Программа факультативного курса «Основы православной культуры»





Скачать 491.45 Kb.
НазваниеПрограмма факультативного курса «Основы православной культуры»
страница1/2
Дата публикации23.09.2014
Размер491.45 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

_______ Е.Н. Барышников __________ О.В. Караванская

Зав. кафедрой социально- Директор школы № 532

педагогического образования Красногвардейского района

« ___» _____________ 2011 г. «___» _______________ 2011 г.

Программа факультативного курса

«Основы православной культуры»

для учащихся 4-5 классов

Автор-составитель:

Олина М.А.

учитель начальных классов

ГОУСОШ №532
Научный консультант:

Берсенева Т.А.,

гранд доктор философии,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социально-педагогического

образования СПбАППО

Санкт-Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….…..3

Пояснительная записка………………………………………………….….…..5

Планирование курса «Основы православной культуры» 4 класс……….…...8

Краткое содержание курса «Основы православной культуры» 4 класс…….8

Планирование курса «Основы православной культуры» 5 класс…………..15

Краткое содержание курса «Основы православной культуры» 5 класс…...15

Список используемой литературы ……………………………………………22

Список используемых электронных ресурсов………………………..……....23

Приложение №1………………………………………………………………...24

Приложение №2…………………………………………………………….......25

Введение

В последние десятилетия в связи с большими изменениями в духовной, социально – экономической, политической сферах жизни российского общества система образования существенным образом подвергается модернизации и реформированию.

Одним из направлений по обновлению содержания общего социально -гуманитарного образования является приобщение школьников к духовным ценностям традиционных российских конфессий. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с христианством. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Это обусловливает актуальность и целесообразность изучения курса « Основы православной культура» в системе школьного образования.

Через изучение курса «Основы православной культуры» предполагается знакомство с национальными культурными традициями русского народа. Многие родители и педагоги неверно воспринимают курс «Основы православной культуры» как курс, направленный на воцерковление детей. В беседах с родителями надо объяснить, что нельзя жить в России и не знать историю и культуру своей страны. Обязательно отметить культурологическую направленность курса. Можно назвать такие уроки «Добрыми уроками наставления». Знание национальных особенностей, традиций, характера русского народа, исторических условий их формирования, поможет понять нам и другие народы.

Перед введением курса необходимо провести родительское собрание с тем, чтобы рассказать о предмете «Основы православной культуры», познакомить родителей с программой, предложить им написать заявление1 с просьбой о предоставлении школой возможности изучать их ребенку курс «Основы православной культуры» (в заявлении указаны нормативные документы, дающие основание для изучения данного курса).

Изучение курса «Основы православной культуры» в образовательном учреждении проводится факультативно в 3 - 4 четверти четвертого класса и 1-2 четверти 5 класса. Один час в неделю.

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения, классный руководитель и учителя – предметники, вводится много новых дисциплин. Одни пятиклассники быстро адаптируются к учебному процессу, другие тяжело переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. Появляется тревожность, дети становятся робкими или наоборот развязными, снижается успеваемость. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, и невозможность новому классному руководителю уделить всем достаточно внимания делает педагогически целесообразным преподавание курса «Основы православной культуры» в 5 классе классным руководителем начальных классов.

Изучение курса «Основы православной культуры» в 4-5-х классах нужно ориентировать на развитие чувства любви: любви к Отечеству, любви к традициям своего народа, любви к человеку, любви к своей вере, любви к истории своей Родины, к своей земле, семье, к своему храму, к своей вере. Важно, чтобы ученики осознали, почему тысячу лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор, и знали о существовании духовных законов, выполняя которые, они смогут жить в гармонии с собой и окружающим миром.

В помощь учителям русского языка и литературы, мною разработаны задания, позволяющие расширить тематику курса «Основы православной культуры»2.

В помощь родителям и детям предлагается учебное пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов: «Добрые уроки наставления» (Сатисъ, Санкт-Петербург 2010). «Уроки добротолюбия» (Сатисъ Держава, Санкт-Петербург 2010). Авторы – священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенева.

