Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий





Скачать 249.62 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий
Дата публикации09.10.2014
Размер249.62 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»


Рассмотрено

на заседании кафедры учителей естественно-математических наук

Протокол № 5 от 30 мая 2013 г

Зав. кафедрой В.И. Гусева

____________________


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

Н.И.Алистарова

______________________



Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №6»

Л.М.Шапилова

_________________________
Приказ № 102 от 31 мая 2013г.


Рабочая программа

элективного курса

"Экология. Экология Алтайского края"

II ступень обучения

5 класс

(школьный компонент)

на 2013 – 2014 учебный год

Программа разработана на основе учебной программы А.Т.Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и примерной учебной программы по экологии Алтайского края Н.А.Алексеенко, Т.И.Рымарь (Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006.).
Разработчик:

Мерзликина Евгения Николаевна,

учитель природоведения и экологии

Рубцовск 2013
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе учебной программы А.Т.Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и

примерной учебной программы регионального компонента содержания образования «Экология Алтайского края» для 5-9 классов. – Барнаул: АКИПКРО, 2006 (рекомендовано Министерством образования и науки РФ, допущено Управлением администрации Алтайского края по образованию). Программа предусматривает реализацию содержания регионального компонента в 5-7 классах основной школы.

Действующим учебным планом школы на изучение «Экология. Экология Алтайского края» в 5 классе отводится 1 час в неделю (школьный компонент) - усиление практической направленности и связь с окружающей средой.

Количество часов по учебному плану: 35 (1-резерв)

Формы обучения – классно-урочная, экскурсии, уроки на природе.

Формы итогового контроля: оценочные практические работы, тесты.
Предлагаемая программа предусматривает формирование общих экологических понятий уже с 5-го класса общеобразовательной школы: дать «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частностям». Через установление общих признаков жизни пятиклассники войдут в мир общих биологических и экологических понятий. Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в контексте общей характеристики жизни на планете, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Такой экологический подход позволит, на наш взгляд, убедить учащихся в необходимости изучения биологии и в том, что жизнь человека на Земле зависит от того, как он распорядится биологическими знаниями.
В связи с выдвижением идей устойчивого развития как определяющей идеологию XXI века, возникло понятие «Образование для устойчивого развития». Ядром образования для устойчивого развития становится экологическое образование, которое рассматривается сегодня гораздо шире, чем обучение классической общей экологии. Экологическое образование сегодня основывается на следующих идеях (по С.В. Алексееву):

  • миропонимание на основе современной экологической картины мира;

  • осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе;

  • отношение к окружающему миру как части самого себя;

  • понимание многообразия ценностей природы (материальной, эмоциональной, эстетической и др.) и невосполнимости жизни;

  • использование системного подхода к изучению живых систем разного уровня организации;

  • понимание экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем, как процесса обмена веществом, энергией, информацией;

  • переход от антропоцентрического подхода к изучению природных процессов и явлений к биоцентрическому и полицентрическому;

  • понимание причин экологических проблем как несоответствия природных и социальных законов;

  • понимание проявления экологического кризиса как кризиса культуры;

  • понимание экологической культуры как элемента общей культуры человека;

  • осознание морального выбора способов экологических и нравственно целесообразной деятельности;

  • воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;

  • понимание необходимости оптимизации взаимоотношений и природы как социальной проблемы.

Образование для устойчивого развития предполагает формирование и развитие у школьников не только определенных знаний, но и ценностных ориентаций, а также системы надпредметных умений. Реализация задач образования для устойчивого развития предполагает использование активных, личностно-ориентированных форм обучения.

В условиях совершенствования работы общеобразовательной школы возникает необходимость нового подхода к организации краеведческого образования: оно должно быть обязательным, доступным, комплексным, ориентированным на профессиональную деятельность и гражданскую активность в региональном пространстве.

Главная цель экологического образования – обеспечить условия, способствующие формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество-природа».

Основной целью введения регионального компонента содержания экологического образования в основной и полной школе является формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнообразии на региональном и локальном уровнях.

