Этап урока
| Режим работы
| Учитель
| Ученик
|
I. Организационный момент (1 мин.).
| Вход в Skyp (видеосвязь)
| Приветствие.
|
II. Проверка готовности к уроку (1 мин.).
| Видеосвязь
|
| Демонстрирует наличие работы, выполненной на прошлом уроке, простой карандаш, ластик
|
III. Повторение (3 мин.).
| Видеосвязь
| Учитель: Давай вспомним о том, что ты узнал на прошлом уроке. Учитель: Какую работу ты выполнил по теме прошлого урока?
Учитель: За счёт изображения каких элементов кувшина тебе удалось этого достичь?
| Ученик: Мы говорили о линейной перспективе, о том, что такое точка схода, линия горизонта.
Ученик: На основе наблюдения и воображения я выполнил линейный рисунок кувшина, стараясь передать его форму.
Ученик: Я думаю, что за счёт правильности изображения перспективы круга.
|
см. видеофрагмент прошлого урока (просмотр для членов жюри) — http://video.yandex.ru/users/nsofinad/view/18/#hq
|
IV. Введение в тему урока (5 мин.).
| Видеосвязь
| Учитель: Можно ли сказать, что ты изобразил кувшин так, как его воспринимаешь? Учитель: Как ты думаешь, почему? Учитель: Давай выясним что же такое объём и всегда ли мы видим трёхмерные предметы объёмными?
| Ученик: Кувшин на моём рисунке не такой, каким я его воспринимаю.
Ученик: В моём рисунке предмет не имеет объёма.
|
V. Изложение темы урока (15 мин.). 1. Исследование (5 мин.): Как распределяется светотень, как изменение освещения влияет на выявление формы предмета
2. Усвоение новых знаний (5 мин.)
3. Закрепление новых знаний — теория (5 мин.)
| «Общий доступ» - учитель показывает ученику свой рабочий стол.
| Учитель: Тема урока «Освещение. Свет и тень» Учитель: Свет создаёт для нас условия видимости. Когда свет меняется, то изменяется и видимый образ освещённых предметов. В тёмном помещении плохо различимы любые предметы. Включив фонарик или зажигая свечу мы получаем источник света и изменяем мир. Мы зрительно воспринимаем объект только тогда, когда он освещён, т.е. тогда, когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости. Но только свет не выявит в достаточной мере форму предмета. Существует ещё тень, которая обычно рассматривается как противоположность света.
Нам необходимо выяснить всегда ли освещённый предмет мы видим объёмным.
Давай немного понаблюдаем и проведём свои маленькие исследования, связанные с влиянием источником света, по разному расположенному по отношению к объекту и влияющему на восприятие этого объекта. Посмотри первый видеофрагмент. Источник света сбоку. Учитель демонстрирует первый видеофрагмент.
|
Ученик просматривает первый видеофрагмент.
|
http://video.yandex.ru/users/nsofinad/view/25/#hq
|
Учитель: Объясни: видишь ли ты предмет объёмным и за счёт чего?
Учитель: Теперь меняем расположение источника освещения по отношению к предмету. Источник света расположен над предметом. Учитель демонстрирует второй видеофрагмент.
| Ученик: Я вижу предмет объёмным за счёт того, что его поверхность разделилась на освещённую и теневую часть.
Ученик просматривает второй видеофрагмент.
|
http://video.yandex.ru/users/nsofinad/view/24/#hq
|
Учитель: Объясни: видишь ли ты в этом случае предмет объёмным и за счёт чего?
Учитель: Теперь меняем расположение источника освещения по отношению к предмету. Источник света находится за объектом. Учитель демонстрирует третий видеофрагмент.
| Ученик: И здесь я вижу предмет объёмным за счёт того, что его поверхность разделилась на освещённую и теневую часть.
Ученик просматривает втретий видеофрагмент.
|
http://video.yandex.ru/users/nsofinad/view/26/#hq
|
Учитель: Объясни: видишь ли ты в этом случае предмет объёмным?
Учитель: Верно. Такое освещение называется контражур. В последнем случае источника освещения по отношению к предмету. находится перед объектом.
Учитель демонстрирует последний (четвёртый) видеофрагмент.
| Ученик: В этом случае вся поверхность предмета освещена полностью, а тень отсутствует, т.е. предмет не воспринимается объёмным.
Ученик просматривает последний (четвёртый) видеофрагмент.
|
http://video.yandex.ru/users/nsofinad/view/27/#hq
|
Учитель: Объясни: видишь ли ты в этом случае предмет объёмным?
Учитель: Подведём итоги нашего исследования.
В каких случаях освещение подчёркивает объём предметов?
Учитель: А в остальных случаях?
| Ученик: В этом случае вся видимая поверхность предмета полностью в тени, а свет отсутствует, т.е. предмет не воспринимается объёмным.
