Рабочая программа по русскому языку, 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Барановой (базовый уровень) , Москва, «Просвещение», 2008 г.
Место курса в образовательном процессе.
Согласно Примерной программе, на изучение русского языка в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю при 35-недельной продолжительности учебного года). Согласно годовому календарному плану и учебному графику школы, в 10 классе 35 рабочих недель. Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю, 1 час базового уровня + 1 час из школьного компонента в неделю).
Часы школьного компонента (35) распределены следующим образом:
№
| Темы (разделы)
| Добавлено часов
| 1
| Общие сведения о русском языке
| 2
| 2
| Лексика и фразеология
| 6
| 3
| Орфоэпия
| 2
| 4
| Морфемика, словообразования, орфография
| 9
| 5
| Морфология и орфография
| 16
|
| Итого
| 35
| Внутри указанных разделов в сторону увеличения изменено количество уроков развития речи, контроля ЗУН, практических занятий. Большее количество часов добавлено в разделы «Морфология» и «Морфемика. Словообразование», т.к. темы этих разделов ( например, словообразование, причастие, деепричастие, наречие) наиболее сложны для усвоения обучающимися.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Для реализации рабочей программы используется следующий УМК: учебник – В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, учебник по русскому языку для 10-11 классов, Москва, «Просвещение», 2011 г., методическое пособие – И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс. Москва, «ВАКО»,2010 г., Н.В.Сиденко. Русский язык, поурочные разработки по учебнику В.Ф.Грекова и др., Волгоград, 2002 г.
Формы контроля за учебными достижениями учащихся:
-контрольные диктанты;
-контрольные диктанты с грамматическими заданиями, с творческим заданием;
-комплексный анализ текста;
-сочинения (по заданному плану и типу, свободные, разных жанров и т.д.);
-тестирование, в т.ч. в формате ЕГЭ.
Цели изучения русского языка:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
-развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
-применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подходов. При этом под компетентностью понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Задачи изучения русского языка:
-развитие и совершенствование способностей обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
-углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
-коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
-информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
Содержание
№
| Наименование тем (разделов)
| Уроки
(кол-во часов)
| Контрольные работы,
диктанты
(кол-во часов)
| Сочинения разных жанров
(кол-во часов)
| Практические работы (анализ текста)
(кол-во часов)
| Тесты
(кол-во часов)
| 1
| Общие сведения о языке
| 5
| 0
| 0
| 2
| 0
| 2
| Лексика и фразеология
| 12
| 0
| 0
| 1
| 2
| 3
| Орфоэпия, фонетика
| 3
| 0
| 0
| 0
| 1
| 4
| Морфемика, словообразование, орфография
| 19
| 2
| 0
| 1
| 1
| 5
| Морфология и орфография
| 31
| 3
| 3
| 0
| 1
|
| Итого
| 70
| 5
| 3
| 4
| 5
| Учебно-тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Дата проведения по плану
| Дата проведения фактически
| Примечание
| 1
| Слово о русском языке
| 1
| Комбинированный
|
|
|
| 2
| Понятие о норме литературного языка Типы норм.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 3-4
| Р,Р. Практическая работа. Редактирование текстов
| 2
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 5
| Слово и его лексическое значение. Однозначность и многозначность слова.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 6
| Изобразительные средства русского языка. Тропы как выразительные средства.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 7
| Фигуры речи как выразительные средства. Работа со словарями.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 8-9
| Практическая работа. Лингвистический анализ поэтического текста
| 2
| Контроль ЗУН
|
|
|
| 10-11
| Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, паронимы. Работа со словарями
| 2
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 12
| Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 13
| Употребление устаревших слов и неологизмов. Работа со словарями.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 14
| Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со словарями.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 15-16
| Р/р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач(ЕГЭ, А1, А11, А30, В8)
| 2
| Контроль ЗУН
|
|
|
| 17
| Фонетический разбор слова
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 18
| Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 19
| Тестирование по орфоэпии и фонетике
| 1
| Контроль ЗУН
|
|
|
| 20
| Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 21
| Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 22
| Употребление разделительных Ь и Ъ
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 23
| Состав слова. Морфемный анализ слова.