Пояснительная записка

Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственные ценности играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они определяют отношение человека к различным явлениям, мотивируют его деятельность, и, разумеется, определяют содержание всей создаваемой нами культуры. Общество не может благополучно существовать и развиваться без единства ориентиров, которые бы объединяли людей, стали значимыми в их жизни. Именно это условие есть важнейшая основа стабильного развития любого современного государства.

В основе православной культуры лежит понятие духовности. С древних времен русские люди воспитывались на ценностях, которые формировали такое качество, как духовность. Этому качеству характерно не внешнее подражание нравственным идеалам, а глубокое внутреннее одухотворение. «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.)

Духовность личности воспитывается православной верой, прививая человеку любовь к Родине, смирение, миролюбие, самоотверженность, ответственность, терпение. Кроме того, православная духовность дарует человеку истинную свободу, которая открывает перед ним широкие возможности праведной и добродетельной жизни. К.Ушинский говорил: «Нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной». Поэтому в основе образования и воспитания должно лежать национальное начало.

Нормативно правовая база:

Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9 п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п. 2 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (кратко ОРКСЭ) вводится по Поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и на основании Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

С апреля 2010 года было положено начало преподавания предмета ОРКСЭ в 19 регионах РФ в рамках федерального компонента образования.

Целью проведения факультативных занятий является воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к принятию ответственных самостоятельных решений, высокогражданственной на основе ценностей отечественной православной культуры.

Задачи факультативного курса:

  • раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций Русского государства;

  • формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся;

  • бережного отношения и преемственности к историко-культурному наследию нашего Отечества;

  • осмысление Православия, как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия;

  • создание условий для приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям Православия и формирования гражданского патриотизма;

  • формирование у детей целостного миропонимания и добропорядочности в межличностных отношениях;

  • формирование уважения к религиям других народов.

Ожидаемый результат:

Предполагается, что усвоение курса по православной культуре приведет учащихся осознанию роли Православия в истории и культуре России, поможет действовать в реальной жизни в соответствии с нравственными нормами Православия и создаст мотивационную основу продолжения занятий в старших классах.

Конкретный результат курса:

Написание творческих работ с последующей защитой.

В ходе изучения курса учащиеся будут знать:

  • Историю возникновения Православия на Руси и роли церкви в истории государства.

  • Азы православной культуры и православного образа жизни.

  • Моральные нормы поведения.

  • Традиции православной культуры.

  • Выдающиеся произведения зодчества, иконописи.

Учащиеся будут уметь:

  • Обобщать материал в ходе занятия;

  • Формулировать вопросы;

  • Делать выводы, умозаключения;

  • Соотносить опыт православного учения и свои жизненный опыт.


Планирование курса «Основы православной культуры» - 34 часа

4 класс (17 часов)



Содержание урока

час

I

Роль и место православия в истории Российского государства, формировании духовных ценностей и нравственных идеалов народа России

2

1

Мы и мир вокруг нас

1

2

Принятие православия Русью

1

II

Основы православной культуры (часть 1)

15

3

Библия. Священное Предание и Священное Писание

1

4

Что говорит о Боге православная культура

1

5-6

Божественное Откровение о сотворении Мира. Сотворение невидимого и видимого мира

2

7

Для чего Бог создал мир. Жизнь первых людей

1

8

Христианское учение о грехе. Как бороться с грехом

1

9

Христианское учение о добродетели

1

10

Нравственная культура христианства. Десять заповедей Моисея

1

11

Христианское учение о спасении. Иисус Христос – спаситель рода человеческого

1

12

Заповеди Блаженства

1

13

Милосердие – традиция христианского образа жизни

1

14

Главный символ православной культуры

1

15

Святая обитель

1

16

Символ Веры. Таинства

1

17

Урок закрепления и обобщения изученного

1

И т о г о

17



Краткое содержание курса «Основы православной культуры»

4 класс

  1. Роль и место православия в истории Российского государства, формировании духовных ценностей и нравственных идеалов народа России.

