Ушу в школьной системе образования Что такое ушу? В буквальном переводе ушу означает военное искусство, где под единым названием «ушу» объединяются медитативные дыхательные системы, и боевые техники. Это древнее наследие китайской культуры, ставшее достоянием для люди всей планеты, которые используют этот метод психофизического тренинга, как в изучении боевых искусств, так и в системе оздоровительных упражнений, основанных на знаниях традиционной китайской медицины. Это и средство самозащиты и способ реализации внутренних ресурсов человека, и знания, формирующие философию взаимодействия с окружающей природной и социальной средой, которые во главу угла ставят, прежде всего, психическое и физическое здоровье человека.
Ушу является неотъемлемой частью культурной традиции Китая, столь же богатой и сложной, как китайская архитектура и живопись, философия и литература, музыка и каллиграфия.
Изучая Ушу, как иную культурную традицию, мы расширяем свой кругозор, глубже постигаем самих себя и собственные культурные ценности.
Из программы по ушу:
предисловие
В современных условиях проживания, когда ухудшается экология, нестабильна экономика, отсутствуют четкие нравственные ориентиры, а в обществе процветают жажда наживы, безответственность и распущенность, особенно страдают дети, нарушается их нормальное нравственное и физическое развитие. Психика детей оказывается перегруженной, что проявляется в несдержанности, агрессивности, эмоциональной неуравновешенности, либо в апатии и равнодушии. В тоже время, согласно данным Минздрава, увеличивается число детей со слабым физическим здоровьем, дети стали чаще страдать различными хроническими и простудными заболеваниями, а также заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Дети растут в экологически неблагоприятной среде городов при полной разобщенности с природой, при воздействии негативных факторов социальной среды, а такие факторы профилактики и восстановления здоровья как полноценное питание, чистый воздух, возможности для физической разрядки становятся все менее доступными. В таких условиях возникает необходимость помочь детям снимать физическое и психоэмоциональное напряжение в системе школьного образования, обучая их на уроках физкультуры навыкам саморегуляции и восстановления, а урок физкультуры проводить как рекреационное мероприятие, снимая нервно психическое напряжение и приводя организм в устойчивое, комфортное, уравновешенное состояние.
Возможность проведения урока в такой форме появилась с введением образовательных стандартов второго поколения, где рекомендовано занять третий час физкультуры другим видом спортивной деятельности. Следуя традициям школы, которая во главу угла ставит оздоровительную направленность, решено организовать эту профилактическую работу и наполнить содержание третьего урока физкультуры психофизическими практиками из традиционных внутренних стилей ушу ХУАНШУ (школа мангуста), ИЛИЦЮАНЬ (боевое искусство осознанности) и ЦИГУН (ян шен фа – метод взращивания жизни). Упражнения этих практик развивают чувствительность тела и сознания, добиваясь уравновешенности разума и тела, способствуют гармоничному взаимоотношению с природой, дают целостность восприятия и осознанность действия, помогают сохранять физическое и психическое здоровье. В основе этих практик лежат знания традиционной китайской медицины о циркуляции внутренней энергии «ЦИ», понимании природы человеческого тела, понимании процессов происходящих в теле и сознании, умении управлять этими процессами и реализовывать их на практике.
традиционная китайская медицина и современная система знаний о здоровье человека
Оздоровительная направленность программы ставит задачей научить детей понимать, что такое здоровье-нездоровье и какие факторы влияют на наше состояние; что большинство хронических заболеваний являются результатом избранного нами стиля жизни и неправильной эксплуатации организма. Научить детей вести здоровую жизнь, вооружить систематизированным справочным руководством по применению доступных, понятных и несложных методов профилактики.
Согласно представлениям традиционной китайской медицины психический мир и физическая сущность человека – две, влияющие друг на друга, стороны единого неделимого организма работающего в автоматическом режиме. Давление и состав крови, температура тела, обменные процессы поддерживаются на постоянном уровне, поэтому любое повреждение физической части, а также негативное воздействие отрицательных эмоций на душевное состояние нарушают баланс физиологических процессов и стабильное состояние организма в целом.
Естественно предполагать, что состояние здоровья человека зависит не только от его внутренних возможностей, но и от взаимоотношений с окружающим миром: обществом, силами Природы, всей Вселенной. Организм способен сам приходить в состояние равновесия, включая механизмы саморегуляции, если только предоставляется возможность. Человек здоров, пока внешние воздействия не превышают этот уровень саморегуляции, в противном случае возникает заболевание. Поэтому с точки зрения китайской медицины гармония и уравновешенность процессов как внутри организма, так и во взаимодействия тела с окружающей средой, чрезвычайно важны для здоровья и являются необходимым условием существования человека. Другими словами при гармоничном уравновешенном состоянии разума и балансе нашего тела мы будем обладать здоровым физическим телом и устойчивой психикой.
Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому самый эффективный способ в борьбе с различными заболеваниями это профилактические меры - простые навыки повышающие качество нашей жизни без посторонней помощи – разумный образ жизни и деятельности, силы природы (солнце, воздух и вода), правильное питание, массаж, физические упражнения и дыхание.
В данной программе рассматриваются как теоретические вопросы, связанные со здоровым образом жизни и мерами профилактики, так и практика дыхания, массажа и физических упражнений, и незаменимым способом получить указанные ключи здоровья, являются исключительно регулярные упражнения.
Самый лучший инструмент для исцеления нашей жизни это мы сами. Необходимо доводить до сознания учащихся, что они ответственны за ту жизнь, которую ведут и не винить окружающих за все, что с ними происходит, научить их опираться на собственные силы и искать решения внутри себя. Все выше сказанное подводит к мысли о необходимости единого подхода, как к физическому, так и к нравственному здоровью. |