Ученик: Если источник света находится сбоку от предметов или сверху от предметов, то он подчёркивает их объём.
Ученик: Когда источник света находится за предметом, предмет воспринимается как тёмный силуэт. Когда свет падает на предмет спереди, предмет выглядит плоским и ярким.
|
Учитель демонстрирует презентацию (ссылка на стр. сайта).
http://wiki.saripkro.ru/index.php/Урок_ИЗО._6_класс
| Ученик просматривает презентацию
|
Учитель: Давай рассмотрим рисунок предмет, объём которого передан за счёт более удачного освещения — бокового (слайд 2) .
Объём предмета передаётся с помощью светотени, т.е. с помощью теней и света. Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны .
|
|
Учитель: (слайд 3) Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью. Рефлекс — это отражённый свет окружения.
|
Ученик просматривает презентацию
|
|
Учитель: (слайд 4) Давай проверим как ты усвоил новую тему и готов к выполнению практической работы.
|
|
|
Задание: Расставив цифры по порядку, правильно подбери элементы светотени.
Учитель: Верно.
| Ученик: 1 — свет, 2 — полутень, 3 — тень, 4 — рефлекс.
|
Учитель: (слайд 5) Перед тобой один и тот же памятник Петру I в Санкт-Петербурге (автор....). Одинаково ли они воспринимаются, если не брать во внимание их ракурс?
Учитель: В чём это выражается?
Учитель: С чем это связано?
| Ученик: Нет.
Ученик: На фотографии 1 скульптура воспринимается объёмно, а на рисунке 2 — силуэтом.
Ученик: Направление источника света разное: в первом случае — боковое, во втором источник света расположен за предметом.
|
|
Учитель: А теперь проследим, как используют светотень на своих полотнах живописцы. Для этого нам необходимо познакомиться с двумя известными произведениями русских художников.
Учитель: (слайд 6) Какое освещение использует К. Брюллов в картине «Последний день Помпеи» и с какой целью?
|
Ученик: Для объектов и фигур людей на переднем плане освещение является боковым и контрастным, показывает их важность в картине, создавая напряжение и тревогу, а на объекты, расположенных на дальнем плане свет падает спереди, сильно освещая их, не показывая подробно.
|
|
Учитель: (слайд 7) Какое освещение использует А. Иванов в своей картине «Явление Христа народу»?
| Ученик: В картине «Явление Христа народу» освещение очень мягкое и создаёт ощущение неопределённости и таинственности.
|
|
Учитель: Давай подведём итог нашим наблюдениям использования освещения в картинах известных художников? Учитель: Верно. А сейчас приготовься к выполнению практической работы.
| Ученик: Освещение в картинах помогает передать замысел художника, содержание и настроение в картине: контрастное освещение создаёт накал страстей, эмоций; мягкое, рассеянное освещение — загадочность и таинственность.
|
VI. Закрепление — 20 мин (практическая работа).
| Skyp ( ученик настраивает веб-камеру на свой стол)
«Общий доступ» - учитель показывает ученику свой рабочий стол.
| Учитель: Твоя задача правильно передать объём кувшина, линейный рисунок которого ты выполнил на прошлом уроке.
Для начала (слайд 8) наметь предполагаемый источник освещения и лёгкими штрихами отдели свет от тени.
|
Практическая работа: Выполнение тонального рисунка кувшина при боковом освещении.
|
|
Видеофрагмент урока (1)
http://video.yandex.ru/users/nsofinad/view/19/#hq
|
Учитель: (слайд 9)Теперь представь и наметь тень, полутень, рефлекс, оставляя более светлой освещённую часть кувшина. Переходы от света к полутени и отполутени к тени делай плавные. Обрати внимание, что рефлекс светлее полутени.
|
|
|
Видеофрагмент урока (2)
http://video.yandex.ru/users/nsofinad/view/20/#hq
|
Учитель: (слайд 9)Завершая работу хорошо проработай детали: горлышко кувшина и ручку.
Проверь правильность изображение светотени на кувшине и наличие всех его градаций.
|
|
Видеофрагмент урока (3)
http://video.yandex.ru/users/nsofinad/view/21/#hq
|
VII. Итог урока (4 мин.)
| Видеосвязь
| Учитель: Твоя работа завершена. Отсканируй свой рисунок и отправь мне на проверку.
Учитель анализирует работу ученика.
Учитель: В целом рисунок выполнен правильно, но более объёмно решена верхняя часть кувшина. В нижней части допущены небольшие ошибки — нет рефлекса.
За работу на уроке ты получаешь оценку «5».
| Сканирует рисунок и отправляет по скайпу. Работа ученика
|
VIII. Домашнее задание (1 мин.)
| Видеосвязь
| Учитель: Задание на дом: выполни наброски и зарисовки освещённых предметов.
|
|