Занятие №1. Мы и мир вокруг нас.

В какой стране ты живёшь, и кто тебя окружает?

Какие ценности являются главными для государства, человека?

Россия – многоконфессионная страна. Понятие - религия. Виды религий.

Главные ценности православного человека.

Задание. Начните письменно отвечать на вопрос: «Что значит быть православным человеком?» (Скорее всего, полный ответ будет получен лишь на последнем занятии).
Занятие №2. Принятие православия Русью.

Отличие православия от других христианских вероисповеданий.

Русь языческая.

Выбор князя Владимира.

Святые Федор и Иоанн - первые мученики за веру.

Значение принятие веры Христовой для просвещения Русь.

Святыни Киевской Руси. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Церковь Покрова Божией Матери на Нерли.

Задание. С введением христианства пополнился словарь русского языка. Узнайте о происхождении слов «окаянный» и «раскаяние»


  1. Основы православной культуры (часть 1)

Занятие №3. Библия. Священное Предание и Священное Писание.

Откровения естественные и сверхъестественные.

Откуда мы знаем о Боге?

История создания и авторство Библии.

Книги в составе Библии.

Завет – союз, договор.

Многообразие Священного Предания.

Связь Священного Предания и Священного Писания.

Цель Божественного Откровения.

Задание. Ответьте письменно на вопрос: «Какие люди могут удостоиться содействия Святого Духа при чтении и изучении Священного Писания?»
Занятие №4. Что говорит о Боге православная культура.

Что такое любовь?

Вера - основа любой религии.

Библейское учение о Боге. (Свойства бога)

Бог – творец мира. Зачем Бог творит мир и человека?

Дары Бога: бессмертная душа, свобода, способность к творчеству, духовный ум, любовь - Образ Бога в человеке.

Бог-Троица. (Андрей Рублев, икона «Троица», Троице-Сергиева лавра, памятник Андрею Рублеву во Владимире).

Молитва. «Отче наш»: Как образец молитвы».

Задание. Прочитайте рассказ-притчу Г. Юдина «Следы». Ответьте письменно на вопрос: «Как Бог относится к человеку?»
Занятие №5. Божественное откровение о сотворении мира. Создание невидимого мира.

Великая радость жизни – жизнь в любви.

Вначале сотворил бог небо и землю.

Кто такие Ангелы?

Архангел Михаил.

Десница. Преисподняя – место вдали от Бога. Зло.

Ангелы хранители - Божья Матерь, Святой Александр Невский, Святой Валентин, -Великомученица Варвара и т.д.)

Задание. Напишите сочинение на тему «Мой Ангел Хранитель». Изготовьте из бумаги куклу Ангела.
Занятие №6. Божественное откровение о сотворении мира. Создание видимого мира.

«Вначале сотворил Бог небо и землю». Создание видимого мира.

«И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет».

Тверь – видимое небо.

Вода собралась в водоёмы, а освободившись, Земля покрылась растениями.

Засияли светила небесные.

Появляются рыбы и птицы.

Бог сотворил зверей и человека.

Лента времен: до новой эры и новая эра; до Рождества Христова и по Рождеству Христову: точка отсчета.

Задание. Начните индивидуальную работу над изготовлением макета «Создание Мира».
Занятие №7. Для чего Бог создал мир. Жизнь первых людей.

Что такое душа?

Чем она отличается от тела? (Иногда душа радуется, когда телу больно)

Когда душа становится богаче?

Чем человек не должен «кормить» душу?

Что такое совесть?

Святой авва Дорофей – три аспекта хранения совести.

Для чего Богу угодно было создать человека?

Человека Бог творил особенно.

Что такое бессмертная душа?

Жизнь первых людей в Раю.

Первородный грех человека, (непослушание и не покаяние).

Задание. Приготовьте устный ответ на вопрос: «Что нужно для того, чтобы всегда жить по совести»? Закончите работу по изготовлению макета «Сотворение Мира».
Занятие №8. Христианское учение о грехе. Как бороться с грехом.

Понятие о грехе.

Как рождается и развивается грех.

Грехи языка: сквернословие, ложь, ябедничество, злоречие, осуждение, пустословие и многословие.

Как Бог относится к согрешившим людям.

Как бороться с грехом.

Молитва – общение с Богом. (о силе молитвы)

Новозаветные таинства: Крещение, Покаяние, Причащение.

Задание. Попробуйте проследить последовательное вхождение греха в вашу душу на примере привязанности к телевизору или компьютеру. Восстановите сами все промежуточные звенья этой греховной цепочки, чтобы впредь никогда не доходить до ее конца.
Занятие № 9. Христианское учение о добродетели.

В чем красота человека?

Совесть – согласие с Божественной Вестью.

Понятие добродетели.

Любовь к Богу.

Любовь к ближнему.

Как научиться добродетели?

Задание. Приготовьте устный ответ на вопрос: «Как жить нам, чтобы наша жизнь была радостной, а Отечество процветало?»
Занятие №10. Нравственная культура христианства. Десять заповедей Моисея

История Каина и Авеля.

Изобразительное искусство: Ф.А. Бруни «Первое убийство»(1867), В.И. Бриоски «Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божьего»(1813)

Дети праведного Ноя.

Обретение Моисеем Скрижали Завета на горе Синай. (Чтение стихотворения В.Брюсова «Пророк Моисей» 19 век).

Десять заповедей Моисея.

Враги нашего сердца: гордость, гнев, недовольство.

Две наиглавнейшие заповеди.

В чем состоит духовное совершенство?

Вера без дел мертва.

Задание. Выучите наизусть заповеди Божии. Составьте памятку. Ответьте на вопросы: «Что значит жить с Богом?», «Какой закон духовной жизни вы знаете?».
Занятие №11. Христианское учение о спасении. Иисус Христос – спаситель рода человеческого.

Евангелие – весть о приходе Спасителя.

История рождение Спасителя.

Праздник Рождества Христова.

Пять великих дней. (Чтение глав из Библии)

Крестная смерть Иисуса Христа.

Воскресение Господне. Главный праздник Христианства – Пасха.

Икона Воскресения Христова.

Задание. Подумайте и ответьте письменно на вопрос: «Кто может попасть после Страшного Суда в Рай?»
Занятие №12. Заповеди Блаженств.

Значение слов «проповедь», «притча».

Нагорная проповедь.

О силе молитвы.

О необходимости добрых дел.

Притча о блудном сыне.

Значение слова Блаженство.

Девять Заповедей Блаженства.

Работа по сравнительному анализу заповедей Ветхого и Нового Завета (На какие вопросы отвечают заповеди ветхого и Нового завета?)

Задание. Проиллюстрируйте понравившуюся притчу или напишите сочинение-размышление о смысле притчи.

Занятие №13. Милосердие – традиция христианского образа жизни.

Милосердие – плод духовной жизни.

В чем состоит истинное милосердие?

Виды милосердия.

Кто нам ближний?

Притча о милосердном самарянине.

Задание. Напишите письмо-размышление к самому себе на тему «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Ответь на вопрос: «Какие дела духовного милосердия ты знаешь?»
Занятие 14. Главный символ православной культуры.

Крест – напоминание о страданиях Иисуса.

Изображения креста и крестного знамения.

Виды православных крестов.

Нательный крестик.

Традиция установления крестов на храмах.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Задание. Ответьте письменно на вопрос: «Что значит «Нести свой крест»?»
Занятие №15. Святая обитель.

Значение и духовный смысл молитвы.

Смысл монашества.

Отец русского монашества Преп. Антоний Печерский.

Основание Киево-Печерской Лавры. (Преп. Феодосий Печерский).

Устав общежительного монастыря. (Иосиф Волоцкий).

Монастыри Санкт-Петербурга.

Задание. Прочтите в молитвослове молитвы за ближних людей, молитвы за усопших, молитвы к учению, молитвы за Отечество. Выучите их. Напиши свою молитву. Ответь на вопрос: «При каких условиях могут исполниться просительные молитвы?»

Занятие №16. Символ Веры. Таинства.

Что является Символом Веры?

Утверждение Символа Веры.

Двенадцать членов Символа Веры (толкование).

Символ Веры (молитва)

Что такое таинство?

Новозаветные: Крещение, Причащение, Покаяние.

Миропомазание.

Священства брака.

Еле освещение.

Священство.

Задание. Составьте свой словарь Святых слов.
Занятие № 17. Урок закрепления и обобщения изученного

Урок-презентация творческих работ учеников.

Чтение сочинений: «Твой Ангел Хранитель».

Выставка изготовленных кукол «Ангелов».

Выставка индивидуальных работ «Создание Мира».

Чтение молитв, написанных самими детьми.

Представление «Письма размышление к самому себе» («Возлюби ближнего своего, как самого себя»).

Выставка иллюстраций о понравившейся притче.

Чтение сочинения-размышления о смысле притчи.

Планирование курса «Основы православной культуры» - 34 часа

5 класс (17 часов)




Содержание урока

час

III

Основы православной культуры (часть 2)

14

1

«Книжная сладость»

1

2

Русские Храмы

1

3

Святыни родного края

1

4

Древнерусская икона

1

5

Церковное пение. Колокола и колокольный звон

1

6

Православный образ жизни

1

7

Небесное воинство

1

8

Блаженны чистые сердца

1

9

Добрые люди земли Русской

1

10-11

Смысл праздника в православной традиции. Православные праздники

2

12-13

Красота православной семьи

2

14

Уклад православного дома. Праздник в нашем доме

1

IV

Духовные традиции многонационального народа России

3

15

Святость, честь и совесть

1

16

Патриотическое служение Православной церкви в годы войны

1

17

Урок-отчет. Урок-презентация творческих работ

1

И т о г о

17



Краткое содержание курса «Основы православной культуры»

5 класс

III. Основы православной культуры (часть 2)

Занятие №1. «Книжная сладость»

Церковно-славянский язык – это родной язык для русского народа, язык молитвы, общение с Богом.

Значение чтения православных книг для христиан.

Почему «сладость», а не «прелесть»?

Нестор Летописец.

«Слово о законе и благодати»

Остромирово Евангелие .

«Поучение» Владимира Мономаха.

Изборник Святослава.

Четьи Минеи (Житие святых).

Церковнославянская азбука.

Задание. Разъясните письменно, то, как понимаешь высказывание Святителя Иоанна Златоуста: «Что телесная пища для поддержания наших сил, то и чтение Писания – для души».
Занятие №2. Русские Храмы.

Храм – это особый дом, посвященный Богу, где совершается богослужение.

Устройство православного храма (форма основания и купола, алтарь, средняя часть, иконостас, притвор).

Православный храм, Ветхозаветная скиния.

Символика. Свечи и их назначение.

Первый Православный храм в Иерусалиме Храм Гроба Господня.

Церковь в честь Пресвятой Богородицы в Киеве.

Софийский собор в Новгороде.

Церковь «Покрова на Нерли»

Спасо-Преображенский собор в Перьяславле-Залесском.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

Задание. Приготовь устное сообщение о храме своего города, который ты посещаешь.
Занятие №3. Святыни родного края.

(Экскурсия «Храмы Санкт-Петербурга»):

Петропавловский собор.

Храмы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.

Казанский Собор.

Исаакиевский Собор.

Собор во имя Воскресения Христова на Екатерининском канале.

Собор во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира.

Троицкий Собор.

Монастыри Санкт-Петербурга.

Задание. Составьте, работая в группе, краткий путеводитель по Храмам Санкт-Петербурга.
Занятие №4. Древнерусская икона.

