МОУ «Основная общеобразовательная школа Вольского района Саратовской области»
«Согласовано»
Руководитель МО МОУ «ООШ с.Покровка»
___________ /Филинова Л.А./
Протокол № 1 от «10» сентября 2011г
| «Утверждено»
Директор МОУ «ООШ с.Покровка»
___________ /Коблова И.Н./ Приказ № 115 от «10» сентября 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Филиновой Лидии Александровны первой квалификационной категории по ИЗО 5 класс
2013 – 2014 у.г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.
Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.
В содержании уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, старооскольской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей.Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Дата
| Тема и тип
урока
|
Характеристика деятельности учащихся
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
| понятия
| предметные
результаты
| универсальные учебные действия
| личностные
результаты
| 2
| 3
| 1
| План
| Факт
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
1 четверть «Древние корни народного искусства» (8 ч)
| 1
|
|
|
Роль декоративного искусства в жизни человека.
Урок ввода новой темы.
|
Уметь объяснять глубинные смыслы знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
| Декоративное искусство.
| Учащиеся должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)
керамика).
Учащиеся должны уметь:
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
Получат возможность научиться:
создавать эскизы с применением народных образов, знаков и символов.
| Регулятивные:
соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: рассуждать
о содержании рисунков, сделанных другими детьми. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; сотрудничать с учителем; умение отстаивать свою точку зрения.
| Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
доброжелательность
и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Взгляд на мир через призму искусства.
| 2
|
|
| Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Урок закрепления новых знаний.
| Уметь объяснять глубинные смыслы знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.
Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Древние образы: древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.
|
Учащиеся должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)
Учащиеся должны уметь:
различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора
Получат возможность научиться:
создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.
| Регулятивные:
соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач
| Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.
| 3
|
|
| Декор русской избы. Урок закрепления новых знаний.
| Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженной в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Находить образное и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.
Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
| Причелины, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.
| Учащиеся должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)
Учащиеся должны уметь:
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора
Получат возможность научиться: Создавать эскиз декоративного убранства избы; украшение деталей дома солярными знаками.
| Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи. Познавательные:
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы;
использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач.
| Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
| 4
|
|
| Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Урок закрепления новых знаний.
| Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознавть и объяснять мудрость устройств традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у рзных народов, находить в них черты национального своеобразия.
Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.
| Ткацкий станок, светец, прялка, люлька и т п.
| Учащиеся должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
Учащиеся должны уметь:
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.
| Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи. Познавательные:
использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
| Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
| 5
|
|
| Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Урок закрепления новых знаний.
| Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.
Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.
Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д. ), дополняя его орнаментальными поясами.
Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.
Осваивать навыки декоративного обобщения.
Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
| Древние образы: древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.
| Учащиеся должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
Учащиеся должны уметь:
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора Получат возможность научиться: Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву;
придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.
| | |