Задачи – создать условия для:

  • формирования представлений о живой природе Алтайского края;

  • развития экологического мышления и формирования экологической культуры;

  • формирования активной гражданской позиции;

  • развития познавательных и творческих способностей сучащихся.

Таким образом, фундаментальная цель современного экологического образования – научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. Необходимо большое внимание уделять экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим движениям, истории взаимоотношения общества и природы (ЮНЭСКО).

Принципы отбора содержания экологического образования:

- Принцип гуманизации подписывает обязательное отражение в содержании образования нравственных и правовых нормативов.

- Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации с учётом новейших достижений науки.

- Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем.

- Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных региональных и локальных аспектов экологии – «мыслить глобально, действовать локально».

- Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности.

- Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов взаимодействий.

- Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности.

- Культурологический принцип – обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

- Краеведческий принцип – ведущий в отборе содержания экологического образования. Он обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта.
Содержание программы

5 класс (35 часов, 1 – резерв)
Предмет и задачи экологии Алтайского края (1ч)

Экологические знания - основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования.

Влияние человека на природу Алтайского края (4 ч)

Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие состояние почвенного покрова в Алтайском крае. Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. Окультуривание почвы. Хозяйственное отношение к почвам — залог благосостояния сельского жителя в Алтайском крае.

Природные сообщества Алтая (биоценозы) (2ч)

Многообразие биоценозов. Биоценозы Алтайского края и своей местности.

Экосистемы Алтайского края (биоценозы + факторы неживой природы = экосистема) (4ч)

Многообразие экосистем Алтайского края. Экосистемы своей местности.

Человек — часть живой природы (12 ч)

Деятельность человека по спасению природы своего края. Заповедники и заказники Сибирского региона. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов. Экологические праздники и значение для защиты природы Алтайского края.

Практическая деятельность (11 ч):

  • Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным условиям Алтайского края.

  • Рисунки сезонной одежды, наиболее подходящей к природным условиям Алтайского края.

  • Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своём городе (селе), пришкольном участке.

  • Рисунки на тему «Красота и гармония в природе».

  • «Экскурсии с целью ознакомления с источниками загрязнения и случаями уничтожения природы.

  • Рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы.

  • Озеленение и уборка территории, разбивка цветников и другие практические мероприятия, направленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных.

  • Составление схем пищевых связей природных сообществ своей местности.

  • Написание сочинения на тему: «Каким бы я хотел видеть свой город (посёлок)».

  • Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками.

  • Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.

  • Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

  • Подкармливание птиц зимой.


Модели регионального образования:

- Многопредметная модель предполагает изучение компонентов краеведения в рамках учебных программ традиционных базовых предметов.

- Однопредметная модель предполагает изучение каждого компонента краеведения в рамках самостоятельного предмета (модуля), например: география Алтайского края, Экология Алтайского края и др.

- Смешанная модель – содержание краеведческих знаний вводится с учётом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельных интегрированных предметах, которые предусматриваются для каждого этапа обучения.

Ожидаемый результат обучения:

- развитие познавательного интереса, включенность в активную познавательную деятельность;

- развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения;

- сформированность общественной активности, грамотное поведение в социуме;

- удовлетворение образовательных потребностей;

- умение ценить красоту, культура поведения;

- осознание необходимости здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся

(Экология. Экология Алтайского края)

Знать/понимать:

  • видовое разнообразие растительного и животного мира региона;

  • основные типы лесов региона и лесообразующие породы;

  • видовой состав растений и животных леса, степи, лесостепи;

  • растительный и животный мир болот, лугов края;

  • значение и биологические особенности лекарственных, ядовитых, сорных видов растений своего края;

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • основные результаты воздействия общества на природу в настоящее время;

  • основные экологические последствия воздействия человека на природу в крае;

  • современное экологическое состояние экосистем Алтайского края; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах региона;

  • закономерности развития экосистем края;

  • основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства края;

  • основные природоохранные мероприятия в регионе;

  • принципы рационального природопользования в крае;

  • условия устойчивого развития человечества в регионе.

Уметь:

  • характеризовать различные местные биоценозы - леса, луга, болота, водные биоценозы;

  • работать с гербариями, коллекциями, определителями, справочной литературой;

  • определять и узнавать основные виды растений и животных своего места проживания;

  • анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;

  • проводить простые физические, химические и биологические анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях;

  • проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территорий и т. д.;

  • объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды региона;

  • наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;

  • распознавать и описывать наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • определять принадлежность местных биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск экологической информации;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • соблюдения мер профилактики заболеваний ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

    • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

    • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, уход за ними;

    • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Дополнительные источники:

1. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев, А.В.Кардашук, Е.В.Гальдяева. Под общ. ред. О.Г.Хинн – М: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997.

2. Экология России. Хрестоматия. / сост. В.Н.Кузнецов. – М.: АО “МДС”, 1996.

3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учитилей. – М.: Устойчивый мир, 2000.

4. Спиридонов Г.М., Спиридонова Г.А. По горам и долинам Алтая. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1980.

5. Кучин А.П. Птицы Алтая. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982.

6. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990.

7. Рекорды и рекодсмены природы / Составитель Л.И.Патрушева. - Барнаул: АКДЭЦ, 2002.

8. Дерево Земли, на которой я живу: Региональный компонент к программе Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. Н.А.Понамарева, И.И.Капустина / Научн. ред. д.б.н., проф. В.А.Рассыпнов. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.

9. Дом: самые знакомые животные – звери: Региональный компонент к программе Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. Н.А.Погудина, Л.И.Патрушева, Т.Н.Петрова / Под ред. д.б.н., проф. В.А.Рассыпнова – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001.

10. СD. 1С: Школа: Экология. Учебное электронное издание. - М.: Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.

11. Электронная энциклопедия комнатных растений. ООО «Дрофа», 2008.

12. Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта, 2001.


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»


Рассмотрено

на заседании кафедры учителей естественно-математических наук

Протокол № 5 от 30 мая 2013 г

Зав. кафедрой В.И. Гусева

____________________


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

Н.И.Алистарова
______________________

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №6»

Л.М.Шапилова

_________________________
Приказ № 102 от 31 мая 2013г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема/тип урока

Практическая

работа

Дата проведения

Демонстрации

Содержание

Контроль




5 А

5 Б, В




1

Предмет и задачи экологии Алтайского края. Экологические знания – основа грамотного взаимодействия человека с окружающей средой. / Урок новых знаний

Проведи исследование по плану: Зачем будешь проводить? (Цель опыта или наблюдения). Как и что будешь делать? (Ход работы). Что удалось получить или обнаружить? (Результаты работы) Какие выводы можно сделать?

04.09.

03.09.

План проведения наблюдения

Экология, окружающая среда, рациональное природопользование, Геккель, живая и неживая природа, наблюдение, опыт.

Фронтальный опрос




2

Экскурсия: «Живая и неживая природа» / Урок-практикум

Сравнение объектов, относящихся к живой и неживой природе

11.09.

10.09.

--

Задание «Сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе».

Отчет об экскурсии




3

Практическая работа: «Что растет на пришкольном участке?» / Урок-практикум

Знакомство с пришкольным участком (виды деревьев и кустарников, растительный покров газонов, состав и устройство цветников, растения школьного огорода). Уборка семян.

18.09.

17.09.

План отчета о наблюдениях

Структура пришкольного участка, техника безопасности при работе на пришкольном участке.

Отчет о наблюдениях (в тетради)




4

Экскурсия: «Сезонные изменения в природе». / Урок-практикум

Наблюдения за осенними изменениями растений. Поведение животных осенью. Составление коллекции листьев растений.

25.09.

24.09

План отчета о наблюдениях

Сезонные изменения в природе.

Отчет о наблюдениях (в тетради)




5

Экскурсия: «Красота и гармония в природе». / Урок-практикум

Зарисовки силуэтов деревьев, листьев различного цвета

02.10.

01.10.

-

Гармония (согласованность размера, формы, окраски, симметрии).

Оценка выполнения работы.




6

Природные богатства Алтайского края / Комбинированный урок.

-

09.10.

08.10.

Презентация «Природные ресурсы Алтайского края»

Природные ресурсы (богатства): минеральные, почвенные, лесные, водные, климатические, рекреационные, биологические.

Фронтальный опрос




7

Влияние человека на природу Алтайского края / Комбинированный урок.

-

16.10.

15.10.

Презентация «Человек и природа»

Влияние человека на природу Алтайского края.

Тест




8

Потребительское отношение к природе своего города / Комбинированный урок.

Составление экологической карты города

23.10.

22.10.

Показ слайдов.

Потребительское отношение к природе своего города. Изменение человеком естественных ландшафтов.

-




9

Экологически опасные места нашего города / Комбинированный урок.

Защита экологической карты города

30.10.

29.10.

Показ слайдов.

Экологически опасные места нашего города

Защита карты




10

Биоценоз. Многообразие биоценозов Алтайского края / Комбинированный урок.

-

13.11.

12.11.

Презентация «Биоценозы Алтайского края»

Биоценоз. Многообразие биоценозов Алтайского края. Растительные и животные сообщества.

Биоценозы края




11

Биоценозы нашего города / Комбинированный урок.

Составление списка биоценозов нашего города.

20.11.

19.11.

Определитель растений. Определитель животных.

Биоценозы нашего города. Определитель растений. Определитель животных.

Примеры биоценозов города




12

Многообразие экосистем Алтайского края / Комбинированный урок.

-

27.11.

26.11.

Презентация

Экосистема (биоценоз + факторы неживой природы). Многообразие экосистем Алтайского края

Фронтальный опрос.




13

Экосистемы нашего города / Урок-практикум

Составление схем пищевых цепей связей природных сообществ

04.12.

03.12.

Иллюстрации

Пищевые цепи. Компоненты пищевых цепей

Проверка практической работы




14

Состояние почвенного покрова в Алтайском крае. / Комбинированный урок.

Работа с картами

11.12.

10.12.

Презентация «Почвы Алтайского края», карты почв Алтайского края

Виды почв Алтайского края. Меры по улучшению состояния почв.

Фронтальный опорос

15

Куда и как исчезают пригодные для земледелия почвы. / Комбинированный урок.

-

18.12.

17.12.

Презентация «Эрозия почв».

Виды деятельности человека, ухудшающие и улучшающие состояние почвенного покрова

Таблица- схема

16

Окультуренные почвы. Хозяйственное отношение к почвам. / Комбинированный урок.

-

25.12.

24.12.

-

Окультуренные почвы. Состояние почв города.

Тест

17

Понятие об экологической культуре человека / Комбинированный урок.

Заполнение опорной схемы

14.01.

14.01.

Опорная схема «Экологическая культура человека»

Экологическая культура. Самооценка своей экологической культуры.

Самооценка своей экологической культуры.

18

Птицы нашего края / Комбинированный урок.

-

21.01.

21.01.

Иллюстрации птиц, справочник «Птицы Алтая».

Перелетные, зимующие птицы Алтайского края. Редкие птицы.

Узнавать по описанию и по внешнему виду

19

Помоги зимующим птицам. / Комбинированный урок.

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

28.01.

28.01.

Показ слайдов «Птицы зимой»

Работа в группах по выполнению кормушек

Оценка качества кормушек

20

Экскурсия. Подкармливание птиц зимой. Проверка знаний. / Урок-практикум

Викторина: «Знаешь ли ты птиц и умеешь ли их кормить?»

04.02.

04.02.

-

Подкармливание птиц. Наблюдение за посетителями птичьих «столовых».

Отчет о наблюдениях.

21

Дома, в которых хотелось бы жить и которые подходят к природным условиям Алтайского края / Урок-практикум

Эскизы домов, планы индивидуальных участков.

11.02.

11.02.

План описания жилища жителя города.

Что нужно учитывать при выборе дома (природные условия, климат, рельеф)? Какие коммуникации необходимы? Как утилизировать бытовые отходы?

Защита выполненных работ

22

Деятельность человека по спасению природы своего края. Памятники природы. / Комбинированный урок.

Подготовка сообщений о памятнике природы края (по выбору)

18.02.

18.02.

Презентация «Памятники природы Алтайского края»

Памятники природы (виды).

Оценка сообщений

23

Заповедники Сибирского региона / Комбинированный урок.

-

25.02.

25.02.

Презентация «Алтайский заповедник»

Алтайский, Катунский, Красноярские Столбы

Фронтальный опрос.

24

Тигирекский заповедник / Комбинированный урок.

-

04.03.

04.03.

Презентация «Тигирексий заповедник»

Местоположение. Назначение. Животный растительный мир.

Тест.

25

Заказники Алтайского края / Комбинированный урок.

-

11.03.

11.03.

Презентация «Заказники Алтайского края»

Местоположение. Назначение. Животный и растительный мир.

Фронтальный опрос.

26

Экскурсия: «Сезонные изменения. Начало весны». Подкормка птиц / Урок-практикум

Наблюдение «Живые организмы весной»

18.03.

18.03.

План наблюдения

Весенние приметы

Отчет о наблюдениях

27

Практическая работа / Урок применения знаний

Контроль за санитарным состоянием классов и коридоров. Расход воды и электроэнергии в школе

01.04.

01.04.

-

Санитарное состояние школы. Что должен знать ученик?

Отчет в форме газеты




Комнатные растения школы / Комбинированный урок

Подготовка сообщений о комнатном растении (по выбору)

08.04.

08.04.

Презентация «Родина комнатных растений школы».

Правила ухода за комнатными растениями, техника безопасности. Правила ухода за комнатными растениями. Виды комнатных растений школы. Подготовка этикеток.

Оценка сообщений.

29

Правила безопасного поведения в природе. / Комбинированный урок.

Эскизы одежды для разных сезонов погоды в Алтайском крае

15.04.

15.04.

-

Во время грозы, пожаров, во время сбора грибов и ягод, лекарственных трав…

Защита проектов

30

Правила поведения человека на природе (в лесу, на лугу, у воды) / Комбинированный урок.

Составление правил поведения человека на природе (в лесу, на лугу, у воды) / погруппам.

22.04.

22.04.

-

Правила поведения человека на природе (в лесу, на лугу, у воды)

Защита правил (по группам)

31

Экскурсия: «Весенние изменения в природе» / Урок-практикум

Наблюдения за весенними изменениями растений. Поведение животных весной.

29.04.

29.04.

-

Весенние изменения в природе

Отчет по группам

32

Практическая работа на пришкольном участке / Урок-практикум

Разбивка цветников

04.05.

04.05.

Правила высаживания цветочной рассады, посева семян.

Техника безопасности при работе с сельскохозяйственными инструментами. Однолетние и многолетние цветочные растения.

Оценка качества выполнения работы.

33

Практическая работа на пришкольном участке / Урок-практикум

Посадка растений

11.05.

11.05.

Правила посадки растений.

Правила посадки овощных растений.

Оценка качества выполнения работы.

34

Влияние человека на природу Алтайского края / Обобщающий урок

Экологический слет

18.05.

18.05.

-

Влияние человека на природу Алтайского края

Путешествие по станциям

35

РЕЗЕРВ



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка рабочая программа по православной культуре...
Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка рабочая программа по православной культуре для 6 класса основе
Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка образовательная программа составлена на основе...
И. Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Планета", 2011 г стр....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
«Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 8 классов общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной»
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных...
Рабочая программа по русской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка Кому адресована программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 7 класс для общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка Кому адресована программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 5 класс для общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconРабочая программа по мхк составлена на основе государственного стандарта...
Автор Г. И. Данилова ( Курс для школ и классов гуманитарного профиля. М. Дрофа, 2008). Программа рассчитана на 70 часов: 35 часов...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconРабочая программа по экологии для 6 класса пояснительная записка...
Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение...
Рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconРабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального...
Планирование составлено на основе Программ для общеобразовательных школ по геометрии
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного...
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка»
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебника...
Рабочая программа составлена на основе учебника английского языка для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев,...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе учебной программы А. Т. Зверева по экологии для 1-11 классов общеобразовательных школ, гимназий  iconПояснительная записка Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск