Рабочая программа по ИЗО 4 класс.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы начального общего образования по ИЗО и программы по математике для 4 класса (автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина )
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения ИЗО на ступени начального общего образования изложенные в пояснительной записке к примерной программе по ИЗО.
Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование учебника «Изобразительное искусство» (автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина -изд.- Москва «Просвещение», 2008г) включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение ИЗО в объеме 1 часа в неделю.
Целью является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития личности.
Задачи:
1.овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка
2.формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации
3.развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного
1. воспитание интереса и любви к искусству
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать:
Знать
- о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре
- о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова
- об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя)
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками
- правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Уметь
- выражать отношение к произведению
- чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом
- изображать форму, строение, цвет предметов
- соблюдать последовательное выполнение рисунка
- определять холодные и тёплые цвета
- выполнять эскизы декоративных узоров
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге
- применять приёмы народной росписи
- расписывать готовые изделия по эскизу
- применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек
Рабочая программа ориентирована на использование пособий для учителя:
1.Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал.
2.Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
3. В.В.Асеева. ИЗО. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
4.Приложение к журналу «Начальная школа». Ребёнок и творчество.. 2010 г
5. Репродукции картин известных художников
6.Электронные учебные пособия:
Музыкальная фонохрестоматия. «Слушаем музыку, поём». Приложение к журналу «Начальная школа», 2010 г
и дополнительной литературы для учащихся:
1. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2009 г
Развернутый тематический план 4класса
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся.
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Домашнее задание.
| Дата проведения
|
|
|
|
|
|
|
|
| план
| факт
| 1
| Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж»
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Знакомство с творчеством русских пейзажистов. Простейший анализ произведений искусства. Работа над развитием творческого воображения
| Уметь передать эстетическое отношение к произведениям искусства
| Рисование на тему
| Написать мини-сочинение.
|
|
| 2
| Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке»
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Наблюдение за окружающим миром
| Уметь:
- работать над развитием творческого воображения, пространственного мышления;
- образно передать задуманную композицию;
- наблюдать за окружающим миром
| Аппликация
| Составление индивидуальных мозаичных панно
|
|
| 3-4
| . Рисование с натуры натюрморта.
| 2
| Беседа. Практическая работа
| Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции
| Уметь анализировать форму, цвет и их пространственное расположение предметов
| Рисование с натуры
| Составить композицию.
|
|
| 5-6
| Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко
| 2
| Беседа. Практическая работа
| Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции
| Уметь анализировать форму, цвет, пропорции предметов и их пространственное расположение
| Рисование с натуры
| Выучить термины.
|
|
| 7
| Рисование с натуры коробки
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции
| Освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел
| Рисование с натуры
| Нарисовать книгу.
|
|
| 8
| Рисование с натуры шара
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Основы изобразительного языка искусства: объем, пропорции
| Освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел
| Рисование с натуры
| Выучить термины.
|
|
| 9
| Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор»
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов. Работа над развитием наблюдательности к окружающему миру. Воспитание любви к родному краю
| Уметь использовать в работе различные художественные материалы
| Рисование по памяти
| Составить рассказ о своём селе.
|
|
| 10-11
| Рисование с натуры фигуры человека
| 2
| Беседа. Практическая работа
| Первичные навыки рисования с натуры человека
| Знать пропорции фигуры.
Уметь их анализировать
| Рисование с натуры
| Наблюдать за людьми в движении
|
|
| 12
| Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Работа в художественно-конструктивной деятельности
| Знать:
- пропорции фигуры человека;
- характерное соотношение частей фигуры человека и как они передаются в скульптуре малой формы
| Лепка
| Наблюдать за животными.
|
|
| 13
| Рисование животных с натуры или по памяти
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Навыки рисования по памяти. Работа над развитием зрительного представления, наблюдательности к повадкам животных
| Уметь рисовать с передачей пропорций
| Рисование по памяти
| Рассказать о своём питомце.
|
|
| 14
| Рисование птиц с натуры или по памяти
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Навыки рисования по памяти
| Уметь правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы
| Рисование с натуры
| Подобрать дополнительный материал
|
|
| 15-16
| Сказка в декоративном искусстве
| 2
| Беседа. Практическая работа
| Передача настроения в творческой работе
| Знать произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех, Городец, Хохлома, Гжель)
| Декоративное рисование
| Подготовить рассказ о промысле.
|
|
| 17
| Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Приемы рисования на сказочные сюжеты
| Уметь использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки
| Рисование на тему
| Выучить отрывок
|
|
| 18-19
| Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению»
| 2
| Беседа. Практическая работа
| Формирование творческого воображения
| Уметь передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги
| Аппликация
| Подготовить шаблоны.
|
|
| 20
| «В мирное время». Рисование с натуры или по представлению.
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Совершенствование графических умений и навыков
| Знать жанры изобразительного искусства - батальный и исторический
| Рисование по памяти
| Принести открытки по теме.
|
|
| 21
| Рисование с натуры или по памяти современных машин
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Совершенствование навыков линейного рисунка , •
| Знать о многообразии различных явлений, событий и предметов действительности
| Рисование с натуры
| Наблюдать за машинами.
|
|
| 22
| Рисование народного праздника «Песни нашей Родины»
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Эстетическое отношение к народным обычаям. Развитие интереса к народным традициям
| Знать народные традиции, обычаи
| Рисование на тему
| Подготовить концертный номер
|
|
| 23-24
| Выполнение эскиза лепного пряника
| 2
| Беседа. Практическая работа
| Эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, передача объемной формы. Развитие творческого воображения и изобразительных навыков
| Знать произведения народного декоративно-прикладного искусства
| Лепка, декоративная работа
| Рассказать о производстве.
|
|
| 25
| «Мы снова рисуем животных и птиц»
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Упражнение в передаче в рисунке основ изобразительного языка искусства. Работа над развитием творческих способностей, наблюдательности, внимания к природе
| Уметь анализировать особенности конструктивно-анатомического строения птиц и животных
| Рисование животных и птиц. Рисование с натуры
| Дополнительная информация о животных
|
|
| 26-27
| Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
| 2
| Иллюстрирование басни
| Работа над развитием творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке
| Уметь самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его
| Рисование на тему
| Выучить отрывок.
|
|
| 28-29
| Рисование на тему «Закат солнца»
| 2
| Беседа. Практическая работа
| Элементарные основы
живописи.
Основы воздушной
перспективы.
Совершенствование
навыков рисования в
цвете
| Уметь:
- выделять главное в пейзаже;
- определять изменение цвета и различать цветовой тон;
- эмоционально воспринимать образ природы
| Рисование на тему
| Наблюдать за явлениями в природе.
|
|
| 30
| Люди труда в изобразительном искусстве.
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Работа над развитием эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства
| Уметь анализировать содержание и художественные особенности картин
| Творческое рисование
| Рассказать о профессиях родителей.
|
|
| 31-32
| Составление мозаичного панно.
| 2
| Беседа. Практическая работа
| Использование различных художественных материалов. Работа над развитием творческого воображения, эстетического восприятия, понимания красоты труда и творческого воображения
| Уметь выполнять панно из цветной бумаги по эскизным рисункам
| Составление мозаичного панно из цветной бумаги
| Рассказ «Кем бы я хотел быть»
|
|
| 33
| Орнаменты народов мира.
| 1
| Беседа. Практическая работа
| Использование светотени в аппликации. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков
| Уметь:
- самостоятельно выбрать вид орнамента и народные мотивы к нему;
- оценивать свои работы и аппликации товарищей
| Аппликация
| Принести изделия с орнаментом.
|
|
| 34
| Обобщающий урок. Выставка рисунков. Викторина.
| 1
| Игровая форма, сообщения, соревнования, конкурсы
| Любовь к истории народов. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков. Выступления по теме «Народные художественные промыслы»
| Уметь:
- выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству;
- участворатьв дидактических играх и конкурсах;
- выступать с сообщениями
| Выставка
|
|
|
|
|