы: воспитание На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: развивать язык жестов и мимики; учить понимать состояние других людей, обращая внимание на невербальные средства общения | Методические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения» Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» Главная цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста, позволяющей... | Внеклассное мероприятие "И всё это о тебе…" Цель: заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро, помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу... |