Мир православной иконы.

Предание о возникновении первой иконы.

Особенности написания и почитания икон. Нимб – символ святости.

Иконы Богородицы. (Умиление, Казанская Божья Матерь)

Иконы Спасителя. (Спас Нерукотворный )

Иконы святых. Иконы ангелов. (Апостолы Петра и Павла, Святые Борис и Глеб)

Иконы праздников. ( Устюжское Благовещенье, Троица).

Поклонение Кресту.

Великие иконописцы: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев-житие.

Задание. Прочитайте с родителями житие великого иконописца, составьте устное сообщение о нем.
Занятие № 5. Церковное пение. Колокола и колокольный звон.

Церковное пение. Знаменный, путевой, столповой распевы. Запись музыки с помощью соответствующих знаков.

Многоголосие. Традиции церковного пения. Духовные произведения в творчестве великих композиторов.

Колокола на Руси. Появление колоколов на Руси. Царь-колокол.

Знаменитые русские колокола.

Виды колокольного звона и их названия: благовест и звон (трезвон, двузвон, перезвон, перебор).

Задание. Прослушайте с родителями аудиозаписи церковных песнопений и колокольного звона. Ответьте устно на вопрос: «Какие чувства и эмоции вызвало у вас церковное песнопение и колокольный звон?»
Занятие №6. Православный образ жизни.

Исторические свидетельства, Библия и предание – источники сведений о Пресвятой Богородице.

Богородица – послушная дочь, любящая мать. Внешний облик девы Марии.

Праздник Рождества Богородицы.

Успение Пресвятой Богородицы.

Изображение Богородицы на православных иконах и полотнах западноевропейских и русских художников (Рафаэля, Леонардо да Винчи, В. М. Васнецова).

Богородицаусердная помощница и заступница людей. ( “Пресвятая Богородица, спаси нас!”) – песнопение.

Задание. Создайте эскиза или модель традиционного женского костюма на Руси.
Занятие № 7. Небесное воинство.

Понятие в христианстве святой.

Почитание.

Чины святых.

Святые Ветхого Завета. (Иоаким и Анна, Пророк Илия)

Святые Нового Завета. (Николай Чудотворец, Александр Свирский, Святитель Алексий)

Покровители Санкт-Петербурга: Александр Невский, Ксения Петербуржская, Иоанн Кронштадтский.

Задание. Прочитайте с родителями и приготовьте рассказ о святом князе, святом воине, святом последнего столетия.
Занятие №8. Блаженны чистые сердца.

Кто такой блаженный?

Духовный подвиг блаженства.

Подвиг нестяжания, веры и молитвы блаженной Ксении Петербургской.

Василий, блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец.

Духовный подвиг преподобного Серафима Саровского чудотворца.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.

Икона Божией Матери «Умиление».

Задание. Прочитайте с родителями житие Преподобного Александра Свирского, Святителя Алексия, Святого пророка Илия, Святых Царственных Страстотерпцев и приготовьте устный рассказ о них.
Занятие №9. Добрые люди земли Русской.

Понятие благотворительности.

Князь Владимир – воплощение христианского идеала милосердия (устав князя, «Правило о церковных людях»)

Милостыня.

Два поучения о милостыне, по словам Иоанна Златоуста.

Деятельность Преподобного Феодосия, Николая Святоши, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Святителя Макария.

Задание. Ответьте письменно на вопрос: «Как понимаете высказывание Иоанна Златоуста «Милостыня много имать дерзновение: связанным решит узы, разрушает тьму, угашает огонь, умершвляет червь, изгонит зубов скрежет и со многою радостью отверзает небесные врата»?

Занятие №10-11. Смысл праздника в православной традиции. Православный праздник.

Православный церковный праздник – соприкосновение с жизнью Иисуса Христа, Божией матери и святыми, подтвердившими возможность спасения души.

Двунадесятые праздники.

