Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное





НазваниеПрограмма учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное
страница1/7
Дата публикации21.11.2014
Размер0.83 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
А. В. Бородина
ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ЛИЦЕЕВ И ГИМНАЗИЙ


Издание седьмое, исправленное


МОСКВА
Издательство

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

2009

Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры» разрабатывается

по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
ЭКСПЕРТИЗА:

Институт развития личности (ныне – Институт семьи и воспитания) РАО, руководитель религиоведческой группы — к. филос. Н. И. А. ГАЛИЦКАЯ

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

АЛЕКСАНДР ШАРГУНОВ, протоиерей, преподаватель МДА, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества»;

Н. Д. НИКАНДРОВ, президент РАО, д. пед. н., академик РАО;

С. К. КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, д. пед. н., д. филос. н., проф., акад. РАЕН;

М. Н. КУЗНЕЦОВ, д. ю. н., проф. РАГС при Президенте РФ;

И. В. МЕТЛИК, д. пед. н., ст. науч. сотр. Института семьи и воспитания РАО;

И. Г. МИНЕРАЛОВА, д. филол. н., проф. МПГУ;

С. В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, д. ист. н., проф. МГУ им. М. В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России;

Т. В. ЧЕЛЫШЕВА, д. пед. н., проф., зав. каф. художественного образования АПКиПРО РФ;

В. И. ШАМШУРИН, д. соц. н., проф., зав. каф. политологии философского ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова;

И. В. БУГАЁВА, к. филол. н., декан филол. ф-та ПСТГУ;

Г. Н. МЕЛЕХОВА, к. ист. н.;

С. Б. РОМАНОВ, зам. начальника Центра качества образования Департамента образования г. Москвы, проректор МИОО Департамента образования г. Москвы;

Л. Я. НОСКОВА, директор школы № 979 г. Москвы.
Б 83 А. В. БОРОДИНА История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 7-е, испр. – М., 2009. – 64 с.

Программа учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры» разработана для 1–11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Программа апробирована в школах различного типа с 1996 г. Курс используется как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, по региональным краеведческим курсам, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа.


© А. В. БОРОДИНА, 1997, 2000, 2004, 2005, 2006, 2007

© А. В. БОРОДИНА, 2009, с изменениями

© Изд-во «Основы православной культуры», 2005, 2006, 2007
СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 13

Часть I (начальная школа)

«Роль религиозной культуры в жизни человека»

1 класс

Раздел 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА»…………………………..13

2 класс

Раздел 2 «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» 16

3 класс

Раздел 3 «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» 19

4 класс

Раздел 4 «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» 21

Часть II (основная школа)

«Православная культура и история христианства»

5 класс

Раздел 5 «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» 28

6 класс

Раздел 6 «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 30

7 класс

Раздел 7 «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» 37

8 класс

Раздел 8 «ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.» 41

9 класс

Раздел 9 «ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.» 46

Часть III (средняя школа)

«Религии мира»

10 класс

Раздел 10 «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ» 40

11 класс

Раздел 11 «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА»…43

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных учреждениях (православных гимназиях, воскресных школах).

В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно-методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса, например разделов начальной школы или 6 раздела.

Полный курс рассчитан на 11 лет обучения по 1 часу в неделю. На такой объём рассчитаны все учебные и методические пособия по годам обучения. Однако ввиду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов, дополнение и углубление курса за счёт факультативов и кружковой работы.

Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

— изучение православной религиозной традиции;

— изучение истории христианства;

— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

— изучение православной этики;

— ознакомление с православным календарём;

— знакомство с агиографией;

— ознакомление с особенностями церковного искусства;

— изучение устроения православного храма;

— ознакомление с особенностями православного богослужения;

— изучение церковнославянского языка;

— ознакомление с мировыми религиями и сектами;

— ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

— ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

— ознакомление с основными видами православного богослужения;

— формирование целостного восприятия мира;

— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

— формирование культуры общения;

— предупреждение возможных тупиков личностного развития;

— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

— воспитание патриотизма;

— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

— возрождение православных основ семьи;

— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Краткая характеристика структуры программы
Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.

Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения:

Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»

1. «Мы и наша культура» для 1 класса.

2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.

3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.

4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.

Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства»

5. «Церковнославянский язык» для 5 класса.

6. «Основы православной культуры» для 6 класса.

7. «Раннее христианство» для 7 класса.

8. «Христианство в V–XV вв.» для 8 класса.

9. «Христианство в XVI–XX вв.» для 9 класса.

Часть III (средняя школа). «Религии мира»

10. «Древние религии» для 10 класса.

11. «Современная конфессиональная картина мира» для 11 класса.

Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1–15 уроках (в зависимости от объёма и степени сложности учебного материала).
Условия реализации программы и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

— основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

• единства образовательного и воспитательного процессов;

• рефлексивного обучения;

• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Знания, умения и навыки,

которыми должен овладеть школьник по окончании курса
По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
Оценка результатов изучения курса
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

— не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы);

— усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов);

— овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;

— овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».

В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная литература для учащихся и учителей
Основная учебная и методическая литература по разделам программы

для учащихся и учителей


                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

                  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е испр. М.: ОПК, 2005, 2007.




                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса . – Изд. 2-е, 3-е, испр., М.: ОПК, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

                  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Изд. 1-е. М., 2004; 2-е, 3-е. М., 2006, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

                  3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. М.: ОПК, 2006, 2007.




                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса . – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2007.

                  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2007.

                  3. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2008.

                  4. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. – М.: ОПК, 2007.




                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

                  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.




                  1. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Учебное пособие для 5 класса. Изд. 2-е, испр., — М.: ОПК, 2007.

                  2. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: ОПК, 2008.

                  3. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Пособие для учителей. — М.: ОПК, 2008.




                  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.

                  2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. М.: ОПК, 2006, 2007.




                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. 7 раздел. Учебное пособие для учащихся. – М.: ОПК, 2009.


Справочная литература


                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.


Демонстрационные пособия для работы в классе


                  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 14 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.

                  2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 59 классы: «Православная культура и история христианства». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.

                  3. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1011 классы: «Религии мира». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.


Пособия для учителей по вопросам организации преподавания ОПК


                  1. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

                  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.


Дополнительная литература для учащихся и учителей
Отдельные произведения по темам русской культуры и литературы


                  1. Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.

                  2. Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.

                  3. Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.

                  4. Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006.

                  5. Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

                  6. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004.

                  7. Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. М.: ОПК, 2006.

                  8. Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005.


Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов


                  1. Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.

                  2. Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19.

                  3. Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6.

                  4. Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7.

                  5. Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. – 2005. – № 1. – С. 47–63.

                  6. Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). – 2002. – 28 ноября. – №№ 48–51.

                  7. Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 14–15.

                  8. Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 16–17.

                  9. Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 12.


Готовятся к изданию новые пособия для учителя, учащихся по разделам программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Часть I (начальная школа)

«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

1 класс

РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 30 часов
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconУчебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий
Б 83 А. В. Бородина история религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 4-е,...
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconПрограмма для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту...
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура»...
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconНастоящее планирование составлено в соответствии с требованиями Программы...
Настоящее планирование составлено в соответствии с требованиями Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы...
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconРабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана...
Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconРабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана...
Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconКонспект развлечения «Планета Радости» (старшая группа)
...
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconТема урока: Промышленность и транспорт в пореформенной России
...
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconПояснительная записка рабочая программа по православной культуре для 6 класса основе
Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,...
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconПрограмма для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей,...
Программа для учащихся 1-11 классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, домов творчества, школ искусств включает
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconПрограмма для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Химия 8- 11 класс, М. Дрофа, 2009

Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной...
А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии...
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconПрограммы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский...
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. – М.: Дрофа, 2001
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconПояснительная записка рабочая программа по православной культуре...
Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних...
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconРабочая программа по православной культуре для 6 класса разработана...
«Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий издание седьмое, исправленное iconРабочая программа по православной культуре для 5-9 классов разработана...
«Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск