Скачать 0.83 Mb.
|
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ А. В. Бородина ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ЛИЦЕЕВ И ГИМНАЗИЙ Издание седьмое, исправленное МОСКВА Издательство ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 2009 Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры» разрабатывается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ЭКСПЕРТИЗА: Институт развития личности (ныне – Институт семьи и воспитания) РАО, руководитель религиоведческой группы — к. филос. Н. И. А. ГАЛИЦКАЯ РЕЦЕНЗЕНТЫ: АЛЕКСАНДР ШАРГУНОВ, протоиерей, преподаватель МДА, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества»; Н. Д. НИКАНДРОВ, президент РАО, д. пед. н., академик РАО; С. К. КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, д. пед. н., д. филос. н., проф., акад. РАЕН; М. Н. КУЗНЕЦОВ, д. ю. н., проф. РАГС при Президенте РФ; И. В. МЕТЛИК, д. пед. н., ст. науч. сотр. Института семьи и воспитания РАО; И. Г. МИНЕРАЛОВА, д. филол. н., проф. МПГУ; С. В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, д. ист. н., проф. МГУ им. М. В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России; Т. В. ЧЕЛЫШЕВА, д. пед. н., проф., зав. каф. художественного образования АПКиПРО РФ; В. И. ШАМШУРИН, д. соц. н., проф., зав. каф. политологии философского ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова; И. В. БУГАЁВА, к. филол. н., декан филол. ф-та ПСТГУ; Г. Н. МЕЛЕХОВА, к. ист. н.; С. Б. РОМАНОВ, зам. начальника Центра качества образования Департамента образования г. Москвы, проректор МИОО Департамента образования г. Москвы; Л. Я. НОСКОВА, директор школы № 979 г. Москвы. Б 83 А. В. БОРОДИНА История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 7-е, испр. – М., 2009. – 64 с. Программа учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры» разработана для 1–11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Программа апробирована в школах различного типа с 1996 г. Курс используется как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, по региональным краеведческим курсам, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа. © А. В. БОРОДИНА, 1997, 2000, 2004, 2005, 2006, 2007 © А. В. БОРОДИНА, 2009, с изменениями © Изд-во «Основы православной культуры», 2005, 2006, 2007 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 13 Часть I (начальная школа) «Роль религиозной культуры в жизни человека» 1 класс Раздел 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА»…………………………..13 2 класс Раздел 2 «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» 16 3 класс Раздел 3 «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» 19 4 класс Раздел 4 «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» 21 Часть II (основная школа) «Православная культура и история христианства» 5 класс Раздел 5 «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» 28 6 класс Раздел 6 «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 30 7 класс Раздел 7 «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» 37 8 класс Раздел 8 «ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.» 41 9 класс Раздел 9 «ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.» 46 Часть III (средняя школа) «Религии мира» 10 класс Раздел 10 «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ» 40 11 класс Раздел 11 «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА»…43 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры. Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами. Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры. И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре. Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования. Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных учреждениях (православных гимназиях, воскресных школах). В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно-методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса, например разделов начальной школы или 6 раздела. Полный курс рассчитан на 11 лет обучения по 1 часу в неделю. На такой объём рассчитаны все учебные и методические пособия по годам обучения. Однако ввиду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов, дополнение и углубление курса за счёт факультативов и кружковой работы. Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса: — изучение православной религиозной традиции; — изучение истории христианства; — изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета; — изучение православной этики; — ознакомление с православным календарём; — знакомство с агиографией; — ознакомление с особенностями церковного искусства; — изучение устроения православного храма; — ознакомление с особенностями православного богослужения; — изучение церковнославянского языка; — ознакомление с мировыми религиями и сектами; — ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию; — ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий; — ознакомление с основными видами православного богослужения; — формирование целостного восприятия мира; — воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; — формирование культуры общения; — предупреждение возможных тупиков личностного развития; — воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; — выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; — предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве; — воспитание патриотизма; — формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства; — духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры; — приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям; — расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения; — оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре; — возрождение православных основ семьи; — пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории; — творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории; — формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества. Краткая характеристика структуры программы Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся. Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения: Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека» 1. «Мы и наша культура» для 1 класса. 2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса. 3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса. 4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса. Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства» 5. «Церковнославянский язык» для 5 класса. 6. «Основы православной культуры» для 6 класса. 7. «Раннее христианство» для 7 класса. 8. «Христианство в V–XV вв.» для 8 класса. 9. «Христианство в XVI–XX вв.» для 9 класса. Часть III (средняя школа). «Религии мира» 10. «Древние религии» для 10 класса. 11. «Современная конфессиональная картина мира» для 11 класса. Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1–15 уроках (в зависимости от объёма и степени сложности учебного материала). Условия реализации программы и основные методические рекомендации Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий: — учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России; — педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников; — педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи; — необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального); — необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности; — учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам; — используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании; — основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя; — теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев. При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов: • приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника; • единства образовательного и воспитательного процессов; • рефлексивного обучения; • принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала. Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов. Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть школьник по окончании курса По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией. Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу. Оценка результатов изучения курса Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года. Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как: — не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы); — усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов); — овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»; — овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5». В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»). УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература для учащихся и учителей Основная учебная и методическая литература по разделам программы для учащихся и учителей
Справочная литература
Демонстрационные пособия для работы в классе
Пособия для учителей по вопросам организации преподавания ОПК
Дополнительная литература для учащихся и учителей Отдельные произведения по темам русской культуры и литературы
Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов
Готовятся к изданию новые пособия для учителя, учащихся по разделам программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры». СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Часть I (начальная школа) «РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 1 класс РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 30 часов |
Учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий Б 83 А. В. Бородина история религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 4-е,... | Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту... Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура»... | Настоящее планирование составлено в соответствии с требованиями Программы... Настоящее планирование составлено в соответствии с требованиями Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | ||
Конспект развлечения «Планета Радости» (старшая группа) ... | Тема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России ... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре для 6 класса основе Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,... | Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей,... Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, домов творчества, школ искусств включает | ||
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Химия 8- 11 класс, М. Дрофа, 2009 | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной... А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии... | ||
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский... Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. – М.: Дрофа, 2001 | Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре... Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 6 класса разработана... «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» | Рабочая программа по православной культуре для 5-9 классов разработана... «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» |