Господские праздники, посвященные Иисусу Христу.

Богородичные праздники, посвященные Пресвятой Богородице.

Двунадесятые праздники неподвижные: 1) Рождество Пресвятой Богородицы, 2) Воздвижение Креста Господня, 3) Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4) Рождество Христово, 5) Крещение (Богоявление) Господне, 6) Сретение Господне, 7) Благовещение Пресвятой Богородицы, 8) Преображение Господне, 9) Успение Пресвятой Богородицы.

Двунадесятые праздники преходящие:

10) Вход Господень в Иерусалим.

11) Вознесение Господне.

12) День Святой Троицы.

 Великие не двунадесятые праздники: По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого, Рождество Иоанна Предтечи, Святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы.

Задание. Приготовьте устный рассказ об одном из церковных праздников. Составьте Праздничный календарь своей семьи.
Занятие № 12-13. Красота православной семьи.

Библия о браке и семье. Формирование духовной семейной традиции.

«Поучение» Владимира Мономаха – закрепление духовно-нравственных принципов взаимоотношений в семье и обществе.

Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февроньи.

Православное венчание. Родительское благословение.

Семья императора-страстотерпца Николая II (история знакомства, Царь Николай II, Царица Александра Фёдоровна, их дети).

Святая Царица-мученица Александра Федоровна «О браке и семейной жизни».

Задание. Создайте макет, презентацию, рассказ, рисунок или напишите сочинение на тему: «Традиции в моей семье» или «Моя родословная».


Занятие № 14. Уклад православного дома. Праздник в нашем доме.

Уклад жизни человека.

Воспитание характера.

Дом православного человека.

Родительский дом, его значение в воспитании детей.

Отношения в христианской семье.

Святая Царица-мученица Александра Федоровна «О верности».

Жена - помощница своего мужа.

Праздник в православном доме. (Именины.)

Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома.

Задание. Составьте Праздничный календарь своей семьи. Нарисуйте рисунок интерьера крестьянской избы. Ответь устно на вопрос: «Какой уклад жизни соответствует потребностям христианина?»
IV. Духовные традиции многонационального народа России.

Занятие № 15. Святость, честь и совесть.

Высокая духовность славных русских боевых традиций.

Пересвет и Ослябя - монахи-воины.

Преподобный Илья Муромец.

Подвиг Евпатия Коловрата в сражении с татаро-монгольским войском.

Святой благоверный князь Александр Невский. Образ святого. Свято - Троицкая Александро-Невская лавра.

Подвиг Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в сражение на Куликовом поле.

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Духовный источник отваги А.В.Суворова.

Мужество, Отец, Отечество, Царь и Бог.

Отцы русского воинства: Ф.Ф.Ушаков, М.И.Кутузов, В.Ф.Руднев.

Задание. Определите знаменательные даты страны от Сотворения мира.

Занятие №16. Патриотическое служение Православной церкви в годы Великой Отечественной войны.

Патриарший Местоблюститель владыка Сергий (Старогородский)

Деятельность церкви в помощь Советской армии.(сбор средств для колонны таков имени Дмитрия Донского).

Молебен о победе русского оружия в Великой Отечественной войне(Иеромонах Серафим Вырицкий, Митрополит гор Ливанских Илия).

Святитель Феодосий – покровитель «Дороги жизни» через Ладожское озеро.

Великие победы на фронтах в дни Православных праздников.

Обращение Святейшего Патриарха Алексия I 9 мая 1941 года.

Задание. Сочините «Кодекса чести Русского Богатыря».

Занятие № 17. Урок-отчет. Урок-презентация творческих работ.

Презентация макета, рассказа, рисунка, сочинения на тему: «Традиции в моей семье» или «Моя родословная».

Выставка путеводителей по храмам Санкт-Петербурга.

Презентация индивидуальной творческой работы «Праздничный календарь моей семьи».

Выставка рисунков интерьера крестьянской избы.

Выставка эскизов и моделей русского женского костюма.

