Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Тема: Жостовская роспись.
Тип урока: ОНЗ
Наименование и авторы учебника: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Автор: И.П. Полькина, учитель ИЗО МБОУ Гимназии№ 2, г. Южно-Сахалинска
Основные цели:
1) продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей с жостовской росписью, основными приёмами жостовского письма;
2) формировать умение эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла;
3) формировать умение соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих садов и лугов;
4) формировать умение осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров;
5) сваивать основные приёмы жостовского письма; создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
Оборудование: иллюстрации с изображением жостовской росписи; жостовские подносы; музыкальное сопровождение.
Материалы: бумага; кисти; гуашь. 1. Мотивация к учебной деятельности
- Сегодня я предлагаю вам провести необычный урок. Урок, на котором вы будете узнавать новое самостоятельно, выполняя шаги учебной деятельности. Работать будете в группах.
- Какие этапы надо пройти, чтобы узнать что-то новое? (Надо выяснить, что мы не знаем, и самостоятельно открыть новый способ, новые знания.)
- Если вы будите работать самостоятельно, то какие функции я буду выполнять на уроке? (Учитель будет помогать, организовывать работу учеников.)
- Чтобы работа была успешной, как вы должны работать? (Внимательно слушать учителя, друг друга, быть активными, выполнять все задания.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Сегодня мы продолжим узнавать тайны народных промыслов. Какие виды народных промыслов вы знаете? (Роспись по керамике - Гжель, по дереву – Городец и Хохлома, глиняная игрушка – Дымковская, Филимоновская, Каргопольская.)
- Что вы сейчас повторили? (Виды народных промыслов.)
- Почему эти промыслы называют народными художественными промыслами? (Изготавливали обычные люди и промысел был характерен для нескольких деревень – народный, все промыслы связаны с украшением, росписью красками – художественный.)
- Теперь я предлагаю вам задание. Но не простое, а задание «с затруднением».
- Как вы думаете, с какой целью предлагаю вам задание с затруднением? (Чтобы мы поняли, что мы не знаем.)
- Вы должны нарисовать ромашку в технике жостовской росписи с использованием основных приёмов жостовского письма.
- Что нового в задании? (Надо нарисовать в технике жостовской росписи с использованием основных приёмов жостовского письма.)
- Кто не выполнил заданиие? Что вы не смогли сделать? (Мы не можем нарисовать в технике жостовской росписи.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Ответы детей.)
- Что помешало вам выполнить задание? (Мы не знаем жостовскую роспись и её особенности (как составляется, из чего состоит композиция и т.д.) и не знаем основные приёмы жостовского письма.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель урока. (Познакомиться с жостовской росписью, её особенностями и узнать приёмы жостовского письма.)
- Сформулируйте тему урока. ( Жостовская роспись.)
На доске фиксируется тема.
- Чтобы реализовать поставленную цель, что надо сделать? (Надо составить план.)
- Исходя из поставленной цели, каков будет план работы? (1. Познакомиться с жостовской росписью. 2.Узнать основные приёмы жостовского письма.)
План фиксируется на доске.
- Что можно использовать для достижения цели? (Можно прочитать в справочнике, энциклопедии, учебнике, можно использовать эксперимент.)
5. Реализация построенного проекта.
Учащиеся работают в парах, используя учебники.
Задание:
Узнать, что такое жостовская роспись.
Узнать приемы жостовской росписи.
Узнать об особенностях каждого приема.
У каждой группы рабочий лист, который они должны заполнить в процессе выполнения задания:
После выполнения задания одна из пар проговаривает, как они выполнили задание 1. Другая пара – задание 2 и т.д. Остальные проверяют заполненные листы. В процессе ответов на доске фиксируются эталоны.
Ответы учащихся:
1. Жостовская роспись – это роспись по металлу.
2. Приемы жостовской росписи − замалёвка, тенёжка, бликовка, привязка, уборка.
3. Особенности:
1) Замалёвка – в неполную силу краски, обобщённо – пятном прорисовка силуэтов будущих цветов и листьев.
2) Тенёжка - прокладка теней, прописка затенённых мест тем же цветом, но более тёмным.
3) Бликовка – прокладка бликов, оживки на выступающих частях цветов, подчёркивая объёмность и многослойность письма.
4) Привязка – введение тонкие травки, стебельков, усиков между цветами и листьями, смягчая переход от росписи к фону.
5) Уборка – украшение изделия орнаментальной рамкой, изящной линией, отводкой. Уборки подчёркивают форму изделия.
- У вас в конвертах лежат таблички с названиями приёмов жостовского письма. Составьте последовательность использования этих приёмов.
Варианты выполнения задания фиксируются на доске. Предложенные варианты обсуждаются, и согласованный вариант вывешивается на доску:
- Теперь вы сможете выпольнить задание?
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Какое было задание, с которым вы не справились? (Нарисовать ромашку в манере жостовской росписи.)
Учащиеся выполняют задание, по шагам комментируя свои действия с опорой на алгоритм.
- Покажите, что у вас получилось.
Дети представляют свои работы.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Какие изделия изготавливали жостовские мастера? (Подносы.)
- Какой формы? (Различной: круглые, прямоугольные, гитарные, восьмиугольные и т.д.)
- Какие основные формы композиций используются в жостовской росписи? (Букет собранный, Букет враскидку, Венок, Ветка с угла.)
- Из чего состоит композиция в жостовской росписи? (Из цветов различного размера. Крупные цветы – садовые, мелкие – луговые. Цветы различных видов: розы, георгины, пионы и т.д.)
- Где мастер берёт образы и примеры? (Он работает по вдохновению, использует фантазию.)
- Выполнить композицию «ветка с угла» на прямоугольном подносе с использованием одного крупного цветка (пиона) и двух меньших цветов (ромашек).
- Расписывая свой поднос, работайте на всей поверхности листа. Подумайте, какой фон понадобиться (чёрный, синий, тёмно-красный, белый, зелёный). Сначала напишите букет, затем фон. Работать будете красками с белилами, чтобы получилось много оттенков цвета, разбелок.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Что теперь необходимо сделать? (Сверить полученные композиции с эталоном, чтобы проверить правильно ли мы выполнили задание.)
- Сверьте с эталоном, представленным на доске. При проверке важно понять: есть ли ошибки, а если есть, то понять причину их появления и исправить ошибки.
- У кого возникло затруднение при выборе формы подноса?
- У кого вызвало затруднение определение композиции «ветка от угла»?
- У кого вызвало затруднение изображение цветов в композиции с использованием приёмов жостовского письма (замалёвка, тенёжка, бликовка, привязка, уборка)?
- Кто справился без ошибок?
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Почему жостовскую роспись можно назвать народным художественным промыслом? (Ответы детей.)
- Из чего состоит композиция жостовской росписи? (Цветы, букеты)
- В каких изделиях народного декоративного искусства применяют цветочные композиции?
- Почему это искусство много лет живёт и не умирает.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)
- Какова была цель вашей деятельности?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что вы использовали при достижении цели?
- С каким новым понятием вы познакомились на уроке? (приёмы жостовской росписи: размалёвка, тенёжка, бликовка, уборка.)
- Какова была тема урока? (Жостовская роспись)
- В чём особенность жостовской росписи и в чём её декоративность?
- Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке, заполняя карточки:
К следующему уроку: подобрать материал по теме: «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение по бересте».
|