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 24
| Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 25
| Правописание двойных согласных
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 26
| Основные способы образования слов.
| 1
| Комбиниров.
|
|
|
| 27
| Международные словообразовательные элементы
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 28
| Словообразовательный разбор слова.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 29
| Контрольный диктант с грамматическим заданием
| 1
| Контроль ЗУН
|
|
|
| 30
| Правописание безударных гласных в корне слова
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 31
| Правописание чередующихся гласных в корне слова
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 32
| Правописание гласных после шипящих и Ц
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 33
| Правописание приставок.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 34
| Гласные Ы-, И- после приставок
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 35
| Тест по словообразованию и орфографии
| 1
| Контроль ЗУН
|
|
|
| 36-37
| Что такое текст. Комплексный анализ текста.
| 2
| Практикум
|
|
|
| 38-39
| Контрольный диктант с творческим заданием (мини-сочинение на основе текста)
| 2
| Контроль ЗУН
|
|
|
| 40
| Систематизация знаний о частях речи
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 41
| Имена. Склоняемые части речи. Имя существительное. Систематизация ранее изученного
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 42
| Имя прилагательное. Систематизация ранее изученного
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 43
| Имя числительное. Систематизация ранее изученного
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 44
| Правописание склоняемых частей речи. Правописание существительных и прилагательных.
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 45
| Правописание числительных. Словарный диктант
| 1
| Комбинир.
|
|
| Объединить с последующим уроком
| 46
| Тестирование по склоняемым частям речи
| 1
| Контроль ЗУН
|
|
|
| 47
| Именительный и родительный падежи множественного числа некоторых существительных мужского рода.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 48
| Орфоэпические и морфологические нормы именительного и родительного падежа существительных. Анализ текста.
| 1
| Комбинир.
|
|
|
| 49
| Р/р. Функционально-смысловые типы речи. Особенности рассуждения как типа речи.
| 1
| Комбинир.
|
|
| Объединить с последующим уроком
| 50
| Практическая работа. Типологический анализ сочинения-рассуждения
| 1
| Практикум
|
|
|
| 51
| Местоимение как лексико-грамматическая категория
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 52
| Правописание местоимений. Систематизация ранее изученного
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 53
| Глагол. Грамматические категории русского глагола
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 54
| Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Морфологические нормы
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 55
| Глагольные формы. Причастие
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 56
| Значение и употребление причастия
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 57
| Глагольные формы. Деепричастие.
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 58
| Значение и употребление деепричастия
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 59
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по морфологии
| 1
| Контроль ЗУН
|
|
|
| 60
| Наречия и наречные сочетания
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 61
| Морфемный и словообразовательный разбор наречий
| 1
| Систематизация ЗУН
| .
|
|
| 62
| Слова категории состояния. Самостоятельная работа
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 63
| Служебные части речи. Предлоги. Союзы.
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 64
| Правописание предлогов и союзов.
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 65
| Служебные части речи: частицы. Междометия. Правописание частиц и междометий
| 1
| Систематизация ЗУН.
|
|
|
| 66
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по служебным частям речи
| 1
| Систематизация ЗУН
|
|
|
| 67-68
| Тестирование в рамках подготовки к ЕГЭ (задания А и В)
| 2
| Контроль ЗУН
|
|
|
| 69
| Классификация ошибок, допущенных в контрольных диктантах , сочинениях, тестах. Работа над ошибками
| 1
| Практикум
|
|
|
| 70
| Итоговый урок: обобщение пройденного.
| 1
| Систематизация ЗУН, обобщение
|
|
| Объединить с предыдущим уроком
| В результате изучения русского языка обучающийся должен
Знать\понимать:
-связь языка и истории, культуры русского народа;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы языка, их признаки;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
Уметь:
-осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
-проводить лингвистический анализ текста различных стилей;
Аудирование и чтение:
-использовать основные виды чтения;
-извлекать необходимую информацию из различных источников;
Говорение и письмо:
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать нормы речевого поведения;
-использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
.
Учебно-методическое обеспечение
1. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, учебник по русскому языку для 10-11 классов. Москва, «Просвещение», 2011 г.
2. И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс. Москва, «ВАКО», 2010 г.
3.А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку, 10-11 кл. Москва, «ТЦ «Сфера»,2008 г.
4.В.Н.Светлышева. Русский язык. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Москва, «АСТ-пресс школа», 2007 г.
5.Н.В.Сиденко. Русский язык, 10 класс. Поурочные планы по учебнику В.Ф.Грекова и др. Волгоград, 2002 г.
6. Справочники школьника по русскому языку.
7.Таблицы, диски с тренажерами, возможности Интернета (ЭОР, ЦОР), словари. |