Письменно закончить ответ на вопрос, заданный на первом занятии «Что значит быть православным человеком?»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенева. Добрые уроки наставления. Сатисъ. СПб. 2010.

2) Священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенева. Уроки добролюбия. Сатисъ. СПб. 2010.

3) В.Ю.Малягин, А.А.Добросоцких.Наш православный дом. Даниловский благовестник 2000.

4) О.С.Надпорожская. Небесные покровители Санкт-Петербурга. Нева. М. 2003.

5) В.Поляков, А.Кашкадамов. Детская энциклопедия. Мировые религии: Христианство. М.1997.

6) В.М.Воскобойников. Православные святые. Респект. СПб. 1996.

7) Г.Н.Юдин. Чудо о Петре и Февронии. Даниловский благовестник. М. 1996

8) Е.А.Дьякова. Перед праздником: Рассказы для детей о Православном Предании и народном календаре России. М. 1996.

9) П.Т.Смирнова. Православные святыни и храмы Санкт-Петербурга. Издательский дом «Петроградский». 2009.

10) Г.Михайлов. Психология мужества. СПб. 2010.

11) Подвиг в миру. Диоптра. СПб. 2002.

12) Милосердие – жертва Богу. Диоптра. СПб. 2002.

13) Рождение свыше. Диоптра. СПб. 2002.

14) М. Тимофеев. Матрона Московская: святая помощница в любом деле. Как получить поддержку великой покровительницы верующих. 2010.

15) Журнал. Русский дом. №1, 2011.

16) Основы православной веры. Киев. 2006.

17) Митрополит Антоний Сурожский. Таинство любви . (Беседа о христианском браке) Сатисъ. 1994.

18) Иеромонах Иоанн (Кологривов) Очерки по Истории Русской Святости. Изд. Жизнь с Богом. Брюссель. 1961.

19) Святитель Феофан Затворник. Советы православному христианину. Ронда. 2006.

20) Житие Преподобного Сергия. Издание Свято- Троице-Сергиевой Лавры. 1989.

21) К.Д.Ушинский. Детский мир и хрестоматия. СПб. Диомат. 1998.

22) В.Маттельмяки, Б.Арапович. Библейские рассказы в картинках. Институт перевода Библии. Стокгольм. 1990.

23) Библия.

24) Житие святых.

25) Б.А.Ганаго. Детям о вере. Минск. 1997.

26) Н.В.Давыдов. Православный букварь. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1997.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ


  1. http//svetoch/ucoz/ru – Основы православия в презентациях.

  2. http://www.12urokovpravoslavia.ru/smysl.htm - 12 уроков православия.

  3. http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi - Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека.. Православные христианские притчи.

  4. http://azbyka.ru/ - Азбука веры.

  5. http://azbyka.ru/molitvoslov/index.shtml - Молитвослов.

  6. http://www.patriarchia.ru/ - Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата.

  7. http://armih.ru/ - Храм Михаила Архангела. Г. Пущино. (Программа Воскресной школы)

  8. http://fgos.isiorao.ru/index.php - Федеральный государственный стандарт.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconРешение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года
«основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconРабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconПланирование занятий факультативного курса «Основы православной культуры»
Охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, передают Благодатный огонь, через минуту весь храм в огне
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа курса «орксэ. Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящим сообщаю Вам, что мой сын, фио, учащийся 9 «А» класса, не будет посещать занятия в рамка факультативного курса «Основы православной...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа учебного курса: «орксэ»
Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconРабочие программы основы православной культуры 2-6 класс 2013-2014г Оглавление
Учебно –методическое пособие для учителя «основы православной культуры» протоиерей виктор дорофеев, О. Л. Янушкявичене москва 2009...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа по основам православной культуры Разработана
Изд. 6-е, исп. М.: Основы православной культуры, 2007. Для элективного курса взят 6 раздел программы Бородиной А. В. В связи с тем,...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconПрограмма учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры»...
Программа факультативного курса «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск