Скачать 26.5 Kb.
|
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» Тема: Невербальные средства общения Задачи: развивать язык жестов и мимики; учить понимать состояние других людей, обращая внимание на невербальные средства общения. Оснащение: видео с подборкой ситуаций из различных художественных фильмов. Содержание. Упражнение «Посылка». В качестве разминки проводится упражнение «Посылка». Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки лежат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно быстрее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны различные варианты сигналов. После разминки ведущий сообщает тему занятия: Мы с Вами продолжаем работать по теме невербальные средства общения. Установлено, что в процессе взаимодействия людей только примерно 30% информации передается с помощью речи, а 70% - невербальными средствами общения, т.е. общение во многом осуществляется за счет жестов, мимики, движений, поз, которые сопровождают речь человека и делают ее более выразительной. Сегодня мы посвятим наше занятие пантомимике. Пантомимика - это выразительные движения всего тела (позы, походка, мимика, жесты). Упражнение «Пантомима». Ведущий предлагает путем пантомимики показать дряхлого, больного старика; походку ответственного работника, уверенного в себе; школьника, идущего из школы с "2" в дневнике; человека, выигравшего в лотерею и т.д. Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было передать соответствующее настроение? Что вы при этом чувствовали? Какое из заданий показалось более легким, трудным? Упражнение "Автобус". Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга, ведущий объясняет ситуацию: вы едете в автобусе, вдруг видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении - одна минута, пока автобусы стоят у светофора. После невербального проигрывания участники делятся информацией о том, как они поняли друг друга. Вопросы для обсуждения: Легко ли было понять партнера? Легко ли было выразить свои мысли невербально? Какими средствами пользовались? Что помогало, что мешало понять партнера? После обсуждения игры ведущий сообщает следующее задание. Упражнение "Кино". Для Чарли Чаплина и других актеров немого кино невербальные средства были главным и единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты, мимику и пантомимику для общения. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными речевыми способностями. Телевидение и сейчас предоставляет восхитительную возможность для изучения особенностей невербального общения. Сейчас мы выключим звук и попытаемся догадаться о том, что происходит на экране только по изображению. Показывается подборка ситуаций из художественных фильмов (желательно незнакомых детям). Правильность объяснения проверяется путем прокручивания данной ситуации со звуковым сопровождением. Вопросы для обсуждения: Понравилось ли Вам задание? Как вы смогли догадаться, понять о чем идет речь в фильме? Как бы вы оценили свое умение понимать людей по жестам, мимике и пантомимике? Как, на ваш взгляд, можно развивать, улучшать свое умение понимать настроение, чувства, мысли человека по невербальным средствам общения? Упражнение "Подарок". В заключении проводится упражнение "Подарок". Участники встают в круг. Инструкция: "Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)". Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного на занятии я узнал(а) для себя?» |