Скачать 215.21 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса создана на основании:
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. В соответствии учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной. В содержании уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, старооскольской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей. Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения. Общая характеристика учебного предмета Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные содержательные линии В рабочей программе по изобразительному искусству 5 класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; « Декоративное искусство в современном мире». Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство. Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 5-м классе является формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 5-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 5-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа. Цели обучения Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих целей: • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Основные принципы программы: Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру. Принцип «от жизни через искусство к жизни» Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Принцип единства восприятия и созидания. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства. Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Формой проведения занятий по программе является урок. На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной. Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) . Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Формы контроля уровня обученности:
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста. Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Учебно-тематический план Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание тем курса Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35 часов Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции. «Древние корни народного искусства» (8 ч)
Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).
Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. 5) Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. 6) Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение. 7) Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна. 8) Диагностическая работа по теме «Древние корни народного искусства» «Связь времен в народном искусстве» (9 ч) Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.
Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров.
Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.
Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях городецких мастеров. 8) Диагностическая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика). «Декор – человек, общество, время» (8 ч) Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).
Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов.
«Декоративное искусство в современном мире» (10 ч)
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде. 2), 3) Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме. Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме. 4), 5) Эскиз русского народного костюма. Создание эскизов народного праздничного костюма 6) Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа. Народные традиции и праздники. Изготовление панно Праздничные народные гулянья. Иван Купала. Коллективная работа. Народные традиции и праздники. Изготовление панно 7)Человек и мода. Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках. 8)Обобщающий урок по теме «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» (практика). Учебно-методическое обеспечение
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 1990. Искусство ансамбля. Художественный предмет — интерьер — архитектура — среда. — М., 1988. 11. Кайсаров А. С. Мифы древних славян / А. С. Кайсаров, Г. А. Глинка, Б.А.Рыбаков. — Саратов, 1993. 12. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. — Новосибирск, 1981. 13. Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. — М., 1993, 1996. 14. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова. — М., 1988. 15. Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. — М., 1994. 16. Миловский А. С. Песнь Жар-птицы / А. С. Миловский. — М.,. 1987. 17. Неменский Б. М. Культура — искусство — образование / Б. М. Неменский. — М., 1993. 18. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя / Б. М. Неменский. — М., 1987. 19. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012. 20. Осетров Е. И. Живая Древняя Русь / Е. И. Осетров. — М., 1984. 21. Полунина В. Н. Искусство и дети / В. Н. Полунина. — М., 1982. 22. Попова В. С. Русские художественные промыслы / Попова В. С, Каплан Н. И. — М., 1984. 23. Рак И. В. Мифы Древнего Египта / И. В. Рак. — СПб., 1993. 24. Рогов А. П. Русь деревянная / А. П. Рогов. — М., 2012. — (Русская культура). 25. Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. — М., 2010. — (Русская культура). 26. Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности / А. П. Рогов. — М., 2009. 27. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б.А.Рыбаков.— М., 1981. |